11 июля 2018 г. |
Дело N А83-8890/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2018 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Егорова Е.И. |
|
Радюгиной Е.А. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от АО "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай"" 298403, Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Македонского, д.1 ОГРН 1149102129923
от УФНС России по Республике Крым 295006, г.Симферополь, ул.А.Невского, д.29 ОГРН 1147746357153
от ИФНС России по Бахчисарайскому р-ну Республики Крым 298403, Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Симферопольская, д.3 ОГРН 1149100000070 |
Самойловой Ю.Н. - представитель, дов. от 02.04.18г. N 15 Васильева А.Ю. - представитель, дов. от 20.07.17г. N 18 Пиянзина Е.А. - представитель, дов. от 20.07.17г. N 15
Безверхой Ю.А. - представитель, дов. от 19.01.18г. N 06-20/00733@ Булат О.В. - представитель, дов. от 19.03.18г. N 06-20/03639@
Безверхой Ю.А. - представитель, дов. от 10.01.18г. N 02-20/00066 Булат О.В. - представитель, дов. от 22.11.17г. N 02-20/06726 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.12.17г. (судья С.Ю.Кузнякова) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.18г. (судьи В.А.Омельченко, И.А.Малышева, А.В.Привалова) по делу N А83-8890/2016,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Бахчисарайскому району Республики Крым (далее - налоговый орган) от 28.07.16г. N 06-09/494 (в редакции решения УФНС России по Республике Крым от 11.11.16г. N 07-21/13745@) в части доначисления акциза в размере 37013468 руб., пени в размере 4653297,54 рублей и штрафа в размере 740269,36 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено УФНС России по Республике Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.12.17г. в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.18г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Налоговый орган и третье лицо в отзывах на жалобу просят оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Исходя из указанных полномочий суда кассационной инстанции озвученные в настоящем судебном заседании доводы представителей Общества о нарушении судами норм процессуального права, заключающихся в неисследовании судами документов, которые не представлялись Обществом ни в налоговый орган в ходе камеральной проверки, ни в УФНС России по Республике Крым при подаче апелляционной жалобы, судом кассационной инстанции не оцениваются, поскольку в принятой судом к производству кассационной жалобе не содержатся.
Рассмотрев доводы жалобы и отзывов, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзывов (представитель Общества Пиянзин Е.А. на основании ч.4 ст.154 АПК РФ был удален из зала судебного заседания в связи с нарушением порядка в судебном заседании), изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки уточненной (уточнение N 4, представлена в налоговый орган 08.12.15г.) налоговой декларации Общества по акцизам за февраль 2015 года (акт от 24.03.16г. N 06-09/445). Основанием для его принятия явился вывод налогового органа о необоснованном заявлении Обществом налоговых вычетов по акцизам при реализации подакцизных товаров, предусмотренных пп.3 п.1 ст.181 НК РФ. Налоговый орган исходил из того, что в нарушение требований п.17 ст.201 НК РФ Общество одновременно с представленной декларацией не представило документы, подтверждающие правомерность заявленных вычетов, предусмотренные п.7 ст.204 НК РФ. Кроме того, налоговый орган установил арифметическую ошибку Общества при расчете суммы акцизов, приведшую к занижению подлежащей уплате в бюджет суммы.
Решением УФНС России по Республике Крым от 11.11.16г. N 07-21/13745@) решение налогового органа было отменено в части определения суммы доплаты (недоимки) акциза в размере 20571301 руб., привлечения Общества к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 411426,2 руб., начисления пени в размере 3158208,98 руб. и предложения уплатить в бюджет указанные суммы; в остальной части решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со ст.ст.6, 15 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.14г. N 6-ФКЗ, Положением об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденного Постановлением Госсовета Республики Крым от 11.04.14г. N 2010-6/14, главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации Общество является плательщиком акцизов, осуществляющим реализацию произведенных им подакцизных товаров, а именно - алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов и вин натуральных, и с 1 января 2015 года обязано исчислять и уплачивать акцизы в соответствии в положениями главы 22 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.194 НК РФ сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст.ст.187 - 191 НК РФ.
Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст.204 НК РФ.
В силу п.8 ст.194 НК РФ организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство алкогольной продукции (за исключением вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции (далее - авансовый платеж акциза).
Под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) этилового спирта (в том числе этилового спирта, ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющегося товаром Евразийского экономического союза) или до совершения операции, предусмотренной пп.22 п.1 ст.182 НК РФ.
В соответствии с п.16 ст.200 НК РФ при исчислении акциза на реализованную алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию вычету подлежит уплаченная налогоплательщиком (банком-гарантом в случаях, предусмотренных п.13 ст.204 и (или) п.6 ст.184 НК РФ) сумма авансового платежа акциза в пределах суммы этого платежа, приходящейся на объем этилового спирта, фактически использованного для производства реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, либо на объем приобретенного и (или) произведенного налогоплательщиком спирта-сырца, переданного в структуре одной организации для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, при представлении в налоговый орган документов в соответствии с п.17 и (или) 18 ст.201 НК РФ, если иное не предусмотрено п.16 ст.200 Кодекса.
Согласно п.17 ст.201 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные п.16 ст.200 НК РФ, производятся налогоплательщиками, приобретающими (закупающими) этиловый спирт, на основании документов, предусмотренных п.7 ст.204 Кодекса, а также представляемых в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по акцизам следующих документов (их копий):
1) договора купли-продажи этилового спирта, заключенного производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции с производителем этилового спирта - налогоплательщиком - российской организацией, или копии договора (контракта) на поставку этилового спирта, являющегося товаром Евразийского экономического союза, с территорий государств - членов Евразийского экономического союза;
2) транспортных (перевозочных) документов на отгрузку этилового спирта продавцом - налогоплательщиком - российской организацией;
3) акта списания этилового спирта в производство и копии купажного акта и т.д.
Письмом Минфина России "О применении производителями алкогольной продукции налогового вычета авансового платежа акциза в Республике Крым" от 17.06.15г. N 03-07-15/34796, а также письмом ФНС России от 23.07.15г. N ЕД-4-3/12895@ разъяснено, что налоговые вычеты могут быть произведены при представлении налогоплательщиком в налоговый орган документов, подтверждающих:
- уплату налогоплательщиком в бюджет Республики Крым при приобретении акцизных марок соответствующей суммы акциза по алкогольной продукции. При этом для применения налоговых вычетов, установленных положениями пункта 16 статьи 200 Налогового кодекса, то обстоятельство, что указанная уплата осуществлялась налогоплательщиком при приобретении украинских акцизных марок, значения не имеет;
- получение налогоплательщиком с акцизного склада этилового спирта, используемого для производства указанной алкогольной продукции;
- списание полученного этилового спирта в производство реализованной алкогольной продукции.
При представлении указанных документов налогоплательщик вправе в налоговой декларации по акцизам, отражающей сумму акциза, исчисленную по совершенным в налоговом периоде операциям реализации алкогольной продукции, отразить налоговые вычеты суммы акциза (авансового платежа акциза), уплаченной по этой продукции в бюджет Республики Крым при приобретении акцизных марок.
Оценив доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суды пришли к выводу о том, что Обществом не было предоставлено документального подтверждения уплаты акцизного налога при приобретении акцизных марок и спирта в бюджет Республики Крым в переходном периоде, а также документального подтверждения производства из такого спирта вышеуказанной реализованных подакцизных товаров.
При представлении пояснений в налоговый орган по поводу заполнения соответствующих граф и разделов проверяемой декларации, а также обосновывая свою позицию в судах первой и апелляционной инстанций, Общество ссылалось на то обстоятельство, что у него имелась переплата, сформировавшаяся при уплате акцизного налога во втором полугодии 2014 года. При этом, по мнению Общества, переплата составила 286837654,18 руб., данная переплата подлежит зачету (возврату) в порядке, ст.78 НК РФ, а представленный пакет документов подтверждает право на налоговые вычеты по акцизам.
Отклоняя данные доводы Общества, суды обоснованно указали, что согласно данным лицевых счетов по акцизному налогу ЧАО "КВКЗ "Бахчисарай" (чьим правопреемником является Общество) за 2014 год, полученным ИФНС по Бахчисарайскому району Республики Крым в соответствии с приказом Инспекции "О передаче электронных баз данных из Налоговой инспекции в Бахчисарайском районе Налоговой службы Республики Крым в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым" от 25.12.14г. N 01.1-03/27, сумма переплаты по состоянию на 01.01.15г. составляет по коду бюджетной классификации "14020200" - 68594664,85 руб., по коду "14020300" - 5891127,33 руб.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что в 2016 году Общество обращалось в налоговый органом с заявлением о зачете указанной суммы переплаты, а решение налогового органа от 19.08.16г. N 10, об отказе в проведении зачета в связи с отсутствием переплаты в заявленном размере было оспорено Обществом в судебном порядке.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А83-5529/2017 в удовлетворении заявления Общества было отказано в связи с недоказанностью им факта переплаты акцизного налога в переходный период, так как суммы заявленного Обществом налога к зачету как излишне уплаченного декларировались им самостоятельно и уплачивались в бюджет Республики Крым, а доказательств зачисления в бюджет сверх начисленных сумм денежных обязательств Обществом представлено не было.
Правомерность данных выводов судов первой, апелляционной и кассационной инстанций подтверждена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 18.04.18г. N 310-КГ18-3217.
Поскольку надлежащие документы, подтверждающие правомерность заявленных вычетов по акцизу в спорной декларации Обществом не были представлены, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявления Общества, признав оспариваемое решение налогового органа соответствующим закону.
Суд кассационной инстанции находит, что выводы судов о соответствии оспариваемого решения налогового органа закону соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении судами норм материального права, при этом арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не было нарушено положений ст.71 АПК РФ об исследовании и оценке доказательств.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, были исследованы арбитражными судами. Они не опровергают правильность выводов судов, а направлены на переоценку установленных обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что в сил ст.ст.286, 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов (ч.4 ст.288 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 декабря 2017 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2018 года по делу N А83-8890/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" - без удовлетворения.
Отменить обеспечительные меры в виде запрета ИФНС России по Бахчисарайскому району Республики Крым совершать действия, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, по взысканию во внесудебном порядке с акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" сумм налогов, пеней и штрафов по решению налогового органа от 28.07.16г. N 06-09/494, принятые определением Арбитражного суда Центрального округа от 22 мая 2018 года.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.