Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
образования и науки
Республики Дагестан
от 6 августа 2021 г. N 05-02-419/21
Модель
региональной системы оценки качества общего образования Республики Дагестан
I. Общие положения
Настоящая модель региональной системы оценки качества общего образования Республики Дагестан распространяется на образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами.
1. Нормативно-правовая база модели региональной системы оценки качества общего образования Республики Дагестан
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
1.2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования на 2018 - 2025 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. N 1642;
1.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
1.4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 г. "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
1.5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
1.6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
1.7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";
1.8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 г. N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
1.9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
1.10. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 г. N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования".
1.11. Постановление от 23 декабря 2014 года N 664 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие образования в Республике Дагестан" (с изменениями на 18 декабря 2020 года).
2. Понятийный аппарат модели системы оценки качества общего образования РД
2.1. Качество общего образования на региональном уровне - комплексная характеристика региональной образовательной системы, выражающаяся в ее способности удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности государства и общества в достижении планируемых результатов образовательных программ общего образования и являющаяся следствием отражения экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей региона.
2.2. Оценка качества общего образования на региональном уровне - оценка способности региональной образовательной системы удовлетворять установленным и прогнозируемым потребностям государства и общества в части эффективного и всестороннего развития человека вследствие освоения основных образовательных программ общего образования.
2.3. Механизмы оценки качества общего образования на региональном уровне - совокупность принятых и осуществляемых в образовательной системе оценочных процессов, в ходе которых осуществляются процедуры оценки образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и ее подсистем.
2.4. Процедуры оценки качества общего образования на региональном уровне - официально установленные и предусмотренные правилами способы и порядки осуществления оценочных процессов, обеспечивающие оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и ее подсистем.
2.5. Мониторинг системы оценки качества общего образования на региональном уровне - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения в региональной системе оценки качества образования, результатом которого является установление степени соответствия её элементов, структур, механизмов и процедур целям и задачам оценки.
II. Цель, задачи, направления деятельности модели региональной системы оценки качества общего образования Республики Дагестан
Модель региональной системы оценки качества общего образования Республики Дагестан намечает цель, задачи, направления деятельности региональной системы оценки качества образования, устанавливает ее организационную структуру:
1. Стратегическая цель модели региональной системы оценки качества образования Республики Дагестан - получение объективной и достоверной информации о качестве образования, включающей в себя:
1.1. Состояние и результаты образовательной деятельности в образовательных организациях республики;
1.2. Траектории изменения в направлении качества общего (включая дошкольное), дополнительного и среднего профессионального образования;
1.3. Объективные причины, влияющие на уровень общего (включая дошкольное), дополнительного и среднего профессионального образования;
1.4. Формирование информационной основы для принятия эффективных управленческих решений в контексте управления системой образования республики.
2. Задачи реализации модели региональной системы оценки качества образования Республики Дагестан:
2.1. Формирование единого методологического подхода в понимании проблем качества образования, условий повышения качества образования и подходов к его измерению;
2.2. Определение критериев и показателей, позволяющих объективно оценить качество образования в регионе и в отдельно взятой образовательной организации;
2.3. Формирование механизмов обеспечения объективности региональных и федеральных оценочных процедур на региональном и муниципальном уровнях;
2.4. Осуществление оценки качества образования и образовательных достижений, обучающихся по уровням общего образования, включая независимую оценку, общественную и независимую экспертизу;
2.5. Совершенствование механизмов управления с целью повышения качества образования и объективности результатов;
2.6. Формирование регионального экспертного сообщества, в том числе из представителей общественности, участвующих в различных формах внешней независимой оценки качества образования.
2.7. Проведение процедур оценки качества образования и их информационное, методическое и техническое сопровождение;
2.8. Проведение мониторинга эффективности реализации адаптированных образовательных программ для определения динамики развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
2.9. Организация оценки качества и полноты создания специальных условий для полноценного включения обучающихся с ОВЗ в образовательный процесс в соответствии с их индивидуальными особенностями;
2.10. Организация анализа и мониторинга результатов оценочных процедур с целью выявления признаков необъективных результатов на основе данных анализа.
2.11. Формирование системы принятия управленческих решений на основе анализа результатов оценочных процедур;
2.12. Создание и обоснование единых индикаторов и критериев качества обучения, повышающих интерес педагогов к использованию инновационных технологий обучения и организации самостоятельной работы обучающихся;
2.13. Повышение уровня компетентностей педагогов в вопросах оценки качества образования;
2.14. Проведение на основе сравнительного анализа оценки результативности педагогической и управленческой деятельности в региональной системе образования в целях повышения эффективности управления;
2.15. Обеспечение информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
2.16. Создание инструментов общественного участия в управлении социально-образовательной средой;
3. Направления реализации модели региональной системы оценки качества общего образования:
3.1. Развитие системы региональных исследований качества общего образования (включая федеральные), позволяющей оценивать качество образования по основным предметным дисциплинам на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования, включая сбор контекстных данных;
3.2. Создание фонда оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки качества общего образования на региональном уровне;
3.3. Функционирование системы мониторинга оценки качества общего образования на региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательной организации;
3.4. Формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательной организации.
III. Механизмы системы оценки качества общего образования в Республике Дагестан
1. Нормативные требования, определяющие:
1.1. Качество образования на уровнях дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
1.2. Качество образования детей с интеллектуальными нарушениями;
1.3. Качество образования через совершенствование системы работы с одаренными и талантливыми детьми;
1.4. Качество дополнительного образования;
1.5. Качество дополнительного профессионального образования;
1.6. Качество среднего профессионального образования.
2. Методологические подходы:
2.1. Ценностно-смысловой подход: результаты оценки качества общего образования служат основой для принятия эффективных управленческих и педагогических решений на различных уровнях управления;
2.2. Системный подход: рассмотрение объектов, механизмов и процедур оценки в качестве образовательных систем, исследование которых осуществляется в соответствии с классическими методами: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, редукция, индукция и т.д.;
2.3. Деятельностный подход: обусловленность временными факторами механизмов и процедур оценки качества образования, характера их изменений).
3. Основные механизмы системы оценки качества образования
3.1. Оценка качества основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (дополнительных общеразвивающих программ).
3.2. Оценка качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (дополнительных общеразвивающих программ).
3.3. Контекстная оценка (анализ результатов в контексте условий).
3.4. Оценка способов действий, а не только дидактических единиц.
3.5. Оценка навыков участников образовательного процесса (кооперация, коммуникация, критическое мышление, креативность).
IV. Объекты региональной системы оценки качества общего образования
1. Основные образовательные программы: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительные общеразвивающие программы.
2. Условия реализации основных образовательных программ: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительных общеразвивающих программ.
3. Результаты освоения обучающимися основных образовательных программ: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительных общеразвивающих программ.
4. Контекстная информация.
V. Структура модели региональной системы оценки качества общего образования
1. Внешняя оценка - государство, общественные организации, население.
2. Внутренняя оценка - обучающиеся, педагогические и руководящие работники образовательной организации, родители, законные представители обучающихся.
3. Нормативно-правовая база для создания и функционирования региональной системы оценки качества общего образования и ее составляющих.
4. Система повышения квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам оценки и экспертизы качества образовательной деятельности.
5. Банк диагностического инструментария для проведения оценки качества образования.
6. Организационно-педагогические условия для проведения оценочных процедур.
7. Индикаторы качества образовательной деятельности.
8. Рейтинговые таблицы по результатам оценки.
9. Информационно-статистический банк данных по результатам оценочных процедур.
VI. Модель региональной системы оценки качества общего образования Республики Дагестан
1. Уровни организации модели региональной системы оценки качества общего образования:
1.1. Региональный;
1.2. Муниципальный;
1.3. Уровень образовательных организаций;
1.4. Индивидуальный уровень обучающихся, педагогов, работников системы управления образованием.
2. Элементы модели региональной системы оценки качества общего образования:
2.1. Целевой блок (целью региональной модели оценки качества общего образования является развитие региональных механизмов оценки качества общего образования в Республике Дагестан);
2.2. Содержательный блок (отражает логику представления региональных механизмов оценки качества общего образования в Республике Дагестан по каждому объекту оценки качества общего образования: содержание оценки качества объекта, определенное нормативными требованиями, механизм оценки качества объекта - оценочные процедуры, обеспечивающие реализацию механизма оценки качества объекта (постоянные и осуществляемые периодически);
2.3. Оценочный блок (представляет собой нормативно-правовое, управленческое, содержательное, аналитическое, инструментальное обеспечение).
3. Оценочные процедуры:
3.1. Международный уровень (данные международных исследований качества образования (PISA, PIRLS, TIMSS TALIS);
3.2. Федеральный уровень (государственная итоговая аттестация (ГИА), национальные исследования качества образования (НИКО), всероссийские проверочные работы (ВПР) и другие);
3.3. Региональный уровень (оценка качества дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования и среднего профессионального образования).
3.4. Муниципальный уровень
Предметом оценки на муниципальном уровне являются:
- качество образовательных результатов - степень соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ государственным образовательным стандартам;
- качество образовательного процесса - качество основных и дополнительных общеобразовательных программ, принятых и реализуемых в образовательных учреждениях, эффективность применения педагогических технологий;
- качество условий реализации образовательных программ - качество образовательных ресурсов;
- эффективность управления образованием.
3.5. Уровень образовательной организации - формирующее оценивание, текущий контроль, промежуточная аттестация, всероссийские проверочные работы (проведение) и т.д.);
3.6. Индивидуальный уровень (самооценка обучающегося, педагога и работников системы управления образованием).
VII. Основные требования к процедурам контроля и оценки качества образования:
1. Использование разнообразных методов оценки (тестирование, анкетирование, диагностика и другие)
2. Переход от линейного рейтинга к кластерному сравнению и анализу факторов: оценка - кластерный анализ - школы с низкими образовательными результатами - анализ рисков - меры поддержки.
3. Ориентирование не только на получение знаний в рамках учебных дисциплин, но и на достижение более широких образовательных результатов:
3.1. Компетентность;
3.2. Способность к критическому мышлению;
3.3. Функциональная грамотность;
3.4. Сформированное отношение к здоровому образу жизни;
3.5. Мотивация к обучению;
3.6. Личностных результатов.
4. Реализация программ оценки образовательных достижений обучающихся.
Виды программ оценки:
4.1. Индивидуальная оценка (вопросы, тесты, наблюдения, учебные задания);
4.2. Оценка на уровне образовательной организации (ГИА);
4.3. Мониторинговые исследования на муниципальном, региональном и федеральном уровне, национальные мониторинги, международные сравнительные исследования.
5. Оценка качества деятельности образовательной организации
5.1. Внешняя оценка:
- лицензирование и аккредитации;
- контроль и надзор;
- итоговая аттестация;
- аттестация педагогических кадров;
- мониторинг системы образования;
- независимая оценка: со стороны участников образовательного процесса (соцопросы), со стороны не участников образовательного процесса (голосование, рейтинги, аудит).
5.2. Внутренняя оценка:
- самообследование образовательной организации, результаты которого используются как инструмент управления качеством на уровне образовательной организации и для решения двух задач: выявление лучших практик на уровне образовательной организации и определение векторов ее развития;
- оценка обучающихся со стороны педагогов;
- самооценка обучающихся.
VIII. Сопровождение оценочных процедур
1. Нормативно-правовое обеспечение:
1.1. Комплекс нормативных правовых документов федерального и регионального уровней, регламентирующих процедуры оценки качества образования.
1.2. Ресурсный комплекс: кадровое, научно - методическое, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение.
2. Содержательное обеспечение (оценочные процедуры регионального уровня):
2.1. Оценка качества общего образования:
- сформированность предметных знаний;
- критериально-ориентированная оценка;
2.2. Оценка сформированности универсальных ученых действий:
- метапредметные результаты;
- нормативно-ориентированная оценка.
3. Инструментальное обеспечение:
- кодификатор;
- спецификация;
- обобщенный план диагностической работы;
- варианты диагностических работ;
- бланки ответов;
- инструкции для эксперта по оцениванию открытых ответов.
4. Аналитическое обеспечение:
4.1. Формирование перечня показателей оценки общего образования:
- предметные достижения обучающихся, включающие в себя уровень выполнения работы;
- доля обучающихся, справившихся с работой;
- доля обучающихся, справившихся с работой и по математике, и по русскому языку.
4.2. Качество освоения образовательного стандарта:
- доля обучающихся, преодолевших порог "лучших результатов".
4.3. Формирование перечня показателей оценки сформированности универсальных ученых действий:
- успешность выполнения работы (показывает средний процент выполнения диагностической работы);
- уровень достижений выше/ниже среднего.
IX. Выявление факторов, влияющих на результаты оценочных процедур
1. Контекстная информация (профессиональные характеристики учителей: стаж, категория, нагрузка, курсы; условия обучения в школе: количество часов по программе, наполняемость класса, социально-экономические условия и т.д.). Выбирать нужно "работающие" показатели. Необходимо использовать результаты только в сочетании с контекстными данными, данными об условиях организации образовательного процесса или показателями, полученными из других оценочных процедур.
2. Управленческое обеспечение на региональном уровне.
Оценивание должно осуществляться в целях определения факторов риска. Данные, полученные в ходе оценивания уровня знаний, должны применяться для обновления стратегии и хода ее реализации, что должно привести к улучшению качества образования.
Для эффективности процесса измерения качества образования необходимо его соответствие с поставленной целью. Оценивание может помочь распознать и более точно определить направления рискового профиля всей образовательной системы и может способствовать разработке конкретных мер по их минимизации.
Процедура оценивания не улучшит качество и условия обучения: необходимо определение объективных данных образовательных результатах обучающихся для разработки стратегии по их улучшению.
3. Управленческое обеспечение на муниципальном уровне:
- объективное оценивание состояния системы образования муниципалитета в целях выявления факторов, влияющих на качество образования;
- проведение процедур оценивания для выявление образовательных организаций с низкими образовательными результатами в целях оказания им адресной поддержки;
- оценивание эффективности деятельности руководителей образовательных организаций.
4. Управленческое обеспечение на уровне образовательной организации (уровень администрации общеобразовательной организации):
- подведение итогов работы школы в рамках учебного года;
- разработка плана работы школы на следующий учебный год;
- корректировка Программы развития школы;
- формирование оценочного инструментария для внутришкольного контроля;
- подготовка аналитической части отчета по результатам самообследования;
- размещение обязательной информации на сайте школы;
- корректировка планов работы методических объединений учителей;
- корректировка плана повышения квалификации учителей на уровне школы;
- формирование предложений по индивидуальной поддержке обучающихся;
- обоснование для принятия управленческих решений по направлениям деятельности школы.
X. Результат внедрения региональной модели оценки качества общего образования
1. Системное участие образовательных организаций Республики Дагестан в региональных механизмах оценки качества общего образования, позволяющих оценивать качество образования по основным дисциплинам на всех уровнях общего образования, включая сбор контекстных данных;
2. Обеспечение функционирования системы мониторинга оценки качества общего образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне ОО;
3. Наличие сформированного и зафиксированного на региональном уровне фонда оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки качества общего образования;
4. Открытость региональной модели, а также её принятие профессиональным сообществом и общественностью.
XI. Организационная составляющая модели региональной системы оценки качества общего образования Республики Дагестан
1. Министерство образования и науки Республики Дагестан:
1.1. Формирует единые подходы к оценке качества образования;
1.2. Определяет регламент функционирования модели региональной системы оценки качества образования и проведения оценочных процедур;
1.3. Координирует работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования;
1.4. Определяет состояние и направления развития региональной системы образования для принятия управленческих решений по повышению качества образования в Республике Дагестан.
2. ГБУ ДПО РД "Дагестанский институт развития образования":
2.1. Разрабатывает критерии региональной системы оценки качества образования;
2.2. Занимается подготовкой экспертов по оценке качества образования;
2.3. Осуществляет научно-методическое сопровождение процедур оценки качества образования;
2.4. Разрабатывает аналитические материалы по функционированию модели региональной системы оценки качества образования;
2.5. Разрабатывает методические рекомендации по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов оценки качества подготовки обучающихся, в том числе с ОВЗ;
2.6. Оказывает организационно-методическую и научно-методическую поддержку образовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты;
2.7. Ведет подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников.
Региональный центр обработки информации Республики Дагестан реализует:
- организационно-методическое и технологическое сопровождение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов;
- анализ результатов оценки качества образования по данным ГИА;
- формирование и ведение базы данных показателей качества образования по результатам ГИА;
- формирование и ведение банка контрольно-измерительных материалов ГИА;
- мониторинг исполнения на муниципальном уровне распорядительных документов в части организации и проведения ГИА;
- предоставление информации о качестве образования по запросам.
3. ГБУ РД "Центр непрерывного повышения педагогического мастерства педагогических работников":
3.1. Повышает квалификацию руководящих и педагогических работников по вопросам функционирования модели региональной системы оценки качества образования.
3.2. Разрабатывает индивидуальные образовательные траектории на основе профессиональных дефицитов педагогических работников в целях повышения их профессионального мастерства;
3.3. Реализует национальную систему учительского роста педагогических работников.
4. ГБУ РД "Центр оценки качества образования":
4.1. Реализует организационно-технологическое сопровождение функционирования модели региональной системы оценки качества образования;
4.2. Формирует и апробирует измерительные материалы для оценки качества образования;
4.3. Осуществляет инструктивно-методическое обеспечение процедур оценки качества образования;
4.4. Организует сбор, хранение, обработку информации о качестве образования в республике Дагестан.
4.5. Проводит мониторинг:
- условий осуществления образовательного процесса;
- удовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами и результатами образовательного процесса;
- уровня квалификации и профессиональных компетенций педагогических работников.
5. Муниципальные органы управления образованием:
5.1. Обеспечивают условия для проведения процедур внешней оценки качества образования на муниципальном уровне;
5.2. Организуют сбор образовательной статистики и предоставляют сведения на основе действующих баз данных;
5.3. Содействуют в проведении мониторинговых, контрольно-оценочных процедур, социологических исследований по вопросам качества образования;
5.4. Обеспечивают информационную открытость в соответствии с действующим законодательством.
6. Образовательные организации:
6.1. Обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества образования;
6.2. Осуществляют сбор, ведение базы данных, предоставляют сведения по ней, отвечая за качество информации;
6.3. Обеспечивают информационную открытость в соответствии с действующим законодательством.
7. Общественность и профессиональные объединения:
7.1. Контролируют качество образования в роли общественных наблюдателей, общественных экспертов;
7.2. Участвуют в обсуждении критериев, определяющих состояние и динамику развития образовательной организации, муниципальных систем образования и региональной системы образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.