Правительство Магаданской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Магаданской области от 23 сентября 2019 г. N 634-пп "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области" следующие изменения:
в государственной программе Магаданской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области", утвержденной указанным постановлением (далее - государственная программа):
- в паспорте государственной программы:
позицию "Подпрограммы государственной программы" изложить в следующей редакции:
позицию "Ресурсное обеспечение государственной программы" изложить в следующей редакции:
" |
Ресурсное обеспечение государственной программы |
Общий объем финансирования государственной программы составляет 1 855 992,3 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 642 054,2 тыс. рублей; 2021 год - 257 895,8 тыс. рублей; 2022 год - 243 314,6 тыс. рублей; 2023 год - 321 890,7 тыс. рублей; 2024 год - 233 939,7 тыс. рублей; 2025 год - 156 897,3 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета (далее также - ФБ) - 937 418,4 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 449 980,8 тыс. рублей; 2021 год - 109 600,9 тыс. рублей; 2022 год - 113 621,7 тыс. рублей; 2023 год - 188 713,4 тыс. рублей; 2024 год - 75 501,6 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета (далее также - ОБ) - 918 573,9 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 192 073,4 тыс. рублей; 2021 год - 148 294,9 тыс. рублей; 2022 год - 129 692,9 тыс. рублей; 2023 год - 133 177,3 тыс. рублей; 2024 год - 158 438,1 тыс. рублей; 2025 год - 156 897,3 тыс. рублей. Финансирование государственной программы за счет средств муниципальных бюджетов (далее также - МБ) и за счет внебюджетных источников (далее также - ВБИ) не предусмотрено |
"; |
- позицию "Ресурсное обеспечение подпрограммы" паспорта Подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области" государственной программы изложить в следующей редакции:
" |
Ресурсное обеспечение Подпрограммы |
Общий объем финансирования Подпрограммы - 979 520,1 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 461 127,4 тыс. рублей; 2021 год - 124 752,0 тыс. рублей; 2022 год - 121 846,5 тыс. рублей; 2023 год - 193 551,8 тыс. рублей; 2024 год - 77 642,4 тыс. рублей; 2025 год - 600,0 тыс. рублей; общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета - 913 271,5 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 430 333,9 тыс. рублей, 2021 год - 109 600,9 тыс. рублей; 2022 год - 113 621,7 тыс. рублей; 2023 год - 184 213,4 тыс. рублей; 2024 год - 75 501,6 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; общий объем финансирования за счет средств областного бюджета - 66 248,6 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 30 793,5 тыс. рублей; 2021 год - 15 151,1 тыс. рублей; 2022 год - 8 224,8 тыс. рублей; 2023 год - 9 338,4 тыс. рублей; 2024 год - 2 140,8 тыс. рублей; 2025 год - 600,0 тыс. рублей |
"; |
- позицию "Ресурсное обеспечение подпрограммы" паспорта Подпрограммы "Формирование благоприятной инвестиционной среды в Магаданской области" государственной программы изложить в следующей редакции:
" |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
Общий объем финансирования Подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет - 277 267,8 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 2 600,0 тыс. рублей; 2021 год - 62 637,6 тыс. рублей; 2022 год - 51 015,1 тыс. рублей; 2023 год - 51 015,1 тыс. рублей; 2024 год - 55 000,0 тыс. рублей; 2025 год - 55 000,0 тыс. рублей |
"; |
- позицию "Ресурсное обеспечение подпрограммы" паспорта Подпрограммы "Развитие государственно-частного партнерства в Магаданской области" государственной программы изложить в следующей редакции:
" |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 250,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 0,0 тыс. рублей; 2021 год - 24,2 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 112,9 тыс. рублей; 2025 год - 112,9 тыс. рублей |
"; |
- в наименовании паспорта подпрограммы "Поддержка малого и среднего предпринимательства Магаданской области для преодоления негативного воздействия на экономику в условиях угрозы распространения коронавируса" слово "коронавируса" заменить словами: "новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- раздел I "Характеристика текущего состояния сферы реализации и приоритеты государственной программы и прогноз развития на перспективу" изложить в новой редакции:
"I. Характеристика текущего состояния сферы реализации и приоритеты государственной программы, и прогноз развития на перспективу
Экономика Магаданской области развивается по основным направлениям, предопределенными богатейшими запасами природных ресурсов и, прежде всего, минерально-сырьевой базы.
Лидирующее положение в экономике региона по-прежнему занимают горнодобывающая промышленность, электроэнергетика, использующие ресурсы территории.
На 01 января 2020 года в области проживало 139,0 тыс. человек, из них к экономически активному относилось 90,0 тыс. человек.
Стоимость валового регионального продукта в 2020 году составила 231,0 млрд рублей и превысила уровень 2016 года в 1,5 раза.
Объем отгруженной продукции собственного производства по основным видам деятельности увеличился в 2020 году по сравнению с 2016 годом в 2,1 раза.
В 2020 году было добыто 49,14 тонны золота, что выше уровня 2016 года в 1,7 раза, серебра 572,5 тонн, что составило 64,4% уровня 2016 года.
Выполняют поставленные задачи рыбохозяйственный комплекс и сельское хозяйство, торговля и транспорт.
В 2020 году в экономику региона поступило 44 436,2 млн рублей инвестиций в основной капитал, что на 106,2% превышает уровень 2016 года.
Состояние экономики региона определяет устойчивость его бюджетной системы. Исполнение областного бюджета за 2020 год составило: по доходам в сумме 47 713,7 млн рублей и по расходам в сумме 47 121,2 млн рублей с профицитом областного бюджета в сумме 592,5 млн рублей.
Бюджет служит основным источником финансового обеспечения государства и его регионов, играет определяющую роль в его экономическом и социальном развитии, является инструментом государственного управления, с помощью которого государство решает как повседневные, неотложные, так и перспективные задачи, стоящие перед обществом. Бюджет обеспечивает каждому конкретному региону возможность осуществления социальных мероприятий и реализации экономических задач.
В повышении эффективности расходования бюджетных средств региона большое значение имеет использование программно-целевого метода бюджетного планирования, в том числе и посредством государственных программ, включая государственную программу Магаданской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области".
Приоритеты государственной программы определены на основе:
- Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р;
- Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р;
- Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 05 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года";
- Инвестиционной стратегии Магаданской области, утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 05 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года";
- Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2016 г. N 1083-р;
- Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Исходя из основного приоритета - дальнейшего экономического развития Магаданской области на основе интенсификации использования ресурсов территории, инвестиционная политика Магаданской области направлена на активизацию и стимулирование инвестиционного процесса, привлечение и эффективное использование инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития Магаданской области.
Приоритетами государственной программы являются:
- повышение инвестиционной привлекательности Магаданской области;
- мобилизация внутренних и увеличение притока внешних инвестиционных ресурсов в экономику Магаданской области;
- расширение источников инвестирования для бизнеса и проектов, инициируемых органами исполнительной власти Магаданской области;
- повышение эффективности инвестиций;
- обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;
- создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;
- развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
- создание в регионе благоприятных условий для развития экспортной деятельности и увеличения объемов экспорта.
Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области
Малое и среднее предпринимательство в Магаданской области оказывает непосредственное влияние на общее состояние экономики, насыщение рынка товарами и услугами, развитие экономически оправданной конкуренции, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в местные и областной бюджеты, создание новых рабочих мест и новых производств.
Субъектами малого предпринимательства региона добывается 32% золота, 21% угля, производится 15% рыбной продукции, 85% колбасных изделий, 78% хлеба, 87% кондитерских изделий, 100% яиц, осуществляется 31% областного объема грузоперевозок и 38% от объема строительных работ.
По данным управления Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на конец 2020 года в регионе осуществляли деятельность 7 441 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 841 граждан, применяющих налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Основными видами экономической деятельности малых предприятий в 2020 году были: торговля (29,4% от общей численности), добыча полезных ископаемых (11,8%), строительство 10,4%. Среднесписочная численность работников малых предприятий составляла 23 333 человек или 24,73% от общей численности занятых на предприятиях.
Субъекты малого и среднего предпринимательства обеспечили в 2020 году 18% оборота организаций региона, поступление 40% объема налогов и сборов в консолидированный бюджет Магаданской области.
В 2020 году за счет средств подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области" (далее - подпрограмма были профинансированы мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства на сумму 60,88 млн рублей, в том числе 430,33 млн рублей за счет средств федерального бюджета.
Итоги подпрограммы 2020:
- 02 октября 2020 года в г. Магадане открыт центр "Мой бизнес", на базе которого активно работают центр поддержки предпринимательства, центр сельскохозяйственных компетенций, региональная гарантийная организация и микрокредитная компания. Созданный в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" центр "Мой бизнес" продолжает традицию организации взаимодействия государства с заявителями по принципу одного окна. Под одной крышей предприниматели получают весь спектр услуг Фонда развития предпринимательства Магаданской области, в том числе финансовую помощь микрофинансовой и гарантийной организаций, имеют возможность вступить в общественные и деловые организации, а также получить услуги ЦОУ на базе МФЦ;
- с 01 ноября начала осуществлять деятельность АНО "Микрокредитная компания Магаданской области", размер капитализации которой, направляемой на программу микрофинансирования, составил 365,7 млн рублей. В 2020 году микрокредитной компанией субъектам малого и среднего предпринимательства представлено 8 микрозаймов на сумму 17,3 млн рублей, проведено 96 консультаций;
- создание актуальной базы нормативно-правового обеспечения малого и среднего предпринимательства;
- осуществляются публичные мероприятия в форме круглых столов для предпринимательского сообщества, с участием представителей федеральных и местных органов власти, внебюджетных фондов, общественных организаций;
- изучается мнение предпринимателей посредством анкетирования по различным вопросам: в сфере удовлетворенности мерами финансовой и гарантийной поддержки, предоставления консультационных и образовательных услуг, деятельности кредитных и микрофинансовых организаций в Магаданской области;
- в целях повышения уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции на инвестиционном Портале Магаданской области (http://investmagadan.ru) создан отдельный раздел по развитию конкуренции, где размещена вся необходимая информация о деятельности органов государственной власти по содействию развитию конкуренции, о ходе исполнения требований Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. N 768-р, проекты документов, нормативные правовые акты. Общественным организациям, представляющим интересы субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ, услуг предоставлена возможность размещения в этом разделе информации по данной теме, в том числе своих вопросов и предложений, адресованных органам исполнительной власти. Регулярно размещается в сети Интернет информация об объектах, предназначенных для сдачи в аренду, а также реализуемых объектах (в рамках утвержденного Прогнозного плана приватизации государственного имущества Магаданской области);
- снижению административных барьеров способствует возможность установления обратной связи с бизнесменами и инвесторами на инвестиционном портале http://investmagadan.ru и официальном сайте Минэкономразвития Магаданской области http://economy.49gov.ru/feedback/desk/ существует возможность задать вопрос и получить на него ответ. Также на инвестиционном портале на странице "вопросы - ответы" размещены ответы на часто задаваемые вопросы.
Необходимо закрепление достигнутых результатов, продолжение работы по развитию МСП в регионе, дальнейшее решение проблем субъектов МСП, в том числе посредством использования механизмов подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области" с продлением ее реализации до 2025 года.
Основным стратегическим документом, определяющим ориентиры развития малого и среднего предпринимательства на перспективу, является Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2016 г. N 1083-р.
Стратегией определена главная цель - развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.
Цели, направления и долговременные тенденции развития и поддержки малого предпринимательства в Магаданской области, направленные на обеспечение благоприятных условий развития субъектов малого бизнеса, определены в Концепции развития и поддержки малого предпринимательства в Магаданской области на 2008 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 01 февраля 2008 г. N 26-па "О Концепции развития и поддержки малого предпринимательства в Магаданской области на 2008 - 2020 годы", разработанной, в том числе, и на основе Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 05 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года".
В соответствии с вышеперечисленными стратегическими документами определены следующие основные приоритеты развития малого и среднего предпринимательства в Магаданской области:
- оказание финансовой, финансово-кредитной, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- привлечение бюджетных денежных средств в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- организация системы информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", вправе обратиться за оказанием вышеуказанных форм поддержки, в органы исполнительной власти Магаданской области, органы местного самоуправления Магаданской области, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также в организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая особенности развития экономики Магаданской области, положение дел в сфере бытового обслуживания населения, важность реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства, необходимость развития предпринимательства в сфере производства товаров народного потребления, туризма, выделены приоритетные сферы предпринимательской деятельности:
- добыча и переработка рыбы, морепродуктов, производство пищевой рыбной продукции;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции, пищевая промышленность;
- пассажирские перевозки (кроме такси);
- заготовка и глубокая переработка дикоросов;
- бытовое обслуживание населения;
- жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальные услуги;
- производство товаров народного потребления;
- туризм;
- образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг;
- инновационная деятельность;
- строительство;
- производство товаров для детей;
- социальное предпринимательство.
Кроме того, в целях поддержки освоения земельных участков, предоставленных в рамках программы "Дальневосточный гектар", выделена приоритетная группа - "субъекты малого и среднего предпринимательства", получившие земельные участки в рамках программы "Дальневосточный гектар".
Инновационное развитие
Создание инновационной системы Магаданской области и ее успешная эксплуатация требует мобилизации значительных финансовых ресурсов, в том числе бюджетных средств. Для этого в рамках подпрограммы "Инновационное развитие Магаданской области" реализуются мероприятия в сфере нормативно-правового регулирования, развития организационной и информационно-аналитической инфраструктуры инновационной деятельности, поддержки инновационных проектов, кадрового обеспечения инновационной деятельности, а также по реализации молодежной инновационной политики.
За период реализации государственной подпрограммы Правительством Магаданской области было уделено внимание разработке инновационной политики, предусматривающей создание инновационной инфраструктуры и развитие инновационного предпринимательства для реализации интеграционных процессов во внедрении инноваций и активного вовлечения в них образовательных и научных центров, а также предпринимательских структур.
Был открыт Магаданский областной инновационный бизнес-инкубатор (площадь бизнес-инкубатора - 323,2 кв. м, имеются конференц-зал на 40 человек, 10 офисов с 38 оборудованными рабочими местами.
Наметилась определенная положительная тенденция во внедрении модернизационных и инновационных решений в отраслях региональной экономики.
В настоящий момент доля инновационных товаров, работ и услуг составляет 2,3% в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг. Уровень инновационной активности организаций, осуществляющих технологические инновации в Магаданской области составил 10%, организационные - 5%, маркетинговые - 1%.
В Магаданской области уже сложилась региональная инновационная система, которая представляет собой совокупность взаимодействующих субъектов инновационной деятельности, в состав которой входят образовательные и научные центры, субъекты инновационного предпринимательства, также региональная инновационная инфраструктура, включает в себя: ООО "МАСИ-Главбух", Лабораторию стратегических и инновационных исследований в Северо-Восточном государственном университете, Магаданский региональный фонд содействия развитию предпринимательства, Представительство федерального Фонда содействия развитию предприятий в научно-технической сфере в Магаданской области (Фонда Бортника).
С 2014 года подано 23 заявки на полезную модель, 31 - на изобретения, 50 - на товарные знаки и знаки обслуживания, 3 - на база данных, 2 - на программы для ЭВМ, а также получено 17 патентов на изобретения, 18 - на полезную модель, 4 - на товарные знаки и знаки обслуживания, 7 - базы данных, 9 - на программы для ЭВМ.
Развитию интеграционных механизмов инновационной деятельности в регионе послужила разработка инновационных проектов и создание проектных команд.
Ежегодно увеличивается количество инновационных проектов, представляемых на областной конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых "Инновация".
С 2012 года регион принимает активное участие в программах "УМНИК" и "СТАРТ" под руководством Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Программа "УМНИК" направлена на поддержание молодых ученых, стремящихся реализоваться через инновационную деятельность, и стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности, а также стимулирование молодых ученых и специалистов к созданию малых инновационных предприятий. Так с 2014 года получено 11 грантов от Фонда на проведение научных исследований по темам инновационных проектов, кроме того в 2017 году заключен контракт на получение гранта по программе "СТАРТ".
Ежегодно увеличивается количество инновационных проектов, представляемых на областные конкурсы научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых "Инновация", так с 2014 года было представлено 111 проектов.
Результаты проводимой инновационной политики повлияли не только на инновационную активность хозяйствующих субъектов и результаты их деятельности, а также отразились и на росте инвестиционной привлекательности региона.
Однако существуют и определенные трудности в реализации инновационных целей региона. Так, инновационное развитие отраслей региональной экономики сдерживается из-за недостаточно высокого показателя использования результатов интеллектуальной деятельности.
Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время инновации в отраслях региональной экономики разрабатываются и внедряются недостаточно активно, хотя потребность в них с каждым днем возрастает. Недостаточная активность обусловлена отсутствием интереса бизнес-структур к внедрению инноваций, неразвитостью и низкой востребованностью созданной инновационной инфраструктуры.
Развитие инновационной инфраструктуры Магаданской области сдерживается наличием следующих проблем:
- действующая инфраструктура поддержки инноваций не адаптирована к потребностям целевых групп (существующие компании, использующие инновации, и малые инновационные предприятия, научные организации) и работает неэффективно;
- отсутствуют объективно обусловленные предпосылки для интеграции предприятий в инновационных процессах;
- недостаток квалифицированных кадров для работы в области коммерциализации научных разработок и трансфера технологий, а также отсутствием специальных знаний и опыта в данной сфере у руководителей и менеджеров научных и других организаций не позволяет активно вести работу по подготовке и внедрению инновационных проектов.
Таким образом имеется острая необходимость в развитии и совершенствовании механизмов инновационной политике в Магаданской области и решении задач ее развития программно-целевым методом.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 05 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года", Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", в число приоритетов инновационного развития вошли следующие направления:
- создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;
- развитие региональной инновационной инфраструктуры, включающей все необходимые элементы, с использованием механизмов государственно-частного партнерства для эффективной реализации инновационных процессов;
- содействие вовлечению бизнеса в финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и коммерциализацию прав на полученные результаты интеллектуальной деятельности на основе государственно-частного партнерства;
- создание условий для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности академической, отраслевой и вузовской науки региона;
- поддержка новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса в сфере инноваций;
- построение инновационной экономики на базе интеллектуального капитала - вовлечение в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, создание условий для развития и реализации человеческого потенциала.
Формирование благоприятной инвестиционной среды в Магаданской области
В настоящее время одной из ключевых задач государственной политики Российской Федерации является формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций.
Без притока новых инвестиций в экономику невозможно осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, что актуально и для Магаданской области.
Таблица N 1
Основные показатели инвестиционной деятельности в Магаданской области
Показатели |
Годы: |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
1. Объем инвестиций в основной капитал (в фактически действовавших ценах, млн рублей) |
41798,2 |
43891,7 |
57640,1 |
41237,3 |
44436,2 |
2. Темп роста инвестиций в основной капитал (базисный, в %) |
68,9 |
105,0 |
131,3 |
71,5 |
107,7 |
3. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей) |
286,4 |
303,1 |
404,0 |
293,1 |
318,3 |
В 2020 году в экономику региона поступило 44 436,2 млн рублей инвестиций в основной капитал (далее - инвестиции), что выше уровня как 2019 года, так и 2016 года.
Среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал в период с 2016 по 2020 год составил 97%. Значительно увеличился объем инвестиций и на душу населения.
Структура вложения инвестиций соответствует сложившейся специализации экономики Магаданской области, что подтверждают данные 2020 года, отражающие типичную для нескольких десятилетий структуру - 60,0% всех инвестиций было направлено в добывающую отрасль, в электроэнергетику - 14,7%, на развитие транспортной инфраструктуры - 8,0%. Как показал анализ, в период с 2016 года по 2020 год включительно, доля бюджетных средств, привлекаемых в качестве источников финансирования инвестиций, составляла в среднем 11,0%, при этом, в 2020 году она составила 14,8%.
В 2020 году 57,4% инвестиций были профинансированы за счет собственных средств организаций, 18,9% - за счет заемных средств, 14,8% - за счет бюджетных средств.
Формирование благоприятного инвестиционного климата или среды, в которой будет осуществлять свою деятельность инвестор, является одним из основных условий, способствующим привлечению инвестиций в экономику и определяющим уровень комфортности территории для инвестиционной деятельности.
В Магаданской области создана и совершенствуется институциональная среда привлечения инвестиций, основой которой стал Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, внедренный в 2013 году.
При министерстве экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области в июле 2017 года создано Агентство по привлечению инвестиций, что должно интенсифицировать работу по привлечению инвестиций в регион.
Работает Совет по улучшению инвестиционного климата, поддержке экспорта и развитию конкуренции при губернаторе Магаданской области.
В 2016 году создан проектный офис и рабочие группы по внедрению в Магаданской области лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Перспективные направления инвестиционной политики Магаданской области определены в Инвестиционной стратегии Магаданской области (п. 6.5 раздела 6 Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 05 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года"). Разработана и принята инвестиционная декларация, в которой определены принципы деятельности органов государственной власти Магаданской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
Урегулирование информационно-консультационных и организационных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории области, осуществляется по системе "одного окна".
Функционирует Инвестиционный портал Магаданской области, для субъектов малого и среднего предпринимательства создан Интернет-портал некоммерческой организации "Магаданский региональный фонд содействия развитию предпринимательства", где размещена информация о видах государственной поддержки субъектам МСП и порядок ее получения.
В рамках повышения эффективности работы организационных механизмов поддержки бизнеса разработана нормативная правовая база, обеспечивающая предоставление земельных участков для реализации масштабных инвестиционных проектов без проведения торгов.
Оказывается финансовое содействие из федерального и областного бюджетов инвесторам в привлечении трудовых ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов.
Важнейшим направлением инвестиционной политики является привлечение иностранного капитала, для чего регион принимает на территории иностранные делегации, а также участвует в различных мероприятиях на территории Российской Федерации, где представляет инвестиционный потенциал региона, в том числе и таком важном, как Восточный экономический форум (ВЭФ), в работе которого принимают участие ведущие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и страны АСЕАН - ключевой интеграционной группировки активно развивающихся стран Юго-Восточной Азии.
Инвестиционная деятельность на территории Магаданской области регулируется федеральным законодательством, Законом Магаданской области от 27 декабря 2013 г. N 1681-ОЗ "Об инвестиционной политике в Магаданской области" и иными нормативными правовыми актами Магаданской области.
На территории региона появилась новая категория налогоплательщиков - участники регионального инвестиционного проекта (РИПа), для которых введены налоговые льготы, предоставляемые как федеральным законодательством, так и Законом Магаданской области от 28 ноября 2013 г. N 1664-ОЗ "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для организаций, реализующих региональные инвестиционные проекты на территории Магаданской области".
Инвесторы, реализующие или планирующие к реализации инвестиционные проекты на территории Магаданской области, имеют возможность получить государственную поддержку на создание объектов транспортной, инженерной, энергетической и (или) социальной инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционного проекта.
В 2015 году процедуру отбора на получение государственной поддержки прошел инвестиционный проект "Строительство горнодобывающего и перерабатывающего предприятия на базе Наталкинского золоторудного месторождения мощностью 8,6 млн тонн руды в год", инициированный АО "Рудник имени Матросова".
В составе проекта, за счет средств федерального бюджета в размере 8,8 млрд рублей, осуществлено строительство высоковольтной линии электропередач. Строительство новой высоковольтной линии электропередач будет способствовать освоению не только Наталкинского золоторудного месторождения, но и других месторождений полезных ископаемых Яно-Колымской золоторудной провинции.
Кроме того, указанный инвестиционный проект получил статус РИПа, а его участник - АО "Полюс Магадан" - соответствующие налоговые льготы.
Государственная поддержка оказывается инвестиционным проектам, реализуемым в рамках федеральных и региональных государственных программ по разным отраслям экономики и социальной сферы.
Магаданская область - один из немногих регионов Российской Федерации, где действует Особая экономическая зона (далее также - ОЭЗ) - территория, на которой установлен особый правовой режим хозяйственной деятельности и применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Льготный налоговый режим позволяет участникам ОЭЗ не уплачивать федеральную долю налога на прибыль организаций и федеральную долю налога на добычу полезных ископаемых.
С 2017 года для участников ОЭЗ действует льготный порядок списания убытков прошлых лет (100% вместо общеустановленных 50%).
Льготный таможенный режим позволяет ввозить, размещать и использовать иностранные товары на территории ОЭЗ без уплаты таможенных платежей (кроме подакцизных товаров).
Товары, ввезенные под ОЭЗ, можно использовать только на территории Особой экономической зоны. На остальной части Магаданской области, за пределами границ ОЭЗ, импортные товары могут использоваться участниками ОЭЗ для собственных производственных нужд, связанных с добычей полезных ископаемых, производства, строительства, оказания услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа.
Участником ОЭЗ может стать любое предприятие, соответствующее установленным законодательством требованиям.
Об инвестиционной среде на территории области информируются потенциальные российские и иностранные инвесторы во время деловых встреч как на территории Магаданской области, так и за ее пределами; инвестиционный потенциал области представляется на инвестиционных форумах, ярмарках как на территории России, так и за ее пределами.
Особое значение для области имеет участие в Восточном экономическом форуме, учрежденном Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 250 "О Восточном экономическом форуме", который ежегодно становится местом обсуждения ключевых вопросов мировой экономики, региональной интеграции, развития новых отраслей промышленности и технологий, а также глобальных вызовов, стоящих перед Россией и другими странами мира.
Однако следует отметить, что, несмотря на имеющиеся положительные успехи в формировании институциональной среды привлечения инвестиций и выполнении установленных целевых индикаторов подпрограммы, связанных с динамичным притоком инвестиций в Магаданскую область, в регионе накопилось немало проблем, среди которых можно отметить следующие:
- сложные экономические условия жизнедеятельности вызывают отток трудоспособных граждан в другие регионы, а привлекаемые трудовые мигранты не в состоянии заменить высококвалифицированных специалистов, и такая ситуация может привести к непредсказуемым последствиям;
- в структуре промышленного производства преобладают добывающие отрасли;
- продолжают сохраняться противоречия между богатой минерально-сырьевой базой и неразвитостью транспортной, энергетической и социальной инфраструктур региона.
Поэтому привлечение инвестиций из разных источников, разных форм собственности, включая и иностранную, в различные сферы экономической деятельности, становится одной из важнейших задач органов государственной власти Магаданской области в решении проблем территории и достижении таких целевых индикаторов как прирост валового регионального продукта и прирост инвестиций, указанных в Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 5 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года".
Одним из путей ее решения является создание положительного имиджа Магаданской области как региона, располагающего значительным инвестиционным потенциалом и имеющего благоприятную среду для вложения инвестиций.
Необходимо превратить имидж Магаданской области как территории благоприятного инвестиционного климата в один из активов региона, чему должна способствовать подпрограмма "Формирование благоприятной инвестиционной среды в Магаданской области".
При разработке подпрограммы учитывались положения:
Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р;
Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 05 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года".
Определены следующие приоритеты формирования благоприятной инвестиционной среды на территории Магаданской области:
- активизация органов исполнительной власти на улучшение инвестиционного климата региона;
- раскрытие инвестиционного потенциала региона;
- формирование имиджа территории как территории с благоприятной инвестиционной средой.
Развитие государственно-частного партнерства в Магаданской области
По результатам рейтинга регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства по итогам за 2019 год Магаданская область находится на 66 месте (со значением итогового интегрального показателя 24,6%). В 2020 году оценка не проводилась, в связи с внесением изменений в методику расчета значений показателя уровня развития государственно-частного партнерства в субъектах РФ.
В Магаданской области сформирована нормативная правовая база, необходимая для реализации Федеральных законов от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях":
- постановление Правительства Магаданской области от 01 июля 2016 г. N 567-пп "О реализации отдельных положений Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- постановление Правительства Магаданской области от 09 июня 2016 г. N 500-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о заключении от имени Магаданской области соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств";
- постановление Правительства Магаданской области от 03 августа 2018 г. N 540-пп "О реализации отдельных положений Федерального закона "О концессионных соглашениях";
- постановление Правительства Магаданской области от 22 февраля 2017 г. N 108-пп "Об утверждении Порядка формирования и утверждения перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений".
Уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области в сфере государственно-частного партнерства, осуществляющим полномочия, предусмотренные частью 2 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определено министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области.
Полномочия публичного партнера от имени Магаданской области исполняют отраслевые органы исполнительной власти Магаданской области, осуществляющие полномочия в сфере, в которой планируется реализация проекта государственно-частного партнерства или заключение концессионного соглашения.
Действует межведомственная комиссия по предварительному рассмотрению и реализации проектов государственно-частного партнерства Магаданской области в соответствии с постановлением губернатора Магаданской области от 17 июня 2016 г. N 122-п "О создании межведомственной комиссии по предварительному рассмотрению и реализации проектов государственно-частного партнерства Магаданской области".
Заключено Соглашение от 22 декабря 2017 г. N 102/001сд между Правительством Магаданской области и Автономной некоммерческой организацией "Национальный Центр развития государственно-частного партнерства" о реализации мероприятий по развитию государственно-частного партнерства на территории Магаданской области.
На официальном сайте уполномоченного органа (www.economy.49gov.ru) и Инвестиционном портале Магаданской области (www.investmagadan.ru) функционируют разделы "Государственно-частное партнерство".
Ежегодно утверждается перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
В муниципальных образованиях Магаданской области за соответствующими органами власти закреплены полномочия публичного партнера и уполномоченного органа на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В 2020 году в муниципальных образованиях Магаданской области действовало 16 концессионных соглашений. Общая стоимость реализуемых проектов - 291,3 млн рублей, из которых 215 млн рублей или 73,8% - частные инвестиции.
С учетом реализации мероприятий программы в Магаданской области будет сформирована команда специалистов в сфере ГЧП, увеличится число реализуемых концессионных соглашений и проектов ГЧП.
Стратегией социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 5 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года" определены приоритетные направления развития государственно-частного партнерства в Магаданской области:
- формирование и совершенствование нормативного правового обеспечения в сфере ГЧП и концессионных соглашений;
- выявление потребностей Магаданской области в финансировании новых проектов инфраструктуры с целью формирования предложений для потенциальных инвесторов;
- распространение практики реализации проектов муниципально-частного партнерства, в том числе в форме концессии, в городских округах Магаданской области;
- привлечение средств федерального бюджета, институтов развития и внебюджетных источников для финансирования проектов ГЧП с разработкой механизмов реализации проектов.
Подпрограмма направлена на привлечение внебюджетных источников финансирования для реализации инвестиционных проектов при помощи механизма ГЧП и заключения концессионных соглашений, а также рост уровня развития ГЧП в Магаданской области.
Создание условий для реализации государственной программы
Практика реализации мероприятий государственной программы с использованием программно-целевого подхода в предшествующие годы показала свою эффективность при использовании бюджетных средств и достижении поставленных целей. Результаты выполнения мероприятий задали направление для дальнейшего совершенствования организации и управления реализацией государственной программы, создания условий для более эффективного использования организационно-экономических рычагов с целью ускорения экономического роста Магаданской области в результате интенсификации инновационного процесса, привлечения инвестиций и развития предпринимательства.
Обеспечить успешную реализацию целей государственной программы, эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на ее финансовое обеспечение, достижение предусмотренных целевых показателей возможно только решением всех задач в комплексе, т.е. программными методами.
Необходимость осуществления функций и оказания государственных услуг в направлении интенсификации инновационного процесса, привлечения инвестиций и развития предпринимательства требуют реализации мероприятий, ориентированных на конечный результат и повышение эффективности управления этим процессом.
Поддержка малого и среднего предпринимательства Магаданской области для преодоления негативного воздействия на экономику в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Основным стратегическим документом, определяющим суть подпрограммы, является Комплексный план мероприятий (действий) по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Магаданской области, утвержденный Решением межведомственной рабочей группы по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Магаданской области от 11 апреля 2020 года.
Приоритетом подпрограммы является оказание финансовых мер поддержки субъектам среднего и малого предпринимательства:
- осуществляющим регулярные перевозки пассажиров по муниципальным / межмуниципальным маршрутам, на компенсацию недополученных доходов в связи с уменьшением пассажиропотока при сохранении графика регулярной перевозки пассажиров в период введения ограничительных мер;
- осуществляющим деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, на возмещение 80% затрат по арендной плате, но не более 1,5 тыс. рублей за 1 кв. метр; и на возмещение затрат по лизинговым платежам по договорам лизинга, заключенным в связи с приобретением в лизинг туристического оборудования;
- в целях частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям пищевой и перерабатывающей промышленности, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в целях возмещения недополученных доходов в связи с невозможностью поставки продукции в учреждения бюджетной сферы Магаданской области по причине приостановки их деятельности;
- развитие государственных микрофинансовых организаций.
Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях
Национальный проект "Производительность труда" обеспечивает формирование новой производственной культуры в Российской Федерации.
Цель национального проекта:
- обеспечить к 2024 году темпы роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год;
- прирост производительности труда к 2024 году более 20%.
Для достижения показателей национального проекта "Производительность труда" с регионом заключено соглашение о реализации регионального проекта, которое направлено на повышение квалификации трудовых ресурсов, формирование управленческого резерва, поддержку занятости населения, оптимизацию производственных процессов на предприятиях.
В целях реализации регионального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" проводится работа по привлечению организаций для участия в региональном проекте.
Развитие внешне экономической деятельности
Основными элементами внешнеэкономической деятельности являются:
- внешняя торговля товарами, включая продукцию АПК, и услугами;
- иностранные инвестиции;
- деятельность совместных и иностранных предприятий.
Активизация данных процессов в отношениях Магаданской области с иностранными государствами непосредственно связана с проводимой внешнеэкономической политикой, а именно с участием представителей Магаданской области в работе международных организаций, проведением презентаций инвестиционного потенциала региона за рубежом, участием в международных выставках и ярмарках.
Географическая близость Магаданской области к рынкам Северо-Восточной Азии предопределяет курс внешнеэкономической политики и необходимость сближения со странами данного региона.
Сегодня Магаданская область является участником таких международных организаций и объединений, как:
- Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА);
- Комитет по Дальнему Востоку и Сибири Российско-Корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству;
- Подкомиссия по региональному сотрудничеству Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой;
- Российско-Американское Тихоокеанское партнерство (РАТОП);
- Российско-Китайский Координационный Совет по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству;
- Межрегиональный Совет Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития;
- Координационный Совет Международного Делового клуба "Москва - Пекин. Две страны - одно дело";
- Международная неправительственная организация "Северный Форум".
Участие региона в деятельности международных организаций является необходимым компонентом внешнеэкономической политики и позволяет проводить региональную политику, отстаивать свою позицию в вопросах международного характера, представлять интересы государства на мировой арене.
Руководством Магаданской области были организованы презентации региона в Японии (г. Токио), КНР (г. Пекин), Австралии (г. Сидней), Республике Корея (г. Сеул).
Делегации Магаданской области представляли регион на Харбинской торгово-экономической ярмарке 2009, 2011 годов, Глобальной ярмарке - фестивале в г. Инчхон 2009 (Республика Корея), Международном Строительном форуме в Японии.
В 2011 году состоялись Дни Магаданской области при Министерстве иностранных дел Российской Федерации в г. Москве, на которых присутствовали послы 74 государств ближнего и дальнего зарубежья.
С 2009 года Магаданская область является координатором Подкомиссии АРАССВА по разработке и регулированию в области добычи полезных ископаемых. Заседания Подкомиссии состоялись в г. Магадане в 2010, 2012, 2014, 2016 и 2018 годах.
Визиты иностранных делегаций на территорию Магаданской области являются одним из существенных направлений сохранения и поддержания делового сотрудничества с иностранными государствами.
Регион с различными целями посетили делегации из Австрии, Японии, Канады, США, Республики Корея, ФРГ, КНР и других иностранных государств.
Анализ показателей внешнеэкономической деятельности региона за период 2008 - 2013 гг. (табл. N 1) показал, что внешнеторговый оборот Магаданской области за указанный период увеличился в 2 раза. При этом доли экспорта и импорта составляют примерно одинаковый вес в торговых операциях с иностранными партнерами со стабильным небольшим превышением экспорта, о чем говорит положительное сальдо торгового баланса.
Таблица N 1
Основные показатели внешнеэкономической деятельности Магаданской области в 2008 - 2013 годах
(млн долл. США)
Годы |
Внешнеторговый оборот |
Импорт |
Экспорт |
Сальдо торгового баланса |
Иностранные инвестиции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2008 |
360,3 |
152,3 |
208,0 |
55,7 |
0,5 |
2009 |
188,9 |
95,5 |
93,4 |
- 2,1 |
4,8 |
2010 |
258,4 |
150,6 |
107,8 |
- 42,8 |
0,3 |
2011 |
340,2 |
143,2 |
197,0 |
53,8 |
269,5 |
2012 |
384,4 |
189,0 |
195,4 |
6,4 |
78,8 |
2013 |
758,4 |
457,9 |
300,5 |
- 157,4 |
11,3 |
Количество стран-контрагентов с 2008 по 2013 годы выросло с 55 до 59. Крупнейшими странами-контрагентами во внешнеторговом обороте области по-прежнему остаются страны АТР в силу близости географического положения. Основным партнером при экспорте в этот период являлась Республика Корея, при импорте - США.
Главными статьями экспорта на протяжении данного периода являлась: рыба и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные; черные металлы.
Товарная структура импорта представлена такими группами товаров как: мясо и пищевые мясные субпродукты; изделия из черных металлов; машины, оборудование и механизмы; средства наземного транспорта.
Анализ показателей внешнеэкономической деятельности региона за период действия государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности Магаданской области и поддержка соотечественников, проживающих за рубежом", утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 31 октября 2013 г. N 1055-па, показал, что внешнеторговый оборот Магаданской области имеет тенденцию к росту со значительным превышением объема экспорта (табл. N 2).
Таблица N 2
Основные показатели внешнеэкономической деятельности Магаданской области в 2014 - 2020 годах
(млн долл. США)
Годы |
Внешнеторговый оборот |
Импорт |
Экспорт |
Сальдо торгового баланса |
Иностранные инвестиции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2014 |
428,5 |
112,5 |
316,0 |
203,5 |
35 |
2015 |
186,7 |
45,2 |
141,5 |
96,3 |
758 |
2016 |
441,3 |
48,5 |
392,7 |
344,2 |
7 |
2017 |
474,1 |
69,4 |
404,7 |
335,3 |
8 |
2018 |
473,6 |
65,3 |
408,3 |
343,0 |
5 |
2019 |
524,0 |
68,2 |
455,8 |
387,6 |
8* |
2020 |
541,2 |
83,4 |
457,8 |
374,4 |
|
--------------------------------
* Данные за 9 месяцев 2019 г.
За период 2014 - 2019 гг. значительно изменился перечень основных торговых партнеров Магаданской области, среди новых стран - партнеров: Республика Казахстан, Индия, Бельгия.
На первое место по экспорту вышла товарная группа "Минеральные продукты". Лидирующую позицию по импорту продолжают занимать машины, оборудование, транспортные средства.
Приоритетным направлением экономического развития Магаданской области является также создание благоприятных условий в регионе для развития экспортной деятельности и увеличения объемов экспорта, что соответствует национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенным Президентом Российской Федерации.
Диверсификация экспорта является важнейшей целью дальнейшего развития внешнеэкономических связей региона, и ее решение связано, прежде всего, с расширением спектра предприятий, выходящих на мировой уровень, и диверсификацией экономики Магаданской области.
Причинами, препятствующими успешному ведению внешнеэкономической деятельности, являются:
- макроэкономическая нестабильность;
- несовершенство законодательной базы;
- нехватка информации практически во всех областях экономической жизни, в том числе данных о конъюнктуре мирового рынка, потребностях иностранных потребителей и т.п.;
- отсутствие развитой инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, представленной коммерческими организациями, оказывающими транспортные, складские, коммуникационные и другие услуги;
- отсутствие постоянно действующего выставочно-ярмарочного комплекса.
Решение части названных проблем, а также сохранение и расширение экономического сотрудничества с иностранными государствами является основным направлением реализации подпрограммы.
Сфера реализации подпрограммы охватывает все значимые вопросы региональной внешнеэкономической политики, вопросы развития и регулирования внешнеэкономической деятельности включая региональное экономическое сотрудничество с зарубежными странами и существующие и проектируемые институты и механизмы развития внешнеэкономической деятельности.
Регулированию правоотношений, возникающих в связи с заключением соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Магаданской области, способствует Закон Магаданской области от 06 мая 2009 г. N 1131-ОЗ "О соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Магаданской области".
С целью определения приоритетных направлений для развития несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг разработана Стратегия по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Магаданской области до 2025 года, утвержденная постановлением губернатора Магаданской области от 04 июля 2018 г. N 107-п "Об утверждении Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Магаданской области до 2025 года".
Объем поступивших иностранных инвестиций в экономику региона свидетельствует о правильности выбранного курса внешнеэкономической политики и наращивании взаимовыгодного сотрудничества между организациями Магаданской области и иностранными партнерами.
Создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе для иностранного инвестора, является одним из важнейших условий экономического роста региона.
Приток зарубежных капиталовложений как показатель инвестиционной активности жизненно важен для подъема экономики.
По данным Центрального Банка Российской Федерации приток зарубежных инвестиций в экономику Магаданской области представлен в основном прямыми инвестициями в добычу полезных ископаемых. Основными странами, инвестирующими свой капитал в экономику области, являются Республика Казахстан, Бермуды, Кипр и Китай.
С начала запуска подпрограммы был отмечен рост с 2007 года по количеству предприятий с участием иностранного капитала с 32 до 73 единиц. В 2020 год на фоне пандемии это число было снижено до 46 единиц.
Магаданская область является одним из потенциально перспективных регионов России для размещения иностранного капитала. На ее территории сосредоточено около 11% запасов россыпного золота, 15% рудного золота и около 50% серебра от общих объемов разведанных запасов этих металлов в России.
Территория располагает запасами бурого угля, торфа, цветных металлов (медь, молибден, олово, вольфрам) и нерудного сырья (габбро-базальтовые породы, цеолиты, барит, строительные материалы, минеральные воды, лечебные грязи и другие), а также запасами пресной воды, ресурсами лесов, экологически чистых растительных продуктов, в которых нуждаются страны АТР.
Прилегающая морская акватория богата запасами водных биологических ресурсов, которые пользуются спросом на зарубежном рынке.
В ассортименте рыбной отрасли более 300 видов различной продукции. Объем экспортной выручки за последние три года вырос на 40% и в 2020 году составил 149,68 млн долларов США (2017 г. - 90,26 млн долларов США).
Ежегодные уловы магаданских рыбаков составляют 100-120 тыс. тонн водных биоресурсов. Из них экспортировано в 2020 году 55,3 тыс. тонн, в сравнении с 2017 годом - 33,0 тыс. тонн. В целом перспективы экспортного развития рыбной отрасли имеют положительную динамику.
Реализация подпрограммы позволит:
1. Осуществлять комплексный подход к проблеме активизации внешнеторговой деятельности на территории области.
2. Сформировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта, обеспечивающую выход региональных производителей на зарубежные рынки.
3. Целенаправленно и последовательно осуществлять регулирование органами государственной власти Магаданской области процесс создания инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.
4. Проводить мониторинг внешнеторговой деятельности предприятий Магаданской области и принимать обоснованные управленческие решения.
5. Интенсифицировать сотрудничество в рамках участия в работе международных организаций, форумов, ярмарках и иных мероприятиях, предполагающих презентацию Магаданской области на мировом уровне.
Приоритеты государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности определены в соответствии с федеральными законами от 08 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и от 04 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 330 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", поручениями Президента Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N Пр-144ГС, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Стандартом деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Реализация подпрограммы способствует также достижению цели национального проекта "Международная кооперация и экспорт" по увеличению объемов несырьевого неэнергетического экспорта к 2025 году в рамках отдельных мероприятий разработанных региональных проектов:
- "Системные меры развития международной кооперации и экспорта в Магаданской области";
- "Экспорт продукции агропромышленного комплекса Магаданской области".";
- раздел V "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы" государственной программы изложить в следующей редакции:
"V. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы
В качестве источников финансирования мероприятий государственной программы привлекаются средства областного и федерального бюджетов. Финансирование за счет средств муниципальных бюджетов и внебюджетных источников не предусмотрено.
Общий объем финансирования государственной программы составляет 1 855 992,3 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам:
- "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области" - 979 520,1 тыс. рублей;
- "Инновационное развитие Магаданской области" - 63 298,7 тыс. рублей;
- "Формирование благоприятной инвестиционной среды в Магаданской области" - 277 267,8 тыс. рублей;
- "Развитие государственно-частного партнерства в Магаданской области" - 250,0 тыс. рублей;
- "Создание условий для реализации государственной программы" - 408 815,6 тыс. рублей;
- "Поддержка малого и среднего предпринимательства Магаданской области для преодоления негативного воздействия на экономику в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" - 113 340,1 тыс. рублей;
- "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" - 4 500,0 тыс. рублей;
- "Развитие внешнеэкономической деятельности Магаданской области" - 9 000,0 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы в части расходных обязательств областного бюджета осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - бюджетные ассигнования) в соответствии с бюджетным законодательством.
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и иных источников финансирования приведено в приложении N 4 к государственной программе.
Перечень мероприятий государственной программы, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", приведен в приложении N 4.1 к государственной программе.";
- приложение N 2 "Перечень основных мероприятий государственной программы, их краткая характеристика и ожидаемые результаты реализации" к государственной программе изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
- приложение N 4 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы магаданской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области" за счет средств областного бюджета и иных источников финансирования" к государственной программе изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
- приложение N 4.1 "Перечень мероприятий государственной программы Магаданской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области", направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" к государственной программе изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор Магаданской области |
С.К. Носов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Магаданской области от 12 августа 2021 г. N 618-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Магаданской области от 23 сентября 2019 г. N 634-пп"
Вступает в силу с 14 августа 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 13 августа 2021 г. N 4900202108130009