г. Калуга |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А09-15121/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.07.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Стрегелевой Г.А., Лукашенковой Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (ОГРН 1047796046198, ИНН 7708514824, ул. Высоцкого, д. 4, г. Москва, 109240) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1103254777779, ИНН 3250777772, пл. Карла Маркса, д. 2, г. Брянск, 241050) - Смородины Е.В. - представителя по доверенности от 09.01.2018 N 03-44/5,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.01.2018 (судья Фролова М.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2018 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А09-15121/2017,
УСТАНОВИЛ:
государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Брянской области (далее - МИФНС N 10, регистрирующий орган, инспекция) по внесению записи от 07.08.2017 N 2173256215372 об исключении общества с ограниченной ответственностью "УКРЩЕБПОСТАВКА" (далее - ООО "УКРЩЕБПОСТАВКА") из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением суда от 19.01.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.03.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Агентство просит отменить решение от 19.01.2018 и постановление от 14.03.2018 в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, МИФНС N 10 на основании поступившей из ИФНС России по г. Брянску информации о непредставлении юридическим лицом - ООО "УКРЩЕБПОСТАВКА" в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации и об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковскому счету, принято решение от 07.04.2017 N 825 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "УКРЩЕБПОСТАВКА" из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
В решении указано, что в случае, если настоящее решение затрагивает права и законные интересы указанного юридического лица, кредиторов или иных лиц, указанным лицам следует направить в МИФНС N 10 не позднее трех месяцев со дня опубликования соответствующее заявление.
Решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 12.04.2017/1326 часть 2 N 14(628).
Агентство, на которое решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2015 по делу N А40-154909/2015 были возложены функции конкурсного управляющего в отношении признанного несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества акционерного коммерческого банка "Пробизнесбанк" (далее - ОАО АКБ "Пробизнесбанк", Банк), ссылаясь на непогашенную ООО "УКРЩЕБПОСТАВКА" перед Банком задолженность, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказ в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (наличие сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Таким образом, исключение недействующих юридических лиц из государственного реестра представляет собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего деятельность по решению регистрирующего (налогового) органа.
Действующим законодательством определены исчерпывающие основания и условия для принятия решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и решения об исключении.
Проанализировав приведенные нормы и фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно установил, что в рассматриваемом случае налоговым органом были соблюдены все условия для принятия указанного решения.
Так, основанием для принятия решения от 07.04.2017 N 825 о предстоящем исключении ООО "УКРЩЕБПОСТАВКА" как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ послужили сведения, указанные в справке о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и справке об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
Сведения об исключении ООО "УКРЩЕБПОСТАВКА" из ЕГРЮЛ опубликованы налоговым органом в "Вестнике государственной регистрации" от 12.04.2017/1326 часть 2 N 14(628).
Поскольку заявлений от заинтересованных лиц, в том числе самого юридического лица, о предстоящем исключении которого вынесено решение регистрирующего органа, в установленный законом трехмесячный срок в налоговый орган не поступило, МИФНС N 10 07.08.2017 внесла в ЕГРЮЛ запись за номером 2173256215373 об исключении ООО "УКРЩЕБПОСТАВКА" из ЕГРЮЛ.
Как правомерно посчитал суд, имевшиеся у МИФНС N 10 сведения об отсутствии движения денежных средств по банковским счетам Общества в течение последних 12 месяцев, о непредставлении им предусмотренной действующим законодательством отчетности, а также непоступление в регистрирующий орган в трехмесячный срок заявлений заинтересованных лиц в совокупности являются необходимым и достаточным условием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность ввиду отсутствия признаков хозяйственной жизни юридического лица.
Ссылка Агентства на непогашенную ООО "УКРЩЕБПОСТАВКА" перед Банком задолженность, о взыскании которой, как указано в его заявлении в суд 08.11.2017, он намеревался подготовить исковое заявление, не является препятствием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии у него перечисленных в законе признаков недействующего юридического лица и неопровержении данных признаков в предусмотренные законом сроки.
При исполнении регистрирующим органом обязанности по размещению в публичном доступе сведений о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и при непредъявлении в течение установленного законом срока претензий к такому юридическому лицу со стороны третьих лиц действующее законодательство не возлагает на регистрирующий орган обязанность принимать меры по выявлению наличия у недействующей организации кредиторской задолженности.
Таким образом, наличие у юридического лица непогашенных обязательств, о наличии которых в установленном порядке заявлено не было, не препятствует завершению процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2016 N 1971-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бабицкой Ларисы Георгиевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В рассматриваемой ситуации МИФНС N 10 не обладала сведениями об осуществлении ООО "УКРЩЕБПОСТАВКА" какой-либо деятельности, о наличии у данного юридического лица перед заявителем непогашенной кредиторской задолженности, а исполнив обязанность по размещению в публичном доступе информации о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в установленный законом срок заявлений заинтересованных лиц не получила.
При таких обстоятельствах, дальнейший порядок действий регистрирующего органа был предрешен императивными положениями Закона N 129-ФЗ и при отсутствии иных условий не может быть признан не соответствующим закону.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о том, что восстановление в ЕГРЮЛ записи в отношении ООО "УКРЩЕБПОСТАВКА" как о действующем юридическом лице будет способствовать взысканию заявителем задолженности, в материалы дела не представлено.
При этом, как указано в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", заявитель не лишен возможности применительно к пункту 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, обратиться в суд с соответствующим заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.
В связи с изложенным, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленного Агентством требования.
Доводам заявителя дана надлежащая оценка судами, как основанными на неправильном толковании норм материального права. Повторно заявленные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных и исследованных судом обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 19.01.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2018 по делу N А09-15121/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемой ситуации МИФНС N 10 не обладала сведениями об осуществлении ООО "УКРЩЕБПОСТАВКА" какой-либо деятельности, о наличии у данного юридического лица перед заявителем непогашенной кредиторской задолженности, а исполнив обязанность по размещению в публичном доступе информации о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в установленный законом срок заявлений заинтересованных лиц не получила.
При таких обстоятельствах, дальнейший порядок действий регистрирующего органа был предрешен императивными положениями Закона N 129-ФЗ и при отсутствии иных условий не может быть признан не соответствующим закону.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о том, что восстановление в ЕГРЮЛ записи в отношении ООО "УКРЩЕБПОСТАВКА" как о действующем юридическом лице будет способствовать взысканию заявителем задолженности, в материалы дела не представлено.
При этом, как указано в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", заявитель не лишен возможности применительно к пункту 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, обратиться в суд с соответствующим заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 июля 2018 г. N Ф10-2454/18 по делу N А09-15121/2017