Предисловие
1 Разработаны
Коллектив авторов: к.т.н. Е. С. Пшеничникова, к.т.н. И. Ж. Хусаинов, к.т.н. Е.П. Еремеев, к.т.н. Устян Н.А.
При разработке учтены данные исследований, выполненных в ОАО "СОЮЗДОРНИИ", МАДИ.
2 Внесены Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства Транспорта РФ
3 Изданы распоряжением Федерального дорожного агентства от "11" августа 2021 г. N 2897-р
4 Введены впервые
5 Имеют рекомендательный характер
1 Область применения
1.1 Настоящий методический документ содержит методику конструирования и расчета несущей способности и деформаций насыпей, сооружаемых с применением многосекционных геооболочек, и рекомендации по их применению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог.
1.2 Документ содержит рекомендации по применяемым материалам, методам проектирования, и технологии производства работ при возведении земляного полотна на подтопляемых, заболоченных, пучиноопасных грунтах, многолетнемерзлых грунтах, просадочных при оттаивании.
1.3 Положения настоящего документа рекомендуются для применения организациями, выполняющими работы по проектированию, строительству, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог общего пользования, в том числе промысловых дорог (временных, сезонных, постоянных) и дорог местного значения и внутрихозяйственных. Документ разработан с учетом ГОСТ 1.5-2001, ГОСТ Р 1.5-2012, ОДМ 218.1.002-2020 [3].
1.4 Отдельные положения настоящих Рекомендаций могут уточняться на основе опыта строительства с учетом региональных особенностей, новых результатов исследований, конструктивных решений, разработок расчетных методов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем документе использованы ссылки на следующие документы:
В настоящем документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 1.5-2001. Межгосударственный стандарт. Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и екомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ 9.048-89. Государственный стандарт Союза ССР. Единая система защиты от коррозии и старения. Изделия технические. Методы лабораторных испытаний на стойкость к воздействию плесневых грибов
ГОСТ 12.3.002-2014. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.009-76* (СТ СЭВ 3518-81). Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 2782-90 Ленты технические специальные. Технические условия
ГОСТ 6611.2-73* (ИСО 2062-72, ИСО 6939-88). Государственный стандарт Союза ССР. Нити текстильные. Методы определения разрывной нагрузки и удлинения при разрыве
ГОСТ 26623-85. Межгосударственный стандарт. Материалы и изделия текстильные. Обозначения по содержанию сырья
ГОСТ 29104.4-91. Межгосударственный стандарт. Ткани технические. Метод определения разрывной нагрузки и удлинения при разрыве
ГОСТ 33068-2014 (EN 13252:2005). Межгосударственный стандарт. Материалы геосинтетические для дренажных систем. Общие технические требования
ГОСТ 25100-2020. Межгосударственный стандарт. Грунты. Классификация
ГОСТ 32703-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования
ГОСТ 32804-2014 (EN 13251:2000). Межгосударственный стандарт. Материалы геосинтетические для фундаментов, опор и земляных работ. Общие технические требования
ГОСТ Р 1.5-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ 32824-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования
ГОСТ 32826-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования
ГОСТ 33063-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов
ГОСТ 33100-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог
ГОСТ Р 50277-92 (ИСО 9864-90). Государственный стандарт Российской Федерации. Материалы геотекстильные. Метод определения поверхностной плотности
ГОСТ Р 51285-99. Сетки проволочные крученые с шестиугольными ячейками для габионных конструкций. Технические условия
ГОСТ Р 52608-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Материалы геотекстильные. Методы определения водопроницаемости
ГОСТ Р 53238-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Материалы геотекстильные. Метод определения характеристики пор
ГОСТ Р 55028-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения
ГОСТ Р 55030-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения прочности при растяжении
ГОСТ Р 55031-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к ультрафиолетовому излучению
ГОСТ Р 55032-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию
ГОСТ Р 55033-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения гибкости при отрицательных температурах
ГОСТ Р 55035-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к агрессивным средам
ГОСТ Р 56336-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Метод определения стойкости к циклическим нагрузкам
ГОСТ Р 58397-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Правила производства работ. Оценка соответствия
ГОСТ Р 58770-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-песчаные шлаковые. Технические условия
ГОСТ Р 58803-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. Системы помощи водителю при принятии решения о смене полосы движения. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 59120-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования
ПНСТ 327-2019. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Технические условия
ПНСТ 542-2021 Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования
СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*
СП 48.133330.2019 Организация строительства СНиП 12-01-2004.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "СП 48.133330.2019" следует читать "СП 48.13330.2019"
СП 472.1325800.2019. Свод правил. Армогрунтовые системы мостов и подпорных стен на автомобильных дорогах. Правила проектирования
Приказ Минтруда России от 28.10.2020 N 753н "Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов"
3 Термины, определения, обозначения и сокращения
В настоящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями, а также обозначения и сокращения:
3.1 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения (ГОСТ 33100-2014, п.3.2).
3.2 автомобильная дорога временная: Дорога, сооружаемая на срок службы менее 5 лет и обеспечивающая движение автомобилей или строительных транспортных средств по обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в период сооружения новых объектов, реконструкции или ремонта (которая может переводиться в автомобильную дорогу общего пользования) (СП 34.13330.2021).
3.3 болото: Участок земной поверхности, постоянно или большую часть года насыщенный водой и имеющий специфическую экосистему, характеризующуюся накоплением в верхних горизонтах субстрата мёртвых неразложившихся растительных остатков, со временем превращающихся в торф.
3.4 болото I типа: Болото, заполненное болотными грунтами, прочность которых в природном состоянии обеспечивает возможность возведения насыпи высотой до 3 м без возникновения процесса бокового выдавливания слабого грунта (СП 34.13330.2021).
3.5 болото II типа: Болото, содержащее в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который может выдавливаться при некоторой интенсивности возведения насыпи высотой до 3 м, но не выдавливается при меньшей интенсивности возведения насыпи (СП 34.13330.2021).
3.6 болото III типа: Болото, содержащее в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который при возведении насыпи высотой до 3 м выдавливается независимо от интенсивности возведения насыпи (прочность при вращательном срезе менее 0,014 МПа) (СП 34.13330.2021).
3.7 верхний горизонт многолетней мерзлоты (ВГММ): Поверхность грунтового массива, длительное время (века) существующего в мерзлом состоянии.
3.8 выступающее днище геооболочки: Выпуск полотна дна на 300 - 500 мм за пределы основания ячеек для объединения соседних секций, для укладывания секций внахлест и обеспечения перераспределения нагрузки между секциями (СТО 68168870.003-2014).
3.9 выторфовывание: Удаление слабого грунта (торфа) в основании насыпи земляного полотна
3.10 габионные сетчатые изделия (ГСИ): Объемные изделия различной формы из проволочной крученой с шестиугольными ячейками сетки по ГОСТ Р 51285-99, предназначенные для формирования габионных конструкций.
3.11 геокомпозит: геосинтетический материал, состоящий из полимерной(синтетической или натуральной) непрерывно матрицы, выполняющей роль связующего все компоненты материала, и армирующего компонента (ГОСТ Р 55028-2012. П. 2.1.4).
3.12 геооболочка: Емкость из геосинтетического материала для заполнения грунтом или другими строительными материалами, создающая замкнутый объем (ГОСТ Р 55028-2012 п. 2.1.11).
3.13 геооболочка многосекционная (МГО): Пространственная ячеистая конструкция с линейно расположенными ячейками квадратной формы, с гибким основанием-дном, изготовленная методом сшивания из геополосв перпендикулярном направлении друг к другу и к основанию- дну.
3.14 геополоса: Геосинтетический материал, представленный в виде ленты, имеющей технологически оформленные кромки или получаемой путем вырезания из геосинтетического материала большей ширины, с нераспускающимися кромками (ГОСТ Р 55028-2012 п. 2.2.12). Геополосу шириной, как правило, 50-1500 мм, используют при производстве геооболочек для образования пространственной конструкции высотой (h), равной ширине геополосы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п. 2.2.12" следует читать "п. 2.1.12"
3.15 геотекстиль тканый: Геотекстиль, получаемый по технологии ткачества ( ГОСТ Р 55028-2012 п.2.1.14).
3.16 геотекстиль нетканый: Геотекстиль, полученный по технологии нетканых текстильных материалов( ГОСТ Р 55028-2012 п.2.1.27).
3.17 грунт заторфованный: органоминеральный грунт, содержащий в своем составе от 3% (для песчаного грунта) и от 5% (для глинистого грунта) до 50% по массе торфа (ГОСТ 33063-2014 п.3.8).
3.18 грунт мерзлый: Грунт, имеющий отрицательную или нулевую температуру, содержащий в своем составе видимые ледяные включения и (или) лед-цемент и характеризующийся криогенными структурными связями (ГОСТ 25100-2011, п.3.19).
3.19 грунт органо-минеральный: грунт, содержащий от 3% до 50% по массе органические вещества (ГОСТ 33063-2014 п.3.20).
3.20 деятельный слой: Расположенный у поверхности земли ежегодно оттаивающий слой (сезонно талый слой) при наличии многолетнемерзлых грунтов.
3.21 дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно (ГОСТ 33100-2014 п.3.8).
3.22 земляное полотно: Конструктивный элемент, служащий для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги (ГОСТ 33100-2014 п. 3.11).
3.23 инертные материалы: Каменные строительные материалы, относящиеся к нерудным полезным ископаемым, входящие в состав цементобетона, асфальтобетона в качестве заполнителей.
3.24 многолетнемерзлые (вечномерзлые) грунты: Грунт, находящийся в мерзлом состоянии постоянно в течение трех и более лет (ГОСТ 25100-2011, п.3.19).
3.25 многолетняя мерзлота: Термин, соответствующий понятиям: многолетнемерзлые горные породы, многолетняя криолитозона, вечная мерзлота, криолитозона.
3.26 модуль многосекционной геооболочки: Единичный элемент геооболочки в растянутом состоянии, имеющий фиксированные размеры: длина А, ширина В, высота h (СТО 68168870.003-2014).
3.27 основание дорожной одежды: Часть дорожной одежды автомобильной дороги, расположенной под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также морозоустойчивость и осушение конструкции ( ГОСТ 33100-2014 п.3.23).
3.28 покрытие дорожной одежды: Верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких слоев, непосредственно воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся прямому воздействию атмосферных факторов (ГОСТ 33100-2014 п.3.28).
3.29 полиамидная ткань: Ткань, формуемая из нитей расплавов или растворов полиамидов, характеризуются высокой прочностью при растяжении, отличной стойкостью к истиранию и ударным нагрузкам. Устойчивы к действию многих химических реагентов, хорошо противостоят биохимическим воздействиям.
3.30 полипропиленовая ткань: Ткань, формуемое из нитей расплава полипропилена, имеет устойчивость к двойным изгибам, уступает полиамидным, полиэфирным и поливинилспиртовым по стойкости к истиранию. Обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, имеет высокую стойкость к действию кислот, щелочей, органических растворителей. Термо- и светостойкость полипропиленовых волокон сравнительно невысоки и в значительной мере определяются эффективностью вводимых в них стабилизаторов.
3.31 поливинилспиртовые ткани: Ткань, формуемые из нити растворов поливинилового спирта главным образом по мокрому методу. Они обладают высокой прочностью и устойчивостью к истиранию и изгибу, обладают отличной устойчивостью к действию света, микроорганизмов, различных реагентов (кислот, щелочей, окислителей, малополярных растворителей, нефтепродуктов).
3.32 полиэфирная ткань: Ткань, формируемые из нитей расплава полиэтилентерефталата, характеризуются высокой термостойкостью, высокой прочностью при растяжении устойчивы к ультрафиолету, к действию многих химических реагентов, микроорганизмов.
3.33 сейсмоопасные территории: Территории, подверженные подземным толчкам и колебаниям поверхности земли с сейсмичностью от 7 до 9 баллов по шкале MSK-64, вызванных естественными причинами (тектоническими процессами) или искусственными процессами (взрывы, заполнение водохранилищ, обрушение подземных полостей горных выработок).
3.34 слабые грунты: Связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания при испытании прибором вращательного среза не менее 0,075 МПа, удельное сопротивление статическому зондированию конусом с углом при вершине менее 0,02 МПа или модуль осадки при нагрузке 0,25 МПа более 50 мм/м (модуль деформации ниже 5 МПа) (СП 34.13330.2021).
3.35 смесовые ткани: Ткани с различным соотношением синтетических нитей и волокон пример: (PA+PL или PP+PL или РР+PVA) и предназначены к применению в различных агрессивных средах, что позволяет добиться высоких физико-химических показателей, и приводить к высоким эксплуатационным показателям конструкций, применяемых в земляном полотне дорог и площадок строительства.
3.36 структура: Взаиморасположение и связь составных частей объекта.
3.37 структурирование: Образование структуры.
3.38 торф: Органо-минеральный грунт, образовавшийся в результате естественного отмирания и неполного разложения болотных растений в условиях повышенной влажности, недостатке кислорода, содержащий по массе 50% и более органического вещества (ГОСТ 33063 п. 3.51).
3.39 термоармирующая конструкция: Армирующая конструкция, снабженная теплоизоляционными материалами и препятствующая теплопередаче.
3.40 укладка внахлест: Перекрытие верхним полотнищем ткани нижнего полотнища при раскладке ткани.
3.41 ячейки многосекционной геооболочки: Объёмные элементы многосекционной геооболочки в растянутом состоянии, образованные соединенными между собой геополосами и пришивным тканевым дном, служащие для заполнения материалами, применяемыми в дорожном строительстве.
4 Основные положения
4.1 Геооболочка (рисунок 1) по международной классификации относится к геосинтетическим материалам (GSY), классу водопроницаемых, группе геотекстили (GTX), виду - геоячейки (GCE); по классификации ГОСТ Р 55028-2012 и ОДМ 218.5.005-2010 [6] относятся к типу геотекстиль (ГТ), классу геотекстиль тканый (ГТ-ТК), виду геооболочки тканые (ГОБ-ГТ-ТК).
Рисунок 1 - Геооболочка открытого типа: а - односекционная, б - многосекционная, в - в сетчатом коробчатом контейнере, и закрытого типа:г - односекционная, д - многосекционная
4.2 Многосекционная геооболочка (МГО) предназначена для объемного армирования грунтовых оснований или сооружений с целью образования композитного слоя (инертный материал+геооболочка), обладающего улучшенными по отношению к заполнителю эксплуатационными свойствами. Композитный слой обладает повышенной жесткостью, прочностью, распределяющей способностью, стойкостью к воздействию динамических и сейсмических нагрузок, поверхностному размыву, снижает неравномерность осадки (рисунок 2).
1 - днище; 2 - боковые стенки; А, В - ширина и длина модуля соответственно; а - размер ячейки; b - вылет днища (не менее 0,3 м).
Рисунок 2 - Модуль многосекционной геооболочки открытого типа
4.3 Все элементы МГО соединяются между собой сшивными соединениями с длиной стежка 4-8 мм. В начале и в конце каждой строчки производится закреп, длина закрепа 3-4 см. Прочность сшивного соединения должна составлять не менее 60% от прочности применяемого для изготовления МГО геотекстиля.
Модули МГО для объединения с другими модулями при отсыпке насыпи оборудованы завязками-лентами.
4.4 Геометрические параметры МГО могут изменяться в зависимости от требований Заказчика (в зависимости от конкретной области и условий применения). Они могут выпускаться со сплошным или объединенным сшивным соединениями с днищем требуемой длины, соответствующей, например, ширине подошвы насыпи.
4.5 Свойства материалов, используемых при изготовлении МГО, представлены в таблице А1 Приложения А, типовые геометрические размеры и объемы грунта в секции МГО представлены в таблице А.2 Приложения А.
4.6 МГО рекомендуется применять:
- при отсыпке насыпей на слабых грунтовых основаниях как армирующий слой в основании или теле насыпи;
- при использовании в насыпи местных пылеватых пучиноопасных грунтов;
- для устройства подпорных стен;
- в подходных насыпях к мостовым переходам;
- для устройства защитных сооружений от наводнений;
- для устройства причальных стенок;
- для устройства временных дорог и площадок;
- при устройстве гидротехнических и регулирующих сооружений на водных объектах;
- при реконструкции и ремонте дорог и гидротехнических сооружений.
4.7 При устройстве насыпи МГО, заполненные инертными материалами, образуют композитный слой. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог его устраивают с целью:
- повышения несущей способности грунтов;
- удержания массива грунта на крутых склонах;
- обеспечения устойчивости крутых откосов;
- ограничения сдвиговых деформаций;
- снижения неравномерности морозного пучения;
- снижения неравномерности осадки насыпи (уменьшение величины осадки);
- перераспределения нагрузки на большую площадь;
- создания дренирующего слоя.
4.8 Выбор конструктивных решений выполняют на основе технико-экономического сопоставления вариантов, включающих традиционные решения. Следует учитывать технический эффект при применении МГО, в частности:
- низкую материалоемкость конструкций, поскольку объем используемых материалов (МГО) составляет несколько процентов от объема всей укрепляемой конструкции;
- высокую универсальность решений за счет использования различных сочетаний типов МГО, вариантов их заполнения, в том числе с использованием местных грунтов и материалов, применяемых в дорожном строительстве;
- повышение сроков службы дорожной одежды и земляного полотна в результате структурирования грунта насыпи, работы МГО как связующего звена структуры, препятствующего сдвигам ее составных элементов.
5 Рекомендации по материалам, используемым для производства МГО
5.1 МГО следует использовать исходя из ее регламентируемых параметров и условий строительства с учетом свойств геосинтетических материалов, приведенных в Таблице 1.
Таблица 1 - Общая характеристика геосинтетических материалов
Показатели |
Сырье |
|||
Полиэфир PL |
Полиамид РА |
Полипропилен PP |
Поливинлспиртовые волокна PVA |
|
Водостойкость |
Хорошая |
Снижение прочности до 30% при увлажнении |
Хорошая |
Хорошая |
Биостойкость |
Хорошая |
Хорошая |
Хорошая |
Хорошая |
Стойкость к действию кислотных и щелочных сред, возможных в условиях эксплуатации концентраций |
Снижение прочности в щелочной среде с рН |
Дополнительное снижение прочности при рН среды менее 5,5 |
Хорошая |
Хорошая |
Светостойкость |
Хорошая |
Плохая |
Плохая |
Хорошая |
Механические свойства волокон |
Хорошие |
Хорошие |
Низкая длительная прочность |
Хорошая |
5.2 МГО, выполненные из геосинтетических материалов, приведенных в Таблице 1, должны соответствовать следующим рекомендациям:
- возможность эксплуатации геооболочек в температурном диапазоне от минус 60°С до плюс 60°С;
- ткань МГО должна соответствовать рекомендациям по показателям свойств, характеризующих стойкость к агрессивным воздействиям (погодно-климатическим и технологическим);
- циклическому промораживанию и оттаиванию;
- ультрафиолетовому излучению;
- обладать требуемой водопроницаемостью, гибкостью (эластичностью) при отрицательной температуре;
- соответствовать заявленным прочностным свойствами (таблица А1).
5.3 Прочность изделия (МГО) определяется как прочность шва, которая составляет 60% от прочности исходного материала - геополосы. При изготовлении геооболочек используются геополосы прочностью на разрыв от 90 кН/м до 200 кН/м. Соответственно, прочность изделий составляет от 54 кН/м до 120 кН/м и более.
5.4 Для заполнения ячеек МГО используют грунты и другие инертные материалы (щебень, песок, шлаки, гравий, различного вида песчано-гравийные смеси по ГОСТ 32703-2014, ГОСТ 32826-2014, ГОСТ Р 58770-2019, ГОСТ 32824-2014, ГОСТ Р 58397-2019), а также другие материалы, рекомендуемые для применения в дорожном строительстве.
5.5 Если стенки МГО находятся под воздействием УФ излучения, в геооболочках не рекомендуется использование тканей на основе полипропилена.
6 Конструктивные решения для условий зоны сезонного промерзания
6.1 При армировании грунтовых сооружений, возводимых на участках распространения связных грунтов повышенной влажности, на заторфованных и слабых грунтах, применение МГО позволяет решать следующие задачи:
- расширение возможностей возведения насыпей на органоминеральных грунтах без выторфовывания или с частичным выторфовыванием;
- снижение неравномерности осадки при строительстве на слабых грунтах;
- строительство в сложных инженерно-геологических условиях (косогоры с заложением круче 1:3, участки с развитием оврагов);
- использование грунтов повышенной влажности для сооружения насыпи;
- сооружение откосов повышенной крутизны в стесненных условиях;
- уменьшение величины морозного пучения;
- сооружение насыпей на подтапливаемых участках;
- повышение качества строительства при выполнении реконструкции и ремонта.
6.2 При строительстве в сложных условиях, когда в основании земляного полотна залегают грунты повышенной влажности, армированный слой, включающий МГО, устраивают в нижней части насыпи (рисунок 3а). В этом случае рекомендуется применение МГО высотой от 0,3 м до 0,7 м с размером ячейки в плане от 0,3 м до 1,5 м. Расчет осадки, проверку прочности грунтового основания или насыпи, армированной МГО, выполняют в соответствии с Приложением Б. В качестве заполнителя используют грунт по п.5.4.
Применение указанной конструкции также целесообразно, когда в основании насыпи залегают пучиноопасные грунты в условиях 2-го и 3-го типов увлажнения местности. МГО распределяет напряжение, вызванное неравномерностью морозного пучения. Дно геооболочки служит капилляропрерывающей прослойкой, препятствующим поступлению влаги в тело насыпи со стороны основания, что позволяет использовать в насыпи слабопучинистый и в отдельных случаях пучинистый грунт (по СП 34.13330.2021).
Ячейки геооболочки, заполненные песком с м/сут, выполняют функцию дренирующего слоя. При наличии влияния поверхностных и грунтовых вод на увлажнение рабочего слоя земляного полотна, выполненного из связных грунтов, указанный дренирующий слой позволит снизить высоту насыпи, уменьшив необходимое возвышение поверхности покрытия дороги.
Необходимую толщину дренирующего слоя рассчитывают в соответствии с ПНСТ 542-2021.
6.3 Конструкция (рисунок 3 а) рекомендуется для дорог всех технических категорий. Наиболее эффективна в условиях II-III дорожно-климатических зонах. При применении в насыпях высотой до 20 м, а также в выемках рекомендуется использовать МГО с прочностью на разрыв от 90 до 110 кН/м, для насыпей высотой более 20 м рекомендуется использовать МГО с прочностью на разрыв выше 110 кН/м.
6.4 Прочность изделия на разрыв определяется прочностью ткани, шва, и размерами ячейки. Прочность изделия увеличивается при увеличении высоты ячейки и уменьшении ее площади (возрастает коэффициент армирования). Выбирать размер ячейки и требуемую прочность материала следует на основании расчетов по прочности (Приложение Б), сравнивая варианты конструкции с различными размерами ячейки и прочностью ткани.
6.5 Если ячейки МГО выступают в виде бермы, МГО рекомендуется выполнять из ткани на основе полиэфира. Поверхность ячеек должна быть защищена слоем грунта либо щебня толщиной 10 ...15 см.
6.6 Конструкция (Рисунок 3б) рекомендуется для строительства дорог в низких насыпях: IV-Укатегорий, а также временных и промысловых дорог.
При строительстве временных дорог с покрытием переходного типа в ячейках может быть использован местный грунт.
6.7 При строительстве дорог с асфальтобетонным покрытием в условиях 2-3 типов местности по условиям увлажнения, в ячейках рекомендуется использовать песок с м/сут, либо, при высоких транспортных нагрузках, щебень (промысловые дороги).
При пропуске транспортных средств с нагрузкой не более 130 кН на ось рекомендуется МГО с прочностью на разрыв не менее 30 кН/м.
При пропуске транспортных средств с нагрузкой на ось более 130 кН рекомендуется использовать МГО с прочностью на разрыв более 30 кН/м, а ячейки заполнять щебнем. Требуемая прочность МГО определяется расчетом по Приложению В, прочность дорожной одежды - по Приложению Б.
6.8 При строительстве на подтапливаемых участках, а также в условиях 3 типа местности по условиям увлажнения, МГО может быть уложена в два яруса (рисунок 3 в). Нижний ярус - ячейка крупная, высотой от 0,5 м до 1,5 м с размером в плане от 1,0 м до 1,5 м. Стенки ячеек нижнего яруса удерживают грунт от размыва, геооболочка верхнего яруса служит основанием дорожной одежды. Верхний ярус - ячейка высотой от 0,3 м до 0,5 м с размером в плане от 0,3 м до 0,5 м. Подтопление верхнего яруса не рекомендуется.
а)
б)
в)
а - насыпь на слабом грунте; б - временная дорога; в - насыпь на подтапливаемых участках
Рисунок 3 - Конструктивные решения насыпей на слабых основаниях, сооружаемых с применением МГО, в зоне сезонного промерзания
6.9 В случае, если со стороны Заказчика требуется обеспечение проезда в короткие сроки в условиях залегания слабых грунтов, может быть использовано конструктивное решение "нестабильная насыпь на нестабильном основании" с применением местных глинистых грунтов с влажностью выше оптимальной. Для этого применяется МГО с большой ячейкой, которую заполняют местными грунтами. Поверх ячеек отсыпают слой из не пылеватого песчаного грунта (рисунок 3 а) и устраивают покрытие из щебня, либо по МГО отсыпают слой щебня (рисунок 3 б). А в иных случаях, если требуется создать более прочное и долговечное покрытие для пропуска большого количества транспорта, укладывается слой щебня, армированного геосеткой. Движение открывают сразу после окончания строительства. После завершения стабилизации основания и грунта в ячейках МГО, поверхность дороги выравнивают и устраивают асфальтобетонное покрытие.
6.10 Предлагаемые конструкции (рисунок 3 а, б, в) могут использоваться при строительстве постоянных дорог на болотах I - II типов, при этом коэффициент фильтрации заполнителя ячеек МГО должен быть не менее 2 м/сут. Назначают сроки сооружения дорожной одежды исходя из расчета консолидации слабого грунтового основания.
6.11 МГО может быть применена для обеспечения устойчивости основания и откосов насыпи, сооружаемой на подходах к мостам, а также конусов мостов, расположенных на слабых грунтах (рисунок 4). Расчет выполняется с учетом положений ОДМ 218.5.003 - 2010 [4] согласно Приложению Г.
Цель данного конструктивного решения - обеспечение строительства в стесненных условиях, сокращения площади отводимых земель и объемов земляных работ.
1 - геооболочка; 2 - растительный грунт, заполняющий внешние ячейки; 3 - минеральный грунт, заполняющий ячейки внутри сооружения; 4 - кривая скольжения откоса
Рисунок 4 - Применение МГО для укрепления откоса повышенной крутизны
6.12 Ячейки МГО заполняют несвязным дренирующим грунтом. Ближайшие к поверхности откоса ячейки могут быть заполнены крупнообломочным скальным грунтом или грунтом, укрепленным вяжущим. В отдельных случаях верхнюю часть ячейки крайних рядов на глубину 20 - 40 см заполняют растительным грунтом с последующим посевом трав.
В данной конструкции применяют геооболочки высотой не менее 0,5 м и размером ячейки в плане от 0,3 м. Расчетное обоснование решений по повышению общей устойчивости откосов при их крутизне до 70° может быть выполнено в соответствии с ОДМ 218.2.027-2012 [5] или Пособием [9] с учетом СП 472.1325800.2019.
Устройство армогрунтовых конструкций с откосами крутизной выше 70° выполняется по отдельной регламентации с оценкой внешней и внутренней устойчивости.
6.13 При реконструкции (уширении) дороги многосекционная геооболочка может быть применена в качестве соединяющего армированного слоя между насыпью существующей дорогой и вновь отсыпаемой насыпью. На уширяемом участке часть существующего земляного полотна под обочиной удаляется. По основанию укладывается МГО с заполнителем (рисунок 5). Рекомендуется использовать геооболочку с высотой ячейки от 0,3 м до 0,5 м с размером в плане от 0,5 м до 1,0 м. После завершения работ по устройству композитного слоя "геооболочка + песок" земляное полотно отсыпают в обычном порядке.
1 - линия снятия грунта; 2 - откос насыпи до реконструкции; 3 - откос насыпи после реконструкции; 4 - МГО с заполнителем
Рисунок 5 - Применение МГО при уширении существующей насыпи
При реконструкции дорожной одежды путем уширения и усиления, МГО может быть применена в качестве соединительного элемента для сопряжения асфальтобетонного покрытия на существующем участке и участке уширения. Старое покрытие и верхний слой дорожной одежды на существующем участке со стороны уширения снимают на расчетную глубину и подготавливают площадку, на которую устанавливают МГО и заполняют ее щебнем (рисунок 6).
При реконструкции дорожной одежды рекомендуется использовать МГО с малой ячейкой высотой 0,4 м и размерами в плане 0,3х0,3 м. Над геооболочкой устраивают защитный слой из щебня не менее 15 см. Асфальтобетонное покрытие на участке уширения устраивают по обычной технологии.
а - дорожная одежда до реконструкции, б - то же, после реконструкции; 1 - двухслойное асфальтобетонное покрытие; 2 - верхний слой основания дорожной одежды из щебня; 3 - геооболочка; 4 - защитный слой над геооболочкой; 5 - линия сопряжения старого и нового асфальтобетонного покрытия; 6 - верхний слой асфальтобетона
Рисунок 6 - Сопряжение дорожной одежды на реконструируемом участке при использовании МГО
6.14 При сооружении насыпи на косогоре круче 1:3 целесообразно использовать конструкцию с нарезкой уступов. МГО укладывают ярусами снизу вверх (рисунок 7) по уступам. Высота МГО соответствует высоте уступа. Над уступами целесообразно укладывать МГО по всей ширине основания насыпи.
Рисунок 7 - Схема укладки МГО при сооружении насыпи на косогоре, примыкающем к плато
7 Конструктивные решения для условий зоны многолетней мерзлоты
7.1 Проектирование и строительство автомобильных дорог ведут по следующим принципам:
- обеспечение поднятия верхнего горизонта многолетней мерзлоты (ВГММ) не ниже подошвы насыпи и сохранение его на этом уровне в течение всего периода эксплуатации дороги (1 -й принцип, расчетное состояние грунта мерзлое);
- допущение частичного оттаивания грунтов основания исходя из допустимости осадок насыпи в зависимости от типа покрытия (2-й принцип, расчетное состояние грунта талое).
Как правило, в районах Крайнего Севера, где мощность деятельного слоя составляет 0,5-1,5 м, снегонезаносимая насыпь обеспечивает сохранение грунта основания в мерзлом состоянии. В южной части I-й дорожно-климатической зоны деятельный слой достигает 3 - 4 м, в следствие чего снегонезаносимая насыпь не обеспечивает поднятия ВГММ к подошве насыпи. В этом случае, исходя из состава и состояния грунтов основания, решается вопрос о необходимости мероприятий по стабилизации грунта основания.
7.2 В зоне многолетней мерзлоты МГО рекомендуется применять:
- для укрепления грунта вдоль подошвы насыпи в случае продольного уклона местности, при котором возможен размыв;
- для снижения неравномерности осадки талой зоны основания насыпи при использовании 2-го принципа проектирования;
- при использовании в теле насыпи некондиционных грунтов, в том числе мерзлокомковатых;
- для укрепления водоотводных канав;
- для сооружения насыпей методом гидронамыва.
7.3 Вследствие проведения строительных работ в зоне многолетней мерзлоты происходит изменение условий теплообмена и нарушение сложившегося теплового режима. В течение ряда лет (одного-двух десятилетий) устанавливается новый тепловой режим, соответствующий изменившимся условиям теплообмнена, стабилизируется глубина сезонного оттаивания.
Размеры и конфигурацию талой зоны в основании насыпи и прилегающей к ней полосы отвода шириной 3 - 5 м вдоль насыпи определяют на период времени, соответствующий концу расчетного срока службы сооружения, на основании решения теплофизической задачи в двумерной постановке. Наиболее целесооборазно использование программ, разработанных на основе численного анализа по методу элементарных балансов, которые позволяют прогнозировать тепловой режим, оценить ход оттаивания основания насыпи во времени, и назначить срок устройства усовершенствованного покрытия, когда глубина сезонного оттаивания стабилизировалась, либо не дает существенного прироста, влияющего на осадку сооружения.
7.4 При проектировании по первому принципу строительство осуществляют в зимнее время, отсыпку насыпи производят на мерзлое основание. В процессе эксплуатации ВГММ не опускается ниже подошвы насыпи, что обеспечивает прочность основания тела насыпи. Однако под откосами ВГММ обычно опускается (рисунок 8 а). Мощность талой зоны, образовавшейся под откосами и вдоль насыпи, существенно зависит от объемов снежных отложений: она выше в регионах с большим снегопереносом (более 500 - 600 м 3/м), и увеличивается с увеличением высоты насыпи.
Если уклон местности вдоль дороги превышает критический, определяемый гидрологическим расчетом, уклон, происходит размыв. Для предотвращения размыва оттаявшего грунта МГО следует укладывать за пределами насыпи на расстоянии 2 - 3 м от подошвы и и под откосом таким образом, чтобы МГО заходила в мерзлую зону тела насыпи не менее, чем на 1 м, при этом армирование мерзлого ядра тела насыпи полностью не целесообразно.
а - поперечный профиль насыпи при первом принципе проектирования; б - то же, при втором принципе проектирования
Рисунок 8 - Конструктивные решения насыпей на слабых основаниях сооружаемых с применением МГО в зоне многолетней мерзлоты
7.5 Ячейки МГО вне тела насыпи могут быть заполнены торфом, торфопесчаной смесью, песком, местным пылеватым грунтом. Поверхность ячеек следует защитить от размыва и выветривания путем травопосева или другим способом. МГО должна быть выполнена из ткани на основе полиэфира.
7.6 При проектировании по второму принципу мощность талой зоны в основании насыпи должна быть такой, чтобы суммарная осадка, включающая отсадку тела насыпи и ее основания, не превысила допустимую для используемого типа покрытия. Расчет осадки выполняется в соответствии с [8]. Если в основании насыпи залегают слабые грунты, осадка которых превышает допустимую, и для уменьшения талой зоны требуется увеличение высоты насыпи, что характерно для регионов, где деятельный слой превышает 1,5 - 1,7 м, целесообразно армирование основания насыпи полностью (рисунок 8б), что позволит уменьшить осадку. Ячейки заполняют грунтом в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 58397-2019 и ОДМ 218.2.094-2018 [8].
При возможности размыва грунта у подошвы насыпи ячейки МГО целесообразно выводить за пределы насыпи в соответствии с п. 7.2 5.
Для уменьшения глубины оттаивания основания в ячейках МГО допускается использовать синтетический теплоизолирующий материал, создавая термоармирующие конструкции.
7.7 МГО целесооборазно применять при использовании в теле насыпи некондиционных грунтов, в частности, мерзлокомковатого грунта. Над ячейками, выступающими за пределы насыпи, должен быть устроен защитный слой из песка или щебня толщиной не менее 10...15 см (рисунок 8 б). В процессе эксплуатации происходит дополнительное уплотнение грунта в ячейках, срок завершения уплотнения комковатого грунта определяют в соответствии с ОДМ 218.2.094-2018 [8] .
Устраивать асфальтобетонное покрытие следует после завершения уплотнения грунта в ячейках. Если строительство осуществляется по 2-му принципу проектирования, стабилизация глубины сезонного оттаивания основания должна быть завершена (п. 7.2.3).
7.8 Проектирование выполняется в следующем порядке:
- назначают ориентировочную высоту насыпи исходя из условий снегонезаносимости;
- выполняют теплофизический расчет на конец срока службы сооружения с учетом теплового взаимодействия сооружения с прилегающей к нему территорий (зоной теплового влияния), подстилающего грунтового массива, а также с учетом условий теплопередачи на поверхности сооружения;
- по результатам расчета (температурным полям) оцениваются размеры талой зоны и тепловой режим мерзлых грунтов в основании насыпи;
- выполняют оценку устойчивости оттаявшего основания на сдвиг и прогноз его осадки;
- если сдвигоустойчивость не обеспечена, и/или осадка оттаявшего грунта превышает допустимую, решают вопрос о применении МГО. Задаются размерами МГО и выполняют расчет на сдвиг, и прогноз осадки. В зависимости от результатов расчетов корректируют размеры МГО: высоту стенок, размер ячеек.
7.9 Укрепление водоотводных канав при помощи МГО с заполнителем препятствует размыву дна, вызванного понижением ВГММ в процессе эксплуатации сооружения. Для укрепления канавы следует использовать МГО с пологом, препятствующим вымыванию заполнителя (рисунок 9). Заполненные ячейки МГО закрывают пологом и завязывают его вшивными лентами. В качестве заполнителя рекомендуется крупный песок, щебень, галька и т.п.
1 - уровень дневной поверхности; 2 - МГО с заполнителем; 3 - уровень воды в канаве; 4 - положение ВГММ в процессе эксплуатации канавы;
Рисунок 9 - Водоотводная канава, укрепленная МГО с заполнителем
7.10 МГО целесообразно использовать при сооружении насыпей методом гидронамыва.
Пульпу перемещают непосредственно в ячейки МГО, где происходит ее осушение. Целесообразно использовать МГО высотой от 0,5 до 1,5 м, изготовленные из ткани с размером пор не более 0,1 мм при коэффициенте фильтрации не менее 12 м/сут.
8 Технология производства работ
8.1 Работы по монтажу МГО выполняют в последовательности, приведенной ниже с учетом положений СП 48.133330.2019.
8.2 Подготовка к монтажу и монтаж МГО состоят из следующих этапов:
- снятие растительного слоя (если имеется);
- планировка поверхности;
- сборка технологического каркаса;
- монтаж МГО на технологическом каркасе;
- установка и соединение сформированных МГО между собой;
- засыпка ячеек МГО;
- демонтаж технологического каркаса;
- уплотнение грунта в ячейках МГО;
- досыпка поверхностного слоя и его уплотнение.
Технологическая последовательность производства работ приведена на рисунке 10.
8.3 Планировку поверхности выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58397-2019. Параллельно производится сборка технологического каркаса и подготовка МГО к монтажу.
Рисунок 10 - Технологическая последовательность производства работ
8.4 Монтаж МГО производят с помощью технологического каркаса, который представляет собой сборно-разборную металлическую конструкцию многоразового использования (рисунок 11 ).
1 - ребро основное; 2 - ребро боковое; 3 - ребро внутреннее; 4 - цепь; А - длина технологического каркаса; B - ширина технологического каркаса; H - высота технологического каркаса.
Рисунок 11 - Технологический каркас
8.5 Многосекционные геооболочки поставляют на объект строительства в упакованном виде. Перед укладкой мастер (прораб) проверяет их на соответствие заказным спецификациям. Перед монтажом геооболочку извлекают из упаковки, раскладывают и затем монтируют на технологическом каркасе при помощи монтажных лент (рисунок 12).
Рисунок 12 - МГО, смонтированная на технологическом каркасе
8.6 Установку и соединение смежных модулей МГО производят в следующем порядке:
- устанавливают несколько модулей МГО в одном поперечном ряду;
- увязывают смежные модули МГО между собой при помощи пришивных лент;
- заполняют грунтом один поперечный ряда МГО;
- увязывают заполненные грунтом и пустые МГО смежных рядов
8.7 Количество устанавливаемых технологических каркасов в одном ряду зависит от ширины сооружения или от ширины укрепляемого слоя.
Для создания сплошной армирующей поверхности используют сразу несколько монтажных каркасов с таким расчетом, чтобы выступающие части днища были направлены по ходу сооружения земляного полотна. Вторую и последующие МГО необходимо выставить так, чтобы днище выставляемой геооболочки расположилось сверху и перекрывало выступающее днище предыдущей (Рисунок 13).
1 - перекрытие гибкого днища МГО "внахлест"; 2 - места крепления смежных модулей МГО.
Рисунок 13 - Порядок расстановки смежных модулей МГО перед заполнение ячеек
8.8 Для удобства и повышения скорости строительства объекта рекомендуется устанавливать натянутые на технологические каркасы МГО одновременно по всей ширине сооружаемого земляного полотна. Помимо этого рекомендуется вести монтаж МГО двумя рядами. В то время как экскаватор заполняет грунтом первый ряд, рабочие готовят следующий ряд к заполнению грунтом, исключая простой техники и рабочей силы.
8.9 Ячейки МГО заполняют щебнем, песком, гравием, песчано-гравийной смесью, а также комбинацией сыпучих строительных материалов, вторичным сырьем местного производства при помощи экскаватора.
8.10 При засыпке ячеек МГО строительным материалом или грунтом рекомендуется следить, чтобы высота слоя грунта поверх МГО была не менее 0,1 м.
Отсыпку строительного материала или грунта в ячейки МГО ведут по способу "от себя" и "сверху".
При механических способах засыпки (экскаватором) производят разравнивание поверхности, вручную досыпают и разравнивают грунт до достижения равномерного слоя грунта над МГО.
8.11 Демонтаж технологического каркаса выполняют ручным способом либо при помощи экскаватора: на ковш экскаватора накидывают цепи, которыми оборудован каркас, поднимают каркас и переносят на место установки следующего модуля МГО.
После извлечения технологического каркаса производят трамбовку материала засыпки МГО до образования ровной поверхности.
Трамбовку и выравнивание поверхности можно производить как ручным, так и механическим способом.
8.12 Уплотнение грунта в ячейках и досыпанного защитного слоя толщиной более 0,2 м производят при помощи вибротрамбовок либо катков в соответствии с рекомендациями к коэффициенту уплотнения, приведенными в Таблице 2.
Таблица 2 - Рекомендации по коэффициенту уплотнения грунта в ячейке (Табл. 7.3 СП 34.13330. 2021)
Элементы земляного полотна |
Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м |
Наименьший коэффициент уплотнения грунта при типе дорожных одежд |
|||||
капитальном |
облегченном и переходном |
||||||
в дорожно-климатических зонах | |||||||
I |
II, III |
IV, V |
I |
II, III |
IV, V |
||
Рабочий слой |
До 1,5 |
0,98-0,96 |
1,0-0,98 |
98-0,95 |
0,95-0,93 |
0,98-0,95 |
0,95 |
Не подтопляемая часть насыпи |
Св. 1,5 до 6 |
0,95-0,93 |
0,95 |
0,95 |
0,93 |
0,95 |
0,90 |
Св. 6 |
0,95 |
0,98 |
0,95 |
0,93 |
0,95 |
0,90 |
|
Подтопляемая часть насыпи |
Св. 1,5 до 6 |
0,96-0,95 |
0,98-0,95 |
0,95 |
1,95-,93 |
0,95 |
0,95 |
Св. 6 |
0,96 |
0,98 |
0,98 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
|
В рабочем слое выемки ниже зоны |
До 1,2 |
- |
0,95 |
- |
- |
1,95-0,92 |
- |
сезонного промерзания |
До 0,8 |
- |
- |
0,95-0,92 |
- |
- |
0,90 |
Примечания: 1. Большие значения коэффициента уплотнения грунта следует принимать в дорожных одеждах облегченного типа, меньше значения - во всех остальных случаях. 2. В районах поливных земель при возможности увлажнения земляного полотна требования к плотности грунта для всех типов дорожных одежд следует принимать такими же, как указано в графах для II и III дорожно-климатических зон. 3. Для земляного полотна, сооружаемого в районах распространения островной высокотемпературной вечной мерзлоты, коэффициенты уплотнения следует принимать такими же, как для II дорожно-климатической зоны. |
9 Контроль качества
9.1 Перед монтажом МГО грунтовое основание выравнивают и уплотняют, его проектные параметры (уклоны, размеры) проверяют и принимают в установленном порядке согласно ГОСТ Р 58397-2019.
9.2 При поступлении на объект МГО проверяют наличие сопроводительных документов, подтверждающих ее марку и качество (паспорт на партию, стандарт организации).
9.3 Перед монтажом визуально проверяют внешний вид МГО. Замеряют геометрические размеры, контролируя их соответствие сопроводительным документам.
9.4 В процессе монтажа МГО контролируют расположение отдельных модулей друг относительно друга, соответствие проекту количества, мест расположения.
9.5 При производстве работ зимой в ячейки возможно попадание снега. Засыпку МГО осуществляют при условии, что ячейки заполнены снегом не более чем на 10% их объема.
9.6 Результаты входного, операционного и приемочного контроля заносят в журналы работ, а также акты освидетельствования скрытых работ и приемки ответственных конструкций (по СНиП 12-03-2002 [1]).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее о тексту вместо "СНиП 12-03-2002" имеется в виду "СНиП 12-03-2001"
10 Техника безопасности
10.1 При проведении погрузочно-разгрузочных работ руководствуются ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ, ГОСТ 12.3.002-75, Приказ Минтруда России от 28.10.2020 N 753н.
10.2 При монтаже МГО соблюдают требования безопасности в соответствии со СНиП 12-03-2002 [1]; СНиП 12-04-2002 [2].
10.3 К работам по заполнению МГО грунтом, такелажу и монтажу привлекают рабочих, обученных, аттестованных и допущенных к самостоятельной работе в соответствии с Приказом Минтруда России от 28.10.2020 N 753н.
10.4 На объектах, сооруженных с применением МГО, не производятся земляные работы с применением острых и режущих инструментов и механизмов на глубину залегания МГО без предварительного демонтажа конструкции. Проведение взрывных работ или прямое термическое воздействие на основание, сооружённое с использованием МГО, может нанести вред сооружению и не гарантирует сохранности изделия.
Библиография
[1] СНиП 12-03-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
[2] СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.
[3] ОДМ 218.1.002-2020 Рекомендации по организации и проведению работ по стандартизации в дорожном хозяйстве
[4] ОДМ 218.5.003-2010 Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог.
[5] ОДМ 218.2.027-2012 Методические рекомендации по расчету и проектированию армогрунтовых подпорных стен на автомобильных дорогах.
[6] ОДМ 218.5.005-2010 Классификация, термины, определения геосинтетических материалов применительно к дорожному хозяйству.
[7] ОДМ 218.5.006-2010 Рекомендации по методикам испытаний геосинтетических материалов в зависимости от области их применения в дорожной отрасли
[8] ОДМ 218.2.094-2018 Методические рекомендации по проектированию земляного полотна автомобильных дорог общего пользования из местных талых и мерзлых переувлажненных глинистых и торфяных грунтов в зонах распространения многолетнемерзлых грунтов.
[9] Пособие по проектированию земляного полотна на слабых грунтах: М., 2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.4.1.006-2021 "Рекомендации по применению многосекционных геооболочек при сооружении земляного полотна" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 11 августа 2021 г. N 2897-р)
Текст одм (отраслевой дорожной методики) опубликован не был