Право на образование или ... отсрочка от призыва?
Реалии сегодняшнего дня, научно-технический прогресс и сотни других факторов породили у современной молодежи безудержное желание учиться, учиться и учиться. Понимая, что без высшего образования, без престижной профессии в рыночной экономике просто не выжить, молодые люди с готовностью ринулись получать заветные дипломы бакалавров и магистров, тем более что недостатка в учебных заведениях, готовых предоставить всевозможные образовательные услуги, сегодня нет.
Рынок предоставления разнообразных образовательных услуг в данном случае сработал на удивление быстро, и в стране, как грибы после дождя, стали появляться учебные заведения, готовые "научить", разумеется, за деньги, любой, самой популярной и престижной профессии. В данном случае кавычки отнюдь не случайны, так как качество обучения в данных "скороспелых" учебных заведениях, к сожалению, оставляет желать лучшего.
Однако желающих поступить в подобные учебные заведения довольно много, так как в них практически отсутствует такое понятие, как конкурсные экзамены (по крайней мере, у большинства подобных учебных заведений), а следовательно, и такие их составляющие, как коррупция и мздоимство при поступлении. Естественно, это является лишним, так как обучение в данных учебных заведениях исключительно платное.
Целью данной публикации не является дача оценки качества образования в разнообразных коммерческих вузах страны. Речь пойдет о другой немаловажной проблеме, которая была порождена именно негосударственным характером создания данных учебных заведений.
Ни для кого не секрет, что современные молодые люди, к сожалению, не горят желанием идти в армию и что военкоматы с каждым годом все с большими и большими трудностями производят призыв. А одним из способов законным путем избежать обязанности защищать свою страну и является обучение в образовательном учреждении по очной форме обучения. Вот и устремились тысячи и тысячи молодых людей в подобные учебные заведения. С одной стороны, это желание получить высшее образование и престижную профессию, а с другой - отсрочку от призыва на военную службу. Однако именно с последним и возникают проблемы у, казалось бы, "застраховавших" себя на ближайшие пять лет молодых людей, обучающихся в негосударственных, коммерческих образовательных учреждениях.
Почему военные комиссариаты, несмотря на предъявленные им справки с места учебы, вместо долгожданной отсрочки продолжают присылать повестки? Что они там законов не знают? Или им закон не писан? Справедливо ли возмущение студентов и их родителей, оказавшихся в такой ситуации? Именно этим вопросам и посвящена настоящая статья.
Однако обо всем по порядку. Согласно ст. 59 (чч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым граждане проходят военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке (по контракту), т.е. в настоящее время в Российской Федерации действует смешанная система комплектования Вооруженных Сил.
В качестве основной формы реализации конституционной обязанности по защите Отечества названный Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву, которому согласно п. 1 ст. 22 подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, а также граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.
При этом ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает категории лиц, которым по тем или иным основаниям (состояние здоровья, семейное положение, характер и место работы, обучение в образовательном учреждении и т.д.) может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, т.е. в пределах возраста от 18 до 27 лет временно отложен срок призыва.
Предоставление отсрочки не означает полного освобождения от военной службы по призыву. По своей юридической природе отсрочка является составным элементом установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан. По смыслу данного положения во взаимосвязи с другими нормами Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, обучающиеся по очной форме обучения в негосударственных высших учебных заведениях, не имеющих государственной аккредитации, т.е. которым не предоставлено право на отсрочку, исполняют данную конституционную обязанность до завершения обучения, а граждане, обучающиеся по очной форме обучения в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, - после завершения обучения.
Таким образом, требование об исполнении воинской обязанности путем призыва на военную службу распространяется на всех обучающихся по очной форме обучения граждан, подлежащих призыву, вне зависимости от того, студентами какого высшего учебного заведения - государственного, муниципального или негосударственного, имеющего или не имеющего государственную аккредитацию, они являются.
Провозглашая право каждого на образование, Конституция Российской Федерации закрепляет, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии*(1). Кроме того, граждане могут получить высшее профессиональное образование в негосударственных высших учебных заведениях, обучение в которых, как правило, является платным. При этом они самостоятельны и свободны в выборе формы получения высшего образования, образовательного учреждения, направления подготовки*(2).
Реализуя предписания ст. 43 (ч. 5) Конституции Российской Федерации, государство устанавливает федеральные образовательные стандарты, которые являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности. В целях осуществления государственного контроля за качеством высшего профессионального образования Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" определяет порядок лицензирования, аттестации и аккредитации высших учебных заведений, т.е. единую систему оценки условий, содержания и результатов их деятельности, в равной мере обязательную как для государственных, муниципальных, так и для негосударственных образовательных учреждений.
Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки слушателей государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам дополнительного профессионального образования. По положительным итогам государственной аккредитации образовательное учреждение получает свидетельство о государственной аккредитации установленного образца. Действие свидетельства о государственной аккредитации определяется сроками, установленными в приложении к нему, и подтверждается через каждые пять лет.
Государственная аккредитация осуществляется на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации*(3).
Государственная аккредитация - это процедура признания государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения. Государственная аккредитация образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования независимо от подведомственности и организационно-правовых форм, осуществляется федеральным государственным органом управления высшим образованием при участии заинтересованных министерств и ведомств.
Свидетельство о государственной аккредитации, полученное негосударственным высшим учебным заведением по результатам аттестации, является подтверждением того, что содержание, уровень и качество подготовки его выпускников соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов. Наличие государственной аккредитации влечет ряд правовых последствий, к числу которых законодатель относит предоставление негосударственному образовательному учреждению права на выдачу своим выпускникам дипломов государственного образца, а лицам, обучающимся в нем по очной форме обучения, - права на отсрочку от призыва на военную службу.
Решая задачу подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, уровень которой отвечает государственным образовательным стандартам, образовательными учреждениями различных организационно-правовых форм, с одной стороны, и в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства предусматривая в современных условиях комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва граждан на военную службу, с другой стороны, законодатель установил различный порядок исполнения воинской обязанности для подлежащих призыву граждан, обучающихся в высших учебных заведениях. При этом для лиц, обучающихся по очной форме обучения в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, сохраняется возможность продолжить образование после увольнения с военной службы.
В соответствии с Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587, контроль за сохранением у призывника оснований для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара. Призывник, у которого истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях. Призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу, по достижении им 27 лет решением призывной комиссии зачисляется в запас*(4).
Отсрочка от призыва на военную службу - это временное освобождение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, от призыва, осуществляемое решением призывной комиссии по основаниям и в порядке, установленным законодательством.
Отличие оснований, дающих право на получение отсрочек, изложенных в п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", от оснований предоставления отсрочек от призыва на военную службу, содержащихся в п. 1 данной статьи, состоит в том, что в п. 2 изложены основания, отсрочка по которым предоставляется гражданину только при наличии его волеизъявления отсрочить прохождение военной службы, т.е. реализации своего субъективного права на отсрочку.
Иными словами, граждане могут воспользоваться своим правом на отсрочку, а могут и не воспользоваться им вообще*(5).
В соответствии с вышеназванным Законом гражданин имеет право на получение отсрочки от призыва, если обучается по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - на время обучения.
Конституционность предоставления отсрочки гражданам, обучающимся в негосударственных образовательных учреждениях соответствующего уровня, имеющих государственную аккредитацию, подтверждена постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 1999 г.*(6)
Решение об отсрочке от призыва для продолжения образования принимается один раз - при первоначальном прохождении призывником районной призывной комиссии на основании справки, выдаваемой призывнику учебным заведением. В последующем лица, получившие отсрочку от призыва для продолжения образования, ежегодно до 1 октября лично предоставляют в районные военкоматы справки, подтверждающие продолжение ими обучения в соответствующих учебных заведениях. Указанные справки подшиваются в личные дела призывников. Оформление отсрочек от призыва для продолжения образования производится с обязательным вызовом призывников в районные призывные комиссии без прохождения ими медицинского освидетельствования. Районные военкоматы после каждой семестровой экзаменационной сессии и после проведения годовых экзаменов проверяют в учебных заведениях, все ли лица призывных возрастов законно пользуются отсрочкой от призыва для продолжения образования.
Решение районной призывной комиссии о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу для продолжения образования записывается в книгу протоколов районной призывной комиссии и учетную карту призывника с указанием, до какого срока предоставлена отсрочка. Полностью оформленные, проверенные и подписанные районным военкомом документы вручаются призывнику, при этом ему напоминается о необходимости своевременного предоставления соответствующих справок из учебного заведения о продолжении образования.
Существуют три формы получения образования в образовательном учреждении - очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная. Право на отсрочку дается лишь гражданам, обучающимся по очной форме обучения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)" от 3 марта 2001 г. N 160 к средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище), колледж. Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 264, установлены следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.
Студенты высших учебных заведений имеют право на перевод в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным (центральным) органом управления образованием. При переводе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования. Порядок перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое утвержден приказом Минобразования России от 24 февраля 1998 г. N 501. Следует учесть, что право на отсрочку от призыва сохраняется в том случае, если перевод в образовательное учреждение того же уровня был однократным.
Таким образом, граждане, получающие профессиональное образование по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, имеющих лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, в соответствии с подп. "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу. Данная отсрочка предоставляется им на все время обучения в вузе. Аналогичная норма содержится и в п. 8 ст. 19 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу призывной комиссии предоставляются подлинники следующих документов:
а) для обучающегося по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - справка (по форме N 26), подписанная руководителем образовательного учреждения, в которой указываются дата и номер приказа о его зачислении в образовательное учреждение, курс обучения и дата окончания этого образовательного учреждения, а для гражданина, заключившего контракт и проходящего обучение на военной кафедре, делается запись об этом. Справка заверяется печатью образовательного учреждения;
б) для получающего послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования или научном учреждении, имеющем лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования:
- диплом о высшем профессиональном образовании;
- справка, подписанная руководителем или заместителем руководителя образовательного или научного учреждения, в которой указываются дата и номер приказа о его зачислении в аспирантуру образовательного или научного учреждения и дата окончания программы обучения и защиты квалификационной работы. Справка заверяется печатью образовательного или научного учреждения. Копии указанных документов, подтверждающих наличие у гражданина оснований для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или для предоставления ему отсрочки от призыва, а также ежегодно представляемые в необходимых случаях подтверждающие справки приобщаются к материалам личного дела призывника.
Таким образом, возвращаясь к вопросу о правомерности военных комиссариатов призывать на военную службу молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет, обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, необходимо ответить однозначно, что они поступают точно в соответствии с законом.
А молодым людям и их родителям хочется посоветовать следующее: сегодня при наличии огромного рынка образовательных услуг, когда существует реальная возможность выбора, необходимо более внимательно и детально изучать документы, регламентирующие деятельность и статус того или иного учебного заведения, прежде чем решить вопрос о том, обучаться в нем или нет.
А.Я. Неверов,
подполковник, старший офицер отделения воспитательной
работы Курганского пограничного
института ФСБ России
"Право в Вооруженных Силах", N 5, май 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. ст. 43 Конституции Российской Федерации.
*(2) См. п. 5 ст. 2 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г.
*(3) См. п. 6 ст. 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции от 13 января 1996 г.
*(4) См. пп. 18-20 указанного Положения.
*(5) См.: Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" / Под общ. ред. В.Г. Стрекозова. М.: "За права военнослужащих", 1999.
*(6) См. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 1999 г. N 13-11 но делу о проверке конституционности положения абзаца первого подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с запросом советского районного суда г. Омска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Право на образование или ... отсрочка от призыва?
Автор
А.Я. Неверов - подполковник, старший офицер отделения воспитательной работы Курганского пограничного института ФСБ России
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 5