г. Калуга |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А64-6795/2016 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Ермакова М.Н. |
|
Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Земельная компания ЧЕРКИЗОВО" (125047, г. Москва, ул. Лесная, д. 5, корп. В, ОГРН 1147746291846, ИНН 7718972679) |
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом |
от межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Тамбовской области (393773, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Липецкое шоссе, д. 55, ОГРН 1116827001125, ИНН 6827022097) |
Рязановой А.М. - представителя (дов. от 31.10.2017 N 05-12/18570, пост.) |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Земельная компания ЧЕРКИЗОВО" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.03.2018 (судья Игнатенко В.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Осипова М.Б.) по делу N А64-6795/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Земельная компания ЧЕРКИЗОВО" (далее - ООО "Земельная компания ЧЕРКИЗОВО", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Тамбовской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 12.07.2016 N 1382 в части начисления земельного налога в сумме 4 176 050 руб., пени в сумме 367 976,22 руб. и штрафа в сумме 203 382,80 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28.11.2017 решение и постановление судов отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.03.2018 в удовлетворении требований обществу отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и заявленные требования удовлетворить.
Изучив материалы дела, выслушав представителя инспекции, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, по результатам которой составлен акт от 17.05.2016 N 3337 и принято решение от 12.07.2016 N 1382, которым ООО "Земельная компания ЧЕРКИЗОВО" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде взыскания штрафа за неполную уплату земельного налога в сумме 203 382 руб. 80 коп., а также обществу доначислен земельый налог в сумме 4 214 936 руб. и пени по указанному налогу в сумме 367 976 руб. 22 коп.
Основанием для доначисления обществу земельного налога в сумме 4 176 050 руб., пени - 367 976,22 руб. и штрафа - 203 382,80 руб., послужил вывод инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком ставки налогообложения земельным налогом 0,3 % по земельному участку с кадастровым номером 68:19:0000000:0059, поскольку данный земельный участок, имеющий вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, фактически для сельскохозяйственного производства в 2015 году обществом не использовался.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области от 14.09.2016 N 05-12/2/91 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Частично не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу, что налоговым органом представлены в материалы дела безусловные доказательства, подтверждающие факт неиспользования обществом спорного земельного участка с кадастровым номером 68:19:0000000:0059 для ведения сельскохозяйственной деятельности в 2015 году.
Выводы судов являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектами обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Таким образом, установленная налоговая ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению.
В силу статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли подразделяются на семь категорий и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Статьей 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Из системного толкования положений статей 7, 77 и 78 ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: при отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях; при их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Таким образом, в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, должна применяться налоговая ставка, установленная для прочих земельных участков - в размере, не превышающем 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Иное понимание указанных норм, может привести к нарушению публичных интересов, поскольку одной и той же налоговой ставкой 0,3% будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, т.е. используемые в сельскохозяйственном производстве, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с положениями статьи 17, пункта 3 части 1 статьи 21, пункта 1 статьи 52, статьи 56 НК РФ право на применение налоговой льготы подлежит доказыванию именно налогоплательщиком.
Оценив представленные сторонами доказательства, в том числе материалы административного дела в отношении ООО "Земельная компания ЧЕРКИЗОВО", с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о неиспользовании обществом спорного земельного участка по целевому назначению (для сельскохозяйственного производства) в 2015 году, в связи с чем признали правомерным произведенные налоговым органом доначисления налога, пени и штрафа.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.03.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 по делу N А64-6795/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Земельная компания ЧЕРКИЗОВО" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
М.Н.Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.