г. Калуга |
|
26 сентября 2018 г. |
Дело N А84-2851/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2018.
Постановление в полном объёме изготовлено 26.09.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
В.В. Циплякова |
судей |
М.М. Нарусова |
|
Л.В. Солодовой |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании: |
А.С. Коваленко |
от ДИЗО г. Севастополя
от ООО "Дуэт-1"
от Правительства Севастополя
от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя
от Законодательного собрания города Севастополя |
представителя Дыбец А.М. по доверенности от 03.05.2018; представителей Никольской Я.А., Шульги А.В. по доверенностям от 30.07.2018; не явились, извещены надлежащим образом;
не явились, извещены надлежащим образом;
не явились, извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Севастополя кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дуэт-1" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018 по делу N А84-2851/2017,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115, далее - истец, департамент, ДИЗО) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дуэт-1" (ОГРН 1149102026974, ИНН 9102018050, далее - ответчик, общество, ООО "Дуэт-1") о взыскании задолженности по арендной плате по договору от 04.09.2008 за период с января 2015 года по февраль 2017 года в размере 667 262 рублей 81 копейки, пени в размере 283 511 рублей 57 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 199 869 рублей 36 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя и Законодательное Собрание города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22.03.2018 (судья А.Ю. Смоляков) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018 (судьи Ю.В. Колупаева, И.В. Евдокимов, А.А. Тарасенко) решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены частично, с общества в пользу департамента взыскана задолженность по арендной плате в размере 667 262 рублей 81 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 199 869 рублей 36 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, ООО "Дуэт-1" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы указывает, что изменять размер арендной платы в одностороннем порядке, ссылаясь на регуляторность принятого акта и установленный принцип регулируемости цены, недопустимо. Так же судом не учтено, что пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), устанавливающий положения о том, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категориям регулируемых цен, с 01.03.2015 утратил силу. По мнению кассатора, Решение V сессии VI созыва Севастопольского городского Совета от 20.12.2011 N 2163 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель в административных границах города Севастополя и введении ее в действие" не имеет силы регуляторного акта в сфере землепользования, базовые ставки нормативной стоимости земель не утверждались и не публиковались. Общество ссылается на то, что в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд принял копию выписки из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка.
В судебном заседании представители ООО "Дуэт-1" поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель департамента возражал против доводов кассационной жалобы.
Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Законодательное собрание города Севастополя, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в порядке, предусмотренном статьей 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
По мнению суда кассационной инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 4, 332, 395, 422, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 1, 12, 12.1, 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), статей 2, 23, 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" (далее - Закон N 5-ЗС), статей 1, 10 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", статьи 632 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины), статей 206, 269, 271 Земельного кодекса Украины, статьи 21 Закона Украины от 06.10.1998 N 161-XIV "Об аренде земли", статей 23, 59, 73 Закона Украины "О местном самоуправлении", статей 13, 18, 20, 23 Закона Украины "Об оценке земли", обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 21.07.2008, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок площадью 0,65 га для строительства и обслуживания автосервиса с автосалоном с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, который находится по адресу: Балаклавское шоссе, 17, сроком на 25 лет.
Договор зарегистрирован 04.09.2008.
Пунктом 2.3 договора установлено, что нормативная денежная оценка земельного участка составляет:
на период строительства, до сдачи объекта в эксплуатацию - 744 197 гривен, что подтверждается выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка N 648/1, выданной Главным управлением земельных ресурсов в г. Севастополе 02.06.2008;
на последующий период - 3 720 986 гривен, что подтверждается выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка N 649/1, выданной Главным управлением земельных ресурсов в г. Севастополе 02.06.2008.
Согласно пункту 4.1 договора годовая арендная плата за пользование земельным участком устанавливается в соответствии с критерием признания ООО "Дуэт-1" победителем конкурсного отбора арендаторов в размере 6,5% от нормативной денежной оценки земельного участка.
Величина годовой арендной платы за пользование земельным участком согласно расчету составляет 241 864,09 гривен на последующий после строительства период.
При этом денежная оценка земельного участка для периода строительства принимается во внимание не дольше, чем в течение полутора лет от даты приема-передачи земельного участка. Денежная оценка для последующего периода принимается с момента ввода в эксплуатацию объекта реконструкции, но не позже полутора лет от даты приема-передачи земельного участка.
В соответствии с пунктом 4.3 договора приведенный расчет величины годовой арендной платы ежегодно корректируется в соответствии с пунктом 4.5 договора, которым установлено, что начисление размера арендной платы за землю осуществляется с учетом индексов инфляции. Величина годовой арендной платы подлежит ежегодному перерасчету в срок до 1 февраля текущего года в зависимости от ежегодно индексируемой денежной оценки земельного участка. Ежегодный расчет арендной платы производится арендатором в соответствии с условиями договора и требованиями действующего законодательства.
Пунктом 4.8 договора установлено, что размер арендной платы пересматривается в случае: изменения условий хозяйствования, предусмотренных договором; изменения размеров земельного налога, повышения нормативной денежной оценки земельного участка, в том числе вследствие инфляции и индексации; в иных случаях, предусмотренных законом.
В пункте 4.9 договора установлена пеня за несвоевременное внесение арендной платы в размере ставки пени за несвоевременную уплату земельного налога в соответствии с законодательством Украины.
Согласно пункту 12.1 договора изменение условий договора осуществляется в письменной форме с взаимного согласия сторон.
Дополнительным соглашением от 17.08.2010 изменен пункт 2.3 договора, согласно которому в новой редакции нормативная денежная оценка земельного участка с учетом коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель за 2008 - 2009 годы составляет: на последующий период - 3 720 986 x 1,152 x 1,059 = 4 539 483,85 гривен, что подтверждается выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка N 649/1, выданной Главным управлением земельных ресурсов в г. Севастополе 02.06.2008.
Согласно пункту 4.2 договора в новой редакции величина годовой арендной платы за пользование земельным участком на последующий период согласно расчету составляет 298 066,45 гривен.
Государственная регистрация дополнительного соглашения осуществлена 28.10.2010.
Сторонами не оспаривается, что с 2013 года объект введен в эксплуатацию, в связи с чем, арендная плата подлежит начислению в режиме последующего после строительства периода.
В соответствии с выпиской из технической документации от 22.03.2013 N 395-3.1/5 нормативная денежная оценка спорного участка составила 7 955 675 гривен.
Ответчиком арендная плата вносилась без учета данной нормативной денежной оценки, в результате чего возникла задолженность по уплате арендной платы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
Приходя к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, суд апелляционной инстанции указал, что изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы.
Из содержания кассационной жалобы следует, что кассатором судебный акт апелляционного суда оспаривается в части удовлетворения исковых требований, ввиду чего законность и обоснованность постановления, с учетом требований статьи 286 АПК РФ, в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени судом не проверяется.
Принимая во внимание положения части 3 статьи 1, статьи 23 Закона N 6-ФКЗ, статей 4, 422, 1211 ГК РФ, статьи 14 АПК РФ суд апелляционной инстанции правильно указал, что к вопросам правовой квалификации договора подлежит применению законодательство, действовавшее в период возникновения соответствующих правоотношений.
Правоотношения, возникшие из заключенных до 18.03.2014 договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства.
С учетом Устава города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС, а так же Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, права и обязанности арендодателя по договору, перешли к ДИЗО.
В соответствии с частью 1 статьи 632 ГК Украины, цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, определенных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
На основании статей 13, 18 Закона Украины "Об оценке земли" нормативная денежная оценка земельных участков проводится в случае: определения размера земельного налога; определения размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Указанная оценка проводится в соответствии с государственными стандартами, нормами, правилами, а также других нормативно-правовых актов на землях всех категорий и форм собственности. Нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, проводится не реже чем один раз в 5-7 лет.
В силу части 1 статьи 20 Закона Украины "Об оценке земли", по результатам бонитировки почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков составляется техническая документация.
Пунктом 1 Решения V сессии VI созыва Севастопольского городского Совета от 20.12.2011 N 2163 "Об утверждении технической документации по нормативно - денежной оценке земель в административных границах города Севастополя и введения ее в действие" утверждена техническая документация по нормативно - денежной оценке земель в административных границах города Севастополя. Нормативную денежную оценку земель в административных границах города Севастополя определено ввести в действие с 01.01.2012. Согласно пункту 9 решения оно вступает в законную силу со дня его обнародования. Указанное решение было опубликовано в газете "Севастопольские известия" от 30.12.20111 N 108-109.
Закон Украины "Об оценке земли" не содержит требования об опубликовании в средствах массовой информации технической документации. Техническая документация по нормативной денежной оценке не подлежала обязательной публикации в средствах массовой информации. Как правильно указал суд, данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка содержались в извлечении (выписке) из технической документации по нормативной денежной оценке земель, которое выдавалось плательщику уполномоченным органом.
Оснований для выводов о незаконности принятия данного решения у суда не имеется.
С момента принятия новой нормативной денежной оценки, действовавшая на момент заключения договора аренды, признана утратившей силу.
Пересмотр размера арендной платы в связи с изменением нормативной денежной оценки предусмотрен условиями договора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что новая денежная оценка является обязательной для всех субъектов земельных правоотношений, поскольку решения органов местного самоуправления обязательны для исполнения на соответствующей территории. Невнесение сторонами договора аренды земли изменений в части арендной платы не освобождает стороны от обязанности их выполнения.
Согласно положениям статьи 632 ГК Украины, статьям 2, 19 Закона Украины "О плате за землю", нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы. При этом, в силу указанных норм права, а также согласно правилам статьи 65 ЗК РФ размер арендной платы по договору аренды земельного участка является регулируемым по законодательству как России, так и Украины. Судом указано на отсутствие необходимости оформления такого перерасчета размера арендной платы дополнительным соглашением сторон по договору.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 88-П (с учетом внесенных изменений согласно Постановлению Правительства Севастополя от 01.04.2016 N 258-ПП) с 01.01.2015 до момента приведения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенных до 21 марта 2014 года, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации арендная плата за такие земельные участки рассчитывается согласно условиям договоров аренды (с учетом дополнительных соглашений) с применением нормативной денежной оценки земельных участков, действующей на территории города Севастополя с 01.01.2012, переведенной в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 01.01.2015. Данное постановление действует с 01.01.2015.
С учетом изложенного, при расчете арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенным до 21.03.2014, не может применяться нормативная денежная оценка земельного участка, которая действовала до 01.01.2012, поскольку она прекратила свое действие, исходя из норм права Украины и законодательства Российской Федерации.
Изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы и возникновения у арендатора обязательства по самостоятельному перерасчету и уплате арендной платы в соответствии с нормами действующего законодательства, а также, с учетом предписаний Налогового кодекса Украины.
Ссылки на отсутствие оригинала выписки из технической документации обоснованно не приняты судом апелляционной инстанции.
Доказательств недостоверности сведений, отраженных в указанной выписке, и несоответствие их требованиям нормативных актов обществом не представлено. В установленном законом порядке данный акт не оспаривался.
Кроме того, изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая положения статей 9, 65 АПК РФ, установив, что поскольку увеличение размера арендной платы за землю произошло не в связи с волеизъявлением сторон договора, а в связи с изменением нормативной денежной оценки земель, то необходимость уплаты арендной платы в новом размере возникла у ООО "Дуэт-1" независимо от внесения изменений в договор аренды, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.
Само по себе несогласие кассатора с результатами оценки судом имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, в данном случае о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части, достаточным основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене постановления суда апелляционной инстанции), для отмены обжалуемого судебного акта не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей оценки суда, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
В связи с окончанием кассационного производства приостановление исполнения судебного акта по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Центрального округа от 12.07.2018, в силу части 4 статьи 283 АПК РФ подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018 по делу N А84-2851/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018 по делу N А84-2851/2017, принятое определением Арбитражного суда Центрального округа от 12.07.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.В. Ципляков |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.