Приостановление действия отдельных положений законодательства
о социальной защите военнослужащих:
правовое содержание и правовые последствия
Анализ нормотворческой деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти в сфере военно-социальной политики свидетельствует, что в последние годы федеральным законодателем все более активно используется институт приостановления на определенный период (как правило, на один год) действия отдельных положений законодательства в связи с отсутствием средств федерального бюджета на их реализацию (приостановить - временно остановить, прекратить, задержать*(1)).
Следует отметить, что указанный институт еще недостаточно изучен отечественной юридической наукой. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что упоминание об указанном понятии не содержится ни в одном из современных юридических словарей и энциклопедий. Между тем в условиях реформирования социальной сферы приостановление действия отдельных положений законодательства самым непосредственным образом сказывается на социальном самочувствии и социальном положении людей, в том числе военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Убедительным подтверждением этому является тот факт, что на 2004 г. приостановлено действие 14 положений законодательства о правах, льготах и социальных гарантиях указанных категорий граждан (см. приложение). Только в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" от 28 мая 1998 г. N 76-ФЗ, составляющем основу правового регулирования современной военно-социальной политики Российской Федерации, на 2004 г. приостановлено действие 6 правовых норм. Данное обстоятельство наряду с осуществлением руководством государства практических действий по сокращению без адекватной замены объема так называемых натуральных льгот, установленных законодательством для военнослужащих, служит достаточно мощным дестабилизирующим фактором, негативно влияющим на социальную безопасность военной организации Российского государства.
По смыслу ст. 37 (чч. 1 и 3) и ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 71 (пп. "в", "м", "т") и ст. 72 (п. "б" ч. 1) военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, предполагающее справедливое вознаграждение, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливаются их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Необходимость выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, влечет за собой обязанность государства гарантировать этим лицам социальную защиту, соответствующую их особому статусу. В этих условиях приостановление действия отдельных правовых норм о социальной защите и социальном обеспечении этих граждан можно расценивать как односторонний отказ государства от выполнения взятых на себя обязательств.
Следует отметить, что право федерального законодателя приостанавливать на определенный период действие некоторых нормативных правовых актов или отдельных положений законодательства является вполне легитимным. Такая возможность предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 83, пп. 7-8 ст. 184, п. 1 ст. 192 и пп. 1 и 4 ст. 206 Бюджетного кодекса Российской Федерации неотъемлемой составной частью бюджетного процесса является определение и утверждение перечня законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта обеспечены источниками финансирования частично (не в полной мере), то в законе о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного или нормативного правового акта.
Институт приостановления действия отдельных положений законодательства применялся в отечественной законотворческой практике и до введения в действие ныне действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации. Одно из первых упоминаний этого термина содержится в Законе Российской Федерации "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год" от 14 мая 1993 г. N 4966-1. Однако до 2001 г. использование федеральным законодателем права приостановления действия отдельных правовых норм носило ограниченный характер и, как правило, не затрагивало нормативных правовых актов о социальном обеспечении и социальной защите населения, в том числе военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Начиная с Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ, перечни законодательных актов Российской Федерации, действие которых приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что федеральным бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию, стали оформляться в виде отдельных приложений к федеральным законам о федеральном бюджете на соответствующий год. Указанные перечни включают достаточно большое число правовых норм, действие которых приостанавливается: так, на 2001 г. было приостановлено действие 43 положений законодательства, на 2002 г. - 54, на 2003 г. - 52. На текущий год Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ приостановлено действие 51 законодательной нормы, из которых, как уже указывалось выше, 14 касаются социального обеспечения и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Федеральный закон о федеральном бюджете по его конституционно-правовому смыслу призван создавать надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой данный закон не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более лишать их юридической силы. Однако на практике получается именно так.
Возникает вполне резонный вопрос: "зачем законы писать, если их не исполнять"? Причины появления в отечественной правовой системе рассматриваемого института приостановления действия отдельных положений законодательства кроются в серьезных пороках отечественной системы нормотворческой деятельности. "Законодательство трактуется скорее как процесс законотворчества, когда все - и депутаты, и ученые, и специалисты, и руководители - одержимы идеей подготовки и принятия законов, - отмечает по этому поводу профессор Ю.А.Тихомиров. - Сам факт их принятия стал рассматриваться как синоним эффективности законодательства. Плохо реализуемое законодательство превращается в "библиотеку законов", которой никто не пользуется"*(2).
Статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено правило: если принимается федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе, в случае необходимости, передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней. В данной правовой норме содержится, таким образом, запрет на принятие нормативных правовых актов, не обеспеченных соответствующим финансированием.
Однако практика принятия таких актов в силу различных причин (недостаточное качество нормотворческой деятельности, политическая, в том числе предвыборная конъюнктура, дешевый популизм, противопоставление законности и целесообразности и др.) до сих пор не преодолена. Одним из негативных последствий принятия подобных нормативных правовых актов является несбалансированность ресурсов и обязательств. Указанная несбалансированность определена в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике на 2001 год и среднесрочную перспективу"*(3) от 31 мая 2000 г. в качестве наиболее острой бюджетной проблемы, определяющей весь характер социально-экономических отношений между государством и обществом. Решение данной проблемы выделено в качестве одной из стратегических задач развития страны на современном этапе.
В России к началу перестроечных процессов стало явным банкротство государства по своим социальным обязательствам перед гражданами. Согласно проводимым исследованиям расходы на финансирование социальной политики на федеральном уровне фактически в 10 раз меньше законодательно установленных*(4). В связи с дефицитом бюджетных средств законодатель вынужден принимать решения о приостановлении на определенный период действия им же принятых законодательных решений. Следствием этого является "латентное сокращение объема прав и льгот военнослужащих, имеющих существенное значение для их благосостояния, путем их отмены, приостановления либо ограничения пределов их действия, усложнения процедуры их реализации"*(5).
Не менее значим по своим негативным последствиям и морально-психологический аспект данной проблемы. Принятие государством и его органами завышенных обязательств в военно-социальной сфере, не обеспеченных соответствующими материальными и финансовыми ресурсами для их реализации, что влечет за собой приостановление действия отдельных правовых норм, подрывает веру военнослужащих в способность государства решать возложенные на него функции по социальной защите граждан, приводит к росту обоснованных обращений и жалоб в органы государственной власти и военного управления, в суды и другие правоохранительные органы, создает почву для правового нигилизма, порождает у военнослужащих апатию и пессимизм, резко снижает мотивацию к добросовестной службе и способствует в конечном счете массовому оттоку из Вооруженных Сил квалифицированных кадров.
На недопустимость принятия законов, не обеспеченных финансированием, достаточно твердо и определенно указано в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2003 г.: "Суммарный годовой объем социальных обязательств государства составляет сегодня 6,5 триллиона рублей. Это практически вдвое превышает размеры консолидированного бюджета России. И исполнительная, и законодательная власть за многие годы наобещали людям столько, сколько российская экономика дать просто не в состоянии. Мало того, под популистскими лозунгами и обманывая граждан страны, невыполнимые обещания наращиваются. Некоторые политики, к сожалению, стремятся нарастить их и сегодня"*(6).
Правовая оценка практики приостановления действия отдельных положений законодательных актов содержится в ряде постановлений Конституционного Суда Российской Федерации*(7). Особенно значимым является постановление Конституционного Суда от 23 апреля 2002 г. N 9-П, которым, в частности, проанализирована конституционность приостановления правовой нормы, содержащейся в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой граждане, уволенные с военной службы, не обеспеченные жилыми помещениями по установленной норме, имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении отметил, что право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилого помещения или на ежемесячную денежную компенсацию связано с реализацией ими конституционного права на жилище, права на вознаграждение за труд, а также имущественных прав и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите. Вместе с тем федеральный законодатель может, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила, касающиеся условий возникновения и порядка реализации данного права (в том числе посредством временного регулирования), в частности, в связи с недостаточностью бюджетных средств, выделяемых на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы. Однако, подчеркивает Конституционный Суд, при внесении подобных изменений должны соблюдаться предписания ст.ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 7, 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что в Российской Федерации как правовом и социальном государстве осуществление прав и свобод человека и гражданина, в том числе специальных прав, основано на принципах справедливости и равенства, а также требований о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55, ч. 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55, ч. 3).
Основываясь на указанных конституционных положениях, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал и неоднократно подтвердил правовую позицию*(8), согласно которой изменение законодателем (в том числе посредством временного регулирования) ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, в частности, по вопросам социального обеспечения военнослужащих. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Данная правовая позиция носит общий характер и должна учитываться федеральным законодателем при внесении изменений в условия предоставления жилья или выплаты соответствующей ежемесячной денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы.
В силу ряда положений Конституции Российской Федерации структурирование системы федерального законодательства по общему правилу предполагает, что нормы, отменяющие или изменяющие определенные преимущества, компенсации или льготы, должны вноситься в текст того федерального закона, которым они были установлены. В связи с этим Федеральный закон "О статусе военнослужащих" закрепляет, что предусмотренные им правовые и социальные гарантии не могут быть отменены или снижены иначе как путем внесения изменений и дополнений именно в данный Федеральный закон (п. 2 ст. 4). Исходя из этого, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год не должны включаться не связанные с расходами Российской Федерации положения, касающиеся прав и обязанностей военнослужащих; вместе с тем допускается, что положения федеральных законов, устанавливающие материальные гарантии социальных прав военнослужащих, связанные с расходами Российской Федерации, могут - в исключительных случаях, в частности при нехватке бюджетных средств, выделяемых на реализацию мер социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, - приостанавливаться федеральным законом о федеральном бюджете, что нашло свое отражение в Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст.ст. 83 и 180). Однако при этом необходимо соблюдение конституционных критериев такого регулирования.
Поскольку, с одной стороны, федеральный бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, а с другой - Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, федеральный законодатель был вправе приостановить на соответствующий бюджетный год выплату предусмотренной абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" ежемесячной денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и нуждающимся в улучшении жилищных условий, только предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Иное решение в нарушение ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации приводит к несоизмеримому ограничению трудовых, жилищных и имущественных прав указанных граждан.
В результате приостановления действия абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в отсутствие какого-либо компенсаторного механизма закрепленное данной нормой право граждан, уволенных с военной службы, фактически оказалось блокированным на протяжении ряда лет. Тем самым федеральный законодатель изменил условия материального обеспечения граждан, уже выполнивших взятые на себя обязательства и совершивших юридически значимые действия. По существу, такого рода изменение означает, что государство в нарушение ст.ст. 57 и 37 Конституции Российской Федерации в одностороннем порядке отказалось от своих обязательств в конкретных правоотношениях, возникших на основании ранее действовавших правовых норм, которыми решался вопрос о постановке на учет уволенного с военной службы и выполнившего условия контракта гражданина как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Исходя из указанных выводов Конституционный Суд Российской Федерации признал содержащиеся в федеральных законах о федеральных бюджетах на 2002-2004 гг. нормативные положения, приостанавливающие действие абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не соответствующими Конституции Российской Федерации. При этом высший судебный орган отметил, что этим, однако, не исключается правомочие Федерального Собрания - при соблюдении требований Конституции Российской Федерации и с учетом рассматриваемого постановления - приостанавливать посредством федерального закона о федеральном бюджете действие отдельных положений законов, связанных с расходами Российской Федерации.
Таким образом, институт приостановления действия отдельных положений законодательства в целом не противоречит Конституции России, однако законодатель не вправе под предлогом отсутствия бюджетных средств приостанавливать без равноценной замены правовые нормы, затрагивающие конституционные права граждан.
Как показывает практика, приостановление действия некоторых правовых норм приобретает "затяжной" характер: так, норма о праве военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, на получение ежегодной денежной компенсации за неиспользованные путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения не действует с 2001 г.; ограничение размера денежной компенсации военнослужащим взамен продовольственного пайка 20 руб. вместо его реальной стоимости остается неизменным с 2000 г. Как представляется, решение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. N 9-П имеет преюдициальное*(9) значение для всех других судов при рассмотрении ими жалоб граждан, уволенных с военной службы, связанных с отказом в выплате им компенсации за поднаем жилых помещений. Кроме того, данное решение может послужить стимулом для оспаривания решений о приостановлении на 2004 г. действия других норм законодательства о льготах, гарантиях и компенсациях военнослужащим (см. приложение).
Думается, и для федерального законодателя данное решение будет иметь практическое значение при осуществлении им нормотворческой деятельности.
Приложение
Сведения об отдельных положениях законодательства
о социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных
с военной службы, и членов их семей, действие
которых приостановлено на 2004 год
N п/п |
Содержание отмененных положений законодательства |
Нормативный акт, ко- торым приостановлено действие норм |
1 | Абзац четвертый пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части размера выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка (ее размер установлен 20 руб. в сутки вместо реальной стоимости) |
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ |
2 | Абзац второй пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части размера выплаты денежной компенсации взамен невыданного вещевого имущества (установлен ее предельный размер - не более 3 тыс. руб. в год вместо реальной стоимости) |
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ |
3 | Пункт 7 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части предоставления военнослужащим за счет средств федерального бюджета субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья |
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ |
4 | Абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части выплаты денежной компенсации за поднаем жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы |
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ |
5 | Абзац второй пункта 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части возмещения за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих по одной из гражданских специальностей |
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ |
6 | Абзац второй пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части предоставления льготных кредитов членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, на строительство, ремонт индивидуальных жилых домов и садовых домиков, а также на благоустройство садовых участков |
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ |
7 | Пункты 6, 15, 20 и 24 части первой статьи 14, пункт 6 части первой статьи 15, пункты 10 и 11 части первой статьи 17, пункт 15 части первой статьи 18 и статья 28 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в части реализации прав граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, на бесплатное обеспечение легковым автомобилем; на получение беспроцентной ссуды на строительство (приобретение) жилья, кооперативное или индивидуальное жилищное строительство; получение беспроцентной ссуды на приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков; получение беспроцентной ссуды для организации подсобного или фермерского хозяйства; на обязательное бесплатное государственное страхование личности от риска радиационного ущерба в пределах 20 000 руб.) |
Федеральные законы от 24 декабря 2002 г. N г. N 176-ФЗ и от 23 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ |
8 | Подпункт "б" пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" в части реализации права ветеранов на получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства |
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ |
9 | Пункт 3 статьи 16 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в части финансирования за счет средств федерального бюджета медицинского освидетельствования, медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности |
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ |
10 | Абзац пятый части второй статьи 5 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в части выплаты денежной компенсации в случае непредоставления путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения |
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ |
11 | Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 604 в части финансирования расходов на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений для временного проживания граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. |
Постановление Прави- тельства РФ от 14 ок- тября 2003 г. N 625 |
12 | Пункт 8 Положения о военной торговле, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 873, в части, касающейся выделения средств федерального бюджета на закупку и поставку товаров предприятиями единой системы военной торговли. |
Постановление Прави- тельства РФ от 14 ок- тября 2003 г. N 625 |
13 | Постановление Правительства РФ от 13 января 1999 г. N 51 "О порядке предоставления льготных кредитов на строительство индивидуальных жилых домов, строительство, ремонт садовых домиков и благоустройство садовых участков членам семей военнослужащих, потерявших кормильца". |
Постановление Прави- тельства РФ от 14 ок- тября 2003 г. N 625 |
14 | Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 160 в части выплаты денежной компенсации взамен путевок в лечебно-оздоровительные учреждения участникам контртеррористических операций на Северном Кавказе и членам их семей. |
Постановление Прави- тельства РФ от 14 ок- тября 2003 г. N 625 |
В.М. Корякин,
полковник юстиции, кандидат юридических наук,
начальник юридической службы Главного управления воспитательной
работы Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", N 7, июль 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. С. 516.
*(2) См.: Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития законодательства // Журнал российского права. 1999. N 1.
*(3) Российская газета. 2000. 3 июня.
*(4) См.: Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001. С. 47; Социальная политика: Учебник. М.: Экзамен, 2004. С. 67.
*(5) Землин А.И. К вопросу о правовом регулировании денежного довольствия и реальных доходах военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 9. С. 5.
*(6) См.: Российская газета. 2003. 17 мая.
*(7) См.: определение Конституционного Суда Российской Федерации "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности части первой статьи 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпункта 16 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону" от 4 декабря 2003 г. N 415-О; постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского" от 23 апреля 2002 г. N 9-П.
*(8) См. постановления Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 24 мая 2001 г. N 8-П, "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго п. 4 ст. 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" от 26 декабря 2002 г. N 17-П, "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 29 января 2004 г.
*(9) Преюдициальность (от позднелат. preajudicialis - относящийся к предыдущему судебному решению) - обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по какому-либо делу (Юридическая энциклопедия. М.: Юрисинформ, 1993. С. 155).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приостановление действия отдельных положений законодательства о социальной защите военнослужащих: правовое содержание и правовые последствия
Автор
В.М. Корякин - полковник юстиции, кандидат юридических наук, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 7