г.Калуга |
|
15 октября 2018 г. |
Дело N А09-12825/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2018 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Бессоновой Е.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии:
от товарищества собственников недвижимости "Садоводческое некоммерческое товарищество "Энергетик"- председателя правления Лисичкина А.А. - паспорт, представителя Дядык Р.А. доверенность от 05.10.2018;
от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации; Управления по строительству и развитию территории города Брянска - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Садовое некоммерческое товарищество "Энергетик" на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.04.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 по делу N А09-12825/2017,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Садоводческое некоммерческое товарищество "Энергетик" (далее - товарищество, ТСН "СНТ "Энергетик") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее - управление), изложенного в письме от 30.11.2016 N 29/0214685; обязании управления устранить допущенное нарушение прав ТСН "СНТ "Энергетик" путем принятия решения о предоставлении в безвозмездное пользование на пять лет земельных участков для ведения садоводства с кадастровым номером 32:28:0023802:554, площадью 5 650 кв. м; с кадастровым номером 32:28:0023802:555, площадью 7 761 кв. м.; с кадастровым номером 32:28:0023802:556, площадью 2 009 кв. м. из категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для иных видов использования, характерных для населенных пунктов", местоположение: Брянская область, г. Брянск, СО Энергетик.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по строительству и развитию территории города Брянска.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.04.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанции, товарищество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
В отзыве на кассационную жалобу Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании председатель и представитель товарищества поддержали доводы кассационной жалобы, на вопросы суда пояснив, что ранее товариществу садоводов для общего пользования его членов были предоставлены спорные участки, однако оно было ликвидировано, как недействующее юридическое лицо; судьба участков общего пользования не была определена, что повлекло регистрацию нового юридического лица - заявителя по делу - и инициирование процедуры предоставления, законность отказа в которой проверяется в настоящем деле. Пояснили, что учредителями нового товарищества действительно стали четыре человека; однако впоследствии члены ранее ликвидированного СНТ также на правах членства вошли в действующее товарищество и нуждаются в территории общего пользования для прохода (проездов) и эксплуатации ранее приватизированных земельных участков, что и пытается реализовать заявитель по делу.
Иные участвующие в деле лица представителей в заседание не направили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения представителей заявителя жалобы, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами, 01.11.2016 ТСН "СНТ "Энергетик" на основании пункта 11 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в управление с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование на пять лет земельных участков с кадастровым номером 32:28:0023802:554, площадью 5 650 кв. м, с кадастровым номером 32:28:0023802:555, площадью 7 761 кв. м, с кадастровым номером 32:28:0023802:556, площадью 2 009 кв. м, из категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для ведения садоводства", местоположение: Брянская область, г. Брянск, СО Энергетик.
Письмом от 30.11.2016 N 29/02-14685 товариществу отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков на основании пунктов 4, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 32:28:0023802:554 находится в зоне усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками (Ж3), в которой использование - для ведения садоводства не предусмотрено видами разрешенного использования недвижимости. Зона усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с придомовыми участками предназначена для размещения индивидуальных жилых домов; земельный участок с кадастровым номером 32:28:0023802:555, находится в зоне садово-огородных участков, однако примыкает к магистральной улице районного значения и фактически является элементом улично-дорожной сети. Ширина магистральной улицы районного значения в красных линиях, включая техническую полосу для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и прочее, в соответствии с СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, введенных в действие 20.05.2011, принимается от 40 до 80 метров; земельный участок с кадастровым номером 32:28:0023802:556 находится частично в зоне садово-огородных участков (Ж5), а также в зоне усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками (Ж3), где ведение садоводства не предусмотрено видами разрешенного использования недвижимости.
Несогласие с отказом послужило основанием обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями части 1 статьи 11.3, части 1 статьи 11.9, части 2 и пункта 4 части 14 статьи 11.10, пунктами 4, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; Федерального закона N 66-ФЗ и исходили из обоснованности причин отказа, изложенных в оспариваемом письме - подтвержденности нахождения земельного участка с кадастровым номером 32:28:0023802:554 полностью, а участка номер 32:28:0023802:556 частично в зоне усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками (Ж3), где ведение садоводства не предусмотрено видами разрешенного использования недвижимости; нахождении участка номер 32:28:0023802:556 в зоне садово-огородных участков (Ж5), но в примыкании к магистральной улице районного значения, из чего суд заключил, что он фактически является элементом улично-дорожной сети. Судом также указано на препятствие в предоставлении земельных участков ввиду нахождения на одном из них объектов недвижимости.
Кроме того, суд указал на несоблюдение товариществом процедуры инициирования предоставления земельных участков для садоводства, установленной Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Кассационная коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса.
В силу пункта 11 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет. При этом предоставление земельного участка осуществляется на праве безвозмездного пользования на период разработки и утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории (часть 4 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации). После образования в соответствии с проектом межевания территории садовые земельные участки могут быть приобретены членами указанной некоммерческой организации в собственность или в аренду без проведения торгов (пункт 3 части 2 статьи 39.3, пункт 7 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Поскольку товарищество просило предоставить земельные участки на праве безвозмездного пользования для ведения садоводства, указанные нормы Земельного кодекса подлежали применению в совокупности с нормами Закона N 66-ФЗ.
Согласно статье 13 Федерального закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится, исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Федерального закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусматривалось, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ). Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Далее Закон N 66-ФЗ указывает на последовательность действий по оформлению прав на земельный участок, планированию территории, передаче членам объединения земельных участков.
Приведенные нормы права свидетельствуют, что предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом порядке, регламентированном Федеральным законом N 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, обратившихся в орган местного самоуправления по месту их жительства о предоставлении им земельного участка в указанных целях.
При этом списки граждан формируются органом местного самоуправления по месту их жительства, а предоставление земельных участков осуществляется органом местного самоуправления по месту нахождения земельных участков из фонда перераспределения земель.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 80 Земельного кодекса фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Кодекса в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Таким образом, источником фонда перераспределения земель является земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности.
Таким образом, федеральным законом не предусмотрено представление земельных участков (первичная процедура) на землях поселений некоммерческим объединениям граждан для садоводства, огородничества и дачного строительства.
Тот факт, что в соответствии с пунктом 11 статьи 85 Земельного кодекса в черте населенных пунктов возможно определение зон сельскохозяйственного использования, не создает правовых оснований для предоставления таких участков применительно к рассматриваемой в деле ситуации; указанная норма закона регулирует существующее землепользование, указывая, что земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
В составе земель поселений, таким образом, такие участки могут оказаться ввиду расширения границ поселений (включения в городскую черту сельскохозяйственных угодий) или, будучи предоставлены внутри поселения по ранее действующему законодательству в качестве приусадебных участков или подсобных хозяйств государственных предприятий, учреждений, организаций и т.п.случаях.
Товарищество, как следует из материалов дела, претендует не первичное предоставление земельного участка не из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а на земельный участок в черте городского поселения, т.е. другой категории земель.
Таким образом, у товарищества отсутствует тот охраняемый законом интерес, который требовал проверки законности оснований отказа - первичное предоставление свободных земельных участков на землях поселений для ведения садоводства ни Земельным кодексом, ни Законом N 66-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Изложенное являлось достаточным для формулирования судом выводов по предмету спора; исследование и выводы относительно расположения испрашиваемых земельных участков на территории поселения, которыми мотивирован оспариваемый отказ, избыточны.
Однако эти выводы не привели к принятию неправильных судебных актов, поскольку не повлияли на результат по делу - итоговый вывод судов обоснованно мотивирован вышеприведенными ссылками на Закон N 66-ФЗ и взаимосвязанные с ним положения Земельного кодекса Российской Федерации
При таких обстоятельствах спора суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя в суде кассационной инстанции не учитывают, что реализация прав граждан - членов нового товарищества на земельные участки, необходимые для общего пользования (внутрихозяйственные земли на территории земельного массива, где участки ранее распределены между ними, как садоводами - членами ранее ликвидированного товарищества, и приватизированы ими), через использование механизма, предусмотренного пунктом 11 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса, не предусмотрена.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 27.04.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 по делу N А09-12825/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.