К вопросу разработки нового поколения государственного
образовательного стандарта
(специальность 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит")
Переход России на рыночную модель экономики потребовал внесения значительных изменений в систему подготовки экономистов в вузах. В особенности в больших переменах нуждалась подготовка студентов, специализирующихся в области учета и аудита. Смена социально-экономической формации в нашей стране совпала по времени с активизацией процессов гармонизации учета и стандартизации финансовой отчетности на международном уровне. В результате России потребовалось не только менять модель бухгалтерского учета, ранее сориентированную на плановую экономику, на новую, базирующуюся на требованиях рыночной экономики, но и постоянно корректировать последнюю, исходя из новшеств, появляющихся в процессе проведения работ на международном уровне по стандартизации финансовой отчетности. Необходимость в этом обусловлена тем обстоятельством, что Правительство РФ, как известно, еще в марте 1998 г. приняло Программу реформирования бухгалтерского учета на основе международных стандартов финансовой отчетности. Работы в этой области продолжаются. 1 июля 2004 г. Минфин России своим приказом N 180 одобрил Концепцию развития бухгалтерского учета в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.). Заметим, что в последнее время в области реформирования бухгалтерского учета сделано немало. Так, только ПБУ к настоящему времени разработано и утверждено 20. Подготовлено множество методических указаний, рекомендаций и других подобного рода материалов, сформировавших фундамент принципиально нового методологического обеспечения бухгалтерского учета. Однако другие конструктивные элементы этого нового здания предстоит еще только создать.
В русле указанных преобразований происходили в этот период изменения и в системе подготовки студентов по специальности 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". В 2000 г. был принят новый, ныне действующий государственный образовательный стандарт по данной специальности, внесший кардинальные изменения в содержание и сам перечень изучаемых учебных дисциплин, в систему контроля и оценки знаний студентов, а также в используемые образовательные технологии. По заключению зарубежных экспертов, сделанному в 2000 г., он соответствует международным образовательным программам подготовки бухгалтеров и аудиторов.
В октябре 2003 г. на XX сессии Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности (структуры ЮНКТАД ООН), Совета по торговле и развитию, проходившей в г. Женеве, были внесены отдельные изменения в сам международный Типовой учебный план по подготовке бухгалтеров. Последние должны найти в ближайшее время отражение и в отечественном государственном образовательном стандарте по специальности 060500. Начата разработка его нового третьего поколения для бакалавров и магистров. В состав данного стандарта, а точнее в Примерном учебном плане, прилагаемом к нему, предполагается внести ряд новшеств, в том числе указать и количество образовательных кредитов (зачетных единиц). В действующем ныне его варианте последние отсутствуют. Присоединение России в сентябре 2003 г. к странам, подписавшим Болонскую конвенцию (декларацию), требует, помимо всего прочего, упорядочения системы взаимозачетов результатов обучения студентов в разных вузах по соответствующим учебным дисциплинам. В Европе на этот счет имеется Европейская система взаимозачетов результатов обучения (European Credit Transfer System - ECTS). Она возникла в конце 1980-х гг. как один из пилотных курсов программы Erasmus.
Сейчас последняя входит в состав программы Socrates. Система ECTS с 1989 по 1995 г. проходила экспериментальную проверку, в которой было задействовано 145 факультетов из различных вузов Европы, подготавливающих специалистов из разных (пяти) областей знаний. Эксперимент дал положительные результаты. Система ECTS получила "прописку" вначале в странах ЕС, а затем и в других государствах, в частности входящих в Свободную европейскую торговую организацию (EFTA).
ECTS дает возможность студентам указанных государств проходить часть своего обучения в вузах других стран, результаты которого подлежат признанию. Причем ECTS является по своей природе децентрализованной системой такого признания. Она основывается "на принципе обоюдного доверия" между вузами, принимающими, точнее признающими, этот принцип.
ECTS устанавливает несколько правил: 1) доступность информации о предлагаемых вузом курсах; 2) достижение соглашений между вузами, отправляющими и принимающими студентов; 3) использование баллов (образовательных кредитов - В.Г.) ECTS для определения загруженности студентов учебной работой*(1). Что касается первого фактора (правила) "доступности информации", то на федеральном уровне созданы для этого должные условия. На WEB-сайте Минобрнауки России помещены по специальностям (в том числе и по специальности 060500) государственные образовательные стандарты, содержащие, помимо всего прочего, по каждой дисциплине, вошедшей в федеральный компонент (надолго которого, заметим, приходится более 80% учебного времени, расходуемого студентами за весь период обучения), так называемые "дидактические единицы". Последние представляют собой не что иное, как ключевые ее вопросы (понятия). Более подробная их расшифровка содержится в рабочих программах учебных дисциплин, примерный вариант которых утверждает Минобрнауки России и, как правило, также помещает их на свой WEB-сайт. В результате они доступны практически всем желающим. Многие вузы к тому же зачастую дублируют эту информацию на собственных WEB-сайтах, где они помещают сведения и об учебных курсах, входящих в состав регионального компонента, дисциплин по выбору студентов, дисциплин специализаций и факультетов. Таким образом, можно вполне обоснованно констатировать, что первая предпосылка для внедрения в вузах России системы ECTS имеется. Как, между прочим, много уже сделано и для внедрения образовательных кредитов. В частности, в Примерном учебном плане по специальности (в том числе и по рассматриваемой - 060500) в разрезе учебных дисциплин подсчитано и отражено не только учебное время, выделяемое на аудиторные занятия, но и внеаудиторные, т.е. самостоятельную работу. Вузы имеют возможность в пределах прав, предоставленных им государственным образовательным стандартом по соответствующим специальностям, производить перераспределение учебного времени (как аудиторного, так и внеаудиторного) между отдельными дисциплинами. Причем между циклами учебных дисциплин (социально-общественных, естественно-научных и математических, общепрофессиональных, специальных) разрешено перераспределять 5% бюджета времени, выделяемого студентам на их изучение. А внутри циклов (за исключением 4 учебных дисциплин, по которым вузы лишены права изменять установленное количество учебных часов, выделяемых студентам на их изучение) вузы, ориентируясь на Примерный учебный план, могут в то же время отступить от него и устанавливать самостоятельно количество часов учебного времени. Однако в соответствии с действующими правилами вузы, осуществляя подобного рода преобразования, не должны выходить за пределы установленного норматива, в соответствии с которым за весь 5-летний срок обучения студента в вузе количество его учебных часов в расчете на неделю не должно в среднем превышать 54, в том числе аудиторных занятий - 27 часов.
В 2002 году бывшее Министерство образования РФ предложило вузам в пределах вышеуказанного норматива несколько изменить соотношения в распределении учебных часов студента между его аудиторными и внеаудиторными занятиями в пользу повышения доли самостоятельной работы, на рост эффективности которой ориентируются современные образовательные технологии. В результате в последнее время намечается повышение внимания в вузах к научной организации самостоятельной работы студентов, методическому ее обеспечению и к улучшению ее нормирования. Эти аспекты в их деятельности приобретают особую значимость в настоящее время, на пороге повсеместного внедрения ECTS. Последняя система базируется на общих трудозатратах студента на изучение учебных дисциплин. По каждой из них в расчет принимаются общие затраты учебного времени студентом на аудиторные занятия и все виды по ней самостоятельной работы, выполняемых им в процессе изучения дисциплины и подготовки к экзамену либо зачету. А затем полученные затраты учебного времени переводятся в образовательные кредиты. Причем система ECTS предполагает, что за год число образовательных кредитов должно составлять 60 (или в расчете на семестр 30). И только указанное их число вузы имеют право распределять между всеми изучаемыми в этом году учебными дисциплинами студентом, за исключением факультетов, по которым не предусмотрены зачеты (экзамены). Характерно и то, что студенту присваивают данные образовательные кредиты только после успешной сдачи экзамена или зачета по соответствующей учебной дисциплине.
Студенты, заработанные ими образовательные кредиты в одном вузе, могут в случае надобности при переходе на временное или постоянное (т.е. для завершения образования) обучение в другой вуз переводить и эти образовательные кредиты. Взаимозачет их осуществляется, если вузы входят в систему ECTS. Необходимо отметить, что ряд. российских вузов на деле испытали эти новшества. Они стали участниками совместного европейского проекта CHAIN-E "Создание международной академической сети вузов в области экономического образования" Tempus (Tacis) (M.JEP - 10445-98). Среди них - и Уральский государственный экономический университет. В нем в соответствии с проектом по ряду специальностей, в том числе и по специальности 060500 (исходя из государственного образовательного стандарта 1996 г., действовавшего в вузах до конца 2003/2004 учебного года для студентов, поступивших в них 5 лет назад, и прилагаемого к нему Примерного учебного плана) была разработана система образовательных кредитов. Анализ ее, а также других материалов, в том числе и самих концептуальных основ ECTS. показывает, что наряду с несомненными достоинствами последней ей присущи и отдельные, по меньшей мере, дискуссионные моменты. Прежде всего, вызывает определенные вопросы обоснованность самой отправной точки во всех этих расчетах: 60 кредитов за год. Тем самым предполагается, что студенты в вузах всех специальностей, всех стран, вовлеченных в ECTS, затрачивают в год (семестр, месяц и т.д.) одинаковое количество труда на освоение своей учебной программы. Однако в действительности это далеко не так. В России исходят из того, что рабочая неделя студента равна 54 часам (или 6 рабочим дням по 9 часов каждый). В других странах затраты нередко отклоняются от этой нормы. Причем, зачастую, в меньшую сторону (45-48 часов в неделю). Косвенным подтверждением этого факта является более насыщенное познавательным материалом содержание учебных программ по многим дисциплинам, изучаемым студентами в российских вузах. Отмеченное обстоятельство, заметим, позволяет пока что, несмотря на все нынешние трудности, отечественному образованию держаться на высоком профессиональном уровне. Поэтому наличие в ECTS поправочных коэффициентов к 60 кредитам, по вышеуказанным причинам, более чем желательно.
Кроме того, не является безупречной и предпосылка системы ECTS, согласно которой за каждый год обучения студенту начисляют 60 баллов (кредитов) при успешной сдаче всех необходимых экзаменов/зачетов. Отечественная практика, да и не только она, показывает, что трудоемкость освоения студентами учебной программы по отдельным курсам существенно разнится. Она обычно выше на младших курсах, чем на старших. Причем это характерно не только для специальности 060500. Об этом свидетельствуют Примерный учебный план и анализ рабочих учебных планов вузов, поступающих в УМО в составе документации, предоставляемой последними при процедурах их лицензирования аттестации. Так, количество часов аудиторных учебных занятий на младших курсах больше, чем на старших. Аналогичная ситуация характерна и для самостоятельной работы студентов. Указанные различия весьма существенны (нередко составляют 20 - 25% и выше). Все это наталкивает на мысль о необходимости предоставления права вузам дифференцировать установленную единую норму образовательных кредитов (60 в расчете на год) по отдельным периодам (курсам, семестрам) обучения студентов.
Заметим, что сейчас между странами имеются значительные различия в установленных системах текущего и итогового контроля и оценки знаний студентов. Более того, даже внутри стран они отличаются от вуза к вузу по одним и тем же предметам. Так, в России в одних вузах используют полный набор форм контроля. А именно: по дисциплине (предмету) оценивают знания каждого студента по освоению им учебного материала по каждой ее теме, проводят промежуточную (внутри семестра) его аттестацию; осуществляют прием экзаменов/зачетов не только по мере окончания ее изучения, но и при завершении каждого семестра и т.д. В других вузах применяют лишь отдельные из вышеуказанных форм, а иногда ограничиваются только экзаменом/ зачетом при завершении изучения учебной дисциплины. Вряд ли стоит приводить какие-либо дополнительные аргументы в пользу доказательства, что систематический комплексный контроль за уровнем освоения учебной дисциплины студентом требует от последнего больше трудозатрат, чем осуществляемый эпизодически или лишь на финише. Поскольку эти различия существенны, следовало бы в системе ECTS предусмотреть шкалу поправок к сумме установленных образовательных кредитов, которые "улавливали" бы подобного рода явления.
В вузах Запада есть группа учебных дисциплин, которые в отличие от российских вузов относятся не к обязательным, а факультативным. В качестве яркого примера можно назвать физическую культуру. Ее, как правило, в западно-европейских вузах выносят за рамки расписания учебных занятий. Каждый студент для себя выбирает наиболее привлекательный вид спорта и занимается им в удобное для него время. Так как данный предмет имеет статус факультатива, то на него образовательные кредиты не выделяют. У нас же, в частности, в том же Уральском государственном экономическом университете (УГЭУ) на физкультуру отвели 11 кредитов. В результате такой политики только по данной причине происходят заметные снижения в отечественной практике весомости образовательных кредитов по другим учебным дисциплинам, с чем, конечно, трудно согласиться.
Система ECTS не лишена и ряда других недостатков. Она не гарантирует одинаковое количество образовательных кредитов по дисциплине, имеющей единую учетную программу, даже на уровне одного и того же вуза при изучении ее студентами разных специальностей, не говоря уже о разных вузах, странах. Об этом свидетельствуют результаты исследований материалов УГЭУ. Нами проанализированы данные по его финансовому факультету, на котором обучают студентов по 2 специальностям: "Бухгалтерский учет и аудит" (специализации: "Бухгалтерский учет и аудит в промышленности" и "Бухгалтерский учет и аудит в сельском хозяйстве") и "Финансы и кредит" (специализации: "Налоги и налогообложение", "Банковское дело", "Ценные бумаги", "Корпоративные финансы и инвестиции"). В результате установлено, что при одинаковом содержании учебных программ и величине трудозатрат студентов на их освоение различие в количестве образовательных кредитов (между минимальным и максимальным их числом) составило по: иностранному языку - 12%; экономической теории - 11%; истории - 34%; математике - 25%; статистике - 29% и т.д. Более того, по "Экономической теории" по специальности "Финансы и кредит" (специализация "Налоги и налогообложение") за одно и то же количество трудозатрат студента при изучении данной дисциплины на втором курсе по сравнению с первым начислялось на 55% образовательных кредитов больше. Такие аномалии существенно девальвируют ценность системы ECTS. Причины их возникновения разные, начиная от упоминавшихся выше изъянов в самих основах построения системы ECTS и заканчивая отсутствием у вузов должного опыта работы с образовательными кредитами, а также использования недостаточно совершенной и научно обоснованной методики расчета фактических затрат труда студентами на выполнение ими отдельных видов самостоятельной учебной работы.
Несмотря на все недостатки в рассматриваемой области и наличие указанных выше "узких мест" в самой системе ECTS, перечень которых без особого труда можно было бы расширить, бывшее Минобразование России намеревалось в ближайшее время внедрить в вузах систему образовательных кредитов. Основной довод в обоснование пользы данного шага со стороны ответственных работников указанного ведомства сводился обычно к тому, что с принятием его будут облегчены процессы обмена студентами между вузами разных стран. Наши образовательные документы (академические справки, приложения к диплому и т.п.), выдаваемые вузами студентам (выпускникам), станут более "узнаваемыми" в западных странах и облегчат их владельцам решение многих проблем, возникающих в последних при рассмотрении вопросов, связанных с определением уровня их профессиональной подготовки. Однако, справедливости ради, заметим, что в должной мере выполнять данные функции образовательные кредиты, полученные студентами по учебным дисциплинам, будут лишь тогда, когда на межгосударственном уровне осуществят унификацию не только перечня учебных дисциплин по соответствующим специальностям, но и самого содержания учебных программ по ним. Это довольно отдаленная перспектива. На деле образовательные кредиты сейчас в лучшем случае могут выполнять лишь весьма ограниченный круг задач в области "взаимозачетов" результатов обучения, если учесть, что они в расчет принимают (с теми или иными погрешностями) только трудозатраты студента на изучение учебной дисциплины. Но при проведении перезачета (в особенности при переходе студента на обучение в другой вуз) вуз не только и даже не столько интересует вышеуказанная сторона вопроса, как глубина полученных им знаний по той или иной учебной дисциплине. Между тем порядок их оценки довольно различен в странах, а внутри них - и в отдельных вузах.
И тем не менее полностью отказываться от "введения в оборот" образовательных кредитов в вузах России, на наш взгляд, не стоит. В то же время предавать полному забвению отечественную практику, существовавшую в рассматриваемой области долгие годы, в нынешних условиях также нет весомых оснований. Выход здесь нам видится в следующем. В академических справках, приложениях к диплому и других подобного рода документах по учебным дисциплинам наряду с традиционным показателем "количество аудиторных часов занятий" следует указывать и величину образовательных кредитов. Такой подход позволяет, во-первых, иметь в данных документах первый из вышеуказанных показателей, который не является второстепенным и с которым в отечественной практике связаны многие нормативы в регулировании образовательного процесса в вузах. А во-вторых, введение образовательных кредитов позволит вузам накапливать практический опыт работы с ними, постепенно "отлаживая" их систему и синхронизируя с требованиями, существующими в данной сфере в странах Запада.
Параллельно предстоит выполнить комплекс и других работ в области подготовки бухгалтеров и аудиторов в вузах.
Дело в том, что Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC) после краха "Энрона" и некоторых .других крупных компаний, приведшему к значительному снижению доверия общественности к профессиональной деятельности бухгалтеров и аудиторов, была вынуждена пересмотреть ряд своих установок и постулатов. В частности, требования, предъявляемые к их образовательному и профессиональному уровню. В этой связи она подготовила и опубликовала 7 новых международных образовательных стандартов (IES - International Education Standards), 6 из которых вступают в силу с 1 января 2005 г. и придут на смену действующим сейчас. В частности: - IES-1 "Исходные требования к программе профессионального бухгалтерского образования";
- IES-2 "Содержание программ профессионального образования";
- IES-3 "Профессиональные навыки";
- IES-4 "Профессиональные, ценности и этика";
- IES-5 "Требования к практической подготовке";
- IES-6 "Оценка профессиональных способностей и компетентности";
- IES-7 "Система непрерывного профессионального образования".
Первых шесть из этих документов мы сейчас (к 25 сентября) заканчиваем переводить с английского на русский язык. Что касается IES-7, то его в середине 2004 г. планировали только утвердить, и мы его постараемся также перевести. Все эти материалы можно будет получить позже на одном из наших очередных мероприятий.
Я не стану в деталях рассматривать каждый из IES (поскольку Вы это можете сделать самостоятельно), а лишь обращу Ваше внимание на основные положения некоторых из них, и прежде всего - IES-2. Здесь дан перечень образовательных дисциплин (предметов), содержание которых должен освоить профессиональный бухгалтер. И он выглядит так:
Раздел 1.
Бухгалтерский учет, финансы и корреспондирующие с ними знания
1. Финансовый учет и отчетность.
2. Управленческий учет и контроль.
3. Налогообложение.
4. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности.
5. Аудит.
6. Финансы и финансовый менеджмент.
7. Профессиональные ценности и этика.
Раздел 2.
Организация и ведение бизнеса
1. Экономика.
2. Бизнес-среда.
3. Управление корпорацией.
4. Этика бизнес-отношений.
5. Финансовые рынки.
6. Количественные методы.
7. Психология поведения сотрудников фирмы.
8. Стратегические решения в системе менеджмента.
9. Маркетинг.
10. Международный бизнес и проблемы глобализации.
Раздел 3.
Информационные технологии
1. Основы информационных технологий.
2. Информационные технологии контроля профессиональных знаний.
3. Информационные технологии контроля профессиональной компетентности.
4. Информационные технологии контроля компетентности специалистов как пользователей бухгалтерской информации.
5. Участие и роль отдельных групп специалистов в разработке информационных технологий.
Заметим, что политику в области образования бухгалтеров и аудиторов в международном контексте определяет не только IFAC, но и ряд других международных организаций, и прежде всего - ЮНК-ТАД, Совет по торговле и развитию ООН, Комиссия по инвестициям, технологии и смежным финансовым вопросам, Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности (МСУО). Последние на своей двадцатой сессии, проходившей в г. Женеве 29 сентября - 1 октября 2003 г., утвердили, как мы уже отмечали ранее, новую Типовую программу учебной подготовки бухгалтеров. В ней, помимо всего прочего, указан несколько иной перечень дисциплин, содержание которых должны знать бухгалтеры и аудиторы: В нем 4 раздела, включающие следующие учебные дисциплины:
Раздел 1.
Организация и хозяйственная деятельность
1.1. Курс экономики.
1.2. Курс количественных методов и статистики для хозяйственной деятельности.
1.3. Курс общей стратегии предприятия и основных принципов его организации и деятельности.
1.4. Курс управленческих функций и методов и управления операциями.
1.5. Курс маркетинга.
1.6. Курс международной коммерческой деятельности.
Раздел 2.
Информационные технологии
2.1. Курс информационной технологии.
Раздел 3.
Основы бухгалтерского учета, аудиторской деятельности,
налогообложения и знания, связанные с бухгалтерским учетом
3.1. Курс основ бухгалтерского учета.
3.2. Курс финансового учета.
3.3. Курс углубленного изучения финансового учета.
3.4. Курс управленческого учета: основные концепции.
3.5. Курс налогообложения.
3.6. Курс бухгалтерских информационных систем.
3.7. Курс делового и коммерческого права.
3.8. Курс основ ревизии и аудиторской деятельности.
3.9. Курс финансирования хозяйственной деятельности и финансового управления.
3.10. Сводный обобщающий курс.
Раздел 4.
Факультативные курсы углубленного изучения
бухгалтерского учета, финансов и связанных с ними знаний
4.1. Курс углубленного изучения финансовой отчетности и бухгалтерского учета в отдельных отраслях.
4.2. Курс углубленного изучения управленческого учета.
4.3. Курс углубленного изучения налогообложения.
4.4. Курс углубленного изучения делового права.
4.5. Курс углубленного изучения аудиторской деятельности.
4.6. Курс углубленного изучения финансирования хозяйственной деятельности и финансового управления.
4.7. Курс практической стажировки бухгалтеров.
Сравнительный анализ двух перечней дисциплин показывает, что между ними имеются существенные различия. И мы, разрабатывая третье поколенье государственного образовательного стандарта для вузов по специальности 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", должны подходить творчески и взять из них все лучшее, что востребовано современной практикой, не забывая оставить в стандарте и все положительное, что накоплено в отечественной системе подготовки данных специалистов.
Заметим, что на разработку третьего поколения стандарта по специальности 060500 для бакалавров и отдельно - магистров Минобрнауки России нам определило довольно мало времени. В частности, срок представления данных документов - вторая половина ноября 2004 г. Причем потребовало представить их в полном объеме (т.е. перечень учебных дисциплин, дидактические единицы по каждой из них; объем учебных часов по циклам дисциплин и др.). Это архисложная и весьма трудоемкая работа. Мы ею. кстати сказать, начали заниматься еще в конце прошлого года, т.е. до поступления соответствующего указания от бывшего Министерства образования РФ. Создали рабочую группу, в состав которой включили известных докторов экономических наук, профессоров из различных вузов страны, специалистов, разрабатывавших ныне действующий государственный образовательный стандарт, а также ряд новых лиц, возглавивших в последнее время профилирующие кафедры по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту в этих и других ведущих вузах. На сегодняшний день в состав рабочей группы входят доктора экономических наук, профессора: В.Г. Гетьман, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет, А.Д. Ларионов, В.Б. Ивашкевич, М.И. Кутер, Н.Т. Лабынцев. В.В. Панков, В.И. Петрова, Т.М. Рогуленко, З.В. Кирьянова, Е.А. Мизиковский, В.Д. Новодворский, Л.Т. Гиляровская, Л.В. Попова, О.А. Миронова.
Рабочая группа провела ряд заседаний. Более того, нами подготовлен перечень дисциплин, которые предполагаем включить в стандарты бакалавра и магистра по специальности 060500. Данные материалы можно было получить на мартовской 2004 г. научно-методической конференции в Финансовой академии при Правительстве РФ. Доклад по рассматриваемой проблематике опубликован полностью в журнале "Все для бухгалтера" N 5 (125) за 2004 г. Поэтому не буду повторять то. что говорилось на указанном форуме, а остановлюсь на новых аспектах данной проблемы.
На последовавших после мартовской конференции совещаниях по ней. проводимых в Финансовой академии при Правительстве РФ, а также в Высшей школе экономики, нам на сегодняшний день, во-первых, удалось пока что отстоять идею о разработке новых государственных образовательных стандартов бакалавров и магистров не по "экономике" вообще, а по специальностям. А именно: бакалавр по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"; магистр по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит".
Во-вторых, подготавливая данные стандарты, мы исходили из принципов и параметров, которые докладывались на мартовской конференции и получили одобрение со стороны ее участников. В частности, разрабатывая их, мы, прежде всего, придерживались следующих правил:
1) все требования, содержащиеся в международной Типовой программе учебной подготовки бухгалтеров (ТПУПБ), принятой в октябре 2003 г. в Женеве на XX сессии Совета по торговле и развитию, Комиссии по инвестициям, технологии и специальным финансовым вопросам ООН, Специальной комиссии по вопросам образования бухгалтеров, касающиеся учебной подготовки данных специалистов в период обучения в вузе, должны быть полностью учтены в наших учебных курсах и стандартах;
2) по возможности необходимо приблизить к международной ТПУПБ содержание отечественных программ по отдельным дисциплинам. Однако задача полностью их унифицировать не ставится, поскольку целесообразно сохранить накопившиеся национальные традиции и положительный опыт в этом деле. В то же время студент должен получить в полном объеме знания, предусмотренные в международной ТПУПБ;
3) не следует ущемлять права вузов, которые они получили ранее в данных и других вопросах, связанных с подготовкой бухгалтеров и аудиторов.
Говоря о новом поколении стандартов по специальности 060500, хотелось бы обсудить ряд вопросов, по которым еще не приняты согласованные решения. В частности, по специализациям магистратуры. Точнее по одной из них, поскольку по пяти предложенным (которые по своему названию совпадают с установленными в действующем стандарте специализациями) особых нареканий не было, и они одобрены участниками мартовской конференции. В данном случае речь идет о дополнительной, т.е. 6-й специализации, предназначенной для подготовки лиц, которые в будущем предполагают заниматься научно-исследовательской/педагогической деятельностью в области бухгалтерского учета, анализа и аудита. Изучение данного вопроса в вузах, занимающихся подготовкой магистров, показало, что лишь 4 - 8% выпускников планируют посвятить себя этой деятельности, а остальная, причем подавляющая, их часть (92 - 96%) предполагает работать в будущем в различных сферах бизнеса или в обслуживающих его структурах. Такая статистика довольно четко характеризует российские особенности, которые нельзя не учитывать при подготовке магистров. Вместе с тем она лишний раз подтверждает правильность нашего курса в отношении выбора специализаций магистров, и прежде всего - первых пяти. Что касается шестой, которая, судя по нынешней в стране экономической ситуации, особой популярностью у магистров не будет пользоваться, отказываться от нее не стоит, В этой связи мы в марте 2004 г. на конференции попросили докторов экономических наук, профессоров А.Д. Шеремета и Д.А. Ендовицкого подготовить их варианты перечней учебных дисциплин для данной специализации.
Вместе с тем нам надо определиться и с названием отдельных учебных дисциплин, включенных в проект государственного образовательного стандарта бакалавра по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Желательно приблизить название учебных дисциплин (с учетом их содержания) к терминологии, используемой в вузах западных стран. Так, в отечественном действующем стандарте по специальности 060500 имеются 2 отдельные учебные дисциплины: "Математика" и "Статистика". В вузах Запада вместо них предусмотрен один "Курс количественных методов и статистика для хозяйственной деятельности". На наш взгляд, желательно провести унификацию не только названий, но и содержания, поскольку в зарубежных вузах учебная программа по данной дисциплине из математики и статистики включает только их разделы, связанные с "хозяйственной деятельностью". Подобный подход весьма рационален и оправдан с практической точки зрения в особенности на нынешнем этапе, когда сокращается срок обучения в вузах с 5 лет (у специалистов) до 4 лет (у бакалавров) и приходится искать резервы уменьшения объемов учебного материала, изучаемого студентами. Изъятый материал из нынешних учебных программ по "Математике" и "Статистике", на долю которого, как показывает проведенный нами анализ их содержания, приходится 62 - 65%, следует вообще устранить из программы подготовки бакалавров либо, в крайнем случае, выделить в отдельный учебный курс по выбору студентов, которые и будут выносить ему окончательный вердикт на предмет пригодности последнего в их будущей профессиональной деятельности.
Кстати, такой подход согласуется с крылатой фразой известного американского экономиста Джона Кеннета Гелбрейта, утверждающего, что "одна из важнейших составных частей экономической науки - знать, чего не нужно знать". К нашей работе по подготовке нового образовательного стандарта эта фраза, по моему мнению, имеет прямое отношение.
Необходимо подумать и о целесообразности замен в названиях следующих учебных дисциплин:
1. "Менеджмент" - на "Курс управленческих функций и методов и управления операциями".
2. "Мировая экономика" - на "Курс международная коммерческая деятельность".
3. "Правоведение" - на "Курс делового и коммерческого права".
4. "Налоги и налогообложение" - на "Курс налогообложения".
5. "Информационные системы в экономике" - на два других:
- "Курс информационной технологии";
- "Курс бухгалтерских информационных систем".
6. "Теория бухгалтерского учета" - на "Курс основ бухгалтерского учета".
7. "Теория экономического анализа" - на "Основы экономического анализа".
Смена названий учебных дисциплин не чисто формальный акт. Он влечет за собой и уточнение содержания учебных программ по ним. На сути большинства из этих изменений мне уже приходилось останавливаться на мартовской конференции, что освобождает меня от их повторений.
В дополнение к ранее изложенным направлениям реформирования действующего государственного образовательного стандарта для вузов по специальности 060500, базирующимся на новшествах международной Типовой программы учебной подготовки бухгалтеров, укажем и другие, "навеянные", так сказать, международным образовательным стандартом "IES-2". Прежде всего следует подумать над тем, надо ли в новом стандарте вводить отдельную дисциплину "Профессиональные ценности и этика"? В принципе положительный ответ на данный вопрос возможен, но он не единственный. Дело в том, что в действующем у нас государственном образовательном стандарте, основной круг относящихся к ней вопросов рассматривается в двух дисциплинах, входящих в федеральный его компонент, а именно: в "Деловом общении" (вопросы этики) и в "Теории бухгалтерского учета" (вопросы профессиональных ценностей). И еще далеко не очевидный факт, что от такого варианта целесообразно отказаться. Для уровня бакалавров его можно оставить.
Такой подход вполне оправдан и применительно к предмету "Психология поведения сотрудников фирмы". Сейчас многие ее аспекты студенты российских вузов, обучающихся по специальности 060500. изучают в курсе "Деловое общение". В отдельных вузах, кроме того, часть ее вопросов они осваивают при изучении предмета "Управление персоналом", который является курсом по выбору. Поэтому нет особой нужды вводить в государственный образовательный стандарт для бакалавров в качестве отдельной учебной дисциплины - "Психологию поведения сотрудников фирмы". Заметим, что ее нет и в международной Типовой программе учебной подготовки бухгалтеров. В последней, кстати, отсутствуют в качестве отдельных учебных дисциплин и предметы "Финансовые рынки" и "Бизнес-среда". Вопросы, относящиеся к финансовым рынкам, в типовой программе рассматриваются в учебном курсе "Экономика" (а в нашем стандарте - в дисциплинах "Экономическая теория" и "Рынки ценных бумаг"). Что же касается предмета "Бизнес-среда", то в отечественном образовательном стандарте (как, между прочим, и в Типовой программе) его вопросы включены в ряд учебных дисциплин ("Экономическая теория", "Экономика предприятий (организаций)", "Мировая экономика" и др.). И надо еще раз подумать, - а стоит ли их оттуда изымать и "перекраивать" содержание учебных программ по данным дисциплинам для бакалавров? Ответ на этот вопрос не однозначен. Во всяком случае, следует отметить, что явных преимуществ такие преобразования по сравнению с действующим вариантом не дают.
Далеко не бесспорным выглядит в IES-2 и набор учебных дисциплин в третьем его разделе, посвященном информационным технологиям. Более взвешено к решению стоящих в этой области проблем подошли авторы международной Типовой программы учебной подготовки бухгалтеров, предусмотрев в ней не 5, как отмечалось нами выше, а 2 предмета: "Курс информационной технологии" и "Курс бухгалтерских информационных систем". Содержание их полностью "покрывает" поле знаний по информационным технологиям, которыми должен обладать специалист в области учета и аудита в своей профессиональной деятельности.
В процессе разработки 3-го поколения государственного образовательного стандарта по специальности 060500 мы предполагаем придерживаться именно этих позиций. В то же время планируем внести в него и ряд изменений и дополнений, вызванных новшествами, появившимися в IES-3 "Профессиональные навыки".
Все эти меры позволят новому государственному образовательному стандарту по специальности 060500 полностью соответствовать современным международным требованиям, предъявляемым деловым сообществом к профессиональному мастерству бухгалтеров и аудиторов.
Мы, конечно, будем отстаивать вариант проекта государственного образовательного стандарта, который был нами разработан и доложен на мартовской конференции 2004 г. Однако, памятуя об оппонентах и Минобрнауки России (точнее его установках, относящихся к разрабатываемым документам), летом текущего года нами был подготовлен еще один вариант стандарта. Его цель - попытаться идеи прежнего (т.е. мартовского) I варианта стандарта "втиснуть" в те рамки требований, который установил Минобрнауки России для стандарта бакалавра (II вариант). И должен заметить, что в принципе это возможно, правда, с некоторыми оговорками. Чтобы реализовать на деле II вариант, необходимо сделать следующее (см. примечания по каждому циклу в табл. 1):
1) снять 20% часов, предусмотренных по министерскому варианту по циклу "Естественно-научные и математические дисциплины", и направить 250 часов в цикл "Экономические и организационно-управленческие дисциплины", а 50 - в цикл "Общепрофессиональные дисциплины";
Таблица 1
Проект
государственного образовательного стандарта по специальности 060500
(для уровня - бакалавр)
Установки (требова- ния) Минобрнаук и России |
I вариант (мартовс- кий) |
II вариант (с учетом требова- ний Минобрнауки России) |
||||
Наименование циклов и дис- циплин |
Уче- бные часы |
Наименование циклов и дис- циплин |
Уче- бные часы |
Наименование циклов и дис- циплин |
Учеб- ные часы |
Примеча- ния |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. ГСД. Гума- нитарные и социальные ди- сциплины, в том числе: Федеральный компонент: 1. Иностранный язык 2. Физическая культура Национально- региональный компонент, включая дисци- плины по выбо- ру студента |
950 748 340 408 202 |
I. ГСД. Гумани- тарные и социа- льные дисципли- ны, в том чис- ле: Федеральный компонент: 1. Иностранный язык 2. Правоведение 3. Философия 4. Экономичес- кая теория Региональный (вузовский) компонент Дисциплины по выбору |
1320 860 340 38 82 300 230 230 |
I. ГСД. Гума- нитарные и социальные ди- сциплины, в том числе: Федеральный компонент: 1. Иностранный язык 2. Физическая культура Национально- региональный компонент, включая дисци- плины по выбо- ру студента 1. Философия 2. .... 3. .... |
950 748 340 408 202 82 |
|
II. ЭОУД. Эко- номические и организацион- но-управленче- ские дисципли- ны, в том чис- ле: Федеральный компонент: (не менее 70%) Вузовский ком- понент |
250 175 75 |
II. ЭОУД. Эко- номические и организацион- но-управленче- ские дисципли- ны, в том чис- ле: Федеральный компонент: 1. Экономичес- кая теория 2. Деловое и коммерческое право Вузовский ком- понент |
500 438 300 138 62 |
Перенесе- но 250 ч из III цикла |
||
Итого по двум циклам |
1200 | Итого | 1320 | Итого по двум циклам |
1450 | |
III. ЕНМД. Естественно- научные и ма- тематические дисциплины, в том числе: Федеральный компонент: (до 80% объема цикла, в том числе 15% по предложению УМО): 1. Математика 2. Экология 3. (Физика?) Национально- региональный компонент (до 25% объема цикла) |
1500 1200 300 |
II. Общие мате- матические и естественно- научные дисцип- лины, в том числе: Федеральный компонент 1. Математика 2. Информацион- ные системы в экономике 3. Региональный (вузовский) компонент 4. Дисциплины и курсы по выбору |
980 780 600 180 100 100 |
III. ЕНМД. Естественно- научные и ма- тематические дисциплины, в том числе: Федеральный компонент: 1. Количестве- нные методы и статистика хо- зяйственной деятельности: 1.1. Количест- венные методы 1.2. Статисти- ка хозяйствен- ной деятель- ности 2. Информацио- нные системы в экономике (Информацион- ные техноло- гии) 3. Бухгалтерс- кие информа- ционные систе- мы 4. Экология Национально- региональный компонент |
1200 1000 680 500 180 150 100 70 200 |
1. Сняли с цикла 20% (300 ч), в том числе 250 направле- ны во II цикл и 50 в IV. 2. Переи- меновали учебный курс "Ма- темати- ка". 3. Пере- несли "Статис- тику" с бывшего III цикла в нынеш- ний III цикл и уточнили ее назва- ние. 4. Допол- нили дис- циплину "Бухгал- терские информа- ционные системы" |
Итого по III циклу |
1500 | Итого | 980 | Итого по III циклу |
1200 | |
IV. Общепрофе- ссиональные дисциплины, в том числе: Федеральный компонент: (до 70% объема цикла, все по предложениям УМО) Национально- региональный компонент (ос- тальные) |
1500 1050 450 |
III. Общепрофе- ссиональные дисциплины, в том числе: Федеральный компонент: 1. Экономика организаций (предприятий) 2. Менеджмент 3. Маркетинг 4. Статистика 5. Мировая эко- номика 6. Финансовый менеджмент 7. Финансы 8. Страхование 9. Деньги, кре- дит, банки 10. Рынок цен- ных бумаг 11. Налоги и налогообложение 12. Теория бух- галтерского учета 13. Теория эко- номического анализа 14. Международ- ные стандарты учета и финан- совой отчетнос- ти 15. Международ- ные стандарты аудита 16. Деловое общение Региональный (вузовский) компонент Дисциплины по выбору студента |
2126 1686 136 100 80 220 170 102 102 102 170 54 102 102 102 60 48 36 220 220 |
IV. Общепрофе- ссиональные дисциплины, в том числе: Федеральный компонент: 1. Экономика организаций (предприятий) 2. Менеджмент 3. Маркетинг 4. Международ- ная коммерчес- кая деятель- ность (мировая экономика) 5. Финансовый менеджмент 6. Финансы 7. Страхование 8. Рынок цен- ных бумаг (фи- нансовые рын- ки) 9. Налоги и налогообложе- ние 10. Деньги, кредит, банки 11. Деловое общение 12. Теория бухгалтерского учета 13. Теория экономического анализа 14. Междунаро- дные стандарты учета и финан- совой отчетно- сти 15. Междунаро- дные стандарты аудита. Национально- региональный компонент |
1550 1466 136 100 80 170 102 102 102 54 102 170 36 102 102 60 48 84 |
1. Доба- влено 50 ч за счет сокраще- ния их числа в III цик- ле. 2. Убрали из бывше- го III цикла "Статис- тику" (220 ч) и перенесли ее в пре- дыдущий цикл. 3. Не соблюдены соотноше- ния в часах, выделяе- мых на федераль- ный и национа- льно-ре- гиональ- ный ком- поненты. Для их соблюде- ния (тре- бование Минобр- науки РФ) придется отметить звездоч- кой дис- циплины, вошедшие в федера- льный компо- нент, а остальные получат иной ста- тус (на усмотре- ние вуза) |
Итого по IV циклу |
1550 | Итого | 2126 | Итого | 1550 | |
V. ДН. Дисцип- лины направле- ния, в том числе: Федеральный компонент (до 70% объема цикла, все по предложениям УМО) Национально- региональный компонент (остальные 50%) |
1550 775 775 |
IV. Специальные дисциплины, в том числе: Федеральный компонент: 1. Бухгалтерс- кий финансовый учет 2. Бухгалтерс- кий управленче- ский учет 3. Бухгалтерс- кая финансовая отчетность 4. Комплексный анализ хозяйст- венной деятель- ности 5. Аудит 6. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по фина- нсовому учету и управленческо- му) |
1406 1406 482 152 54 256 300 162 |
V. ДН. Дисцип- лины направле- ния, в том числе: Федеральный компонент: 1. Бухгалтерс- кий финансовый учет 2. Бухгалтерс- кий управлен- ческий учет 3. Бухгалтерс- кая финансовая отчетность. 4. Комплексный анализ хозяйс- твенной деяте- льности 5. Аудит 6. Лаборатор- ный практикум по бухгалтерс- кому учету (сквозная за- дача по финан- совому учету и управленческо- му) Национально- региональный компонент |
1550 1406 482 152 54 256 300 162 144 |
1. Не соблюдены соотноше- ния в ча- сах, вы- деляемых на дисци- плины фе- дерально- го и на- циональ- но-регио- нального компонен- тов. 2. Будем отстаи- вать это соотноше- ние |
Итого по V циклу |
1550 | Итого | 1406 | Итого | 1550 | |
VI. Специаль- ные дисципли- ны, в том числе: Федеральный компонент (до 50% объема цикла, все по предложениям УМО) Национально- региональный компонент (остальные 50%) |
1036 518 518 |
IV. Специальные дисциплины, в том числе: 1. Дисциплины, устанавливаемые Советом вуза 2. Дисциплины и курсы по выбору студента |
630 230 400 |
VI. Специаль- ные дисципли- ны, в том чис- ле: Федеральный компонент: 1. Бухгалтерс- кое дело 2. Дисциплины специализации Национально- региональный компонент Время, выде- ляемое допол- нительно на производствен- ную практику |
1036 518 118 400 518 |
По усмот- рению ву- за на производ- ственную практику можно использо- вать 10 недель, поскольку выделяе- мых Мин- обрнауки РФ 4 не- дель явно недоста- точно |
Итого по VI циклу |
1036 | Итого | 630 | Итого | 1036 | |
Факультативные дисциплины (Военная под- готовка) |
450 | 450 | 450 | |||
Всего часов | 7236 | Итого | 6912 | Итого | 7236 |
2) перенести в цикл ЕНМД из цикла общепрофессиональных дисциплин дисциплину "Статистика", уточнив при этом ее наименование ("Статистика хозяйственной деятельности") и несколько уменьшив число учебных часов на нее (с 220 до 180);
3) уменьшить количество часов, выделяемых на "Математику" (с 600 до 500), заменив и название ее (на "Количественные методы");
4) изменить в цикле "Общепрофессиональные дисциплины" соотношения между учебными часами, выделяемыми на дисциплины федерального компонента и на предметы национально-регионального компонента;
5) пересмотреть эти соотношения и в цикле "Дисциплины направления". Причем, если не удастся это сделать как в данном, так и в предыдущем случаях, то придется выбрать (пометить звездочками) в перечне дисциплины, которые войдут в федеральный компонент. А остальные останутся в стандарте в качестве рекомендуемых УМО вузам.
Вместе с тем предполагается произвести изменения названий отдельных дисциплин (приблизив их к зарубежным).
Параллельно предлагаем по сравнению с министерским вариантом увеличить время на производственную практику (с 4 недель до 14). Кроме того, в стандарте для бакалавров специальности 060500 будет уточнено содержание дидактических единиц по каждой дисциплине. Параллельно эту работу придется проделать и с рабочими программами, исходя из современных требований рыночной экономики.
Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра 208 недель, в том числе:
1. Теоретическое обучение - 134 недели.
2. Сессии - 16 недель.
3. Производственная практика - 4 недели.
4. Подготовка выпускной квалификационной работы - 8 недель.
5. Итоговая государственная аттестация - 2 недели.
6. Каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска, - 44 недели.
Параллельно со стандартом для бакалавров УМО, как мы отмечали выше, занималось и разработкой стандарта для магистров по специальности 060500.
Первый вариант был предоставлен в марте 2004 г. на конференции. И он, как известно, был одобрен.
Однако, если Министерство образования и науки РФ будет очень жестко настаивать на соблюдении установленных им нормативов, которые оно "обнародовало" в проекте макета государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для уровня магистра по специальности (от 16 октября 2003 г.), то нам придется, отстаивая основные параметры нашей концепции, искать следующие возможные компромиссы.
1. Потребуется несколько сократить продолжительность времени, отводимого на подготовку выпускной квалификационной работы (с 17 недель до 14) и на производственную практику (с 16 недель до 8). Заметим, что на нее Министерство в проекте отвело именно 8 недель, что крайне мало и не отвечает мировой практике,
2. Согласится с введением в него цикла "Гуманитарные и социальные дисциплины" - 350 часов, в том числе:
- федеральный компонент - 1.40 (иностранный язык);
- вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студента - 210.
В качестве последних можно было бы предложить продвинутые, учебные курсы:
- Профессиональные ценности бухгалтеров и аудиторов и этика;
- Социология и психология поведения сотрудников фирмы;
- Логика и теория аргументации и др.
Всего на I цикл ГСД понадобится около 7 недель.
3. Признать наличие в нем предлагаемого Министерством образования и науки РФ II цикла, который оно назвало:
"Экономические и организационно-управленческие дисциплины" - 250 часов, в том числе:
- федеральный компонент (не менее 70% объема) -176;
- вузовский компонент, включая и дисциплины по выбору студента (до 30%) - 74.
В качестве дисциплины федерального компонента по этому циклу можно предложить следующие продвинутые курсы:
- Бизнес-среда;
- Современные проблемы глобализации экономики;
- Бизнес-игры и др.
На II цикл понадобится около 5 недель.
4. Увеличить объем часов по III циклу "Дисциплины направления" (т.е. общие для всех специализаций) до 900 часов. Причем, Министерство образования и науки требует, чтобы:
- федеральный компонент составлял не менее 60% объема цикла, а перечень дисциплин, в него входящих, должно предлагать УМО - 540 часов;
- вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студентов (до 40%) - 360 часов.
Напомню, что в предложенном нами ранее варианте мы отводили на этот цикл 484 часа (т.е. на 416 часов, или на 8 недель), меньше и рекомендовали следующий перечень дисциплин:
- Эконометрика - 120 часов;
- Анализ финансовой отчетности - 54 часа;
- Теории бухгалтерского учета - 54 часа;
- История бухгалтерского учета - 54 часа;
- Оценка и анализ рисков - 54 часа;
- Основные модели бухгалтерского учета и анализа в зарубежных странах - 54 часа;
- Контроль и ревизия - 74 часа.
Этот перечень следовало бы оставить и отнести их. в состав федерального компонента, параллельно увеличив до 540 часов (т.е. на 56 часов) отводимое на него учебное время.
Что же касается вузовского компонента (360 часов), то мы полагаем: надо разработать примерный перечень дисциплин, в него входящих, а именно:
- Менеджмент инноваций;
- Всеобщее управление качеством;
- Интеллектуальная собственность и др.
5. Внести некоторые коррективы и в IV цикл: "Специальные дисциплины" Министерство образования и науки РФ выделяет всего 1254 часа, в том числе:
- научно-исследовательская работа студентов - 300;
- федеральный компонент (до 30% объема цикла, все дисциплины предлагаются УМО) - 376;
- вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студентов, - 578.
В I варианте на этот цикл выделялось 960 часов. Если добавить к ним 300 часов (или 6 недель) на НИРС (которые ранее по пяти предложенным специализациям на эти цели не выделяли, поскольку договорились, что в стандарт будет внесена дополнительная шестая специализация для лиц, которые свое будущее связывают с научно-педагогической деятельностью), то количество часов по циклу будет соответствовать требованиям Министерства образования и науки РФ. Что же касается перечня дисциплин, то мы дали их полный состав по каждой из пяти специализаций. Теперь отберем из них те, которые войдут в федеральный компонент (пометим их звездочкой), а остальные в качестве рекомендуемых (а не обязательных) войдут в состав вузовского компонента. Заметим, что в предложенном. Министерством варианте 8 недель практики включены в количество часов, выделенных на IV цикл.
6. Сократить часы, выделяемые на факультативы, курсы по выбору и др. (500 часов, или 8 недель).
Если подвести итоги и сравнить .два варианта проекта государственного образовательного стандарта для магистров по специальности 060500, то I вариант имеет то преимущество, что он больше "созвучен" с мировой практикой, поскольку гораздо больше внимания уделяет такому важному его компоненту, который на Западе именуют "переносимые модули", выстраивающие "мост" между теорией и практикой.
Во II варианте стандарта явно и неоправданно сокращено время на практику.
Вот с этим нам, по-видимому, придется активно бороться (см. табл. 2).
Учебно-методический Совет по специальности 060500 занимался в отчетном периоде (т.е. в течение 6 месяцев после нашей предыдущей встречи) не только вышеуказанными, но и другими важными делами. В частности, мы провели II Всероссийский конкурс дипломных работ. В этот раз он прошел более организованно. Мы с вами год назад, здесь же в г. Анапе, определили 15 региональных центров и базовые (т.е. ответственные) вузы за проведение 2-го его тура. Основная масса этих центров сработала эффективно. На 3-й тур к нам в УМО поступило 42 дипломные работы из 14 центров. В апреле - начале мая мы рассмотрели данные дипломные работы, а 27-28 мая провели заседание конкурсной комиссии. В состав конкурсной комиссии были введены по представителю от каждого регионального центра. На заседания прибыли представители из 10 центров. Всем им была предоставлена возможность в течение нескольких дней до заседания жюри ознакомиться с каждой дипломной работой и произвести ее оценку
Жюри конкурса на своем заседании приняло следующее решение:
Призерами признаны 10 человек, представлявшие 10 региональных центров. Победители награждаются ценными подарками. Места распределились следующим образом:
1-е место:
Т.А. Суслова. Московская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева, "Организация управленческого учета в молочном хозяйстве";
И.Г. Иванцов. Финансовая академия при Правительстве РФ. "Учет, оценка и анализ совокупного капитала компании (на базе годовых отчетов ОАО "Лукойл" за 1999 - 2001 гг.)".
2-е место:
О.П. Горячева. Красноярский государственный торгово-экономический институт, "Формирование институтов внутреннего аудита в системе реализации задач эффективного менеджмента (на примере компаний Красноярского края)";
С.А. Сергеева. Орловский государственный аграрный университет, "Амортизационная политика, учет основных средств и анализ их использования (на примере СПК "Золотой колос")";
В.Б. Егорова. Уфимский государственный нефтяной технический университет, "Унифицированный бухгалтерский баланс и его анализ (на примере ООО Башкиргаз"):
3-е место:
A.M. Дугша. Тюменский государственный университет. "Анализ выпуска и реализации продукции";
М.Ю. Писманик. Пермский государственный университет, "Упрощенная система учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса (на примере ООО "Юртекс")";
Е.В. Жирноклеева. Институт управления и экономики (г. Санкт-Петербург), "Учет, анализ и система калькулирования себестоимости (на примере ЖКХ)";
С.И. Кожевникова. Оренбургский государственный университет, "Учет и анализ постоянных и переменных затрат";
И.А. Паникарновских. Хабаровская государственная академия экономики и права, "Международные стандарты финансовой отчетности и возможности их использования в российской практике (на примере ПРИ магистрапьных электрических сетей Востока)".
Каждый победитель, занявший 1-е место, награждается DVD, 2-е место - магнитофоном "Панасоник" и 3-е - фотоаппаратом "Олимпик".
Остальные участники конкурса отмечены почетными грамотами. Торжественное награждение призеров будет произведено на заседании Совета Фшшнсовой академии при Правительстве РФ, которое намечено провести в октябре 2004 г.
Подвода итоги II Всероссийского конкурса дипломных работ, мы объявляем начало III Конкурса, который пройдет также в 3 тура. На заключительном нашем заседании мы рассмотрели, помимо всего прочего, ряд организационных вопросов, связанных с его проведением. В частности, определились с региональными центрами и базовыми вузами. Надо отметить, что проведение Всероссийского конкурса дипломных работ довольно хлопотное и трудоемкое занятие. Но тем не менее мы намерены и впредь им заниматься. Конкурс должен стать традиционным. Он, полагаю, не только на наш, но и на ваш взгляд полезен.
В отмеченные, т.е. последние 6 месяцев (2 из которых, заметим, были отпускные) УМС по специальности 060500 выполнил также следующие мероприятия:
Таблица 2
Проект
государственного образовательного стандарта по специальности 060500
(уровень - магистр)
срок обучения - 2 года (плюс 4 года бакалавр)
Установки (требова- ния) Минобрнаук и России |
I вариант (мартовс- кий) |
II вариант (с учетом требова- ний Минобрнаук и России) |
||||
Наименование циклов и дис- циплин |
Уче- бные часы |
Наименование циклов и дис- циплин |
Уче- бные часы |
Наименование циклов и дис- циплин |
Учеб- ные часы |
Примеча- ния |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. ГСД. Гума- нитарные и со- циальные дис- циплины, в том числе: Федеральный компонент: (иностранный язык) Нaциoнaльнo- региональный компонент, включая дисци- плины по выбо- ру студента |
350 40 210 |
I. ГСД. Гумани- тарные и социа- льные дисципли- ны, в том чис- ле: Федеральный компонент: (иностранный язык) Нaциoнaльнo-ре- гиональный ком- понент, включая дисциплины по выбору студента из них: 1. Профессиона- льные ценности бухгалтеров и аудиторов и этика. 2. Социология и психология по- ведения сотруд- ников фирм. 3. Логика и теория аргумен- тации и др. |
350 140 210 |
В поряд- ке реко- мендации |
||
Итого по I циклу |
350 | Итого | Итого по I цик- лу |
350 | ||
II. ЭОУД. Эко- номические и организацион- но-управленче- ские дисципли- ны, в том чис- ле: Федеральный компонент: (не менее 70% объема цикла) Вузовский ком- понент, вклю- чая дисципли- ны по выбору студента (до 30% объема цикла) |
250 176 74 |
II. ЭОУД. Эко- номические и организационно- -управленческие дисциплины, в том числе: Федеральный компонент: 1. Бизнес-сре- да. 2. Современные проблемы гло- бализации эко- номики. 3. Бизнес-игры и др. Национально-ре- гиональный ком- понент, включая дисциплины по выбору студен- та, из них: 1. 2. 3. |
250 176 74 |
|||
Итого по II циклу |
250 | Итого | - | Итого по II циклу |
250 | |
III. ДН. Дис- циплины напра- влений, в том числе: Федеральный компонент: (не менее 60% объема цикла, все по предло- жениям УМО) Вузовский ком- понент, вклю- чая дисциплины по выбору сту- дента |
900 540 360 |
III. ДН. Дис- циплины направ- лений (Обязате- льные дисципли- ны для всех специализаций), в том числе: 1. Эконометрика 2. Анализ фина- нсовой отчет- ности 3. Теории бух- галтерского учета; 4. История бух- галтерского учета 5. Оценка и анализ рисков 6. Основные мо- дели бухгалтер- ского учета и анализа в зару- бежных странах 7. Контроль и ревизия |
484 120 54 54 54 74 54 74 |
III. ДН. Дис- циплины напра- влений, в том числе: Федеральный компонент: 1. Эконометри- ка. 2. Анализ фи- нансовой отчет- ности. 3. Теории бух- галтерского учета. 4. История бух- галтерского учета. 5. Оценка и анализ рисков. 6. Основные модели бухгал- терского учета и анализа в зарубежных странах. 7. Контроль и ревизия. Вузовский ком- понент, вклю- чая дисциплины по выбору сту- дента, из них: 1. Менеджмент инноваций. 2. Всеобщее управление 3. Интеллектуа- льная собствен- ность и др. |
900 540 360 |
В поряд- ке реко- мендаций |
Итого по III циклу |
900 | Итого | 484 | Итого по III циклу |
900 | |
V. СД. Специа- льные дисцип- лины, в том числе: Научно-иссле- довательская работа студен- тов Федеральный компонент (до 30% объема цикла, все по предложениям УМО) Вузовский ком- понент, вклю- чая дисципли- ны по выбору студента |
254 300 376 578 |
IV. СД. Специа- льные дисципли- ны (дисциплины специализаций) Специализация "Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммер- ческих органи- зациях" кроме банков и других финансово-кре- дитных органи- заций): 1. Учет затрат, калькулирование и бюджетирова- ние в отдельных отраслях произ- водственной сферы. 2. Учет и ана- лиз банкротств. 3. Учет, анализ и аудит внешне- экономической деятельности. 4. Учет на пре- дприятиях мало- го бизнеса. 5. Управленчес- кий анализ в отраслях. 6. Особенности учета в торгов- ле. 7. Стратегичес- кий учет 8. и др. Специализация "Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банков- ских и других финансово-кре- дитных учрежде- ниях": 1. Бухгалтерс- кий учет в коммерческих банках. 2. Бухгалтерс- кий учет в страховых орга- низациях. 3. Бухгалтерс- кий учет на биржах, в инве- стиционных институтах и во внебюджетных фондах. 4. Анализ дея- тельности ком- мерческого бан- ка. 5. Учет, анализ и аудит внешне- экономической деятельности. 6. Аудит бан- ков. 7. Учет и ана- лиз банкротов. 8. Анализ и аудит на бир- жах, в инвести- ционных инсти- тутах и во внебюджетных фондах. 9. Анализ и аудит в страхо- вых организа- циях. 10. и др. Специализация "Бухгалтерский учет, анализ и контроль в бюд- жетных и неком- мерческих орга- низациях": 1. Бюджетный учет и отчет- ность. 2. Хозяйствен- ная деятель- ность некоммер- ческих органи- заций. 3. Учет, анализ и контроль вне- шнеэкономичес- кой деятельнос- ти. 4. Международ- ные стандарты финансовой от- четности в го- сударственном секторе. 5. Анализ хо- зяйственной деятельности в некоммерческих организациях. 6. Контроль и ревизия в бюд- жетных и неком- мерческих орга- низациях. 7. Отраслевые особенности учета, контроля и анализа хо- зяйственной деятельности некоммерческих организаций. 8. Управление финансами в не- коммерческих организациях. 9. и др. Специализация "Бухгалтерский учет, анализ и контроль внеш- неэкономической деятельности" 1. Бухгалтерс- кий учет внеш- неэкономической деятельности. 2. Анализ внеш- неэкономической деятельности. 3. Аудит внеш- неэкономической деятельности. 4. Международ- ное право. 5. Таможенное регулирование и платежи. 6. Профессиона- льный иностран- ный язык. 7. Международ- ные финансы. 8. и др. Специализация "Бухгалтерский учет, контроль налогообложения и судебно-бух- галтерская экспертиза": 1. Формирование и бухгалтерский учет налогооб- лагаемых пока- зателей. 2. Анализ и оп- тимизация нало- гооблагаемой базы. 3. Налоговые системы зарубе- жных стран. 4. Бухгалтерс- кий учет и кон- троль налогооб- ложения нерези- дентов. 5. Организация и методика на- логовых прове- рок. 6. Учет и конт- роль в государ- ственных нало- говых органах. 7. Судебно-бух- галтерская экс- пертиза. 8. Аудит нало- гообложения. 9. Ситуационный практикум по налогообложе- нию. |
960 960 960 960 960 960 |
V. СД. Специа- льные дисципли- лины Научно-исследо- вательские ра- боты студентов Специализация "Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммер- ческих органи- зациях" кроме банков и других финансово-кре- дитных органи- заций): 1. Учет затрат, калькулирование и бюджетирова- ние в отдельных отраслях произ- водственной сферы. 2. Учет и ана- лиз банкротств. 3. Учет, анализ и аудит внешне- экономической деятельности. 4. Учет на пре- дприятиях мало- го бизнеса. 5. Управленчес- кий анализ в отраслях. 6. Особенности учета в торгов- ле. 7. Стратегичес- кий учет 8. и др. Специализация "Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банков- ских и других финансово-кре- дитных учрежде- ниях": 1. Бухгалтерс- кий учет в коммерческих банках. 2. Бухгалтерс- кий учет в страховых орга- низациях. 3. Бухгалтерс- кий учет на биржах, в инве- стиционных институтах и во внебюджетных фондах. 4. Анализ дея- тельности ком- мерческого бан- ка. 5. Учет, анализ и аудит внешне- экономической деятельности. 6. Аудит бан- ков. 7. Учет и ана- лиз банкротов. 8. Анализ и аудит на бир- жах, в инвести- ционных инсти- тутах и во внебюджетных фондах. 9. Анализ и аудит в страхо- вых организа- циях. 10. и др. Специализация "Бухгалтерский учет, анализ и контроль в бюд- жетных и неком- мерческих орга- низациях": 1. Бюджетный учет и отчет- ность. 2. Хозяйствен- ная деятель- ность некоммер- ческих органи- заций. 3. Учет, анализ и контроль вне- шнеэкономичес- кой деятельнос- ти. 4. Международ- ные стандарты финансовой от- четности в го- сударственном секторе. 5. Анализ хо- зяйственной деятельности в некоммерческих организациях. 6. Контроль и ревизия в бюд- жетных и неком- мерческих орга- низациях. 7. Отраслевые особенности учета, контроля и анализа хо- зяйственной деятельности некоммерческих организаций. 8. Управление финансами в не- коммерческих организациях. 9. и др. Специализация "Бухгалтерский учет, анализ и контроль внеш- неэкономической деятельности" 1. Бухгалтерс- кий учет внеш- неэкономической деятельности. 2. Анализ внеш- неэкономической деятельности. 3. Аудит внеш- неэкономической деятельности. 4. Международ- ное право. 5. Таможенное регулирование и платежи. 6. Профессиона- льный иностран- ный язык. 7. Международ- ные финансы. 8. и др. Специализация "Бухгалтерский учет, контроль налогообложения и судебно-бух- галтерская экспертиза": 1. Формирование и бухгалтерский учет налогооб- лагаемых пока- зателей. 2. Анализ и оп- тимизация нало- гооблагаемой базы. 3. Налоговые системы зарубе- жных стран. 4. Бухгалтерс- кий учет и кон- троль налогооб- ложения нерези- дентов. 5. Организация и методика на- логовых прове- рок. 6. Учет и конт- роль в государ- ственных нало- говых органах. 7. Судебно-бух- галтерская экс- пертиза. 8. Аудит нало- гообложения. 9. Ситуационный практикум по налогообложе- нию. |
1254 300 954 954 954 954 954 |
Необхо- димо из перечня выбрать дисцип- лины, входя- щие: а) в фе- дераль- ный ком- понент; б) в вузовс- кий ком- понент |
Итого по IV циклу |
1254 | Итого | 960 | Итого по IV циклу |
1254 | |
1. Дисциплины, устанавливаемые вузом. 2. Дисциплины и курсы по выбору студентов. 3. Факультативы |
200 200 100 |
|||||
Всего часов теоретического обучения |
2754 | Итого | 1944 | Всего часов теоретического обучения |
2754 | |
Срок освоения основной образовательной программы - 104 недели | ||||||
1. Теоретичес- кое обучение (включая НИРС). 2. Сессии. 3. Практика: 3.1. производ- ственная 3.2. преддип- ломная 4. Подготовка выпускной ква- лификационной работы. 5. Итоговая государствен- ная аттеста- ция. 6. Каникулы (включая 8 недель после дипломного от- пуска) |
51 6 8 4 4 14 2 17 |
1. Теоретичес- кое обучение (включая НИРС). 2. Сессии. 3. Практика: 3.1. производс- твенная 3.2. преддип- ломная 4. Подготовка выпускной ква- лификационной работы. 5. Итоговая государственная аттестация. 6. Каникулы (включая 8 не- дель после дип- ломного отпус- ка) |
36 6 16 12 4 17 2 11 |
1. Теоретичес- кое обучение (включая НИРС). 2. Сессии. 3. Практика: 3.1. производс- твенная 3.2. преддип- ломная 4. Подготовка выпускной ква- лификационной работы. 5. Итоговая государственная аттестация. 6. Каникулы (включая 8 не- дель после дип- ломного отпус- ка) |
51 6 8 4 4 14 2 17 |
1) переработал тесты, используемые Министерством при аттестации вузов по профилирующим дисциплинам (Теории бухгалтерского учета; Финансовому учету; Управленческому учету; Международным стандартам учета и финансовой отчетности; Бухгалтерскому учету (для неучетных специальностей) и др.). Причем корректировке были подвергнуты от 55 до 70% тестов; 2) перевел с английского на русский язык ряд материалов Комитета по МСФО, а также МФБ. В частности, упоминавшиеся выше 6 работ (образовательные стандарты МФБ). В стадии перевода находятся, кроме того, материалы, связанные со стандартом "Учет расчетов долевыми инструментами" и др., которые мы планируем поместить на дискеты и раздать при следующей нашей встрече:
3) подготовил для Минфина России заключение по проекту последнего варианта "Концепции развития бухгалтерского учета в Российской Федерации на среднесрочную перспективу" (2004 - 2010 гг.);
4) наладил деловое сотрудничество с созданным в 2003 г. НСФО (Национальным Советом по стандартам финансовой отчетности);
подготовил с иностранными коллегами (голландцами) новые материалы для учебного модуля по МСФО и МСА. Эту работу планируем завершить в ближайшее время. А в конце года (ноябре-декабре 2004 г.) провести по модулям семинары совместно с голландцами в гг. Москве, Ростове-на-Дону и др. Информация о семинарах будет помещена на WEB-сайте Финансовой академии. Вам разошлем приглашения на семинары и надеемся на ваше активное участие в них. Планируем, как и в прошлый раз, отпечатать в виде книг материалы этих модулей и вручить участникам семинаров. Предварительно согласованные с голландцами сроки их проведения таковы:
- с 15 по 20 ноября 2004 г. (г. Москва, Финансовая академия при Правительстве РФ);
- с 20 по 24 декабря 2004 г. (г. Ростов-на-Дону).
Материал учебных модулей довольно интересен и весьма полезный для преподавателей. Объем его 5-6 томов. Причем, он новый и используется в вузах Запада. Те из вас, кто был на семинарах по МСФО, которые мы проводили с голландцами в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре 1,5 - 2 года назад, дали высокую им оценку Постараемся на таком же уровне провести и предстоящие семинары;
6) продолжали создавать электронные учебные комплексы по ряду профилирующих дисциплин. В частности, в сентябре завершаем комплекс по "Управленческому учету" (завершили по Аудиту).
Кроме всего прочего, естественно, был выполнен большой объем работ, связанный с текущей деятельностью УМО и УМС по специальности Q6Q500 (рецензирование рукописи учебников), учебных пособий, подготовка заключений по материалам вузов, представленных на лицензирование или аттестацию специальности, и т.п.). Вместе с тем не оставались в стороне и научные исследования по проблемам бухгалтерского учета, анализа и аудита.
"Рисунок 1"
В.Г. Гетьман,
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой бухгалтерского учета
Финансовой академии при Правительстве РФ,
председатель Учебно-методического совета вузов России
по специальности 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 20, октябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ECTS. Информационный пакет. 2-е изд. (на рус. яз.). Екатеринбург, 2001. С. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).