г. Калуга |
|
23 октября 2018 г. |
Дело N А35-9930/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: не явились, извещены надлежаще,
от Комитета по управлению имуществом города Курска: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 24.04.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 по делу N А35-9930/2017,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом города Курска (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Росреестра по Курской области (далее - управление, Росреестр) о признании незаконным отказа в осуществлении действий по государственному учету в отношении здания с кадастровым номером 46:29:102299:32, расположенного по адресу: Курская область, город Курск, улица Почтовая, 17 (далее - спорный объект), оформленный уведомлением от 21.08.2017 N Ф46/17-26039 и обязании осуществления мероприятия в части изменения назначения спорного объекта с "многоквартирный дом" на "нежилое здание".
Решением Арбитражного суда Курской области от 24.04.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судами, согласно решению Девятой сессии Совета двадцать первого созыва Курского областного Совета народных депутатов от 21.01.1992 и постановлению Главы администрации Курской области от 26.12.1991 N 19 в муниципальную собственность был передан спорный объект, расположенный по адресу: Курская область, город Курск, улица Почтовая, 17.
Постановлением Администрации города Курска от 30.11.2007 N 3355 решено перевести помещение общей площадью 43,0 м2, находящееся по адресу: Курская область, город Курск, улица Почтовая, 17, (1-й этаж) из жилого в нежилое.
Постановлением Администрации города Курска от 22.04.2011 N 1063 разрешен перевод жилого дома, расположенного по адресу: Курская область, город Курск, улица Почтовая, 17, в нежилые помещения для использования их в качестве офисных помещений.
20.07.2011 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Курск":
- на помещение I в здании литер А-А1, назначение: нежилое, площадью 39,60 кв. м, этаж: 1, адрес (местоположение): Россия, Курская область, г. Курск, ул. Почтовая, дом N 17, запись регистрации N 46-46-01/082/2011-563.
- на помещение III в здании литер А-А1, назначение: нежилое, площадью 52,70 кв. м, этаж: 1, адрес (местоположение): Россия, Курская область, г. Курск, ул. Почтовая, дом N 17, запись регистрации N 46-46-01/082/2011-565.
- на помещение II в здании литер А-А1, назначение: нежилое, площадью 63,50 кв. м, этаж: 1, адрес (местоположение): Россия, Курская область, г. Курск, ул. Почтовая, дом N 17, запись регистрации N 46-46-01/082/2011-564.
Кроме того, 28.04.2017 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Курск" на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Курская область, город Курск, улица Почтовая, 17:
- нежилое помещение IV с кадастровым номером 46:29:102299:278, площадью 81,2 кв. м, расположенное на цокольном этаже (запись регистрации 46:29:102299:278-46/001/2017-1);
- нежилое помещение V с кадастровым номером 46:29:102299:279, площадью 3,4 кв. м, расположенное на цокольном этаже (запись регистрации 46:29:102299:279-46/001/2017-1), о чем свидетельствуют выписки из ЕГРН.
Указанные помещения вместе образуют, согласно выписке из ЕГРН, объект недвижимости - здание с кадастровым номером 46:29:102299:32, площадью 240,4 кв. м, назначение: многоквартирный дом, наименование: 3-квартирный жилой дом.
11.05.2017 Комитет обратился в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменения назначения объекта "многоквартирный дом" на "нежилое здание" в отношении здания с кадастровым номером 46:29:102299:32, расположенного по адресу: Курская область, город Курск, улица Почтовая, 17.
Уведомлением от 19.05.2017 N Ф46/17-16482 Комитету сообщено о приостановлении действий по государственному кадастровому учету, заявителю было предложено представить необходимые для кадастрового учета документы.
21.08.2017 Управлением принято решение N Ф46/17-26039 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, о чем Комитету сообщено уведомлением от 21.08.2017 N Ф46/17-26039.
Основанием для принятия решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости явилось истечение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета и не устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, а именно непредставление документа, подтверждающего в соответствии с действующим законодательством изменение назначения здания.
Не согласие с названным отказом послужило поводом для обращения комитета в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь положениями статей 198, 200 АПК РФ, обоснованно исходили из следующего.
Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) содержит перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета документы:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета;
- иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона о регистрации недвижимости).
В силу статьи 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета указанные в статье 26 настоящего Закона.
В силу части 1 статьи 8 Закона о регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона о регистрации недвижимости).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3 статьи 8 Закона о регистрации недвижимости).
В силу части 5 статьи 8 Закона о регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносится, в том числе, дополнительное сведение об объекте недвижимого имущества - назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание.
В соответствии со статьей 13 Закона о регистрации недвижимости внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав:
- в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
- в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
- в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в ЕГРН не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Суды, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришли к правомерному выводу, что отказ Управления Росреестра по Курской области не соответствует закону.
Исходя из буквального толкования статей 8 и 13 Закона о регистрации недвижимости, назначение здания, как дополнительное сведение об объекте недвижимого имущества, изменяется на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия, поскольку не относится к сведениям, которые вносятся в уведомительном порядке.
Судами установлено, что спорный объект недвижимости с кадастровым номером 46:29:102299:32, согласно выписке из ЕГРН, является зданием площадью 240,4 кв. м, назначение определено как многоквартирный дом.
Однако, согласно сведениям из ЕГРН, спорный объект состоит из 5 нежилых помещений (нежилое помещение площадью 81,2 кв. м, расположенное на цокольном этаже с кадастровым номером 46:29:102299:278; нежилое помещение площадью 63,5 кв. м, расположенное на 1 этаже, с кадастровым номером 46:29:102299:250; нежилое помещение площадью 39,6 кв. м, расположенное на 1 этаже с кадастровым номером 46:29:102299:249; нежилое помещение площадью 52,7 кв. м, расположенное на 1 этаже с кадастровым номером 46:29:102299:248; нежилое помещение площадью 3,4 кв. м, расположенное на цокольном этаже с кадастровым номером 46:29:102299:279).
Копии постановлений Администрации города Курска о переводе помещений в составе здания, расположенного по адресу: Курская область, город Курск, улица Почтовая, 17, из жилых в нежилые, содержатся в реестровых делах в отношении спорных помещений.
Суды, проанализировав положения статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункт 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденную Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, пришли к выводу, что для признания здания жилым необходимо установление его предназначения для целей постоянного проживания.
Суды, принимая во внимание, что спорный объект недвижимости состоит исключительно из нежилых помещений, которые были переведены из жилого дома постановлением Администрации города Курска от 22.04.2011 N 1063 для использования их в качестве офисных помещений, пришли к выводу, что спорный объект не может быть признан многоквартирным домом.
Следовательно, учитывая отсутствие нормативного регулирования порядка изменения назначения здания, а также принимая во внимание положения части 5 статьи 18 Закона о регистрации недвижимости, согласно которой не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Законом или иными федеральными законами, непредставление документа, подтверждающего изменение назначения здания, не является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменения назначения спорного объекта.
Таким образом, суд округа поддерживает позицию судов об удовлетворении требований комитета в полном объеме.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 24.04.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 по делу N А35-9930/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета документы:
...
Суды, проанализировав положения статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункт 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденную Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, пришли к выводу, что для признания здания жилым необходимо установление его предназначения для целей постоянного проживания."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 октября 2018 г. N Ф10-4360/18 по делу N А35-9930/2017