г.Калуга |
|
29 октября 2018 г. |
Дело N А35-6348/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Рихтер Е.А. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом" (г.Курск, ул.Дружининская, д.24, кв.4, после переименования ООО УК "СОЛОВУШКА"): Смотрова Л.В. по доверенности от 02.07.2018, Невежин А.И. по доверенности от 02.07.2018;
от Государственной жилищной инспекции Курской области (г.Курск, Красная площадь, д.6): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Курская управляющая домовая компания", (г.Курск, ул.Дружбы, д.4 "Б"):Гайдуков Д.Ю. по доверенности от 24.08.2018;
от товарищества собственников жилья "ПЛК 52-Б" (г.Курск, пр-т Ленинского Комсомола, д.52-Б, д.112): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Светлана" (г.Курск, ул.Семеновская, д.98, кв.22): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу ООО "Курская управляющая домовая компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 05.02.2018 (судья Силакова О.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-6348/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом" (далее - ООО УК "Наш дом", общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "СОЛОВУШКА" в связи с изменением наименования 14.06.2018, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - ГЖИ Курской области, инспекция, ответчик) о признании незаконным и об отмене решения от 27.06.2017 N 07-08/238 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: Курская область, город Курск, проспект Ленинского комсомола, дом 52-Б, ООО УК "Наш дом" и возврате заявления" в соответствии с пунктом 9 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (с учетом принятых к рассмотрению уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
В порядке статьи 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены - ООО "Курская управляющая домовая компания", ТСЖ "ПЛК 52-Б", ООО "УК "Светлана".
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.02.2018 решение Государственной жилищной инспекции Курской области от 27.06.2017 N 07-08/238 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: Курская область, город Курск, проспект Ленинского комсомола, дом 52-Б, ООО УК "Наш дом" и возврате заявления" признано незаконным. Судом взыскано с инспекции в пользу ООО УК "Наш дом" 3 000 рублей государственной пошлины.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018 решение Арбитражного суда Курской области от 05.02.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением ООО "Курская управляющая домовая компания" обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, приняв по делу новый судебный акт полагая, что судами допущены процессуальные нарушения при рассмотрении настоящего дела, в том числе необоснованно отказано в удовлетворении ходатайств о фальсификации решения правления ТСЖ от 10.03.2016 и об истребовании документов, подтверждающих обслуживания дома в 2014-2017 годах.
Кроме того, Общество ссылается на то, что имеющийся в материалах дела протокол N 1/17 от 18.04.2017 внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не имеет юридической силы, поскольку не оформлен в соответствии с частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), суды оставили без внимания не ликвидацию ТСЖ, нарушение со стороны последнего условий договора от 28.08.2014.
Иные стороны отзывов, либо пояснений суду не представили.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы жалобы, представители заявителя возражали против ее удовлетворения.
В силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена без участия представителей иных лиц, участвующих в деле.
Суд округа, с учётом заявленных доводов, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленными ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами ООО УК "Наш дом", место нахождения: г.Курск, ул.Дружининская, д.24, офис 4, зарегистрировано в качестве юридического лица 18.09.2012 за ОГРН 1124632012658.
21.06.2017 ООО УК "Наш дом" обратилось в ГЖИ Курской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в части изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО УК "Наш дом", а именно: просило включить в реестр лицензий сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Курск, проспект Ленинского Комсомола, д.52-Б, на основании протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 18.04.2017 и заключенных договоров с собственниками вышеуказанного дома.
К заявлению N 397/17 от 21.06.2017 ООО УК "Наш дом" приложены копии документов:
- копия протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 52-Б по проспекту Ленинского Комсомола г.Курска от 18.04.2017 на 3 листах в 1 экземпляре;
- реестр собственников помещений МКД на 4 листах в 1 экземпляре;
- копия объявления о проведении внеочередного общего собрания в форме заочного голосования на 1 листе в 1 экземпляре;
- копия реестра вручения собственникам помещений уведомлений о проведении собрания на 4 листах в 1 экземпляре;
- копии решений собственников многоквартирного дома на 100 листах в 1 экземпляре;
- копия договора управления, содержания и обслуживания многоквартирного дома на 6 листах в 1 экземпляре.
27.06.2017 ГЖИ Курской области в соответствии с пунктом 7 "Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Приказ N 938/пр), принято решение N 07-08/238 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: Курская область, город Курск, проспект Ленинского Комсомола, д.52-Б, ООО УК "Наш дом" и возврате заявления".
В письме от 28.06.2017 N 01.5-05-20/384 инспекция пояснила, что данное решение принято в соответствии с пунктом 9 Приказа N 938/пр, а так же уведомила ООО УК "Наш дом" о том, что в связи с выявленными нарушениями, в отношении Общества назначена внеплановая проверка.
Инспекция уведомила заявителя, что в связи с выявленными нарушениями, в отношении общества назначена внеплановая проверка.
Не согласившись с решением от 27.06.2017 N 07-08/238 ООО УК "Наш дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.02.2018 требования удовлетворены, решение инспекции признано незаконным.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018 решение Арбитражного суда Курской области от 05.02.2018 оставлено без изменения.
Суды указали, что у ГЖИ Курской области отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения от 27.06.2017 N 07-08/238 вопреки решению собственников о выборе способа управления.
Не согласившись с решением и постановлением ООО "Курская управляющая домовая компания" обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено,
что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 2. 2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников указанное товарищество несет ответственность за предоставление коммунальных услуг.
В случае заключения договора управления многоквартирным домом, товариществом либо кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией (часть 11 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с положениями статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений.
Частью 7 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской
Федерации (далее - Порядок), согласно пункту 2 которого, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
В пункте 3 Порядка указан перечень документов прикладываемых к заявлению о внесении изменений в реестр.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 6 Порядка, по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества ГЖИ Курской области сослалось на отсутствие оснований для включения многоквартирного дома в реестр лицензий Курской области в силу пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
от 25.12.2015 N 938/пр, а именно:
- представленная копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме выборе способа управления многоквартирным домом, не в полной мере соответствует требованиям Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр (п.п. "а" п.5 Порядка);
- наличие противоречивых сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (п.п."в" п.5 Порядка);
- наличие судебного спора по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении (п.п. "г" п.5 Порядка).
Оценивая основания отказа, судами первой и апелляционной инстанций правомерно учтено, что протокол N 1/17 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 18.04.2017 недействительным, в силу имеющихся у него недостатков, не признан.
При этом в соответствии с частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания
собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, действующее жилищное законодательство позволяет
собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке изменить способ управления данным домом.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 22.11.2011 N 7677/11, сам по себе односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора с управляющей организацией (расторжение договора) ни Жилищному кодексу, ни Гражданскому кодексу не противоречит. Анализ совокупности норм законодательства не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Согласно статьи 200 ЖК РФ заключение договора управления с иной управляющей компанией по результатам проведения собрания собственников является основанием для расторжения ранее заключенных договоров, исключения МКД из реестра лицензий и прекращения деятельности по управлению МКД.
В период с 28.03.2017 по 17.04.2017 состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Курск, ул. ПЛК 52-Б (в форме заочного голосования) по итогам которого был разрешен вопрос как о выборе способа
управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, так и выбор в качестве управляющей организации - ООО УК "Наш дом".
Факт избрания в качестве управляющей компании - ООО УК "Наш дом" свидетельствует о реализации собственниками помещений в многоквартирном жилом доме N 52-Б по ул. ПЛК г. Курска своего права на принятие решения о выборе способа управления домом и выбор соответствующей управляющей организации - ООО УК "Наш дом".
При этом, отсутствие в протоколе внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 1/17 от 18.04.2017 сведений о расторжении договора управления между ТСЖ и ООО "Курская управляющая домовая компания", как верно отмечено судами, не свидетельствует о недействительности решений о выборе новой управляющей организации - ООО УК "Наш дом".
В этой связи суды правомерно отказали в удовлетворении ходатайств ООО "Курская управляющая домовая компания" о фальсификации и об истребовании доказательств.
Таким образом, на внеочередном общем собрании собственников многоквартирного жилого дома, проведенном в форме заочного голосования,
на основании ст.ст.44, 161 ЖК РФ были решены вопросы о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией и о выборе в качестве управляющей организации - ООО УК "Наш дом" и заключении соответствующего договора управления, и как следствие прекращение обслуживания дома со стороны ООО "Курская управляющая домовая компания".
Ссылки ГЖИ Курской области на наличие судебного спора по делу N А35-2789/2017, обоснованно отклонены судами с учетом предмета спора по указанному делу - предписание Государственной жилищной инспекции Курской области от 23.03.2017 N 868 в котором указано на необходимость ООО УК "Наш дом" прекратить организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N52Б по проспекту Ленинского комсомола г. Курска.
При этом постановлением Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 11.12.2017 заявленные требования удовлетворены; предписание ГЖИ Курской области от 23.03.2017 N 868 признано недействительным.
Таким образом, оспариваемое в деле N А35-2789/2017 предписание N 868 от 23.03.2017 выдано административным органом исходя из обстоятельств, сложившихся до даты его выдачи, а решение о выборе новой управляющей компании собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома было принято 18.04.2017, т.е. после выдачи данного предписания, в связи с чем, выдача данного предписания не имеет правого значения и не влияет на реализацию права собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома на выбор новой управляющей компании.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что производство по делу N А35-2789/2017 нельзя признать наличием судебного спора по вопросу лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом (п.п."г" п.5 Порядка), и препятствующим внесению соответствующих изменений в реестр лицензий.
В отношении довода инспекции о существовании противоречий между сведениями, представленными лицензиатом и уже содержащимся в реестре лицензий на момент рассмотрения заявления (п.п. "в" п.5 Порядка), судами верно отметил следующее.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N731 утвержден стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, согласно пункту 2 которого под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации, а в пункте 3 определены виды информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по
управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение трех
рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 198 ЖК РФ лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
Часть 6 статьи 198 ЖК РФ определяет, что исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2017 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" с 01.05.2015 информация, указанная в статье 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Управляющая организация, в обслуживание которой переходит дом, должна разместить предусмотренную Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.09.2015 N 368/691/пр информацию в ГИС ЖКХ и направить ее в государственную жилищную инспекцию.
Данные действия доступны и в том случае, когда предыдущая управляющая организация не разместила в ГИС ЖКХ сведения о расторжении договора управления многоквартирным жилым домом.
Обязанность по внесению изменений в реестр лицензий, в связи с прекращением договора управления возложена на управляющую организацию, с которой собственники многоквартирных жилых помещений прекратили договорные отношения по управлению домом, т.е. ООО "Курская домовая управляющая компания".
При этом обязанность по размещению соответствующей информации со стороны ООО УК "Наш дом" исполнена.
При таких обстоятельствах отказ во внесении изменений в реестр лицензий по указанному основанию не соответствует нормам действующего законодательства и приводит к нарушению права вновь избранной общим собранием собственников помещений организации по управлению многоквартирным домом в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как они не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных ими обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 05.02.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018 по делу N А35-6348/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.