г. Калуга |
|
12 ноября 2018 г. |
Дело N А48-8010/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.11.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г., |
судей |
Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В., |
|
|
при участии в судебном заседании: |
|
от истца - БУЗ Орловской области "Орловская областная клиническая больница" |
Панин В.И. (дов. б/н от 09.01.2017) |
от ответчика - ООО ВТБ Медицинское страхование от третьего лица - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области |
Миронов С.А. (дов. б/н от 01.01.2018)
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО ВТБ Медицинское страхование на решение Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 по делу N А48-8010/2017,
УСТАНОВИЛ:
Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области "Орловская областная клиническая больница" (ОГРН 1025700832046, ИНН 5753003306; далее - БУЗ Орловской области "ООКБ") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Страховая компания ВТБ Медицина в лице филиала в Орловской области (далее - ООО ВТБ Медицина) о взыскании 15 689 463,45 руб. задолженности за оказанные медицинские услуги.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 27.12.2017 произведена замана ответчика общества с ограниченной ответственностью Страховая компания ВТБ Медицина на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование (ОГРН 1177746612581, ИНН 9723030797; далее - ООО ВТБ Медицинское страхование).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области (далее - Фонд ОМС).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2018 (судья Старых М.А.) иск удовлетворен.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 (судьи: Письменный С.И., Алферова Е.Е., Афонина Н.П.) в связи с отказом истца от иска в части требования о взыскании 24 661,80 руб. в указанной части решение Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2018 отменено, производство по делу прекращено, в остальной части решение Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2018 оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, ООО ВТБ Медицинское страхование обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на неправомерность взыскания судами задолженности в размере, превышающем установленный решением комиссии, а также на непредставление истцом доказаетльств необходимости предоставления средств из страхового запаса.
В отзыве БУЗ Орловской области "ООКБ" возражает против доводов заявителя, указывая на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Фонд ОМС, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направил. Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч.3 ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанного лица.
В судебном заседании представители ответчика и истца поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Поскольку апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции в части отказа истца от иска, оставив в остальной части решение без изменения, предметом рассмотрения суда кассационной инстанции является постановление апелляционного суда.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемое постановление не подлежит отмене или изменению, в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, БУЗ Орловской области "ООКБ" (организация) и ООО ВТБ Медицина (страховая медицинская организация) заключили договор от 17.01.2013 N 1 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с п.4.1 договора страховая медицинская организация обязалась оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение 3 рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от Территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 20 числа каждого месяца включительно.
В силу п.4.3 договора страховая медицинская организация обязалась проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в организации в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), и передавать акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результаты контроля, в организацию в сроки, определенные порядком организации контроля.
В 2017 году БУЗ Орловской области "ООКБ" оказало медицинскую помощь застрахованным гражданам (счета, акты, сводные реестры объемов медицинской помощи представлены ответчику).
Ссылаясь на неоплату страховой медицинской организацией оказанных в 2017 году БУЗ Орловской области "ООКБ" медицинских услуг в части превышения согласованных объемов медицинской помощи на сумму 15 689 463,45 руб., последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемое постановление, апелляционный суд исходил из следующего.
На основании ст.20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования, предоставлять страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Данной Программой не предусмотрены ограничения в отношении общих объемов финансирования медицинских учреждений по программам обязательного медицинского страхования.
Согласно ч.1 ст.38 Закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В силу ч.6 ст.39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Как следует из ч.1 ст.39 Закона N 326-ФЗ, отношения между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, и, которой решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, урегулированы договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно ч.2 ст.39 Закона N 326-ФЗ на основании заключенного договора медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Из акта медико-экономического контроля от 15.11.2017 N 10-В/МП суд установил факт оказания истцом медицинских услуг в рамках предусмотренных территориальной программой видов медицинской помощи застрахованным в системе обязательного медицинского страхования гражданам в октябре 2017 года общей стоимостью 45 027 098,19 руб.
Из суммы оказанных услуг исключено 15 689 463,45 руб. в качестве финансовых санкций за превышение объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования за период по октябрь 2017 года.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила N 158н).
Согласно п.110 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, в соответствии с частью 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы (далее - Комиссии), по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.
Согласно ч.6 ст.38 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ в случае превышения установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда.
В ч.7 ст.38 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ определено, что страховая организация обращается в территориальный фонд за предоставлением целевых средств сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации из нормированного страхового запаса территориального фонда.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что доказательств включения истцом в счет на оплату медицинских услуг, не входящих в программу обязательного медицинского страхования, и применения БУЗ Орловской области "ООКБ" ненадлежащих тарифов не представлено, как и доказательств оплаты оказанных медицинских услуг в полном объеме, суд пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска в части взыскания задолженности по оплате оказанной в 2017 году по октябрь включительно, медицинской помощи по договору на оказание услуг и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 17.01.2013 N 1.
При этом, в связи с отказом истца от иска в части требования о взыскании 24 661,80 руб., постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 в указанной части решение Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2018 отменено, производство по делу прекращено.
Довод заявителя об отсутствии у страховой медицинской организации обязанности оплачивать медицинскую помощь застрахованным лицам сверх установленных объемов средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации, был предметом исследования и оценки судов двух инстанций и обоснованно отклонен.
В п.112.2 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, и п.7 Приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 227 "О порядке использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования" предусмотрено право медицинской страховой организации на получение в указанном случае средств из нормированного страхового запаса территориального фонда.
Судами не установлен факт обращения страховой медицинской организации в территориальный фонд для получения недостающих средств из нормированного страхового запаса либо отказа территориального фонда в предоставлении средств по основаниям, предусмотренным ч.9 ст.38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в том числе по причине их отсутствия в нормированном страховом запасе.
Кроме того, федеральное законодательство не ставит возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, бесплатной медицинской помощи.
Таким образом, превышение фактических объемов оказанных учреждением в рамках программы обязательного медицинского страхования услуг, над запланированными на соответствующий отчетный период, не может являться основанием для отказа в их оплате.
Данная правовая позиция также подтверждается сложившейся судебной практикой по вопросу оплаты медицинской помощи сверх установленных договорных объемов, в том числе: определениями Верховного суда Российской Федерации от 12.10.2016 по делу N А40-63222/2015; от 13.01.2016 по делу N А04-9028/2014; от 12.01.2017 по делу N А12-61166/2015, от 13.03.2018 по делу NА73-5366/2017.
Убедительных доводов, основанных на доказательной базе, и позволяющих отменить или изменить оспариваемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит. Правовых оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2010 года N 306-О-О, по установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст.286, ч.2 ст.287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, при принятии обжалуемого постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 по делу N А48-8010/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.