Жилье - мое!
Или еще раз о проекте федерального закона "О накопительно-ипотечной
системе жилищного обеспечения военнослужащих"
Прошедшей весной в средствах массовой информации получила широкое освещение инициатива Президента Российской Федерации по созданию принципиально новой системы обеспечения военнослужащих жильем, которая, по его мнению, позволила бы как можно быстрее кардинально изменить существующее положение дел по решению столь насущной социальной проблемы в Вооруженных Силах, иных войсках и воинских формированиях, органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Результатом претворения в жизнь данной инициативы стал подготовленный Правительством Российской Федерации в апреле 2004 г. проект федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". На момент написания данной статьи указанный законопроект уже прошел ряд обсуждений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в которых приняли активное участие представители заинтересованных министерств и ведомств.
Несмотря на то, что данный закон пока еще не принят, а новая система обеспечения военнослужащих жильем не начала действовать, она вызывает интерес как со стороны тех, на кого она непосредственно будет распространять свое действие, так и со стороны тех, на кого накопительно-ипотечная система не рассчитана, но кому действительно не безразлична дальнейшая судьба Российской армии и ее военнослужащих.
На страницах журнала "Право в Вооруженных Силах" уже излагались основная суть и принципы новой накопительно-ипотечной системы*(1). Главная задача нашей статьи видится в том, чтобы, дав краткий комментарий этой системы, заострить внимание на тех ее моментах, которые, по мнению автора, имеют прогрессивный характер и могут оцениваться положительно, а также на том, что является, на его взгляд, не совсем приемлемым и потому нуждается в дополнительной проработке. При этом подчеркнем, что взгляд этот носит исключительно субъективный характер, а потому не претендует на то, чтобы выступать в качестве истины в последней инстанции.
Итак, излагая кратко суть накопительно-ипотечной системы обеспечения военнослужащих жильем, еще раз отметим, что согласно рассматриваемого проекта федерального закона участниками накопительно-ипотечной системы могут быть:
- лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера после 1 января 2005 г.;
- офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г.;
- прапорщики и мичманы по достижении ими трех лет общей продолжительности военной службы по контракту при условии заключения первого контракта о прохождении военной службы не ранее 1 января 2002 г.;
- сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г.
При этом основанием для включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащего в Реестр участников системы является дополнительное к контракту о прохождении военной службы соглашение об участии в накопительно-ипотечной системе, заключаемое на основании рапорта военнослужащего.
Вне зависимости от наличия или отсутствия у военнослужащего - участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения к моменту поступления на военную службу на его именной накопительный счет Правительством Российской Федерации будет осуществляться начисление средств из федерального бюджета в течение всего периода его участия в накопительной системе. Следует отметить, что при прохождении военной службы в условиях, при которых осуществляется исчисление выслуги на "льготных" основаниях, накопительный взнос (годовой) будет определяться из числа расчетных дней военной службы, т.е. с учетом льготного исчисления срока военной службы.
Основное предназначение указанных накоплений заключается в том, что они могут быть использованы военнослужащими - участниками системы для приобретения жилья. При этом варианты решения военнослужащими своего жилищного вопроса с помощью накопительно-ипотечной системы могут быть самыми разнообразными:
1) получение беспроцентной ссуды для приобретения жилья;
2) получение коммерческого ипотечного кредита (займа) и погашения обязательств по нему, где гарантией погашения будут выступать накопительные средства, перечисляемые участнику системы Правительством Российской Федерации;
3) получение безвозмездной субсидии для жилищного обеспечения.
Согласно п. 1 ст. 10 проекта федерального закона основаниями возникновения права на получение накоплений с именного накопительного счета участника (безвозмездной субсидии) являются:
1) достижение общей продолжительности военной службы 20 лет и более;
2) увольнение военнослужащего при общей продолжительности военной службы 10 лет и более:
- по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;
- в связи с организационно-штатными мероприятиями.
3) решение федерального органа исполнительной власти, в котором военнослужащий проходит военную службу, о предоставлении накоплений с именного накопительного счета участника в случае его увольнения по семейным обстоятельствам при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
В случае увольнения участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения с военной службы без права на получение накоплений в соответствии с проектом федерального закона именной накопительный счет закрывается, а сумма накопленных взносов и иных начислений на именной накопительный счет участника подлежит возврату в федеральный бюджет.
Каждый участник после пребывания в накопительно-ипотечной системе не менее трех лет имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом ссудного договора на цели приобретения жилого(ых) помещения(ий) и оплаты части стоимости жилого(ых) помещения(ий), погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу). Ссуда предоставляется на весь срок военной службы участника. Предельная сумма ссуды соответствует сумме накопительных взносов по перечислению на именной накопительный счет в период военной службы участника.
Иными словами, по истечении трех лет каждый участник системы может либо получить ипотечный кредит в коммерческой кредитной организации на приобретение (строительство) жилья, где средствами погашения обязательств по кредиту будут выступать перечисляемые на его именной счет Правительством Российской Федерации жилищные накопления, либо получить причитающиеся ему за 20 лет военной службы накопления в виде беспроцентной ссуды. Согласно гражданскому законодательству ссуда носит возмездный характер, т.е., проще говоря, военнослужащий, получив ссуду, будет обязан "отработать" вложенные в него средства, т.е. отслужить 20 лет.
Также поясним, что при ипотечном кредитовании приобретаемое жилье не сразу становится полной собственностью покупателя, а лишь спустя время, пока он не возвратит полученный кредит в полном размере. А до этих пор жилое помещение оформляется в залог и служит имущественной гарантией возврата кредитору тех денежных средств, которые он выдал получателю.
Применительно к рассматриваемой нами накопительно-ипотечной системе военнослужащий - участник системы по истечении трех лет службы, получив от государства ссуду в размере, равном сумме начислений на его именной накопительный счет за 20 лет, может приобрести жилье в собственность, однако, и это очень важный момент, обязан зарегистрировать залог приобретаемого жилого помещения в пользу Российской Федерации на всю сумму полученной ссуды.
Если же военнослужащий решит уволиться по основанию, не предусмотренному п. 1 ст. 10 проекта федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", то полученная им ссуда подлежит возврату в федеральный бюджет в полном объеме с учетом начисленных ежегодных процентов за пользование чужими средствами. Следует иметь в виду, что в случае невозможности возврата таким военнослужащим полученной ссуды она может быть взыскана с него в судебном порядке, в том числе путем обращения взыскания на его недвижимое имущество - в данной ситуации приобретенную им квартиру.
Размер базового (годового) накопительного взноса на одного участника, вступившего в накопительно-ипотечную систему в 2005 г., планируется установить в размере 37 000 руб. в ценах и условиях 2005 года. В последующие годы накопительный взнос на одного участника, вступившего в накопительно-ипотечную систему, будет определяться путем индексации накопительного взноса, установленного на 2005 г., на уровень инфляции года внесения накопительного взноса по отношению к 2005 г.
Правительству Российской Федерации предоставляется право применять коэффициент к размеру базового накопительного взноса в сторону увеличения, исходя из экономических возможностей государства.
Если размер базового накопительного взноса начиная с 1 января 2005 г., с учетом экономических возможностей государства будет увеличен незначительно, то нетрудно подсчитать, что общая сумма ссуды, которую может получить тот или иной военнослужащий уже после 1 января 2008 года, при сохранении до указанного времени заявленных Правительством Российской Федерации невысоких темпов инфляции, составит не многим более 750 тыс. руб.
Таким образом, мы видим, что рассматриваемая накопительно-ипотечная система обеспечения жильем военнослужащих представляет собой некий паритет между интересами конкретного военнослужащего в части решения наиболее злободневной для него жилищной проблемы и существующими экономическими возможностями государства, с учетом поставленных целей по формированию и сохранению надежного и подготовленного корпуса военнослужащих, способных решать самые сложные задачи в области обороны и государственной безопасности.
Хотелось бы обратить внимание на то, чем новая система обеспечения жильем существенно отличается от ныне действующей.
Так, в настоящее время отсутствие жилого помещения в собственности военнослужащего или его "нуждаемость" в улучшении жилищных условий является обязательным условием для предоставления ему жилья или субсидий на получение жилья. Данный критерий упоминается в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Однако он является формальным в связи с тем, что зачастую жилые помещения, находящиеся в собственности военнослужащих, оформляются на их родственников и к концу военной службы военнослужащие становятся "нуждающимися" в улучшении жилищных условий.
Деятельность подобных "экстремистов права" приводит лишь к увеличению списка очередников на жилье*(2).
В конечном итоге, по данным статистики, получение военнослужащими после увольнения с военной службы постоянного жилья взамен служебного "затягивается" в среднем до 6 - 7 лет вместо предусмотренных законодательством 3 месяцев. Согласно тем же статистическим данным только из закрытых военных городков подлежат отселению около 70 тыс. семей.
Достоинство новой накопительно-ипотечной системы обеспечения жильем военнослужащих заключается в том, что переход к ней приведет к качественным изменениям в осуществлении комплекса льгот и компенсаций, предоставляемых военнослужащим в жилищной сфере, позволит установить взаимосвязь между продолжительностью военной службы и возможностью получения ссуды, а также ее размером, что, естественно, отразится на качестве и размерах приобретаемого жилья.
Кроме того, важным преимуществом накопительно-ипотечной системы является возможность покупки военнослужащим квартиры в собственность в любое время по истечении трех лет участия в указанной системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбор месторасположения и размера жилья, исходя из желаний и возможностей военнослужащего. Такое положение вещей с учетом экономических инфляционных процессов и как следствия роста цен на жилье является очень выгодным для военнослужащих.
Однако одновременно данное преимущество может превратиться и в главный недостаток накопительно-ипотечной системы, который, в свою очередь, может отрицательно сказаться на самом порядке прохождения военной службы. Так, вполне очевиден и не нуждается в дополнительном комментарии тот факт, что не каждый военнослужащий - участник накопительно-ипотечной системы, получив в собственность удовлетворяющее его запросам жилое помещение, да еще в экономически стабильном, благоприятном для проживания регионе Российской Федерации, отважится переехать вместе с семьей на новое место службы, если качество предложенного ему там служебного жилья и уровень жизни на этой территории будут гораздо ниже. В такой ситуации даже соображения военной карьеры могут отойти на второй план, а на первый план выйдет материальное и социальное благополучие семьи данного военнослужащего.
Таким образом, может случиться так, что создаваемая накопительно-ипотечная система обеспечения военнослужащих жильем, призванная стимулировать прохождение военной службы, на самом деле будет способствовать только замедлению процессов ротации кадров и понижению здоровой конкуренции в вопросе служебного роста военнослужащих, что в конечном итоге скажется на качественном состоянии Вооруженных Сил, иных войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба.
Как нам кажется, основным инструментом разрешения этого противоречия может стать лишь государственная программа по строительству целого комплекса качественного служебного жилья для военнослужащих. Успеет ли государство реализовать эту программу за те три-четыре года, спустя которые начнет полноценно функционировать накопительно-ипотечная система, покажет время.
Здесь хотелось бы также заметить, что получение беспроцентной ссуды под залог (ипотеку) приобретаемого жилья носит для военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы добровольный характер. Иными словами, каждый вправе сам для себя решать, когда он может воспользоваться причитающимися ему жилищными накоплениями в качестве ссуды - по истечении трех лет службы или гораздо позже.
Следующий, пожалуй, наиболее существенный недостаток накопительно-ипотечной системы заключается в том, что в ней как нигде проявляется принцип оптимизации государственных расходов, провозглашенный руководством Российской Федерации. Так, военнослужащий - участник системы может воспользоваться финансовой поддержкой государства для решения своего жилищного вопроса только один раз, и это правильно, однако размер государственной материальной помощи четко ограничен и не учитывает разницу рыночных цен на жилые помещения в различных регионах России. Ведь именно по рыночным ценам предстоит приобретать жилье военнослужащему. И если скажем в Псковской, Ульяновской или Нижегородской области семье военнослужащего из трех-четырех человек причитающихся 700 - 750 тыс. руб. вполне может хватить на благоустроенную трех-, а то и четырехкомнатную квартиру, то в Москве и Санкт-Петербурге полученная ссуда будет настолько ничтожна, что не окупит и половины затрат, необходимых для приобретения малогабаритного однокомнатного жилья*(3).
В итоге те, кто проходит службу в Москве, ближнем Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске и некоторых других регионах с высоким уровнем жизни, будут находиться по отношению к остальным военнослужащим, проходящим службу в других местах нашей страны, в заведомо худшем положении в части реализации права на получение нормального жилья по месту службы за счет участия в накопительно-ипотечной системе.
С учетом прогнозов дальнейшего роста цен на жилье приходится констатировать, что государство путем внедрения в жизнь накопительно-ипотечной системы как бы вынуждает ее участников приобретать квартиры лишь в тех регионах, где стоимость жилья будет соответствовать размеру жилищной ссуды, предлагаемой Правительством Российской Федерации.
А как же конституционный принцип равноправия?
И здесь не совсем корректными выглядят утверждения некоторых высших должностных лиц о том, что, проходя службу в одном регионе страны и имея жилье в другом, военнослужащий может сдавать его в наем, получая при этом ежемесячный доход, сопоставимый с уровнем своего ежемесячного денежного довольствия. В связи с этим возникает вопрос, каким образом военнослужащему заниматься этим бизнесом, когда его жилье находится за несколько тысяч километров. К тому же, как вообще деятельность подобного рода будет соответствовать положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих" о запрете военнослужащим заниматься предпринимательством.
Особо следует рассмотреть положение подп. 3 п. 12 ст. 10 проекта федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", согласно которому у участника появляется право на получение накоплений с именного накопительного счета лишь по решению федерального органа исполнительной власти, в котором военнослужащий проходит военную службу, в случае его увольнения по семейным обстоятельствам при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
На наш взгляд появление данной нормы способно привести к возникновению и распространению среди высших военных чинов, ответственных за принятие решений о выдаче жилищных накоплений военнослужащему по основанию, предусмотренному подп. 3 п. 1 ст. 10 проекта федерального закона, таких общественноопасных и криминальных явлений, как взяточничество и "торговля влиянием". И в этой ситуации создать по-настоящему эффективный механизм контроля, учитывая ментальность нашего народа, вряд ли удастся.
Вместе с тем хочется надеяться, что указанные недостатки будут устранены в процессе законодательной деятельности наших парламентариев, а сама накопительно-ипотечная система станет настоящим прорывом в области кардинального решения жилищной проблемы военнослужащих и повышения престижа военной службы, а не превратится в очередной прожект.
В заключение отметим, что принятие нового федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" приведет к необходимости внесения изменений и дополнений в целый ряд действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с предоставлением жилья военнослужащим. Среди этих актов отметим такие, как:
- Федеральный закон "О статусе военнослужащих";
- Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе";
- Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" от 30 сентября 1997 г. N 1062;
- Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" от 22 июля 2002 г. N 770;
- постановление Правительства Российской Федерации "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военно-служащих" от 12 июня 1996 г. N 790;
- постановление Правительства Российской Федерации от "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" 6 сентября 1998 г. N 1054.
А.Ю. Стешин,
майор юстиции, старший юрисконсульт Управления ФСБ
России по внутренним войскам МВД России
"Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. подробнее: Акчурин З.Х. О накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 6. С. 7-11.
*(2) См. подробнее: Стешин А.Ю. Осторожно! "Экстремисты права"! // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 12. С. 6-7.
*(3) Для справки: рыночная стоимость обычной однокомнатной квартиры общей площадью 40 - 50 кв. метров в новостройках, а также на вторичном рынке жилья в г. Москве в настоящее время колеблется в пределах 1,5-2 млн. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Жилье - мое! Или еще раз о проекте федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
Автор
А.Ю. Стешин - майор юстиции, старший юрисконсульт Управления ФСБ России по внутренним войскам МВД России
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 8