Нарушение правил несения боевого дежурства
(научно-практический
комментарий ст. 340 УК РФ)
Статья 340. Нарушение правил несения боевого дежурства
1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, -
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
3. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, -
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания.
Несмотря на указанные позитивные изменения, в Военной доктрине Российской Федерации (2000 г.) отмечается, что военно-политическая обстановка в мире по-прежнему характеризуется качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне.
Своевременное обнаружение и отражение внезапного нападения на Российскую Федерацию, обеспечение ее безопасности в настоящее время возлагаются прежде всего на Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Военно-Воздушные Силы (ВВС), Военно-Морской Флот (ВМФ). Эти задачи выполняются путем несения боевого дежурства (боевой службы) назначенными дежурными силами и средствами.
С учетом распространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, совершенствования средств его доставки; создания (наращивания) группировок войск (сил), ведущего к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи Государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях; расширения военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации, нарушения установленного порядка несения боевого дежурства (боевой службы) могут повлечь за собой тяжкие последствия для военной безопасности государства. Этим обусловливается высокая общественная опасность нарушений правил несения боевого дежурства (боевой службы).
Объектом рассматриваемого преступления является установленный порядок несения боевого дежурства (боевой службы), обеспечивающий уровень боевой готовности дежурных сил и средств, гарантирующий своевременное обнаружение и отражение внезапного нападения на Российскую Федерацию либо обеспечение ее безопасности.
Боевое дежурство (боевая служба) является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений видов Вооруженных Сил и родов войск. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей и летательных аппаратов, дежурные смены пунктов управления, сил и средств боевого обеспечения и обслуживания.
В Военно-Морском Флоте боевая служба является высшей степенью поддержания боевой готовности сил флота в мирное время.
Порядок несения боевого дежурства (боевой службы) определяется различными нормативными правовыми актами. К их числу прежде всего относятся: Федеральный закон "Об обороне"; Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"; Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (гл. 9); Порядок применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. N 977; Порядок применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации в подводной среде, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1310; Положение об основах организации и несения боевого дежурства в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 ноября 1996 г.; Положение о зоне и районе противовоздушной обороны, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 августа 1996 г.; приказ Министра обороны Российской Федерации "Об организации и несении боевого дежурства на узлах связи Вооруженных Сил Российской Федерации" от 15 декабря 1996 г.; Наставление по организации службы оперативных дежурных в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2002 г., и др.
К боевому дежурству (боевой службе) привлекаются дежурные силы и средства различных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск. Порядок несения боевого дежурства (боевой службы) в них может существенно различаться в зависимости от целевого назначения подразделений, используемых дежурных средств (боевой техники) и содержания выполняемых боевых задач. Особенности порядка заступления на боевое дежурство (боевую службу), ее несения дежурными силами и средствами, конкретные функциональные обязанности лиц, входящих в их состав, указываются в соответствующих положениях, наставлениях, инструкциях, в том числе и приказах компетентных начальников. Например, порядок заступления на боевое дежурство (боевую службу) определяется приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации. Правила несения боевого дежурства (боевой службы) могут устанавливаться и приказами командира воинской части. В соответствии со ст. 361 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации состав дежурных сил и средств, степени их боевой готовности, продолжительность, порядок несения боевого дежурства, подготовки личного состава, вооружения и военной техники к заступлению на боевое дежурство (боевую службу) и их смены определяются приказом командира воинской части в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив министра обороны, начальника Генерального штаба и главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации.
Объективная сторона нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы) включает в себя: а) общественно опасное деяние, выраженное в нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности; б) преступные последствия в виде причинения вреда интересам безопасности государства (ч. 1 ст. 340 УК РФ) или тяжких последствий (чч. 2 и 3 ст. 340 УК РФ); в) причинная связь между общественно опасным деянием и последствием. Другие обстоятельства совершения преступления для квалификации значения не имеют, но при этом должны обязательно учитываться при индивидуализации ответственности и наказания.
Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) выражается в неисполнении правовых требований к несению этой службы, которые лицо было обязано и могло выполнить. В ст. 340 УК РФ установлена ответственность за нарушение не любых правил несения боевого дежурства (боевой службы). Уголовно-правовая самостоятельность данной бланкетной нормы достигается включением в нее не всего объема правил, содержащихся в тех или иных нормативных правовых источниках, регулирующих несение боевого дежурства (боевой службы), а только тех, которые отражают специальную задачу нормы, определяемую по отношению к объекту охраны, и нарушение которой обладает способностью причинить предусмотренный нормой вред. Это положение закреплено в диспозиции статьи путем конструирования, с одной стороны, материальных составов (т.е. указания на соответствующие последствия, например, причинение вреда интересам безопасности государства в ч. 1 ст. 340 УК РФ). С другой - путем выделения специальных свойств правил нарушения несения боевого дежурства (боевой службы), которое заключается в указании на правила по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо обеспечению ее безопасности.
В ст. 340 УК РФ (со ссылкой на регулирующие нормы - правила несения боевого дежурства или боевой службы) определяется по существу, как следует действовать в целях достижения положительного результата, а именно - соблюдать правовые требования к несению данного вида специальной службы. Отсюда вытекает неопределенность нарушений правил несения боевого дежурства (боевой службы), которая "формализуется" только при наступлении последствий.
Нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы) проявляются в различных формах. Чаще всего нарушения выражаются в самовольном оставлении боевого поста, передаче кому бы то ни было, хотя и временно, исполнения обязанностей по несению боевого дежурства без разрешения командира дежурных сил и средств, проведении работ на вооружении и военной технике, снижающих установленную их готовность, употреблении во время дежурства алкоголя или наркотиков, допуске на пост посторонних лиц, нарушении правил пользования специальной аппаратурой, повреждении военной техники и технических средств связи, невыполнении подаваемых команд, прекращении наблюдения за появившейся целью, несвоевременном оповещении о приближении цели, непринятии мер к поражению цели и т.д.
Указанные особенности нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы) обусловливают обязательность установления и указания в процессуальных документах по каждому уголовному делу, в чем конкретно выразилось то или иное нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы), требования какого именно нормативного акта нарушены. Например, нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) может выразиться в неправомерном применении оружия при защите Государственной границы Российской Федерации в подводной среде - командир военного корабля (летательного аппарата) не выполнил всех или каких-то обязанностей перед применением оружия на поражение. В соответствующих процессуальных документах следует обязательно раскрыть содержание нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы) в данном случае, например применение оружия без предупредительного бомбометания, а также сделать ссылку на п. 5 Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации в подводной среде (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1310), требования которого были нарушены командиром военного корабля (летательного аппарата).
Во время несения боевого дежурства (боевой службы) военнослужащие из числа дежурных сил могут нарушить не только правила несения данной службы, но и другие правила прохождения военной службы. Нарушения общих обязанностей военной службы, не связанных с выполнением боевой задачи, поставленной перед дежурными силами и средствами, не могут быть признаны нарушением правил боевого дежурства. Так, нельзя квалифицировать по ст. 340 УК РФ нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ), оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ) и т.п., совершенные во время несения боевого дежурства. Эти правонарушения не связаны с выполнением специальных обязанностей по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию или обеспечению ее безопасности.
В отдельных случаях нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) может образовывать совокупность преступлений. Такая квалификация возможна в ситуации, когда те или иные нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы) одновременно обладают признаками других воинских преступлений. Например, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, совершенные во время несения боевого дежурства (боевой службы), могут быть квалифицированы по совокупности ст. 340 УК РФ (при наличии всех признаков состава) и ст. 337 или 338 УК РФ. Также по совокупности может быть квалифицировано умышленное уничтожение или повреждение во время несения боевого дежурства (боевой службы) технических средств, обеспечивающих выполнение боевой задачи.
Военнослужащие из состава дежурных сил могут привлекаться к охране боевой позиции или объектов, расположенных на территории дежурного подразделения. Охрана объектов в данном случае осуществляется личным составом, несущим боевое дежурство, и не является самостоятельной караульной службой. Такая охрана представляет собой составную часть несения боевого дежурства (боевой службы). В таких случаях нарушение правил охраны указанных объектов не подлежит квалификации по ст. 342 УК РФ, а целиком охватывается признаками состава преступления, предусмотренного ст. 340 УК РФ.
В ч. 1 ст. 340 УК РФ устанавливается ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы), которое "могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства". Это ситуации, когда в результате совершенных нарушений правил несения боевого дежурства (боевой службы) начался процесс, который в сложившейся обстановке объективно ведет к преступному результату, но последний не наступает благодаря вмешательству третьих сил.
В ст. 340 УК РФ дифференциация ответственности за нарушение правил несения боевого дежурства осуществляется указанием в законе только тех деяний, которые фактически причиняют общественно опасные последствия. В самом общем виде их можно определить как вред военной безопасности государства. Выражением этого вреда, его внешним проявлением законодатель признает: 1) причинение вреда интересам безопасности государства (ч. 1 ст. 340 УК РФ); 2) тяжкие последствия (ч. 2 и 3 ст. 340 УК РФ). Необходимо заметить, что ст. 340 УК РФ сконструирована несколько иначе по сравнению со ст. 257 УК РСФСР 1960 г. Последняя содержала указание на последствия в виде тяжких только в квалифицированном составе (п. "в" ст. 257 УК РСФСР), а простой состав был сконструирован по типу формального. В связи с тем, что в УК РФ 1996 г. и в основном составе криминообразующим признаком является последствие, в теории и на практике возникла необходимость разграничить между собой преступный результат в ч. 1 и чч. 2 и 3 ст. 340 УК РФ.
Последствия нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы) сформулированы оценочным образом. Отсюда следует установить как "качественные", так и "количественные" их параметры. Содержание объекта нарушения правил несения боевого дежурства - порядок несения боевого дежурства (боевой службы) определяет характер (качественную сторону) преступного вреда в ст. 340 УК РФ. В ст. 340 УК РФ речь идет в целом, как отмечалось, об ущербе военной безопасности государства, т.е. о последствиях, для предупреждения которых и предназначено боевое дежурство (боевая служба)*(1). Видами этих последствий могут быть: 1) организационный ущерб, выражающийся в невыполнении подразделением боевой задачи, снижении уровня боевой готовности и т.п.; 2) имущественный ущерб - уничтожение или повреждение как военного, так и гражданского имущества; 3) физический вред - причинение вреда здоровью или жизни.
Наиболее сложным является вопрос о "количественной" характеристике вреда интересам безопасности государства и тяжких последствий. Представляется, что последствия преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 340 УК РФ, должны в целом иметь организационный характер и выражаться главным образом в проникновении на территорию Российской Федерации иностранных военных или разведывательных самолетов, надводных и подводных кораблей, во временной дезорганизации несения боевого дежурства (боевой службы) и т.п. Не любое проникновение летательных аппаратов (кораблей) следует относить к последствиям преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 340 УК РФ. Если указанные объекты проникли в целях разведки, результаты которой стали достоянием иностранных государств (спецслужб) и существенно повлияли на обороноспособность государства (например, вскрыта система организации противовоздушной обороной), то эти последствия следует считать тяжкими.
К тяжким последствиям преступления, предусмотренного ч. 2 и 3 ст. 340 УК РФ, следует относить, например, не предотвращенные военное нападение, вооруженную провокацию, нанесение противником заданного ущерба важным государственным и военным объектам, т.е. разрушение или повреждение оборонных предприятий, сооружений, в целом военной инфраструктуры, причинение иного значительного материального ущерба, гибель людей и т.п.
Для квалификации деяния военнослужащего по ст. 340 УК РФ необходимо установление причинной связи между допущенным им нарушением правил несения боевого дежурства и наступившим вредом. Причинная связь в нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы) наряду с общими характеристиками обладает рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать правоприменительным органам в процессе квалификации. К их числу относятся социально-правовой, вероятностный и опосредованный характер причинной связи в этом преступлении.
Субъектом нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы) могут быть только военнослужащие, несущие боевое дежурство (боевую службу) в установленном порядке. В ст. 340 УК РФ круг субъектов четко не обозначен в отличие от других статей, предусматривающих ответственность за нарушение специальных видов военной службы (ст.ст. 341-344 УК РФ). Для точного определения субъекта нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы) необходимо обращаться к соответствующим нормам военного законодательства. Анализ последнего позволяет утверждать, что в самом общем виде субъектами данного преступления являются военнослужащие, которые несут боевое дежурство (боевую службу) в составе дежурных сил и средств, назначаемых от воинских частей и подразделений видов Вооруженных Сил и родов войск, других военных организаций. Согласно ст. 359 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации в состав дежурных сил и средств входят: а) боевые расчеты; б) экипажи кораблей и летательных аппаратов; в) дежурные смены пунктов управления; г) дежурные смены сил и средств боевого обеспечения и обслуживания. Персональный состав дежурных сил определяется приказом командира воинской части. К несению боевого дежурства могут привлекаться любые категории военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту.
Несение боевого дежурства (боевой службы) возлагается на дежурные смены боевых расчетов, экипажей кораблей и летательных аппаратов, пунктов управления сил и средств боевого обеспечения и обслуживания. Однако следует иметь в виду, что не весь личный состав дежурных смен привлекается для непосредственного выполнения задач боевого дежурства (боевой службы). Так, в соответствии со ст. 366 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации с личным составом дежурных смен, свободных от непосредственного выполнения задач боевого дежурства (боевой службы), проводятся занятия согласно расписанию, утвержденному начальником штаба воинской части. Как видно, личный состав дежурных смен разделяется на две группы: 1) непосредственно выполняющий задачи боевого дежурства (боевой службы); 2) свободный от непосредственного выполнения задач боевого дежурства (боевой службы). Дежурная смена, непосредственно выполняющая задачи боевого дежурства (боевой службы), располагает соответствующими боевыми средствами и способна при необходимости самостоятельно выполнить боевую задачу.
Таким образом, субъектом преступления в ст. 340 УК РФ могут быть только те военнослужащие из состава дежурных смен, которые непосредственно выполняют задачи боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности. При этом для квалификации данного преступления не имеет значения, совершено ли нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) на боевом посту (в другом месте несения боевого дежурства) или во время отдыха (в отдыхающей смене)*(2). В тех случаях, когда боевое дежурство (боевая служба) осуществляется дежурными подразделениями, субъектами нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы) могут быть военнослужащие, входящие в состав полного или сокращенного боевого расчета*(3).
С субъективной стороны нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Мотив и цель в рассматриваемой статье не упоминаются.
В ч. 1 ст. 340 УК РФ законодатель не конкретизирует форму вины. По смыслу ч. 2 ст. 24 УК РФ (в новой редакции) вина в этом составе может быть в целом как умышленной, так и неосторожной. На практике в большинстве случаев вина бывает неосторожной.
В ч. 2 ст. 340 УК РФ форма вины за причинение тяжких последствий в результате нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы) не установлена. Вместе с тем в ч. 3 этой статьи законодатель установил ответственность за нарушение правил, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. В связи с этим логично будет считать, что по ч. 2 ст. 340 УК РФ должны квалифицироваться только умышленные преступления. В теории и на практике установление содержания умысла и неосторожности в ст. 340 УК РФ не вызывает особых затруднений.
При установлении психического отношения виновного к наступившим последствиям следует иметь в виду, что если при нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы) виновный предвидел возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желал их наступления, т.е. действовал с прямым умыслом, ответственность по ст. 340 УК РФ, как правило, исключается. В таких случаях лицо, при наличии признаков государственной измены, должно нести ответственность по ст. 275 УК РФ. Как правило, речь должна идти о нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы) в целях оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. При этом следует учитывать, что оказание помощи в любой форме связано, во-первых, с установлением контакта (связи) гражданином России с представителями иностранного государства и, во-вторых, совершением по их заданию определенных действий
Представляется, что по ст. 275 УК РФ нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) может квалифицироваться только при условии установления факта выполнения военнослужащим определенного задания иностранного государства, иностранной организации или их представителей. В данном случае применяется одно из правил квалификации при конкуренции части и целого, а именно: деяние, способ совершения которого признан уголовным законом самостоятельным преступлением, квалифицируется только по статье, с наибольшей полнотой охватывающей признаки содеянного.
В реализации принципа виновной ответственности важную роль играют также мотив и цель. В ст. 340 УК РФ мотив или цель не указываются в качестве конструктивных или квалифицирующих признаков. Эти признаки субъективной стороны существенно влияют на индивидуализацию ответственности и наказания виновных. Кроме этого, цель преступления в данном случае хотя и не названа, но подразумевается в качестве обязательной. Это означает, что установление ее содержания влияет на квалификацию содеянного. Например, при установлении цели оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России нарушение правил несения боевого дежурства, как отмечалось, может быть квалифицировано по ст. 275 УК РФ.
К.В. Фатеев,
профессор кафедры уголовного права, кандидат
юридических наук, полковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В судебной практике по данному вопросу существует и другой подход. Так, по одному из уголовных дел Военная коллегия Верховного Суда СССР указала, что тяжкими последствиями нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы) могут признаваться как последствия, для предупреждения которых установлено боевое дежурство, так и иные последствия, имеющие отношение к выполняемым дежурным подразделением задачам (cм.: Определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 21 июня 1983 г. N 1-0112/83 // Судебная практика по применению военно-уголовного законодательства Российской Федерации / Сост. О.К. Зателепин, А.И. Ноздринов / Под общ. ред. Проф. Х.М. Ахметшина. - М.: "За права военнослужащих", 2001. С. 102-104.
*(2) См.: Определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 27 ноября 1965 г. N 1н-0561/65 // Судебная практика по применению военно-уголовного законодательства Российской Федерации С. 107-108.
*(3) См.: Определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 18 июля 1972 г. N 4-0114/72; Определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 13 января 1966 г. N 3н-01152/65 // Судебная практика по применению военно-уголовного законодательства Российской Федерации. С. 104-105; С. 105-106.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нарушение правил несения боевого дежурства (научно-практический комментарий ст. 340 УК РФ)
Автор
К.В. Фатеев - профессор кафедры уголовного права, кандидат юридических наук, полковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 8