11 декабря 2018 г. |
А09-12821/2017 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В. Леоновой |
судей |
Ю.В. Бутченко |
|
В.В. Циплякова
|
при участии в заседании: |
|
от истца: Общество с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" ОГРН 1033262001596 ИНН 3206004364 |
Сосенко С.А. - представитель по доверенности от 28.05.2018; |
от ответчиков: Усохская сельская администрация Трубчевского района Брянской области ОГРН 1053249541410 ИНН 3252001696
Общество с ограниченной ответственностью "Молочное" ОГРН 1023202739339 ИНН 3201005276
от третьего лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
Зубарева К.В. - представитель по доверенностиот 05.10.2018;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "Брянская мясная компания" на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.04.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018 по делу N А09-12821/2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" (далее - истец, ООО "Брянская мясная компания") обратилось в арбитражный суд с иском к Усохской сельской администрации Трубчевского района Брянской области (далее - администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Молочное" (далее - ООО "Молочное") о признании недействительным договора купли-продажи доли земельного участка от 29.11.2016, заключенного между ООО "Молочное" и администрацией и применении последствий недействительности сделки - в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу:
- обязать Усохскую сельскую администрацию Трубчевского района Брянской области возвратить ООО "Молочное" денежные средства в сумме 868 908 руб. 60 коп., уплаченные по договору купли-продажи доли земельного участка от 29.11.2016;
- погасить в ЕГРН запись об объекте - 1/952 земельная доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:26:0000000:58, расположенный по адресу: Брянская область, Трубчевский район, СХК "Усохский" и о праве собственности ООО "Молочное" на указанный объект;
- погасить в ЕГРН запись об объекте - земельном участке с кадастровым номером 32:26:0080105:196, категория земель: земли сельскохозяйственного использования, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования находящегося по адресу: Брянская область, Трубчевский район, с. Усох, СПК "Усохский", прилегает к д. Аннино с юго-восточной стороны;
- восстановить в ЕГРН запись об объекте - 28/952 земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:26:0000000:58, расположенный по адресу: Брянская область, Трубчевский район, СХК "Усохский", и о праве собственности Усохской сельской администрации Трубчевского района Брянской области на указанный объект;
- обязать ООО "Молочное" передать Усохской сельской администрации Трубчевского района Брянской области по акту приема-передачи 28/952 земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:26:0000000:58, расположенный по адресу: Брянская область, Трубчевский район, СХК "Усохский" (с учетом уточненных исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.04.2018 (судья Саворинко И.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018 (судьи Заикина Н.В., Дайнеко М.М., Рыжова Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Брянская мясная компания" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Ответчик - Усохская сельская администрация Трубчевского района Брянской области и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 07.06.2016 Усохская сельская администрация Трубчевского района Брянской области в газете "Земля Трубчевская" N 49-50 (10488-1089) опубликовала извещение о возможности приобретения 28/952 земельной доли в праве общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:26:0000000:58, расположенный по адресу: Брянская область, Трубчевский район, СХК "Усохский", разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Как указал истец в исковом заявлении, поскольку указанные земельные участки обрабатываются ООО "Брянская мясная компания", им 05.07.2016 было направлено заявление исх. N И0501-5707 о приобретении 28/952 земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:26:0000000:58.
Указанное заявление Усохской сельской администрацией Трубчевского района Брянской области оставлено без ответа, договор купли-продажи вышеуказанных земельных долей с истцом не заключен.
Впоследствии, истцу стало известно, что вышеуказанные земельные доли были проданы ООО "Молочное" по договору купли-продажи от 29.11.2016.
Полагая, что указанный договор купли-продажи является недействительной сделкой, поскольку заключен с нарушением требований Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) без торгов, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), регулирующей особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, установлено, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Исходя из системного толкования п. 1 ст. 250 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ, орган местного самоуправления обязан предложить сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности с муниципальным образованием, приобрести долю муниципального образования на условиях абз. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ.
Одним из условий реализации права на льготный выкуп принадлежащих муниципальному образованию долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения является использование сельскохозяйственной организацией (крестьянским (фермерским) хозяйством) земельного участка до регистрации права муниципальной собственности на земельные доли.
Доказательствам использования земельного участка могут быть не только договоры аренды, безвозмездного пользования, иные, заключенные в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством, но и любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и другие) в случае, если указанные субъекты использовали земельный участок без оформления правоотношений.
Таким образом, условиями реализации права на приобретение находящихся в муниципальной собственности земельных долей являются особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, находящегося в долевой собственности; использование земельного участка должно иметь место до государственной регистрации права муниципальной собственности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2016 N 309-КГ16-8101).
Из материалов дела следует, что заявитель не является правообладателем земельных участков, доля в праве общей долевой собственности на которые отчуждена по оспариваемым договорам, следовательно, с ним может быть заключен договору купли-продажи при условии фактического использования данных долей земельных участков.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 5 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25, если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов другой стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п.2 ст. 10 ГК РФ).
В соответствии с п. 4 письма Минэкономразвития от 25.11.2011 N Д23-4894 разъяснено, в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
Ссылаясь на наличие оснований для проведения конкурсных процедур при наличии двух конкурирующих заявок на выкуп спорных долей, истец указывает, что им спорные земельные участки также используются в сельскохозяйственной деятельности.
Судом установлено, что в 2015-2016 годах Усохская сельская администрация Трубчевского района Брянской области вела работу по признанию права собственности на невостребованные земельные доли за Усхохским сельским поселением.
11.01.2016 администрация получила письмо от ООО "Молочное" с просьбой рассмотреть вопрос о передаче невостребованных земельных долей ООО "Молочное" в районе Аннино для ведения сельскохозяйственного производства.
11.01.2016 администрация заключила соглашение с ООО "Молочное" об использовании земель сельскохозяйственного назначения в составе невостребованных земельных долей в районе Аннино. По этому соглашению ООО "Молочное" вносило плату за используемые земли.
Во исполнение п. 4 ст. 12 Закона N 101-ФЗ в газете "Земля Трубчевская" N 49-50 (10488-1089) 17.06.2016 опубликовано объявление администрации о возникновении права собственности на 28/952 земельных долей в праве общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:26:0000000:58 общей площадью 126 га.
27.06.2016 в Усохскую сельскую администрацию Трубчевского района Брянской области поступило заявление от ООО "Молочное" о приобретении 28/952 земельных долей в праве общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:26:0000000:58 общей площадью 126 га. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование, для ведения сельскохозяйственного производства, расположенные в границах бывшего СХК "Усохский".
В качестве документов, подтверждающих использование находящегося в общедолевой собственности земельного участка на момент приобретения 28/952 земельных долей в праве общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:26:0000000:58 общей площадью 126 га, ООО "Молочное" предоставлены соглашение N 1 от 11.01.2016, заключенное между Усохской сельской администрацией и ООО "Молочное", справка из ГКУ Брянской области "Трубчевское районное управление сельского хозяйства" от 23.11.2016 N 554 и справка из Усохской сельской администрации от 25.10.2016 N 484.
Вместе с тем, на момент подачи заявления от 06.07.2016 ООО "Брянская мясная компания" не представлено каких-либо доказательств использования земельного участка.
В деле имеются, представленные истцом на стадии судебного разбирательства в материалы дела документы, а именно: справка о затратах на материалы, акты об использовании минеральных, органических удобрений, вместе с тем, они носят односторонний характер. Кроме того, справка ООО "Брянская мясная компания" о затратах по участкам, не имеет даты, акты об использовании удобрений датированы позднее даты публикации, содержащей предложение о приобретении земельных долей, адресованное сельскохозяйственным организациям и крестьянским фермерским хозяйствам, использующими земельный участок, находящийся в долевой собственности (07.12.2016), из путевых листов и нарядов на выполнение работ невозможно определить, на каких именно земельных участках выполнялись сельскохозяйственные работы и выполнены ли указанные в них задания лицами, которым они поручались. Указанные путевые листы являются односторонними документами общества.
Таким образом, вывод суда о том, что истцом при подаче заявки в администрацию, а также при рассмотрении дела в суде, не представлено доказательств наличия каких-либо законных оснований для использования (владения) спорными долями земельных участков, является обоснованным.
В связи с чем, суд правомерно пришел к выводу, что факт подачи истцом конкурентной заявки на выкуп спорного земельного участка без предоставления доказательств использования земельного участка не свидетельствует о наличии у него права на его выкуп в порядке п. 4 ст. 12 Закона N 101-ФЗ и не является основанием для проведения торгов.
Из материалов дела следует, что 24.11.2016 администрация приняла постановление N 185: продать 28/952 долей ООО "Молочное" без проведения торгов, подготовить договор купли-продажи и обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельные доли.
На основании поданного заявления и представленных документов Усохской сельской администрацией Трубчевского района Брянской области 29.11.2016 подписан договор купли-продажи 28/952 земельных долей в праве общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:26:0000000:58 общей площадью 126 га без проведения торгов с ООО "Молочное".
Согласно указанному договору стоимость долей земельного участка составила 868 908 руб. 60 коп., которые поступили на счет Усохской сельской администрации Трубчевского района Брянской области.
В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией при заключении оспариваемой истцом сделки не были нарушены нормы Закона N 101-ФЗ, договор купли-продажи от 29.11.2016 заключен в льготном порядке (без проведения торгов) с лицом, которое обрабатывало земли, - ООО "Молочное".
Таким образом, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований ООО "Брянская мясная компания".
При принятии обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы отклоняются кассационной инстанцией как фактически направленные на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской недопустимо в суде кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 02.04.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018 по делу N А09-12821/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В деле имеются, представленные истцом на стадии судебного разбирательства в материалы дела документы, а именно: справка о затратах на материалы, акты об использовании минеральных, органических удобрений, вместе с тем, они носят односторонний характер. Кроме того, справка ООО "Брянская мясная компания" о затратах по участкам, не имеет даты, акты об использовании удобрений датированы позднее даты публикации, содержащей предложение о приобретении земельных долей, адресованное сельскохозяйственным организациям и крестьянским фермерским хозяйствам, использующими земельный участок, находящийся в долевой собственности (07.12.2016), из путевых листов и нарядов на выполнение работ невозможно определить, на каких именно земельных участках выполнялись сельскохозяйственные работы и выполнены ли указанные в них задания лицами, которым они поручались. Указанные путевые листы являются односторонними документами общества.
Таким образом, вывод суда о том, что истцом при подаче заявки в администрацию, а также при рассмотрении дела в суде, не представлено доказательств наличия каких-либо законных оснований для использования (владения) спорными долями земельных участков, является обоснованным.
В связи с чем, суд правомерно пришел к выводу, что факт подачи истцом конкурентной заявки на выкуп спорного земельного участка без предоставления доказательств использования земельного участка не свидетельствует о наличии у него права на его выкуп в порядке п. 4 ст. 12 Закона N 101-ФЗ и не является основанием для проведения торгов.
...
На основании поданного заявления и представленных документов Усохской сельской администрацией Трубчевского района Брянской области 29.11.2016 подписан договор купли-продажи 28/952 земельных долей в праве общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:26:0000000:58 общей площадью 126 га без проведения торгов с ООО "Молочное".
Согласно указанному договору стоимость долей земельного участка составила 868 908 руб. 60 коп., которые поступили на счет Усохской сельской администрации Трубчевского района Брянской области.
В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией при заключении оспариваемой истцом сделки не были нарушены нормы Закона N 101-ФЗ, договор купли-продажи от 29.11.2016 заключен в льготном порядке (без проведения торгов) с лицом, которое обрабатывало земли, - ООО "Молочное"."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 декабря 2018 г. N Ф10-2785/18 по делу N А09-12821/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2785/18
15.08.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3223/18
27.07.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2785/18
27.04.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2164/18
02.04.2018 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-12821/17
16.03.2018 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-12821/17