Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О репатриации в Россию русских и представителей других коренных народов России"
В течение 20 века русский народ и другие коренные народы России претерпели немало тяжелых испытаний, приведших к тому, что к концу 20 века их с полным основанием можно назвать разделенными народами.
Россия пережила три волны эмиграции, первую - после трагического 1917 года, вторую - после Второй мировой войны, и третью - в семидесятые годы. Хотя формально большинство эмигрантов этих трех волн покинули Родину по собственному желанию, на самом деле их отъезд нельзя назвать добровольным, так как они были принуждены к нему непреодолимой силой обстоятельств, угрожавших самой их жизни и жизни их детей.
Наконец, трагический распад СССР поставил большое количество русских и представителей других коренных народов России перед фактом - в один день они оказались отторгнуты от свой Родины.
Часть из них вернулись в Россию, часть получила гражданство России, но в настоящее время возможности тех, кто еще не воспользовался этим правом, весьма ограничены. Некоторая часть имеет # на получение гражданства России в упрощенном порядке (Глава 14 Федерального закона "О гражданстве"), однако такое получение гражданства обусловлено рядом обстоятельств, в том числе позволяющих и отказать в предоставлении гражданства.
Кроме того, подавляющее число эмигрантов первой волны и их потомков не соответствует условиям предоставления гражданства в упрощенном порядке.
В связи с этим предлагается принять настоящий федеральный закон "О репатриации в Россию русских и представителей других коренных народов России", который ставит своей целью создание благоприятных условий для воссоединения русского народа, родственных и исторически единых с ним украинского и белорусского народов, а также и других коренных народов России, находящихся в настоящее время в вынужденном разделении.
Настоящей закон предусматривает две правовые нормы:
русские и представители других коренных народов России обладают гражданством по рождению вне зависимости от их места проживания, рода занятий и биографии. Воспользоваться или нет этим правом, зависит от их личного выбора, но никто из них не может быть этого права лишен (Статья 1).
русские и представители других коренных народов России имеют право на переселение в Россию, для чего государство оказывает им материальную и иную помощь (Статья 2).
Право на гражданство, как не требующее дополнительных расходов из Федерального бюджета, устанавливается с момента принятия настоящего Федерального закона.
Право на материальную и иную помощь, требующее дополнительных расходов из Федерального бюджета, устанавливается с момента принятия законодательства, регулирующего это право и обеспечение средств для его реализации в Федеральном бюджете Российской Федерации.
Законы, предусматривающие право на возвращение коренных народов на свою историческую Родину, предусматривает законодательство многих стран мира, среди которых следует выделить законодательство ФРГ и Израиля. Так, лица, являющиеся немцами, имеют право на переселение в Германию, и многие немцы, проживавшие в СССР и Российской Федерации, воспользовались этим правом. Это право распространяется на всех немцев, вне зависимости от их биографии.
Аналогично и евреи имеют право на возвращение в Израиль.
Непростым вопросом является вопрос о том, почему право на репатриацию в соответствии с настоящим федеральным законом ограничивается только русскими и представителями других коренных народов России. Поскольку Российская Федерации является правопреемником Российской Империи и СССР, то правом на гражданство по рождению должны были бы обладать все бывшие граждане Российской Империи и СССР и их потомки.
Такое положение существует в законодательстве ФРГ: те, кто был гражданами Германии на 1937 год (начало массовой эмиграции из Германии тех, кто не был согласен с нацистами или опасался их преследований), а также их потомки, имеют право на возвращение в ФРГ вне зависимости от национальности.
Однако и предложение проекта Закона, предусматривающего такое право для всех бывших граждан Российской Империи и СССР и их потомками в настоящей политической ситуации было бы, хотя и совершенно справедливым, но, с точки зрения авторов, несколько преждевременным. Учитывая, что реальное право должно опираться не только на принципы, но и соответствовать реальному положению дел, авторы предпочли пойти на компромисс.
Данный законопроект имеет узкую сферу применения и не претендует на полное решение вопросов, связанных с правопреемством Российской Федерации в сфере гражданства. Принятие настоящего закон# не означает отказа от признания иных оснований для возвращения в Россию и получения гражданства России, в частности, вытекающих из признания России правопреемницей Российской Империи и СССР (Статья 3).
Данный законопроект не отрицает в принципе права на гражданство и репатриацию за бывшими гражданами Российской Империи и СССР и их потомками, последовательно проводя линию на восстановление правопреемства России. Однако эти проблемы должны быть урегулированы иными законами, обеспечивающими реальное, а не декларативное правопреемство Российской Федерации по отношению к Российской Империи и СССР.
Кроме того, уже данный законопроект содержит механизм расширения списка коренных народов России: "настоящий перечень расширяется путем принятия дополнений к настоящему закону по мере восстановления государственного единства народов, объединявшихся Российской Империей" (Статья 4).
Статья 4 устанавливает перечень коренных народов России, в который кроме русского народа, родственных и исторически единых с ним украинского и белорусского народов, вошли все коренные народы России, находящиеся в настоящее время в вынужденном разделении, в том числе все народы, признанные в соответствии с Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", и принятым в соответствии с этим Федеральным законом Постановление Государственного Совета Республика Дагестан от 18 октября 2000 года N 191 "О коренных малочисленных народах Республики Дагестан".
Норма Статьи 5 закона, устанавливающая, что "национальность лица в связи с применением настоящего закона определяется национальностью любого из родителей в случае, если лицо рождено в законном браке, а в противном случае - в соответствии с национальностью матери." Предложена по аналогии с германским законодательством.
Предлагаемый проект Федерального закона "О репатриации в Россию русских и представителей других коренных народов России" является рамочным законом, в развитие которого необходимо принятия# ряда законов, конкретизирующих отдельные его положения. Такая юридическая практика принята во многих стран и позволяет, приняв принципиальные политические решения, оформленные рамочными законами, наполнять их в дальнейшем конкретным содержанием в зависимости от потребностей жизни, а не выдумывать из головы способов решения еще не возникших вопросов.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О репатриации в Россию русских и представителей других коренных народов России"
В связи с принятием федерального закона "О репатриации в Россию русских и представителей других коренных народов России" подлежит принятию федеральный закон, устанавливающий размеры материальной поддержки лицам, репатриирующимся в Россию, и порядок ее получения.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона "О репатриации в Россию русских и представителей других коренных народов России"
В связи с принятием федерального закона "О репатриации в Россию русских и представителей других коренных народов России" расходов из Федерального бюджета не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.