г.Калуга |
|
21 декабря 2018 г. |
А64-8291/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Козелкина И.И., |
судей |
Аникиной Е.А., Шильненковой М.В., |
|
|
при участии в судебном заседании: |
|
от ТОГБУЗ "Знаменская ЦРБ": |
не явились, извещены надлежаще, |
от ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области": |
не явились, извещены надлежаще, |
от третьих лиц: |
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.04.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 по делу N А64-8291/2017,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Знаменская центральная районная больница" (далее - ТОГБУЗ "Знаменская ЦРБ", истец, ОГРН 1026801013370, ИНН 6804002802) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее - Военный комиссариат, ответчик, ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352) о взыскании задолженности за оказание медицинских услуг в сумме 154 846 руб., а также расходов на оплату услуг представителя в размере 6000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.04.2018 (судья Подольская О.А.), с учетом определения об исправлении опечатки от 12.04.2018, исковые требования удовлетворены.
Дополнительным решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.07.2018 с ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 (судьи Письменный С.И., Алферова Е.Е., Бумагин А.Н.) решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.04.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу первой и апелляционной инстанцией судебными актами, ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что диагностические исследования призывников не входят в состав медицинского освидетельствования и должны проводиться за счет средств обязательного медицинского страхования и за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2016 году ТОГБУЗ "Знаменская ЦРБ", в связи с исполнением Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон " 53-ФЗ), осуществило лабораторно-диагностические исследования (ОАК, ОАМ, анализ крови на гепатиты В и С, ВИЧ), проводимые в целях медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве граждан на военную службу, расходы на проведение которых составили 154 846 руб.
Договор о предоставлении медицинских услуг между истцом и ответчиком не заключался.
16.02.2017 сопроводительным письмом исх.N 246 истец направил в адрес ответчика счета-фактуры, счета на оплату, акты сдачи-приемки работ для оплаты.
28.03.2017 сопроводительным письмом исх.N 200/82/443 данные документы были возвращены ответчиком истцу, с указанием на то, что Военный комиссариат не является заказчиком данных услуг, а оплата диагностических исследований производится за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
Ссылаясь на то, что оказанные услуги не были оплачены, ТОГБУЗ "Знаменская ЦРБ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Тамбовской области пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов в обжалуемой части законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона N 53-ФЗ призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата (далее - отдел (муниципальный), при содействии местной администрации. Призыв граждан Российской Федерации является одной из форм осуществления воинской обязанности, проведение которого организует военный комиссариат через свои отделы в муниципальных районах и городских территориях за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов, а в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, также по направлениям войск национальной гвардии Российской Федерации и органов, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ, граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химикотоксикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В п. 6 и 7 ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Обязательства, касающиеся предоставления медицинской организацией услуг по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются Федеральным законом N 53-ФЗ и Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441 (далее - Положение N 1441).
Согласно п. 1, 2 Положения N 1441 обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает, в том числе медицинское освидетельствование и медицинское обследование. Финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Статьей 5 Федерального закона N 53-ФЗ установлено, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" (далее - Постановление N 565) предусматривает, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
В п. 14 Постановления N 565 установлено, что до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
В силу п. 15 Постановления N 565 освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. При этом врач-психиатр проводит повторное освидетельствование граждан, у которых по результатам соответствующих психологических (психофизиологических) исследований, выполненных при проведении профессионального психологического отбора, выявлена склонность к девиантному поведению.
Согласно п. 20 Постановления N 565 в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Как указано в п. 2 Письма Минздрава России от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" проведение обязательных диагностических исследований при постановке граждан на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, не входящим в базовую программу обязательного медицинского страхования) и средств обязательного медицинского страхования (в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, входящим в базовую программу обязательного медицинского страхования). Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и не включено в средние нормативы, установленные программой.
Согласно разделу V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 и 2016 год, утвержденной Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 1273 и от 19 декабря 2015 г. N 1382, в рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, а также проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе. Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704 (далее - Правила N 704).
На основании п. 3, п. 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военную профессиональную образовательную организацию, военную образовательную организацию высшего образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствии с п. 3 Правил N 704 компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Выплата компенсации осуществляется, в том числе, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (п. 4 Правил N 704).
Факт оказания истцом внедоговорных услуг по проведению диагностических исследований для перечисленной категории граждан, подтверждается выставленными на оплату счетами N 1 от 09.01.2017 на сумму 85 778 руб., N 2 от 09.01.2017 на сумму 69068 руб., а также актами сдачи-приемки работ с приложением списка граждан, по которым проводились диагностические (лабораторные и инструментальные) исследования, ответчиком не оспаривается, возражения по расчету отсутствуют, о некачественном оказании истцом услуг не заявлено.
Судом установлено, что оказанные истцом во внедоговорном периоде услуги были направлены на обеспечение соответствующих призывов граждан на военную службу. Истец на регулярной основе продолжал выполнение спорных работ, не терпящих отлагательства. Деятельность ТОГБУЗ "ЦРБ Знаменская" в виде оказания лабораторных и инструментальных исследований в отношении граждан при призыве граждан на военную службу в спорном периоде в отсутствие государственного контракта, была направлена на защиту охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
С учетом изложенного, а также отсутствия в материалах дела доказательств оплаты ответчиком фактически оказанных медицинских услуг, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворены исковых требований.
Судами обоснованно отклонены доводы ответчика о том, что финансовое обеспечение проведенных истцом обследований в спорный период является расходным обязательством ФОМС.
Так в разделе V утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1273 от 28.11.2014 г. Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов закреплено, что в рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
Аналогичное положение содержит раздел V утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1382 от 19.12.2015 г. Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год.
Таким образом, освидетельствование в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе не оплачивается за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
Данный вывод, в частности, подтверждается письмом Министерства здравоохранения РФ N 11-У/687 от 15.02.2016 г. (абз. 6).
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебных актов не установлено.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций полно установили фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, приняли обоснованные решение и постановление, соответствующие нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.04.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 по делу N А64-8291/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.