г.Калуга |
|
25 декабря 2018 г. |
Дело N А14-19174/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
||||
судей |
Елагиной О.К. |
||||
|
Шильненковой М.В. |
||||
при участии в заседании: |
|
||||
от истца ЖСК "Дом" |
представитель не явился, извещен, |
||||
от ответчика ТСЖ ЖК "Ломоносовский"
|
представитель не явился, извещен, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья Жилой комплекс "Ломоносовский" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2018 по делу N А14-19174/2017,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Дом" (далее - истец, ЖСК "Дом") обратилось с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья Жилой комплекс "Ломоносовский" (далее - ответчик, ТСЖ ЖК "Ломоносовский") о взыскании переплаченных денежных средств в размере 500 165 руб. 18 коп. за период с марта по октябрь 2017 года и обязании осуществлять взаиморасчеты за горячее водоснабжение по договору б/н от 01.01.2016 на снабжение тепловой энергией в горячей воде с применением установленного приказом ДЖКХиЭ ВО N 54 от 03.03.2017 норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с 01 марта 2017 года.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.03.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2018 решение суда первой инстанции отменено.
С ТСЖ ЖК "Ломоносовский" в пользу ЖСК "Дом" взыскано 500 165 руб. 18 коп. неосновательного обогащения за период с марта по октябрь 2017 года, а также суд обязал ответчика осуществлять взаиморасчеты за горячее водоснабжение с ЖСК "Дом" по договору б/н от 01.01.2016 на снабжение тепловой энергией в горячей воде с применением установленного приказом ДЖКХиЭ ВО N 54 от 03.03.2017 норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с 01 марта 2017 года.
Считая принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции незаконным, ТСЖ ЖК "Ломоносовский" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
При этом заявитель считает, что суд апелляционной инстанции неправомерно применил к спорным правоотношениям нормы жилищного законодательства, поскольку он не является для жителей МКД исполнителем коммунальных услуг, а заключил гражданско-правовой договор с ЖСК "Дом" на поставку коммунального ресурса.
В письменном отзыве на кассационную жалобу ЖСК "Дом" с доводами заявителя не согласилось и просило отказать в её удовлетворении, считая постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным.
По мнению истца, применение судом апелляционной инстанции жилищного законодательства к спорным правоотношениям правомерно, поскольку коммунальный ресурс - горячую воду, истец приобретает у ответчика не для коммерческих целей, а с целью горячего водоснабжения обслуживаемого им МКД для оказания коммунальных услуг.
В письменных ходатайствах стороны просили рассмотреть дело без участия своих представителей.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЖСК "Дом" обслуживает многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Ломоносова, дом 114/8.
01.01.2016 между ЖСК "Дом" (кооператив) и ТСЖ ЖК "Ломоносовский" (ЭСО) был заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде для нужд отопления и горячего водоснабжения на объект, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Ломоносова, д. 114/8.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 17.12.2015 N 61/19 (в ред. приказа от 16.12.2016 N 57/70) "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ТСЖ ЖК "Ломоносовский", осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2016-2018 годов" с 01.01.2017 установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, о чем ТСЖ ЖК "Ломоносовский" письмом от 28.12.2016 N 652 сообщило кооперативу.
До введения в действие вышеуказанного приказа применялся однокомпонентный тариф на ГВС (из расчета за 1 куб. м горячей воды).
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 30.01.2017 N 24 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области" был установлен соответствующий норматив, который равен 0,0643210 и используется для расчета стоимости потребленной МКД горячей воды.
До марта 2017 года взаиморасчеты между сторонами производились с применением утвержденного норматива.
В марте ТСЖ ЖК "Ломоносовский" выставило кооперативу счет за ГВС без учета вышеуказанного норматива (0,0643210) по показаниям общедомового прибора учета по расходу тепловой энергии для подогрева холодной воды для горячего водоснабжения.
Согласно данному счету кооператив должен был заплатить ЭСО за компонент "холодная вода для ГВС" (V = 694,65 куб. м, тариф = 22,79 руб. за 1 куб. м) - 15831,07 руб., за компонент "тепловая энергия для ГВС" (по показаниям ОДПУ 91,87 Гкал, тариф = 1541,80 руб. /Гкал) - 141645,17 руб., а также ЭСО сделала доначисление за январь 2017 года, указывая на тот же приказ об отмене норматива (по показаниям ОДПУ 57,39 Гкал) - 88483,90 руб. Исходя из данных расчетов 1 куб. м горячей воды в феврале 2017 года обходится для кооператива в 226,70 руб.
27.03.2017 ЖСК "Дом" направило ТСЖ ЖК "Ломоносовский" претензию N 49 от 27.03.2017 о неправомерности значительного увеличение стоимости коммунального ресурса в одностороннем порядке по инициативе ТСЖ ЖК "Ломоносовский", которое отклонило претензию, указав, что корректировать счет не будет.
03.03.2017 был принят новый приказ N 54 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области", в соответствии с которым норматив для ТСЖ ЖК "Ломоносовский" с 01.01.2017 составляет 0,0669.
Согласно письму Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 06.04.2017 N 65-11/538, нормативы, утвержденные вышеуказанным приказом, используются на территории Воронежской области при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Поскольку с марта 2017 года по настоящее время кооператив оплачивает выставленные ЭСО счета за ГВС во избежание приостановления подачи горячей воды в обслуживаемый МКД, ЖСК "Дом" 27.06.2017 направило ТСЖ ЖК "Ломоносовский" претензию N 115 от 27.06.2017 с просьбой вернуть переплаченные денежные средства за ГВС и выставлять последующие счета в соответствии с установленным нормативом.
Ссылаясь на неосновательное обогащение на стороне ответчика и нарушение порядка оплаты ресурса, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что расчет стоимости поставленного ресурса (горячей воды) на основании норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, может быть осуществлен только в случае отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета с тепловычислителем, позволяющим определить количество затраченной тепловой энергии для предоставления горячего водоснабжения.
Тем самым суд первой инстанции пришел к выводу, что расчеты за горячее водоснабжение между ТСЖ ЖК "Ломоносовский" и ЖСК "Дом" должны производиться по фактическому потреблению коммунального ресурса, определенному исходя из показаний общедомового прибора учета.
Суд апелляционной инстанции правомерно признал этот вывод ошибочным исходя из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ) (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названных положений Закона Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 (далее - Основы ценообразования).
Как установлено судом, рассматриваемый спор возник из правоотношений, сложившихся между сторонами в рамках исполнения договора ресурсоснабжения - горячего водоснабжения.
В случае подачи абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ) и в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Кроме того, действующее законодательство не предусматривает возможность установления двухкомпонентного тарифа в зависимости от наличия или отсутствия каких-либо нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению.
Как следует из материалов дела, спорный многоквартирный дом, указанный в заключенном между сторонами договоре ресурсоснабжения, оборудован общедомовыми приборами учета горячей воды.
Договор ресурсоснабжения предусматривает, что стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (п. 6.1) и что стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения (п. 6.3). Данные положения соответствуют подп. 6 (1) п. 22 Правил N 124 который предусматривает, что стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 03.03.2017 N 54 утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды. Данные нормативы применяются с 01.01.2017.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129 в целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в Правила N 354 и Правила N 306 (Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306). Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду "размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению" (абзац б п. 38 Правил N 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ "устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению" (п. 32 (1) Правил N 306)
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции, оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, принимая во внимание позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Обзоре судебной практики N 5 (2017), а также в определениях Верховного суда Российской Федерации от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, от 20.03.2018 N 305-ЭС17-20562, от 02.04.2018 N 306-ЭС17-15156, пришел к обоснованному выводу о том, что при расчете стоимости горячей воды (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между исполнителем и РСО) используется объем теплоэнергии на подогрев воды, исходя из норматива потребления.
Как правильно при этом указал суд, поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды установлен приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 03.03.2017 N 54 (с 01.01.2017) основания для определения объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствуясь показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению, отсутствуют.
Представленный истцом расчет объемов спорной горячей воды и ее стоимости с учетом вышеназванных норматива потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды судом проверен и признан обоснованным и арифметически верным.
Поскольку судом установлен факт оплаты истцом горячей воды, полученной по договору, в полном объеме по показаниям установленного в доме прибора учета, суд с учетом положений статьи 1102, части 1 статьи 1107 ГК РФ, а также разъяснений Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", сделал правильный вывод о том, что у истца образовалась переплата за спорный период, которая составляет неосновательное обогащение на стороне ответчика.
Проверяя расчет суммы неосновательного обогащения, судом принято во внимание то, что сторонами не оспаривается факт оплаты истцом денежных средств в пользу ответчика за ГВС за период март - сентябрь 2017 года в размере 1 106 395 руб. 22 коп. в соответствии с показаниями счетчика и на основании счетов ТСЖ ЖК "Ломоносовский" - ответчика по делу.
При этом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, поскольку в случае использования норматива, размер платы, которая бы причиталась ТСЖ ЖК "Ломоносовский", была бы равна 606 230 руб. 04 коп., разница между фактической оплатой в размере 1 106 395 руб. 22 коп. и суммой, подлежащей оплате по нормативу в размере 606 230 руб. 04 коп., составляет неосновательное обогащение на стороне ответчика в размере 500 165 руб. 18 коп.
Истцом также было заявлено требование об обязании ответчика осуществлять взаиморасчеты за горячее водоснабжение с Жилищно-строительным кооперативом "Дом" (ОГРН 1033600024480, ИНН 3664000998), г. Воронеж по договору б/н от 01.01.2016 на снабжение тепловой энергией в горячей воде с применением установленного приказом ДЖКХиЭ ВО N 54 от 03.03.2017 норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с 01 марта 2017 года, которое обоснованно удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда обоснованными и соответствующими нормам материального права, в связи с чем законных оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на то обстоятельство, что судами не полно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего дела, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судами.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к безусловной отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2018 по делу N А14-19174/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г. Сладкопевцева |
Судьи |
О.К.Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.