г.Калуга |
|
17 января 2019 г. |
Дело N А14-19025/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Смирнова В.И. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании представителей:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской
области: не явились, извещены надлежаще,
от Денисова Руслана Васильевича: не явились, извещены надлежаще,
от конкурсного управляющего ЗАО "СХО "Луч" Селищева А. Ю.: не явились, извещены надлежаще,
от Евсеевой М.М.: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Денисова Руслана Васильевича на определение Арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2018 (судья Ловчикова Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2018 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Малина Е.В.) по делу N А14-19025/2018,
УСТАНОВИЛ:
Денисов Руслан Васильевич (далее - заявитель, Денисов Р.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - антимонопольный орган, Воронежское УФАС России) о признании незаконным отказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21.08.2018 N 05-16/4351 в рассмотрении жалобы N 1 на решение организатора торгов о признании неправомерным и отмене решений организатора торгов конкурсного управляющего ЗАО "СХО "Луч" Селищева А.Ю. о признании Евсеевой М.М. участником торгов; о признании незаконным отказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21.08.2018 N 0516/4352 в рассмотрении жалобы N 2 на решение организатора торгов о признании неправомерным и отмене решений организатора торгов конкурсного управляющего ЗАО "СХО "Луч" Селищева А.Ю. о признании Евсеевой М.М. первоначальным победителем торгов.
Определением суда первой инстанции от 14.09.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2018, в принятии к производству названного заявления отказано на основании статей 27-29, 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суды, проведя сравнительный анализ положений статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) с положениями главы 9 данного Закона, регламентирующей рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации и предусматривающей обжалование решений антимонопольного органа в арбитражный суд, указали, что настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде ввиду обращения лица, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя и обжалующего решение антимонопольного органа, вынесенного на основании статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В кассационной жалобе Денисов Р.В., ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы полагает ошибочными выводы судов о наличии правовых оснований для отказа в принятии заявления ввиду того, что в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.
Представители лиц, участвующих в деле, явку в суд округа не обеспечили, отзыв не предоставили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 290 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению в суд первой инстанции для принятии заявления Денисова Р.В. и рассмотрения по существу, исходя из следующего.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и обеспечивается право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
В силу статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы.
Согласно статье 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане). К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 данного Закона.
В силу части 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.
Положение статьи 52 Закона о защите конкуренции, в отличие от редакции, действовавшей до 06.01.2012, согласно которой была установлена альтернатива обращения с требованием об обжаловании решений и (или) предписаний в суд или арбитражный суд, не ставит в зависимость подведомственность спора от субъектного состава.
Напротив, по смыслу данной нормы, названные акты антимонопольного органа могут быть обжалованы только в арбитражном суде.
Данная правовая позиция изложена в пункте 4 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2018 N 307-ГК18-12769 по делу N А05-10476/2017.
Таким образом, вывод судов о том, что Денисов Р.В. не обладает статусом индивидуального предпринимателя, не имеет правового значения ввиду отнесения рассмотрения таких споров только к компетенции арбитражного суда.
Равным образом, для определения подведомственности спора не имеет правового значения и то обстоятельство, что решение по существу жалобы фактически не принято ввиду пропуска срока на обращение в антимонопольный орган.
Учитывая вышеизложенное, суд округа полагает, что у судов не имелось оснований для отказа в принятии заявления к производству суда ввиду неподведомственности спора арбитражному суду, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, как не соответствующее нормам процессуального права, а дело направлению в Арбитражный суд Воронежской области для принятия к производству заявления Денисова Р.В. и рассмотрения по существу.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2018 по делу N А14-19025/2018 отменить.
Направить дело N А14-19025/2018 в Арбитражный суд Воронежской области для решения вопроса о принятии к производству заявления Денисова Р.В. и рассмотрения по существу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 данного Закона.
В силу части 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.
Положение статьи 52 Закона о защите конкуренции, в отличие от редакции, действовавшей до 06.01.2012, согласно которой была установлена альтернатива обращения с требованием об обжаловании решений и (или) предписаний в суд или арбитражный суд, не ставит в зависимость подведомственность спора от субъектного состава."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 января 2019 г. N Ф10-6458/18 по делу N А14-19025/2018
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6458/18
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6458/18
12.08.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8323/18
07.06.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8323/18
13.05.2019 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-19025/18
08.05.2019 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-19025/18
17.01.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6458/18
16.11.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8323/18
14.09.2018 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-19025/18