г. Калуга |
|
18 января 2019 г. |
Дело N А36-1413/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2019.
Полный текст постановления изготовлен 18.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ешиевой С.Б.,
при участии:
от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области (межрайонное) (ОГРН 1024800522119, ИНН 4802007287):
Нижегородова М.Ю. - представитель (доверенность от 07.06.2018), Феногина О.В. - представитель (доверенность от 09.01.2019);
от государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024840842850, ИНН 4826002979): Кистерева Е.А. - представитель (доверенность от 11.01.2019), Смольянинова О.А. - представитель (доверенность от 28.12.2018);
от Лысенко Маргариты Владимировны: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Самойловой Ирины Викторовны: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.05.2018 (судья Хорошилов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 (судьи Донцов П.В., Осипова М.Б., Протасов А.И.) по делу N А36-1413/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области (межрайонное) (далее - управление, УПФР в Грязинском районе) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными решений государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда) от 16.01.2018 N 1 и N 1 п/п.
Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, граждан Лысенко Маргариты Владимировны, Самойловой Ирины Викторовны.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 25.05.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Отделение Фонда в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу иными лицами, участвующими в деле, не представлены.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители отделения Фонда возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, отделением Фонда проведена внеплановая проверка страхователя - УПФР в Грязинском районе, которое является правопреемником в том числе ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усманском районе Липецкой области.
Проверкой выявлено, на основании заявлений от 23.03.2016 и 21.04.2016 страхователем был предоставлен отпуск по беременности и родам сотрудникам Лысенко М.В. и Самойловой И.В. и им выплачено пособие по беременности и родам в размере 129 255 руб. 36 коп. и 138 824 руб. соответственно.
На основании заявлений Лысенко М.В. и Самойловой И.В. от 28.06.2016 отпуск по беременности и родам заменен им на отпуск по уходу за ребенком, начислено пособие по уходу за ребенком в двойном размере, с перерасчетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам. Пособие по беременности и родам с момента рождения ребенка составило 82 027 руб. 44 коп. и 79 328 руб. соответственно.
При этом размер пособий по уходу за ребенком Лысенко М.В. и Самойловой И.В. рассчитан в соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ, то есть с учетом права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере.
Отделение Фонда полагает, что право на замену пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком гарантировано застрахованному лицу, в случае если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам. В рассматриваемом случае перерасчет пособия не привел к увеличению пособия по уходу за ребенком до полутора лет, в связи с чем отсутствовали основания для замены пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком и, как следствие, для назначения пособия по уходу за ребенком в двойном размере, в связи с чем приняты решения от 16.01.2018 N 1 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и от 16.01.2018 N 1 п/п о возмещении средств.
Не согласившись с указанными решениями, управление обратилось в суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установили, что перерасчет пособия по беременности и родам застрахованным лицам не привел к увеличению пособия по уходу за ребенком до полутора лет, в связи с чем признали обоснованными выводы отделения Фонда о том, что замена отпуска по беременности и родам произведена страхователем неправомерно, вследствие чего отсутствуют основания для назначения пособия по уходу за ребенком в двойном размере застрахованным лицам.
Между тем, судами не учтено следующее.
Согласно пункту 7 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до 01.07.2016) гражданам, указанным в пункте 7 части 1 статьи 13 данного Закона, гарантировалось ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ пункт 7 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был изложен в новой редакции, предусматривающей ежемесячную выплату на каждого ребенка до достижения возраста полутора лет - в размере 3 000 рублей, в возрасте от полутора до трех лет - в размере 6 000 рублей.
При этом частью 2 статьи 8 названного Федерального закона установлено, что за гражданами, которые указаны в пунктах 7, 8 и 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30 июня 2016 года, сохраняется право на получение указанного пособия в размере и на условиях, действовавших до дня вступления в силу данного Федерального закона, до наступления оснований прекращения его выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судами, работодателем был предоставлен работникам, проживавшим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, отпуск по беременности и родам с выплатой пособия по беременности и родам. Впоследствии, до 30 июня 2016 года на основании заявления женщин, родивших ребенка до указанной даты, отпуск по беременности и родам заменен на отпуск по уходу за ребенком, начислено пособие по уходу за ребенком в двойном размере, с перерасчетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам.
Статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
В пункте 52 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н, указано, что матери, имеющие право на отпуск по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать пособие по беременности и родам или ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В этом случае на основании заявления женщины о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
В силу части 3 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи, с материнством" матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 960-О отмечено, что часть 3 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ наделяет матерей, имеющих право на пособие по беременности и родам, со дня рождения ребенка правом выбора получения либо пособия по беременности и родам, либо ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Такое правовое регулирование, предоставляющее матерям в послеродовой период право выбора наиболее выгодного для них вида обеспечения по обязательному социальному страхованию, само по себе направлено на защиту интересов этой категории получателей пособий по обязательному социальному страхованию.
В рассматриваемой ситуации матери воспользовались предоставленным им правом, избрав получение пособия по уходу за ребенком в качестве наиболее выгодного для них вида обеспечения по обязательному социальному страхованию, что соответствует вышеуказанной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также принципам защиты материнства и доступности для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий. В результате реализации матерями своего права выбора наиболее выгодного вида размер пособия по уходу за ребенком за период отпуска превысил размер пособия по беременности и родам.
При указанных обстоятельствах вывод отделения Фонда и судов об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для замены пособия по беременности и родам на пособие до полутора лет по вышеуказанным основаниям, является ошибочным.
Помимо этого, отделением Фонда установлено, что в результате арифметической ошибки бухгалтерия страхователя произвела неверный расчет возврата пособия по беременности и родам, который составил 81 288,88 руб. вместо 82027,44 руб.
Выводы судов в отношении наличия арифметической ошибки в размере пособия, подлежащего возврату, и ее влиянии на результаты, содержащиеся в резолютивных частях оспариваемых решений, в обжалуемых судебных актах отсутствуют.
В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, как не вправе и оценивать доказательства, не исследованные судом первой или апелляционной инстанции.
В этой связи суд кассационной инстанции лишен возможности проверить законность оспариваемых решений вследствие арифметической ошибки, доводы лиц, участвующих в деле, и соответствующие доказательства, которые не рассмотрены и не оценены судами.
Таким образом, поскольку решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты с неправильным применением норм материального права, по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, принятые судебные акты не являются законными и обоснованными и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания кассационной инстанции и сформулированную правовую позицию, проверить выводы отделения Фонда о допущенной арифметической ошибке и оценить, каким образом она повлияла на оспариваемые суммы выплат по обязательному социальному страхованию, не принятых к зачету и подлежащих возмещению, оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 АПК РФ, и принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт с учетом требований статьи 170 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 289 АПК РФ, при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов, в том числе за подачу кассационной жалобы, разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.05.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 по делу N А36-1413/2018 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи, с материнством" матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 960-О отмечено, что часть 3 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ наделяет матерей, имеющих право на пособие по беременности и родам, со дня рождения ребенка правом выбора получения либо пособия по беременности и родам, либо ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Такое правовое регулирование, предоставляющее матерям в послеродовой период право выбора наиболее выгодного для них вида обеспечения по обязательному социальному страхованию, само по себе направлено на защиту интересов этой категории получателей пособий по обязательному социальному страхованию."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 января 2019 г. N Ф10-5522/18 по делу N А36-1413/2018
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5522/18
17.10.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5235/18
28.05.2019 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-1413/18
18.01.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5522/18
29.08.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5235/18
25.05.2018 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-1413/18