город Калуга |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А83-689/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Нарусова М.М. Гладышевой Е.В. Бутченко Ю.В.
Маркиной М.П. |
при участии в заседании: |
|
от истца: Министерство культуры Республики Крым
от ответчиков: Национальный союз художников Украины
общество с ограниченной ответственностью "Дом творчества имени художника К.А. Коровина"
от третьих лиц: Совет Министров Республики Крым
Крымская региональная общественная организация "Союз художников Крыма"
Государственный Совет Республики Крым
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым |
представитель не явился, извещены надлежаще;
Захарьин В.В., представитель по доверенности от 25.01.2018, сроком до 31.12.2019;
Зорин А.Е., представитель по доверенности от 25.01.2018, сроком до 31.12.2019;
Минин В.И., представитель по доверенности от 18.01.2019, сроком до 31.12.2020;
представитель не явился, извещены надлежаще;
Игнатьева А.А., представитель по доверенности N 1/01-57/3168 от 22.05.2018, сроком на 3 года;
Мавринский Н.В., представитель по дов-ти N 1 от 10.01.2019;
Бобкова В.В., представитель по доверенности N 28-50/165 от 25.06.2018, сроком до 26.06.2019;
представитель не явился, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационные жалобы Национального союза художников Украины и общества с ограниченной ответственностью "Дом творчества имени художника К.А. Коровина", на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2018 по делу N А83-689/2016,
УСТАНОВИЛ:
Министерство культуры Республики Крым (далее - Минкультуры Крыма) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Национальному союзу художников Украины (далее - НСХУ) об истребовании из чужого незаконного владения имущество Дома творчества имени художника К.А. Коровина, расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Чехова, 1, а именно: литера А корпус санаторный площадью 337,3 кв.м.; литера А1 корпус административный санаторный площадью 144,3 кв.м.; литера В столовая площадью 520,7 кв.м.; литера В корпус спальный площадью 264,3 кв.м.; литера Б корпус спальный площадью 176,1 кв.м.; пешеходные дорожки площадью 200 кв.м.; сети водоснабжения 245 м/п; канализационные сети 170 м/п; электрические сети - 165 м/п и возложении обязанности на НСХУ по передаче имущества Минкультуры Крыма по акту приема-передачи (с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены на стороне истца - Совет министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество Крыма), а на стороне ответчика - общество с ограниченной ответственностью "Дом творчества имени художника К.А. Коровина" (далее - ООО "Дом творчества художника К.А. Коровина") и Крымская региональная общественная организация "Союз художников Крыма" (далее - КРОО "Союз художников Крыма").
Определением суда от 09.06.2016 ООО "Дом творчества художника К.А. Коровина" привлечено в качестве соответчика.
В свою очередь, Национальный союз художников Украины обратился со встречным исковым заявлением к Минкультуры Крыма о признании за ним права собственности на имущество Дома творчества имени художника К.А. Коровина, расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Чехова, 1, а именно: - литера А корпус санаторный общей площадью 337,3 кв.м.; литера А1 корпус административный санаторный общей площадью 144,3 кв.м.; литер В столовая общей площадью 520,7 кв.м.; пешеходные дорожки площадью 200 кв.м.; водопроводные сети 245 м/п; канализационные сети 170 м/п; электрические сети - 165 м/п (с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве соответчиков по встречному иску привлечены Совет Министров Республики Крым и Минимущество Крыма, а также ООО "Дом творчества имени художника К.А. Коровина" и КРОО "Союз художников Крыма" - в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне истца по встречному иску.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2017 (судья Шкуро В.Н.), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2018 (судьи Колупаева Ю.В., Евдокимов И.В., Сикорская Н.И.) исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым удовлетворены в полном объеме; в удовлетворении исковых требований Министерства культуры Республики Крым, Национального союза художников Украины, Крымской региональной общественной организации "Союз художников Крыма" отказано в полном объеме.
Национальный союз художников Украины и общество с ограниченной ответственностью "Дом творчества имени художника К.А. Коровина", не согласившись с судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемые судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании суда округа представители ответчика доводы кассационной жалобы поддержали, по изложенным в ней основаниям, просили кассационную жалобу удовлетворить.
Представитель третьего лица Крымская региональная общественная организация "Союз художников Крыма" доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель третьго лица Совет Министров Республики Крым возражала против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица Государственный Совет Республики Крым возражала против доводов кассационной жалобы, полагала судебные акты законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав стороны, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а судебные акты не подлежат отмене или изменению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании свидетельства о праве собственности от 20.10.1999 П-578, выданного Фондом государственного имущества Украины на основании Закона Украины "О профессиональных творчески работниках и творческих союзах", постановления Кабинета Министров Украины от 10.07.1998 N 1058 "О передаче недвижимого имущества творческим союзам" и приказа Фонда государственного имущества Украины от 15.10.1999 N 1956, Дом творчества им. художника К.А. Коровина, расположенный в пгт. Гурзуф (АР Крым) по ул. Чехова, 1, принадлежит Союзу художников Украины на праве собственности общественной организации.
В целом Дом творчества им. художника К.А. Коровина состоит из зданий и сооружений, указанных в акте приема-передачи. Инвентарные сведения о составе объекта приводятся в акте приема-передачи, подписанном обеими сторонами.
По Акту приема-передачи от 20.10.1999, утвержденному председателем Фонда государственного имущества Украины 20.10.1999 и согласованному председателем Союза художников Украины, Фонд государственного имущества Украины передал в собственностью Союза художников Украины Дом творчества им. художника К.А. Коровина, в том числе здания и сооружения на земельном участке N 1 площадью 0,1972 га в пгт. Гурзуф, ул. Чехова, д. 1: лит. А (корпус 1 санатор., 2 этажа) площадью 45,5 кв.м, лит. А (корпус 1А санат., 2 этажа) площадью 207,7 кв.м, лит. В (столовая, 3 этажа), 520,7 кв.м, лит. А (корпус спальный, 3 этажа) 264, 3 кв.м, лит. Б (корпус спальный, 4 этажа), 176,1 кв.м, пешеходные дорожки - 200 кв.м, водопроводные сети - 245 м/п, канализационные сети - 170 м/п и электрические сети - 165 м/п.
Согласно Регистрационным удостоверениям Ялтинского бюро технической инвентаризации на основании свидетельства от 20.10.1999 П-578 и акта приема-передачи от 20.10.1999 объекты недвижимого имущества Дома творчества им. художника К. Коровина, расположенные в пгт. Гурзуф по ул. Чехова за N 1 (литер А, А1, В) и в пгт. Гурзуф по переулку Ленинградскому за N 1 (литеры А, Б), зарегистрированы в целом за Союзом художников Украины на праве собственности, о чем сделана запись в реестровой книге N 16-г, стр. 38 за реестровым N 462 05.04.2002 и 16-г, стр. 41 за реестровым N 196 от 05.04.2002.
Передача спорного имущества Союзу художников Украины была следствием распада СССР и ликвидации Союза художников СССР и его составной части Художественного фонда Союза художников СССР.
Решение о ликвидации Союза художников СССР принято на VIII съезде Союза художников СССР и оформлено постановлением от 22.04.1992, которым одним из правопреемников Союза художников СССР определен Союз художников Украины (пункт 2). За всеми правопреемниками закреплена собственность Союза художников СССР, сформированная на уровне Правления и Художественного фонда Союза художников СССР, путем разделения ее пропорционально установленным вкладам в общую собственность Союза художников СССР за период подтвержденный документами, не менее чем за 25 лет (пункт 3).
Протоколом заседания Ликвидационной комиссии Союза художников СССР от 22.12.1992 утвержден Ликвидационный разделительный баланс Союза художников СССР и оформлено решение, что в связи с утверждением ликвидационного разделительного баланса и в соответствии со статьей 16 Устава Художественного фонда Союза художников СССР, пунктом 6 постановления VIII Внеочередного съезда Союза художников СССР от 22.04.1992 правопреемники Союза художников СССР, в том числе Союз художников Украины, являются собственниками имущества и средств, находящихся на их балансе, имущества и средств отделений Художественного фонда Союза художников СССР.
Согласно Ликвидационному разделительному балансу Союза художников СССР по состоянию на 01.10.1992 в собственность Союза художников Украины передан Дом творчества "Гурзуф" и Выставочный зал в г. Ялта (пункт 3.3).
С целью сохранения имущества общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР Верховная Рада Украины постановлением от 10.04.1992 N 2268 -Х "Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах общественных организаций бывшего Союза ССР, расположенных на территории Украины" имущество и финансовые ресурсы расположенных на территории Украины предприятий, учреждений и объектов, которые находились в ведении общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР переданы временно Фонду государственного имущества Украины.
Пунктом 3 раздела VI "Заключительные положения" Закона Украины от 07.10.1997 N 554/97-ВР "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах" Кабинет Министров Украины обязан в двухмесячный срок вместе с Фондом государственного имущества Украины обеспечить передачу в собственность или передать в бессрочной пользование недвижимое имущество творческим союзам, в том числе Союзу художников Украины, которое было в их пользовании на момент принятия Верховной Радой Украины постановления от 10.04.1992 "Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах бывшего Союза ССР, расположенных на территории Украины".
Во исполнение данного положения постановлением Кабинета Министров Украины от 10.07.1998 N 1058 "О передаче недвижимого имущества творческим союзам" определено в течение 1998 по представлению творческих союзов Украины передать в их собственность недвижимое имущество творческих союзов бывшего Союза ССР, которое по состоянию на 24.08.1991 согласно правоустанавливающим документам находилось в ведении творческих союзов бывшего Союза ССР или во владении и пользовании соответствующих республиканских или территориальных структур согласно приложению 1.
В Приложении 1 к данному постановлению содержится Перечень расположенных на территории Украины предприятий, учреждений и организаций творческих союзов бывшего Союза ССР, дома и сооружения которых передаются в собственность творческих союзов Украины. В пункте 4 данного перечня среди предприятий, учреждений и организаций Союза художников СССР, здания, сооружения, нежилые помещения которых передаются в собственность Национального союза художников Украины, значится Дом творчества имени художника К. Коровина Союза художников СССР (Художественный фонд СССР), Автономная Республика Крым, пгт. Гурзуф, ул. Чехова, 1.
Согласно пункту 6.8 Устава НСХУ в редакции 2007, утвержденной Конференцией НСХУ 10.11.2005 и V Конференцией НСХУ 08.02.2007 НСХУ является правопреемником всех прав и обязанностей Союза художников Украины, зарегистрированного Минюстом Украины 17.12.1991, св. N 177 и перерегистрированного Минюстом Украины 12.11.1992 и 06.07.1998 за N 1015, который является правопреемником Союза художников СССР, его республиканской организации - Союза художников УССР, в связи с чем, НСХУ, как соответствующая общественная организация, приобрело право собственности на спорное имущество, входившее в Художественный фонд СССР Союза художников СССР.
Право собственности приобретено НСХУ в связи с ликвидацией Союза художников СССР, провозглашением независимости и созданием самостоятельного украинского государства - Украины (Акт провозглашения независимости Украины от 24.08.1991).
Поскольку между лицами, участвующими в деле возник спор по вопросу владения, пользования и распоряжения вышеуказанными объектами недвижимости после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, то стороны обратились в суд с настоящими исками.
Суд кассационной инстанции полагает, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и отказе в удовлетворении исков Министерства культуры Республики Крым, Национального союза художников Украины, Крымской региональной общественной организации "Союз художников Крыма", ввиду следующего.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" Крым провозглашен независимым суверенным государством - Республикой Крым.
Согласно пункту 2 Постановления Госсовета N 1745-6/14 со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года.
Пунктом 7 указанного Постановления определено, что собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, находящаяся на день принятия этого Постановления на территории Республики Крым, является собственностью подразделений соответствующих организаций, находящихся в Республике Крым, а если таковых не имеется - государственной собственностью Республики Крым.
Исходя из совокупного анализа положений ст.23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" следует, что право собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имеющих подразделений - собственников на территории Республики Крым прекратилось, а соответствующее имущество стало собственностью Республики Крым, в связи с чем, Постановление Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" является самостоятельным правоустанавливающим документом.
При этом, вывод о необходимости включения имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым и включение или не включения имущества, ранее принадлежавшего профсоюзным и иным общественным организациям Украины не влияет на факт возникновения права собственности на него у Республики Крым.
Из положений п.1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", ст.17 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым, а на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество и бесхозяйное имущество учитывается как собственность Республики Крым.
Вместе с тем, возникновение права собственности Республики Крым на имущество, ранее принадлежавшее профсоюзным и иным общественным организациям Украины, имеет специальное правовое регулирование, а именно: Постановление Госсовета N 1745-6/14 и абзац 2 части 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК, а следовательно действие общих норм (части 2 статьи 2 и абзаца 3 части 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК) на данные правоотношения не распространяется.
Судами правомерно не приняты во внимание доводы заявителя относительно того, что поскольку спорное имущество не включено в Реестр имущества, находящегося в собственности Республики Крым, то последняя не приобрела право собственности на него, равно как и довод о том, что НСХУ не является общественной организацией, к имуществу которой могут быть применены правила пункта 7 Постановления Госсовета N 1745-6/14, ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат учету в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, при этом, закон не связывает возникновение права собственности на имущество с включением такого имущества в соответствующий Реестр.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 2 статьи 1202 Гражданского кодекса РФ вопросы организационно-правовой формы юридического лица определяются на основе личного закона юридического лица, в связи с чем, организационно-правовая форма НСХУ как юридического лица украинского права подлежит определению в соответствии с законодательством Украины.
При этом, суды правомерно оценили заключение научно-правовой экспертизы по заказу НСХУ о статусе, правовом регулировании, создании, деятельности и ликвидации творческих союзов от 26.04.2016 N 126/47-е, составленного Советом научно-правовых экспертиз при Институте государства и права им. В.М.Корецкого НАН Украины, указав, что НСХУ является творческим союзом, деятельность которого осуществляется в соответствии со специальным Законом Украины от 07.10.1997 N 554/97-ВР "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах", что прямо подтверждается Свидетельством о регистрации творческого союза от 27.04.2007, Справкой АА N 766149 из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) от 15.01.2013, в которой организационно-правовая форма по КОПФХ указана как творческий союз (иная профессиональная организация, код 840) и Уставом НСХУ, утвержденном в новой редакции Конференцией НСХУ 10.11.2005 и V Конференцией НСХУ 08.02.2007, согласно пункту 1.1. которого НСХУ - это всеукраинский творческий союз, который является добровольным объединением с фиксированным членством профессиональных творческих работников - художников и искусствоведов и действует на всей территории Украины.
В силу пункта 1.3 НСХУ по организационно-правовой форме является негосударственной неполитической, неприбыльной творческой организацией - творческим союзом, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Украины, Законом Украины "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах", другими нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность творческих союзов, и этим Уставом.
Вместе с тем, частью 3 статьи 2 Закона Украины "Об общественных объединениях" предусмотрено, что особенности общественных отношений в сфере создания, деятельности и прекращения отдельных видов общественных объединений могут определяться другими законами, то есть, в том числе, Законом Украины от 07.10.1997 N 554/97-ВР "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах".
Статьей 3 названного Закона установлено, что основные направления деятельности творческого союза, указанные в настоящей статье, учитываются при решении вопроса о предоставлении общественной организации статуса творческого союза как субъектов творческой деятельности.
При этом, согласно свидетельства о праве собственности П-578 от 20.10.1999 спорный объект принадлежал НСХУ на праве собственности общественной организации, до этого постановлением Верховной Рады Украины от 10.04.1992 N 2268-Х "Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах общественных организаций бывшего Союза ССР, расположенных на территории Украины" Фонду государственного имущества Украины также передавалось имущество и финансовые ресурсы общественных организаций бывшего Союза СССР, организационно-правовая форма Крымской организации НСХУ в Справке АА N 684481 от 06.11.2012 из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины указана как общественная организация (код 815), в приказе самого НСХУ от 14.01.2015 N 3 и акте приема-передачи к нему от 14.01.2015 НСХУ именуется общественной организацией (пункт 1 приказа и вводная часть акта приема-передачи).
С учетом изложенных норм права, суды правомерно указали, что любой творческий союз является по своей правой природе, прежде всего, общественной организацией представляющей собой добровольное объединение граждан, а в данном случае термин "общественная организация" использован не как конкретное название организационно-правовой формы, а как обобщенное наименование организаций определенного типа.
В пункте 7 Постановления Госсовета N 1745-6/14, а впоследствии в абзаце 2 части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38- ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" речь идет о профсоюзных и иных общественных организациях Украины.
При таких обстоятельствах, суды правомерно указали, что не имеет значения для данного дела тот факт, что Закон Украины "Об общественных объединениях" не регулирует вопросы деятельности творческих союзов, при этом, пункт 7 Постановления Госсовета N 1745-6/14 распространяется, в том числе, на имущество творческих союзов Украины, в частности, на спорное имущество НСХУ, принадлежавшее ему как общественной организации до 17.03.2014 года.
В силу Постановления Госсовета N 1745-6/14 право собственности на имущество общественных организаций возникло у Республики Крым лишь в случае отсутствия у последних подразделений, находящихся в Республике Крым, которые могли бы выступить собственниками такого имущества.
Пунктом 1.2 Устава НСХУ 2007 определено, что НСХУ состоит из областных, городских и региональных организаций (территориальных ячеек), Киевской, Севастопольской и Крымской организации НСХУ, которые действуют на основании собственных Уставов (Положений), не противоречащих этому Уставу, и зарегистрированы в установленном порядке.
Согласно Уставу Крымской организации НСХУ (далее - КОНСХУ) она являлась местной ячейкой всеукраинского творческого союза, деятельность которой распространяется на территорию Автономной Республики Крым.
КОНСХУ зарегистрирована Исполнительным комитетом Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым как юридическое лицо 23.03.2000 года.
Согласно пункту 4.28 Устава КОНСХУ решением Совета Союза художников Украины имущество, принадлежащее НСХУ, расположенное на территории Автономной Республики Крым, передается в пользование Крымской организации НСХУ, кроме домов творчества и предприятий, непосредственно подчиненных НСХУ, в связи с чем, суды верно указали, что КОНСХУ не могла выступить и не стала собственником спорного имущества на основании Постановления Госсовета N 1745-6/14.
При этом, несмотря на то, что КРОО "Союз художников Крыма" как юридическое лицо прошла перерегистрацию в рамках действующего законодательства Российской Федерации, но каких-либо доказательств того, что КРОО "Союз художников Крыма" является подразделением НСХУ в Республике Крым и/или к ней перешло право собственности на спорный объект не имеется.
Вместе с тем, суды правомерно указали, что Республика Крым реализовала свои полномочия как собственник истребуемого имущества, отклонив доводы НСХУ относительно отсутствия допустимых доказательств права собственности Республики Крым на спорное имущество, как не подтвержденные материалами дела, ввиду следующего.
На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 N 547-р "О ликвидации организаций и создании государственного унитарного предприятия Республики Крым "Солнечная Таврика" в соответствии с п.8 ч.1 ст.83 Конституции Республики Крым, ч.2 ст.8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" принято решение ликвидировать организации согласно приложению 1 (пункт 1), в том числе Дом творчества имени художника К.А. Коровина, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова,1 (пункт 111 Приложения 1 к распоряжению Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 N 547- р Перечень организаций, которые ликвидируются).
При этом, распоряжением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 601-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 N 547-р" вышеуказанный пункт 1 признан утратившим силу, согласно Перечню организаций, имущество которых закрепляется за ГУП "Солнечная Таврика" на праве хозяйственного ведения (Приложение 3 к распоряжению Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 N 547-р (в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 601 -р) Дом творчества имени художника К.А. Коровина, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова, 1 (пункт 102) передан в хозяйственное ведение ГУП "Солнечная Таврика".
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 983-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 N 547-р" Перечень организаций, имущество которых закрепляется за ГУП "Солнечная Таврика" на праве хозяйственного ведения изложен в новой редакции, из которой исключен Дом творчества имени художника К.А. Коровина, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова, 1.
Более того, распоряжением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 986-р "Об определении подведомственности некоторых санаторно-курортных учреждений" определено, что Дом творчества имени художника К.А. Коровина (г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова, 1) относится к ведению Министерства культуры Республики Крым (пункт 1).
Как верно отметили суды, извлечение из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности индексный номер 28876884 от 31.10.2014, согласно которому 31.10.2014 за НСХУ на праве частной собственности зарегистрированы объекты недвижимого имущества Дома творчества им.Художника К.Коровина в Автономной Республике Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Чехова, д. 1, не влияет на правовую оценку взаимоотношений сторон по делу, поскольку регистрация права собственности в Украине осуществлена на недвижимое имущество, расположенное на территории Республики Крым уже после 18.03.2014.
При этом, ссылка НСХУ на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2017 N 26-П судами также обоснованно не принята во внимание, поскольку положения Постановления Госсовета N 1745-6/14 и абзаца 2 части 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в том числе в Постановлении КС РФ N 26-П, не являлись, тогда как в настоящем деле правоотношения регулируются именно этими положениями нормативных актов.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенных правовых норм и обстоятельств дела, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований НСХУ и КРОО "Союз художников Крыма".
Относительно требований, заявленных Минкультуры Крыма и Минимущества Крыма, суды обоснованно указали следующее.
Исходя из положений статьи 301 Гражданского кодекса РФ с учетом разъяснений пунктов 32, 36, 39, 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что в предмет доказывания по заявленному требованию входят следующие обстоятельства: приобретение истцом права собственности или иного законного (титульного) владения на истребуемое имущество, являющееся индивидуально-определенной вещью; выбытие указанного в иске имущества из фактического владения собственника (законного владельца); наличие истребуемого имущества в натуре; фактическое владение ответчиком истребуемым имуществом в отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи; незаконность владения ответчиком этим имуществом. При этом, для удовлетворения искового требования необходимо наличие указанных обстоятельств в совокупности, отсутствие или недоказанность одного из них влечет отказ в удовлетворении иска.
Как следует из материалов дела, истребуемым имуществом обладает НСХУ, которое передало его в оперативное управление ООО "Дом творчества имени художника К.А. Коровина", что ответчиками не оспаривалось, при этом НСХУ настаивает на наличии у него законных прав на истребуемое имущество.
Суды верно установили, что право собственности на спорный объект на основании Постановления Госсовета N 1745-6/14 принадлежит Республике Крым.
Право на предъявление виндикационного иска принадлежит собственнику или лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 ГК РФ).
Минкультуры Крыма, предъявляя виндикационный иск, указало на нахождение истребуемого имущества у него в ведении на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от 25.09.2014 N 986-р, который разрешил вопрос о подведомственности Дома творчества имени художника К.А.Коровина, тогда как из текста распоряжения невозможно установить, в качестве чего - объекта недвижимости, памятника культуры и т.п. поименованный объект передается в ведение указанному министерству.
Таким образом, учитывая вышеизложенные правовые нормы и принимая во внимание отсутствие доказательств наличия у Минкультуры Крыма права на предъявление исков в интересах Республики Крым или доказательства наличия у него законного вещного права, права владения на истребуемое имущество, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства культуры Республики Крым.
Вместе с тем, исходя из положений части 4 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", пункта 1 Указа Главы Республики Крым от 03.09.2014 N 242-У "Об уполномоченном органе", пункта 5.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 157, суды верно указали, что право на предъявление виндикационного иска в защиту прав и законных интересов Республики Крым принадлежит Минимуществу Крыма.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в суд с самостоятельным иском 11.05.2017.
Оценивая обстоятельства дела, суды верно указали, что о нарушении прав Минимуществу Крыма стало известно в ходе инвентаризации спорного имущества, а именно, в результате недопуска комиссии для инвентаризации истребуемого имущества во исполнение приказа Минкультуры Крыма от 24.11.2014 N 58 "О проведении инвентаризации имущества Дома творчества имени художника К.А. Коровина" и распоряжения Совета Министров Республики Крым от 25.09.2014 N 986-р, о чем составлен акт от 26.11.2014.
Таким образом, учитывая, что к искам об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, суды, руководствуясь статьями 195, 196, 200 Гражданского кодекса РФ и пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", правомерно указали, что Минимуществом Крыма срок исковой давности не пропущен.
Ссылка НСХУ об отсутствии по адресу: г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Чехова, д. 1 двух из пяти зданий, а именно литеры В, корпус спальный площадью 264,3 кв.м и литеры Б, корпус спальный площадью 176,1 кв.м., в отношении которых Минимущество Крыма заявлен иск, судами правомерно не принята во внимание, ввиду следующего.
Из материалов дела видно и не оспаривается сторонами, что основанием возникновения права собственности на спорное имущества у НСХУ являлось свидетельство от 20.10.1999 П-578, в котором, в свою очередь, содержится ссылка на акт приема-передачи от 20.10.1999, где указаны все пять объектов недвижимости.
При этом, как верно отметили суды, составление технического паспорта на нежилые строения по переулку Ленинградскому, д. 1 в пгт. Гурзуф, не означает, что литеры В, корпус спальный площадью 264,3 кв.м и Б, корпус спальный площадью 176,1 кв.м., выбыли из владения НСХУ и ООО "Дом творчества имени художника К.А. Коровина", поскольку они находятся на едином земельном участке N 1, площадью 0,1972 га в пгт. Гурзуф по ул. Чехова, д. 1, предоставленном в постоянное пользование (Государственный акт на право постоянного пользования землей) и переданном НСХУ по акту приема-передачи от 20.10.1999.
Указанное подтверждается сведениями о размерах земельных участков, указанных в названных выше технических паспортах: 1 243 кв.м.+ 729 кв.м. = 1 972 кв.м., при этом, доказательств разделения земельного участка в материалы дела не представлено.
Более того, в техническом паспорте на объекты по переулку Ленинградскому, д. 1 в пгт. Гурзуф литер Б, площадью 176,1 кв.м. (основная) указан в экспликации нежилых помещений, а литер В, корпус спальный площадью 264,3 кв.м. указан в акте приема-передачи от 14.01.2015, составленном на основании приказа НСХУ от 14.01.2015 N 3, при этом то обстоятельство, что в последующем приказе НСХУ от 19.01.2015 N 4, а также в акте приема-передачи недвижимого имущества от 19.01.2015 и Приложению к акту N 1 литер В, корпус спальный площадью 264,3 кв.м., уже не указан, не может служить основанием для отказа в этой части в иске, поскольку доказательств его ликвидации не представлено.
На основании изложенного, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Иные доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2018 по делу N А83-689/2016 - оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.