г. Калуга |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А62-1763/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Якимова А.А.
судей Бутченко Ю.В. Ермакова М.Н.
при участии в деле от:
общества с ограниченной ответственностью "Радиус" Фоминой Л.И. (доверенность от 09.01.2019, сроком действия до 31.12.2019)
в отсутствии участвующих в деле: Смоленской таможни, общества с ограниченной ответственностью "Командор", общества с ограниченной ответственностью "Фидконсалт",
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Радиус" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.06.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2018 по делу N А62-1763/2018
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Радиус" (далее - ООО "Радиус", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне, в котором просило признать недействительным решение от 26.01.2018 N 1011300260118/009-р в части, касающейся ДТ N 10113110/050417/0039423 (товары N 1, 2), 10113110/090317/002624 (товары N 1, 2, 3, 4), 10113110/100217/0013972 (товары N 1, 2), 1013110/140717/0089232 (товар N 1), 1013110/160617/0074512 (товар N 1), 1013110/180817/0107956 (товары N 1, 2, 3, 4), 1013110/200317/0030713 (товары N 1, 2), 1013110/280617/0080562 (товар N 1), 1013110/060617/0069021 (товар N 1); признать недействительным решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, от 15.02.2018; признать недействительными требования об уплате таможенных платежей от 20.03.2018 N 10113000/Тр2018/0000670, 10113000/Тр2018/0000672, 10113000/Тр2018/0000676, 10113000/Тр2018/0000678, 10113000/Тр2018/0000682, 10113000/Тр2018/0000684, 10113000/Тр2018/0000686, 10113000/Тр2018/0000688, 10113000/Тр2018/0000694 (с учетом уточнения требований) (далее - требования).
Дела N А62-3164/2018 и N А62-4656/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с делом N А62-1763/2018.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.06.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2018 в удовлетворении заявлений отказано.
Не согласившись с решением суда, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, заявитель подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов ссылается на то, что ввозимые кормовые добавки "Mecovit", "Aviplus", "Relys", "Timet" классифицируемые в товарной подсубпозиции 2309 90 990 9 (в 2016 году) 2309 90 960 9 ТН ВЭД ЕАЭС код ОКП 92 9141 (код ОКПД 10.91.10.230) могут быть непосредственно использованы для кормления животных и являются готовым продуктом согласно заявленному коду ТН ВЭД и ОКП (ОКПД), а также попадают как в Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, так и в Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества устно дополнила, что знает о сложившейся судебной практике в области таможенного регулирования спорной продукции, сформированной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 24.12.2018 N 310-КГ18-21158 и от 06.08.2018 N 303-КГ18-10893, однако полагает, что практика иных таможенных постов отличается от сложившейся и другие таможни допускают ввоз товара по налоговой ставке 10 процентов.
От таможни в суд округа поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд кассационной инстанции полагает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, по следующим основаниям.
Как установлено судами на основании материалов дела, в период с сентября 2016 года по август 2017 года на Смоленском таможенном посту (ЦЭД) Смоленской таможни от имени и по поручению декларанта ООО "Фидконсалт" (далее - декларант), ООО "Радиус" и ООО "Командор" по процедуре выпуска для внутреннего потребления осуществили декларирование товаров, классифицированых декларантом в под субпозиции 2309 90 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС в 2016 году, 2309 90 960 9 ТН ВЭД ЕАЭС в 2017 году, НДС рассчитан декларантом и уплачен по ставке 10%.
В соответствии со ст.24 Федерального закона РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Смоленской таможней инициировано проведение ведомственного контроля, по результатам которого таможней принято Решение N 10113000/260118/009-р от 26.01.2018 об отмене в порядке ведомственного контроля несоответствующих требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений Смоленского таможенного поста (ЦЭД) о подтверждении правильности исчисления и уплаты НДС по ставке 10% в отношении перечисленных выше товаров.
На основании решения от 26.01.2018, вынесенного в порядке ведомственного контроля, Смоленской таможней 15.02.2018 приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях (в котором указана, в том числе разница между НДС, рассчитанным по ставке 18% и 10%), подлежащая довзысканию по каждой ДТ).
На основании статьи 55, пункта 4 статьи 405 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза солидарно с декларантом (ООО "Фидконсалт") ООО "Радиус" и ООО "Комондор" выставлены требования об уплате таможенных платежей от 20.03.2018.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что спорные кормовые добавки не являются продуктом, используемым в качестве готового корма для животных, и не могут быть отнесены ни к "Продуктам, используемым для кормления животных" раздела "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" перечня ТН ВЭД ЕАЭС, ни к продовольственным товарам, облагаемым по налоговой ставке в размере 10 % (зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы), указанным в пункте 2 статьи 164 НК РФ, применение к нему ставки НДС 10 % является неправомерным.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на кассационную жалобу, Арбитражный суд Центрального округа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 77 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС, действовавший на момент регистрации рассматриваемых ДТ) для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации декларации на товары, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза (в зависимости от классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации на территории Российской Федерации отдельных продовольственных товаров.
При реализации на территории Российской Федерации продовольственных товаров, в том числе зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов. При этом коды видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 10 процентов, определяются Правительством Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 164 НК РФ, определяющем перечень товаров, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке 10%, кормовые добавки прямо не поименованы.
В развитие приведенной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утверждены Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации и Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень).
Таким образом, Правительством Российской Федерации определены различные перечни продукции, подлежащие налогообложению по ставке НДС в размере 10 процентов, применяемые соответственно при реализации и при ввозе товаров. Право Правительства Российской Федерации на определение таких перечней товаров (коды видов продукции) при ввозе на территорию Российской Федерации, налогообложение которых производится по ставке 10 процентов, прямо предусмотрено в последнем абзаце пункта 2 статьи 164 НК РФ.
В соответствии с Примечанием 1 к Перечню для целей настоящего приложения следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.
Таким образом, ставка НДС в размере 10% применяется при условии, что и наименование, и код ТН ВЭД ЕАЭС ввозимого товара включены в Перечень. В иных случаях ставка НДС применяется в размере 18%.
Ввезенные товары классифицированы декларантом в подсубпозиции 2309 90 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС в 2016 году, 2309 90 960 9 ТН ВЭД ЕАЭС в 2017 году, НДС рассчитан декларантом и уплачен по ставке 10%.
Вместе с тем, для применения в отношении ввезенного товара ставки НДС в размере 10% в силу Примечания 1 необходимо его соответствие Перечню как по коду ТН ВЭД ЕАЭС, так и по наименованию. При этом данный Перечень является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.
Исходя из изложенного, пониженная ставка НДС подлежит применению в отношении не всех товаров товарной позиции 2309 90 ТН ВЭД ЕАЭС, а лишь товаров указанной товарной позиции, которые относятся к зерну, комбикормам, кормовым смесям, зерновым отходам и являются продуктами, используемыми для кормления животных, либо относятся к кормам вареным, используемым в кормлении животных.
В рассматриваемом случае суд принимает во внимание, что в группу 23 ТН ВЭД ЕАЭС включаются готовые корма для животных. Согласно Примечанию к группе 23 ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки. В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС (утв. Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4) в товарную позицию 2309 ТН ВЭД ЕАЭС включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ.
В то же время возможность отнесения ввезенных товаров к готовым продуктам в том смысле, который придается данному понятию положениями ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснений к товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС, не означает наличие оснований для применения льготной ставки НДС.
По смыслу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ, согласно которому ставка НДС 10% применяется в отношении зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, в данном случае с учетом Постановления N 908 под готовыми продуктами понимаются продукты, предназначенные непосредственно для кормления животных, то есть для использования в чистом виде в качестве корма для животных (самостоятельного источника питания).
Кормовые добавки в НК РФ и Перечне прямо не поименованы, из положений ТН ВЭД ЕАЭС следует, что кормовая добавка - это не готовый продукт, предназначенный непосредственно для кормления животных, а готовый продукт, предназначенный для дополнения (сбалансирования) хозяйственных кормов для животных.
Ввезенные ООО "ФИДКОНСАЛТ" кормовые добавки не могут быть включены в раздел "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня ТН ВЭД ЕАЭС "Продукты используемые для кормления животных", так как основная цель таких продуктов является сбалансирование кормов для животных (повышение сохранности, продуктивности и воспроизводительных функций животных, оптимизация процессов пищеварения у животных). Кормовые добавки не являются готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, предназначенным для обеспечения сельскохозяйственного животного всеми питательными элементами, необходимыми для создания рационального и сбалансированного повседневного рациона, т.е. не является полноценным кормом.
Согласно товаросопроводительным документам кормовые добавки "Мековит", "Авиплюс", "Релис", "Таймет" предназначены для повышения сохранности, продуктивности и воспроизводительных функций коров, овец, коз, оптимизации процессов у сельскохозяйственной птицы, подмешиваются в корм сельскохозяйственным животным и птицам.
Данные товары отличаются от кормовых смесей и комбикормов, поскольку имеют различное назначение и область применения, что в свою очередь влияет на размер налоговой ставки для исчисления НДС.
Согласно ГОСТ 23153-78 "Кормопроизводство. Термины и определения", а также ГОСТ Р 52812-2007 "Смеси кормовые. Технические условия" кормовая смесь - набор кормов, предназначенный для эффективного использования рационов животными. Кормовые смеси вырабатываются из измельченных зерновых отходов и побочных продуктов хлебоприемных, мукомольных и крупяных предприятий с добавлением измельченного кормового зерна и минеральных компонентов, а также допускается использование побочных продуктов масложировой и сахарной промышленности.
В соответствии с ГОСТ Р 51848-2001 "Продукция комбикормовая термины и определения" комбикорм, комбикормовая продукция представляет собой однородную смесь различных кормовых средств, предназначенную для скармливания животным конкретного вида, возраста и производственного назначения.
Зерновые отходы согласно Приложению "А" ГОСТа Р 54096-2010 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Взаимосвязь требований Федерального классификационного каталога отходов и Общероссийского классификатора продукции" - это отходы от механической очистки зерна.
Для каждого из данного вида продукции разработан и утвержден соответствующий ГОСТ.
Согласно положений статьи 2 Технического регламента "Требования к безопасности кормов и кормовых добавок", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.03.2008 N 263 (применяемого на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 N 132), кормовая добавка представляет собой вещества органического, минерального и (или) синтетического происхождения, используемые в качестве источников недостающих питательных и минеральных веществ и витаминов в рационе животных.
Таким образом, нормативно закреплено разграничение таких товаров как корма/комбикорма/кормовая смесь и кормовая добавка, поскольку последняя не является готовым кормом либо готовым продуктом, используемым исключительно для кормления животных. Фактически кормовая добавка является ингредиентом для производства продукта, используемого для кормления сельскохозяйственных животных.
Таким образом, напрямую для кормления сельскохозяйственных животных и птиц указанные виды продукции не используются, а применяются для повышения продуктивности и сохранности кормов, а также для балансирования рационов основных кормов, а значит не может быть использована в качестве самостоятельного источника питания животных без использования других кормов.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 24.12.2018 N 310-КГ18-21158, от 06.08.2018 N 303-КГ18-10893.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с оценкой установленных судами обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебных актов.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения судов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы составляют 1500 рублей и относятся на заявителя.
Заявителем в материалы дела представлено два платежных поручения на общую сумму 3000 рублей.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 12.12.2018 N 4139 сумма в размере 1500 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Радиус" из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.06.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2018 по делу N А62-1763/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Радиус" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 12.12.2018 N 4139 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Якимов |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положений статьи 2 Технического регламента "Требования к безопасности кормов и кормовых добавок", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.03.2008 N 263 (применяемого на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 N 132), кормовая добавка представляет собой вещества органического, минерального и (или) синтетического происхождения, используемые в качестве источников недостающих питательных и минеральных веществ и витаминов в рационе животных.
...
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы составляют 1500 рублей и относятся на заявителя."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 января 2019 г. N Ф10-5935/18 по делу N А62-1763/2018
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5935/18
13.09.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5435/18
25.07.2018 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-1763/18
27.06.2018 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-1763/18