Заключение
Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по проекту федерального закона N 86863-4 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 год" (внесен Правительством Российской Федерации)
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 год" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год".
Статья 1 законопроекта предусматривает сохранение на 2005 год порядка уплаты страховых взносов и размеров страховых тарифов, действовавших в 2001 году и продленных соответствующими Федеральными законами на 2002, 2003 и 2004 годы, т.е. продолжение действия статей 1 и 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год".
Таким образом, сохраняется 22 страховых тарифа (от 0,2 до 8,5 процента), дифференцированных по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Сохраняется также льгота по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленная в 2001 году и продленная на 2002, 2003 и 2004 годы.
Указанная льгота предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 60 процентов от размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 проекта закона в части начисленных по всем основаниям, независимо от источников финансирования, выплат в денежной и (или) натуральной форме (включая, в соответствующих случаях, вознаграждения по гражданско-правовым договорам) в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп, что позволит работодателям активнее привлекать инвалидов к Общественно-полезному труду и использовать данную категорию населения в трудовом процессе.
Статьей 3 Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" Фонду социального страхования Российской Федерации было предоставлено право направлять до 20% сумм страховых взносов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, мероприятия по охране труда и финансирование санаториев-профилакториев и медицинских учреждений, находящихся в собственности страхователей. Аналогичная статья была установлена в Федеральных законах о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002, 2003 и 2004 годы.
В проекте федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 год" статья, предусматривающая финансирование превентивных мероприятий, отсутствует. При этом финансирование расходов на указанные цели предусмотрено статьей 15 проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год", разрешающей Фонду социального страхования Российской Федерации принимать в 2005 году решения о направлении до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных страхователем в Фонд за 2004 год, за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у данного страхователя в 2000-2004 годах, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этого страхователя, включая финансирование периодических медицинских осмотров и профилактического лечения, в том числе санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
При этом указанное выше финансирование осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Предлагается Правительству РФ представить ко второму чтению законопроекта о бюджете Фонда социального страхования РФ на 2005 г. проект Правил частичного финансирования превентивных мер на 2005 г.
Статья 2 законопроекта устанавливает, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются по видам экономической деятельности, что противоречит статье 1, продлевающей на 2005 год порядок уплаты страховых взносов, установленных на 2001 год, т.е. дифференцированных по группам отраслей (подотраслей) экономики.
Указанное противоречие может быть устранено в процессе подготовки рассматриваемого законопроекта ко второму чтению с учетом рассмотрения и принятия во втором чтении проекта федерального закона N 32600-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", внесенного депутатами Государственной Думы Дубровским В.Н., Еремеевым О.В., Скочем А.В. и предусматривающего перевод классификации профессиональных рисков от отраслей (подотраслей) экономики к видам экономической деятельности.
Данное обстоятельство отмечено также в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект от 13.09.2004 за N вн 2.2-1/2990.
Укрупненные макроэкономические расчеты, как свидетельствует финансово-экономическое обоснование законопроекта, подтверждают финансовую обеспеченность обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2005 году.
Однако законопроект внесен в Государственную Думу без приложения Правил (или проекта Правил) отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, предусмотренных частью третьей ст. 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", что не позволяет оценить достаточность сумм поступлений. Хотя именно расчет ставок страховых тарифов по видам экономической деятельности, соотнесенным к соответствующим классам профессионального риска, позволил бы подтвердить макроэкономические расчеты и достаточность сумм поступлений по данному виду страхования для выполнения всех обязательств перед застрахованными.
В связи с этим предлагается Правительству РФ представить в Государственную Думу ко второму чтению проект Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска и соответствующие расчеты.
Необходимо отметить, что соисполнители: Комитет по бюджету и налогам и Комитет по охране здоровья поддерживают концепцию рассматриваемого законопроекта. Несмотря на то, что замечания, представленные в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, носят принципиальный характер, они могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
В связи с изложенным, Комитет по труду и социальной политике поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом высказанных замечаний и предложений по доработке ко второму чтению.
Председатель |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.