Заключение Комитета Государственной Думы по охране здоровья
от 30 сентября 2004 г. N 19 по проекту федерального закона N 86864-4 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год"
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 86864-4 внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 26 августа 2004 года.
Доходная и расходная части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год существенно изменились по сравнению с бюджетами предыдущих лет.
Впервые в 2005 году доходы бюджета Фонда будут формироваться не только за счет налогов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда, но и средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами и на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Среди важных решений, отразившихся на формировании бюджета Фонда - принятие Федерального закона от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации", вступающего в силу с 2005 года.
В соответствии с указанным законом с 1 января 2005 года ставка единого социального налога в части, зачисляемой в Федеральный фонд ОМС, составит 0,8 процента (в настоящее время эта ставка составляет 0,2 процента).
Доходы и расходы ФОМС предусмотрены в сумме 88 991,7 млн. рублей (напомним, что на 2004 год доходы Фонда были установлены в сумме 6 406,2 млн. руб., расходы - 6 391,2 млн. руб.).
Предусматриваемые в бюджете Фонда доходы от единого социального налога # объеме 34 580,0 млн. рублей (39,0% от доходов) рассчитаны исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду оплаты труда на 2005 год в сумме 5050,0 млрд. рублей и в соответствии с изменениями налогового законодательства, предусматривающими увеличение ставки единого социального налога в части, зачисляемой в Фонд, с 0,2 процентов до 0,8 процентов. Среднегодовой коэффициент сбора единого социального налога предусмотрен в размере 0,96.
В соответствии с федеральным бюджетом на 2005 год предусмотрена передача Федеральному фонду обязательного медицинского страхования средств в сумме 53791,7 млн. руб., из которых 50 791,7 млн. руб. планируется направить на реализацию "социального пакета" в части обеспечения льготных категорий граждан лекарственными средствами и 3 000,0 млн. руб. - на субсидии на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей). Указанные средства составляют 60,4% от доходов ФОМС. Однако, как отмечено в заключении Счетной палаты по проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования", Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской от 11 сентября 1998 года N 1096 и Уставом Фонда не предусматривается осуществление Фондом функций по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.
В связи с изменением доходной части бюджета ФОМС в 2005 году изменятся и его расходы.
Основную часть собственных доходов Фонда - 30 628,5 млн. руб. предусматривается направить на выделение дотаций территориальным фондам обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (27 628,5 млн. руб.) и субсидий на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в сумме 3 000,0 млн. рублей.
В приложении 4 к законопроекту предусматривается утверждение распределения дотаций и субсидий Федерального фонда ОМС по каждому территориальному фонду, что делает бюджет Фонда более прозрачным.
Следует отметить, что системе обязательного медицинского страхования не компенсированы выпадающие доходы в связи со снижением ставок единого социального налога. По разным оценкам эта сумма составляет от 16 до 29 млрд. рублей. Несмотря на то, что в бюджет ФОМС из федерального бюджета будут переданы значительные суммы - они носят строго целевой характер (лекарственное обеспечение льготных категорий) и не отразятся на финансировании Базовой программы ОМС.
Резкое снижение ставки ЕСН, зачисляемой в территориальные фонды ОМС (с 3,4 процента до 2,0 процентов), и последующее за этим сокращение поступлений денежных средств в указанные фонды ставит перед Федеральным фондом ОМС трудную задачу - даже при четырехкратном увеличении ставки ЕСН, зачисляемой в этот Фонд, полностью компенсировать территориальным фондам выпадающие доходы он не сможет. Дефицит Базовой программы ОМС ежегодно растет. Судя по представленным Правительством Российской Федерации расчетам к законопроекту, в 2005 году условно-расчетный дефицит Базовой программы ОМС в целом по Российской Федерации составит 103 млрд. руб. Федеральный фонд ОМС сможет компенсировать территориям путем дотаций только 27,6 млрд. рублей от указанной суммы. Если дефицит стоимости Базовой программы ОМС будет сохранен, то его следствием неизбежно станут ухудшение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи населению, рост задолженности по заработной плате медицинским работникам.
В бюджете Фонда предусмотрены субсидии территориальным фондам на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в сумме 6 млрд. рублей. Из них 3 млрд. рублей поступят в Фонд за счет средств федерального бюджета и 3 млрд. рублей за счет собственных доходов Фонда. Распределяться указанные суммы будут по разным правилам, хотя, на наш взгляд, можно было бы применить для распределения указанных субсидий по территориям единый подход. Выделение субсидий территориальным фондам на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) за счет собственных доходов Фонда предусматривается осуществлять по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Субсидии на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), перечисляемые из федерального бюджета в сумме 3 000,0 млн. рублей, в приложении 4 к законопроекту распределены по субъектам Российской Федерации исходя из численности детей и коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги.
Статьей 9 законопроекта предусматривается наделение Фонда правом направлять средства, фактически поступившие в счет погашения задолженности по отмененным налогам и сборам, на реализацию мер по охране материнства и детства в размере 340 млн. рублей. Указанные расходы планируется направить на приобретение лекарственных средств детям с онкологическими заболеваниями, а также на оснащение медицинским оборудованием перинатальных центров и отделений.
Нормированный страховой запас на 2005 год запланирован в сумме 4085,0 млн. рублей. Это превышает максимальную сумму средств, которая может быть направлена на указанные цели в соответствии с Положением о порядке формирования и расходования нормированного страхового запаса.
Финансирование расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами будет осуществляться по правилам, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В материалах к законопроекту не представлен перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год".
Уже сейчас от законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступают предложения, направленные на совершенствование методических подходов к распределению средств ФОМС, направляемых регионам на дотации на выполнение территориальных программ ОМС. В связи с этим Комитет предлагает создать рабочую группу по доработке методических подходов к распределению указанных дотаций ко второму чтению законопроекта.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рекомендует одобрить концепцию законопроекта и принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.