Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам
от 12 октября 2004 г. по проекту федерального закона N 86864-4 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 86864-4 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2005 год сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями действующего налогового, бюджетного законодательства и нормами, вступающими в силу с 1 января 2005 года, а также проектом новой бюджетной классификации Российской Федерации.
Доходы Фонда в 2005 году предусматриваются в сумме 88,99 млрд. рублей с ростом к утвержденному уровню 2004 года в 13,8 раз, расходы также составят 88,99 млрд. рублей. Бюджет Фонда сбалансирован.
Следует отметить, что новая бюджетная классификация не предусматривает отражение остатков бюджетных фондов на начало и конец финансового года, а только их увеличение или уменьшение за год. В представленных с законопроектом материалах отсутствует информация об ожидаемых остатках средств Фонда на начало и конец года. В целях сохранения "прозрачности" бюджета Фонда и наиболее полного контроля за его исполнением, Комитет считает целесообразным сохранение кодов классификации источников внутреннего финансирования дефицитов, по которым отражаются остатки средств бюджета Фонда на начало и конец года.
Доходы Фонда в 2005 году формируются за счет поступлений налогов, а также поступления недоимок, пеней и штрафов.
Впервые в 2005 году предусматривается передача Фонду средств федерального бюджета:
на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами (в рамках "социального пакета") в сумме 50791,7 млн. рублей;
на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в сумме 3000,0 млн. рублей.
Таким образом, структура доходной части бюджета Фонда значительно изменилась: собственные доходы Фонда составляют 39,6%, а средства, поступающие из федерального бюджета - 60,4%.
В составе расходов Фонда в 2005 году предусмотрено финансирование:
выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования 27,63 млрд. руб. за счет средств Фонда и 3,0 млрд. руб. за счет субсидий из федерального бюджета с распределением по субъектам Российской Федерации согласно приложению 4;
обязательного медицинского страхования неработающего населения (детей) 3,0 млрд. руб. в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами 50,8 млрд. руб. в порядке, который должен быть утвержден до 01.01.2005 г.
При рассмотрении расходов Фонда обращает на себя внимание значительный рост расходов на содержание аппарата (176% к утвержденному уровню 2004 года) и на переподготовку и повышение квалификации (250% к утвержденному уровню 2004 года). Комитет считает необходимым представление расчетов по обоснованию такого увеличения финансирования на обеспечение деятельности Фонда и их уточнение при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Кроме того, необходимо отметить, что, передавая Фонду средства на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, федеральный бюджет не передает средства на осуществление этой функции, что может привести к отвлечению на эти цели страховых средств и их нецелевому использованию.
Статьей 10 законопроекта предусматривается, что остатки средств Фонда в размере, превышающем сумму остатков на 1 января 2005 года, утвержденных бюджетом Фонда на 2004, а также поступления доходов сверх утвержденных бюджетом Фонда на 2005 год, направляются на дотации территориальным фондам обязательного медицинского страхования. Остаток средств Фонда на 1 января 2005 года утвержден в размере 25,0 млн. рублей. Законопроектом не предусматривается использование остатка средств Фонда, также не предусматриваются# и поступление доходов от размещения данных свободных средств.
Следует отметить, что приложения к законопроекту нуждаются в уточнении в части приведения наименований применяемых кодов бюджетной классификации и их расположения в соответствие с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год" к принятию в первом чтении.
Председатель комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.