Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам
от 12 октября 2004 г. по проекту федерального закона N 86861-4 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год"
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями действующего пенсионного, налогового, бюджетного законодательства и нормами, вступающими в силу с 1 января 2005 года, а также проектом новой бюджетной классификации Российской Федерации. Вместе с тем, в нарушение статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации правовой статус Фонда федеральным законом не определен. Комитет считает, что необходимо ускорить рассмотрение законопроекта, устанавливающего правовой статус Фонда, порядок его создания, деятельности и ликвидации.
Следует отметить, что новая бюджетная классификация не предусматривает отражение остатков бюджетов фондов, а также размера финансового резерва, на начало и конец финансового года, а только их уменьшение или увеличение за год и наименование кода классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов "Остатки средств бюджетов" фактически не отражают сущности произведенных изменений и логичнее было бы назвать его "Изменение остатков средств бюджетов".
В целях сохранения "прозрачности" бюджета Фонда и наиболее полного контроля за его исполнением считаем целесообразным сохранение кодов классификации источников внутреннего финансирования дефицитов, по которым отражаются остатки средств бюджета на начало и конец года.
Кроме того, по мнению Комитета, в приложениях к законопроекту не должны приводится коды бюджетной классификации, по которым отсутствуют числовые показатели.
Структура доходной части бюджета Фонда в 2005 году значительно изменилась.
Обращает на себя внимание то, что уровень собираемости страховых взносов и ЕСН установлен на уровне 96%, взыскание задолженности - на уровне 5-6%.Поступления от недоимки, пени и штрафов по страховым взносам и единому социальному налогу, действовавшему до 01.01.2002, предполагаются в сумме 12,0 млрд. рублей или 11% от имеющейся задолженности.
В связи с изложенным, Комитет считает необходимым отметить, при формировании проекта бюджета Фонда на 2005 год не в полной мере использована возможность увеличения доходной части бюджета за счет усиления администрирования единого социального налога и страховых взносов и взыскания имеющейся задолженности.
Кроме того, в нарушение Федерального закона от 08.04.2002 г. N 35-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2000 год" Правительством Российской Федерации не установлен порядок реструктуризации задолженности федерального бюджета перед Фондом. По мнению Комитета, давно назрела необходимость в соответствии со статьями 17 и 18 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" разработать и представить в Федеральное Собрание Российской Федерации федеральные законы, определяющие порядок возмещения Фонду из федерального бюджета средств на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также порядок использования временных свободных средств Фонда.
Комитет считает необходимым внести изменения в приложение 2 к законопроекту, в котором "Средства единого социального налога, поступающие из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии" определены в размере 341 170 000,0 тыс. рублей, так как размер единого социального налога определен в размере 266,5 млрд. рублей, а недостающая часть финансовых средств, необходимая для обеспечения выплат по базовой части пенсии, составляет 74,67 млрд. рублей и направляется Фонду из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда (согласно статье 77 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год").
В целом средства федерального бюджета, передаваемые Фонду, составят в 2005 году 509,4 млрд. рублей или 43,27% всех доходов Фонда.
В соответствии с изменениями, внесенными в законодательные акты Федеральным законом от 22.08.04 N 122-ФЗ, Пенсионный фонд РФ обеспечивает ежемесячные выплаты ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, взамен ранее предоставляемых им льгот за счет федерального бюджета. Вместе с тем, выделение в данных объемах средств в сумме 0,76 млрд. рублей для осуществления Фондом ежемесячных выплат и социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы пока законодательно не утверждено. Комитет считает, что необходимые законопроекты должны быть внесены на рассмотрение Думы до принятия закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" в третьем чтении.
Расходы Фонда в 2005 году предполагается направить в сумме 959,1 млрд. рублей или 81,6% всех расходов на обеспечение обязательного пенсионного страхования, из них на выплату базовой части трудовой пенсии - 341,0 млрд. рублей (113,2% от уровня 2004 года), на страховую часть трудовой пенсии - 617,6 (114,4% от уровня 2004 года), млрд. рублей и пенсии, выехавшим за пределы РФ - 0,5 млрд. рублей.
В 2005 году предусматривается произвести увеличение базовой части трудовой пенсии с 1 апреля с 660 до 695 рулей (на 5,3%) и с 1 августа до 719 рублей (на 3,5%), что будет соответствовать индексации в целом за год на 8,9%.
Индексация страховой части трудовой пенсии предусмотрена с 1 апреля на 4,8% и с 1 августа на 6%, в целом индексация за год составит 11,1%.
В целом среднегодовой размер трудовой пенсии предполагается увеличить на 13,3% и превысить прожиточный минимум пенсионера на 5,4% (по действующей потребительской корзине).
Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с прогнозом социально-экономического развития темпы роста трудовой пенсии по сравнению с предыдущими годами замедляются (с 114,2% в 2004 году до 113,3% в 2005 году), соотношение среднегодового размера трудовой пенсии к среднемесячной заработной плате уменьшается (с 27,4% в 2004 году до 25,4% в 2005 году). Отдельного и самого пристального внимания заслуживает вопрос соотношения размера пенсии и прожиточного минимума.
Расходы Фонда на материально-техническое обеспечение текущей деятельности предусмотрены в сумме 14,71 млрд.руб. Комитет считает, что расшифровка и расчет данной суммы должны быть представлены Фондом до рассмотрения законопроекта во втором чтении.
С 2005 года предусматривает осуществление Фондом государственных функций в области социальной политики, расходы на это определены в сумме 101,5 млрд. рублей. Следует отметить, что в связи с отсутствием расчетов по данным выплатам и законодательным подтверждением обязательств Фонда в отношении Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, необходимо уточнить данные расходы при подготовке законопроекта ко второму чтению. При этом Комитет считает, что при расчете размеров субвенций из федерального бюджета на обеспечение ежемесячных денежных выплат некоторым категориям граждан необходимо учесть расходы Фонда на осуществление этой функции. Должен быть утвержден порядок финансирования указанных выплат.
По мнению Комитета, также давно назрел вопрос о проведении ежегодного аудита доходов и расходов Фонда, средства на проведение которого должны быть включены в расходы фонда. Комитет считает возможным рассмотреть этот вопрос при формировании проекта бюджета Фонда на 2006 год.
Непрограммные инвестиции в основные фонды в 2005 году предусмотрены в сумме 1235,8 млн.руб. Комитет считает, что до рассмотрения законопроекта во втором чтении Фонд должен представить пообъектное распределение указанной суммы.
За счет поступающих недоимок, пеней и иных санкций в сумме 12,0 млрд. рублей предполагается осуществить в 2005 году расходы на оказание адресной социальной помощи (1,4 млрд. рублей), дополнительной медицинской помощи (до 10,0 млрд. рублей), проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (до 0,1 млрд. рублей), мероприятий в области социальной политики (0,5 млрд. рублей). Все эти расходы не являются страховыми выплатами, в связи с чем Комитет считает недопустимым использовать на эти цели средства пенсионного страхования.
Кроме того, предусмотрены расходы на выплаты на основании вступивших в законную силу решений судов (в составе 500,0 млн.руб. по статье "Другие вопросы в области социальной политики"), по которым у Фонда возникают обязательства перед застрахованными лицами, в отношении которых страхователь не выполнил условия договора страхования, а именно не перечислил страховые взносы. Этот вопрос требует законодательного урегулирования.
Комитет считает, что в целях сокращения дефицита Фонда необходимо улучшить администрирование, повысить эффективность размещения свободных средств Фонда, оптимизировать расходы по доставке пенсий, ведению персонифицированного учета и рассылке уведомлений.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" к принятию в первом чтении с учетом доработки его при подготовке ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.