Письмо Счетной палаты РФ от 16 сентября 2004 г. N 14-154/14-1
Досье на проект федерального закона
Направляю Вам заключения Счетной палаты Российской Федерации на проекты федеральных законов: "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год", "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год", "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 год".
Указанные заключения рассмотрены на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 14 сентября 2004года (протокол N 28 (398).
Приложение: на 32 л. в 1 экз.
С.А. Агапцов
Заключение
Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год"
Общие положения
Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (далее - законопроект) сформирован в целях обеспечения в 2005 году гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2005 году" от 12 июля 2004 года, Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и другими нормативными правовыми актами.
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации". В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации" координацию деятельности ФСС осуществляет Минздравсоцразвития России.
Особенности и основные характеристики проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год"
Бюджет ФСС на 2005 год является консолидированным, включающим средства на обязательное социальное страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также субвенции федерального бюджета.
В представленном законопроекте сумма доходов ФСС на 2005 год (без учета остатка средств на начало года) составляет 180 860 662,6 тыс. рублей, или 113,0% к уровню 2004 года в действующих условиях и 103,3% в сопоставимых условиях. Расходы ФСС установлены в сумме 183 834 604,8 тыс. рублей, или 115,7% к ассигнованиям, утвержденным в бюджете Фонда на 2004 год в действующих условиях и 105,7% в сопоставимых условиях. Дефицит бюджета ФСС на 2005 год составляет 2 973 942,2 тыс. рублей.
Доходы ФСС по обязательному социальному страхованию предусмотрены законопроектом в сумме 145 387 235,4 тыс. рублей, расходы - 148 716 979,0 тыс. рублей. В соответствии с частью 3 статьи 1 законопроекта остатки средств ФСС в сумме 3 329 743,6 тыс. рублей будут направлены в 2005 году на покрытие дефицита средств ФСС по этому виду страхования.
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будут сформированы в сумме 35 473 427,2 тыс. рублей, расходы - 35 117 625,8 тыс. рублей.
Анализ соответствия проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным актам законодательства Российской Федерации
Проект бюджета ФСС сформирован в соответствии с Порядком разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 2005 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и перспективного финансового плана на период до 2007 года, Методическими материалами по формированию проектировок основных расходов федерального бюджета на 2005 год, Сценарными условиями социально- экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.
При подготовке законопроекта учитывались положения Федерального закона от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"; Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Следует отметить, что в последние годы сложилась практика, когда законопроекты о бюджетах ФСС на конкретный финансовый год включают положения и нормы, регулируемыми другими федеральными законами. Так, при наличии Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", регулирующего вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в законопроект включена статья 13, приостанавливающая на 2005 год действие пункта 1 статьи 11 вышеназванного Федерального закона в части определения размера единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и устанавливающая другие размеры единовременной страховой выплаты; статья 14, также устанавливающая иные размеры ежемесячной страховой выплаты.
Вопросы представления отсрочек (рассрочек) уплаты задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пеням регулируются также нормами федеральных законов о бюджетах ФСС. Так, в представленном законопроекте на 2005 год в статье 7 предполагается продлить действие статьи 10 Федерального закона от 11 февраля 2002 года N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" о порядке представления отсрочек (рассрочек) по уплате задолженности по страховым взносам и пеням.
До настоящего времени не исполнены требования статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части принятия федерального закона, определяющего правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации ФСС.
Доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
1. Структура доходов ФСС отражена в приложении 2 к законопроекту. Общий объем доходов ФСС (без учета остатка средств на начало года) определен в размере 180 860 662,6 тыс. рублей, или 113,0% к уровню 2004 года в действующих условиях и 103,3% в сопоставимых условиях, из них на обязательное социальное страхование - 145 387 235,4 тыс. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 35 473 427,2 тыс. рублей.
2. В представленном законопроекте предусмотрены поступления в доходы ФСС по коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации (далее - код) - 000 1 02 00000 00 0000 000) "Налоги и взносы на социальные нужды, пени и штрафы" в объеме 165 722 207,6 тыс. рублей, или 91,6% всех доходов.
Основным источником формирования доходов бюджета ФСС (72,7%) являются поступления единого социального налога (код - 000 1 02 01020 07 0000 110). В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации", вступающем в силу с 2005 года, снижен размер совокупной базовой ставки единого социального налога с 35,6% до 26,0%, при этом для единого социального налога, зачисляемого в ФСС налоговая ставка установлена на уровне 3,2% против 4% по действующему в 2004 году законодательству. В 2005 году в бюджете ФСС предусмотрены поступления этого налога в сумме 131 513 780,4 тыс. рублей, или 108,4% к уровню 2004 года в действующих условиях. В сумме этого налога учтены поступления в счет погашения задолженности по налогу (недоимка), пени и штрафы в размере 1 320 000,0 тыс. рублей. Объем поступлений этого налога рассчитан исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду заработной платы на 2005 год в сумме 5050,0 млрд. рублей (скорректированного на льготы и суммы, не подлежащие налогообложению) и среднегодового уровня сбора единого социального налога, предусмотренного в размере 97,0%. В сумме этого налога также учтена величина потерь, связанных с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов.
3. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (код 000 1 02 02050 07 0000 160), являющиеся основным источником формирования доходов ФСС по указанному виду социального страхования (96,4%), отражены в сумме 34 208 427,2 тыс. рублей, или 105,4% к уровню 2004 года и 96,4% в сопоставимых условиях. В общей сумме страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учтена сумма поступлений от взыскания недоимки по страховым взносам и пени в сумме 670 700,0 тыс. рублей.
Расчет отчислений в доходы ФСС страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 год произведен на основе фонда оплаты труда - 5050,0 млрд. рублей, сниженного на 3,57% за счет разницы сумм фонда оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы по этому виду страхования, начисленного в декабре 2004 года по отношению к декабрю 2005 года, и в связи с не начислением страховых взносов на некоторые виды оплаты труда и вознаграждений за труд по договорам гражданско-правового характера. Среднегодовой уровень сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят в размере 97,0% с учетом поступления в счет погашения задолженности по страховым взносам (недоимки). Расчетный среднеотраслевой страховой тариф на 2005 год определен в размере 0,71% (при установленном диапазоне размера страховых тарифов по отраслям экономики классам профессионального риска от 0,2% до 8,5%).
4. В соответствии со статьей 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доходы ФСС зачисляются поступления по коду 000 1 05 00000 00 0000 000 "Налоги на совокупный доход, пени и штрафы" в сумме 2 932 600,0 тыс. рублей, или 173,2% к утвержденным показателям в 2004 году. Из них: 1 529 800,0 тыс. рублей - поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 1 332 800,0 тыс. рублей - поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, 70 000 тыс. рублей - поступления единого сельскохозяйственного налога.
5. Поступления недоимки, пеней и штрафов по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации (код 000 1 09 08030 07 0000 140) определены в сумме 980 000,0 тыс. рублей, или 114,6% к уровню 2004 года. Эти средства предполагается получить в результате мобилизации просроченной задолженности страхователей по страховым взносам в ФСС, сложившейся на 1 января 2001 года.
6. В представленном законопроекте в доходах бюджета ФСС учтены доходы, полученные от размещения временно свободных средств ФСС, сформированных за счет поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (код - 000 1 11 02062 07 0000 120) в сумме 330 000,0 тыс. рублей, а также доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении ФСС (в части реализации основных средств по указанному имуществу (код - 000 1 14 02070 07 0000 410) в сумме 800,0 тыс. рублей.
7. Прочие неналоговые доходы определены в законопроекте в сумме 1 172 000,0 тыс. рублей (код - 000 1 17 00000 01 0000 000). Из них: поступления в доходы бюджета ФСС капитализированных платежей предприятий (код 000 1 17 04000 01 0000 180) в сумме 920 000,0 тыс. рублей, или 119,5% к уровню 2004 года и прочие неналоговые поступления в ФСС (код - 000 1 17 06020 07 0000 180) в сумме 252 000,0 тыс. рублей.
8. По группе доходов "Безвозмездные поступления" (код 000 2 00 00000 00 0000 000) предусмотрены средства федерального бюджета, перечисляемые ФСС в сумме 9 723 055,0 тыс. рублей. Из них: средства федерального бюджета, перечисляемые ФСС на выплату пособий гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, определены в сумме 153 600,0 тыс. рублей и средства федерального бюджета, передаваемые ФСС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, планируется направить в 2005 году в сумме 9 569 455,0 тыс. рублей.
Расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
1. Структура расходов ФСС приведена в приложении 3 к законопроекту. Общая сумма расходов предусмотрена в объеме 183 834 604,8 тыс. рублей, или 115,7% к ассигнованиям, утвержденным в бюджете ФСС на 2004 год в действующих условиях и 105,7% в сопоставимых условиях, из них на обязательное социальное страхование - 148 716 979,0 тыс. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 35 117 625,8 тыс. рублей.
2. Законопроект бюджета сформирован с учетом применения метода бюджетного планирования, основным принципом которого является гарантированное обеспечение действующих расходных обязательств с учетом их сокращения в связи с реформированием налоговой системы.
Структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: 0100 "Общегосударственные расходы" в сумме 3 310,0 тыс. рублей (0,002% общего объема расходов ФСС), 0700 "Образование" - 12 954 675,9 тыс. рублей (7,047%), 1000 "Социальная политика" 170 876 618,9 тыс. рублей (92,951%).
3. Затраты ФСС по разделу "Общегосударственные расходы" предусмотрены в законопроекте в сумме 3 310,0 тыс. рублей на уплату ежегодного членского взноса в МАСО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2002 года N 891 "Об участии ФСС в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения".
4. В законопроекте бюджета ФСС по разделу "Образование" предусмотрены средства по виду расходов 452 "Оздоровление детей и подростков" в сумме 12 561 475,9 тыс. рублей, или 97,0% планируемого объема расходов по этому разделу (108,6% к расходам 2004 года в действующих условиях, 99,3% в сопоставимых условиях).
По виду расходов 482 "Мероприятия в области социальной политики" предусматривается сумма 393 200,0 тыс. рублей. Из этой суммы в соответствии со статьей 16 законопроекта передается 355 000,0 тыс. рублей Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации для осуществления мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных граждан, указанных в подпункте 12 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
5. Затраты ФСС, связанные с финансированием расходов в связи со страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования отражены по разделу 10 "Социальная политика" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Основным видом расходов ФСС на 2005 год (66,5%) остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию. На их финансирование предполагается направить 122 304 401,5 тыс. рублей (без учета субвенций федерального бюджета), или 109,9% к ассигнованиям на эти цели по бюджету ФСС на 2004 год. Большая часть этих средств (88,6%) будет израсходована на выплату пособий по временной нетрудоспособности (включая страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, беременности и родам) - 108 312 060,5 тыс. рублей. Это составит 110,3% к данному виду расходов по бюджету ФСС на 2004 год.
Пунктом 2 статьи 8 законопроекта установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 12480 рублей.
Расходы ФСС на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам на 2005 год предусмотрено осуществлять в соответствии с частью 1 статьи 8 законопроекта с третьего дня временной нетрудоспособности до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности с сохранением за первые два дня нетрудоспособности среднего заработка за счет работодателя. Эта норма устанавливается в 2005 году до принятия федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти", прошедшего всего лишь первое чтение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Введение данного порядка оплаты листков нетрудоспособности позволит по расчетам ФСС снизить расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Кроме того, введение вышеназванной нормы - оплаты первых дней нетрудоспособности в размере среднего заработка за счет работодателя, негативно отразится на росте затрат на производство продукции.
Вместе с тем следует отметить, что в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2005 году" подчеркивается, что снижение эффективной ставки единого социального налога призвано обеспечить повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес.
5.1. Расчет средств на выплату пособий (пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие при усыновлении ребенка, оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами и социального пособия на погребение) произведен исходя из действующих норм и составляет 13 992 341,0 тыс. рублей, или 106,9% к уровню 2004 года.
5.2. Подпунктом 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусматривается страховое обеспечение по виду обязательного социального страхования "Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей". Вместе с тем при финансировании этого вида страхования в законопроекте предусматриваются ассигнования в сумме 1500 000,0 тыс. рублей на оплату полной стоимости 79450 путевок для застрахованных только на долечивание (не на лечение) в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения по перечню заболеваний, утвержденному Правительством Российской Федерации. При условии, когда средства выделяются на оплату путевок только на долечивание, страховщик не в полной мере исполняет свои обязательства перед застрахованными лицами по этому виду обязательного социального страхования.
5.3. На финансирование затрат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предполагается направить 35 117 625,8 тыс. рублей. В том числе на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 1 644 412,0 тыс. рублей или 113,4% к уровню этих затрат по бюджету ФСС на 2004 год; единовременные страховые выплаты - 492383,8 тыс. рублей, или 92,3%; ежемесячные страховые выплаты - 23 626 806,0 тыс. рублей, или 113,5%; расходы по доставке и пересылке страховых выплат - 434 145,4 тыс. рублей, или 100,2%; затраты на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - 4 478 800,0 тыс. рублей, или 116,8 процентов.
5.4. По виду расходов 089 "Аппарат органов управления государственных внебюджетных фондов" в законопроекте предусматривается сумма 7 412 627,2 тыс. рублей, включающая все расходы ФСС по центральному аппарату, по региональным отделениям ФСС, связанные с осуществлением обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6. Разработка законопроекта осуществлялась в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации". Вместе с тем по некоторым позициям бюджета неправильно отражены коды бюджетной классификации. Так, в приложении 2 к законопроекту по группе налогов "Доходы" (код бюджетной классификации Российской Федерации 000 1 00 00000 00 0000 000), "Налоги и взносы на социальные нужды" (код - 000 1 02 00000 00 0000 000), "Налоги на совокупный доход" (код - 000 1 05 00000 00 0000 000) и т.д. неправильно применены шифры кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации в части отражения кода элемента доходов. Аналогичная ситуация сложилась и в приложении 1 законопроекта.
Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетом Фонда социального
страхования Российской Федерации
1. В соответствии со статьей 3 законопроекта финансирование расходов, связанных предоставлением льгот по выплате пособий по социальному страхованию гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, осуществляется ФСС в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год". В проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" предусмотрено выделение бюджетных средств ФСС на эти цели по разделу 11 "Межбюджетные трансферты", подразделу 04 "Трансферты внебюджетным фондам", целевая статья расходов 6900000, вид расходов 570 в сумме 153 600,0 тыс. рублей. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также на основании письма Минфина России от 6 июля 2004 г. N 09-01-04, в 2005 году предполагается сократить финансирование расходов по предоставлению льгот по санаторно-курортному лечению и оздоровлению граждан и их детей в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
2. В соответствии со статьей 4 законопроекта установлено, что в 2005 году ФСС осуществляет оплату стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания не более 21 дня, а также стоимости проезда к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, в пределах суммы 9 569 455,0 тыс. рублей, предусмотренной проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" по разделу 11 "Межбюджетные трансферты", подразделу 04 "Трансферты внебюджетным фондам", целевая статья расходов 6900000, вид расходов 761.
На период проверки обоснованности проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" в ФСС отсутствовали расчеты, обосновывающие указанную выше сумму затрат, а также отсутствовали какие-либо нормативные правовые акты о возложении на ФСС функций по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению.
Выводы
1. В целом, объем средств бюджета ФСС с учетом входных остатков средств на начало 2005 года, позволит сохранить все предусмотренные виды социального обеспечения. В то же время предусматривается сокращение расходов на оплату пособий по временной нетрудоспособности.
2. До настоящего времени не исполнены требования статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части принятия Федерального закона "О Фонде социального страхования Российской Федерации", определяющего статус, порядок создания, деятельности и ликвидации ФСС.
3. В проект закона о бюджете ФСС необоснованно включены положения и нормы, подлежащие регулированию Федеральным законом N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в части определения размеров единовременных и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4. Введение частью 1 статьи 8 законопроекта нормы (эта норма вводится до принятия федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти") - оплаты первых двух дней нетрудоспособности в размере среднего заработка за счет работодателя, негативно отразится на росте затрат на производство продукции и по существу сведет на нет меры по снижению налоговой нагрузки на работодателя в части уплаты единого социального налога, зачисляемого в ФСС.
5. Предусмотренные в законопроекте ассигнования на оплату полной стоимости путевок для застрахованных на долечивание в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения по перечню заболеваний, утвержденному Правительством Российской Федерации, не позволяют в полном объеме ФСС, как страховщику исполнить свои обязательства перед застрахованными лицами в части реализации положения подпункта 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", предусматривающего оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
6. Выделение бюджетных средств ФСС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению в сумме 9 569 455,0 тыс. рублей не подтверждены необходимыми расчетами, отсутствуют нормативные правовые акты о возложении на ФСС функций по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению.
7. При разработке законопроекта по некоторым позициям бюджета неправильно применены коды бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Предложения
Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной думе Российской Федерации учесть следующее:
1. В соответствии со статьей 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации принять меры к принятию федерального закона "О Фонде социального страхования Российской Федерации".
2. Определение размеров единовременных и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предлагается регулировать нормами, включаемыми в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а не законами о бюджетах ФСС.
3. Счетная палата Российской Федерации считает неправомерным включать в законопроект о бюджете ФСС на 2005 год нормы законопроекта "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти", прошедшего всего лишь первое чтение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Представить финансово-экономическое обоснование финансирования затрат на оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников с учетом реализации положения подпункта 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", предусматривающего оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
5. Разработать и утвердить порядок и условия осуществления расходов ФСС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на санаторно-курортное лечение, включая проезд к месту лечения и обратно.
6. Уточнить коды бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Аудитор Счетной палаты |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Счетной палаты РФ от 16 сентября 2004 г. N 14-154/14-1
Текст письма официально опубликован не был