Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 13 сентября 2004 г. N вн.2.2-1/2989 по проекту федерального закона N 86862-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год", внесенному Правительством Российской Федерации (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Частью 1 статьи 8 законопроекта предлагается вместо пособия по временной нетрудоспособности выплачивать работнику его средний заработок за первые два дня нетрудоспособности при временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, что не согласуется со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности, а не средний заработок. Отсутствие в законодательстве порядка исчисления среднего заработка для указанных случаев не позволит реализовать данное положение.
Кроме того, с целью устранения неопределенности при налогообложении выплат, осуществляемых работодателем в течении первых двух дней с момента наступления нетрудоспособности работника в размере среднего заработка, как это предлагается частью 1 статьи 8 законопроекта, в перечне правовых актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" следует указать на необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Редакция статей 3 и 6 законопроекта в части указания на предоставление льгот по выплате пособий по обязательному социальному страхованию гражданам, подвергшихся# воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, требует согласования с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), согласно которому названным гражданам гарантируется предоставление не льгот, а мер социальной поддержки (статьи 3, 110 и 139). В связи с изложенным, а также с учетом положений Федерального закона от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", формулировку соответствующей записи статьи 3 законопроекта можно было бы изложить следующим образом: "связанных с выплатой гражданам пособий, финансируемых за счет федерального бюджета в соответствии ... (далее наименование законов)". Указанное относится также к статье 6 законопроекта.
Статьей 7 законопроекта предлагается продлить на 2005 год действие статьи 17 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования на 2004 год", предусматривающей определение размеров пособий и иных выплат по обязательному социальному страхованию с учетом районного коэффициента, установленного к заработной плате для непроизводственных отраслей в районах (местностях), где применяются различные коэффициенты. Вместе с тем, аналогичные нормы, содержавшиеся в других законодательных актах Российской Федерации, с 1 января 2005 года изменены Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в результате чего увеличение размеров выплат (например, пенсии по государственному пенсионному обеспечению) будет осуществляться в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации единым районным коэффициентом для района (местности), без его деления на производственный и непроизводственный (см. например, статьи 136 и 137 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ). Учитывая вышесказанное, целесообразно внести в законопроект соответствующее положение, определяющее особенности выплат по обязательному социальному страхованию с учетом единого районного коэффициента, не продлевая при этом действие статьи 17 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования на 2004 год".
Статьей 13 законопроекта предлагается в 2005 году размер единовременной страховой выплаты определять в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица исходя из суммы 33 тысячи рублей. При этом действие пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым размер указанной страховой выплаты определяется исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда, предлагается приостановить на 2005 год. В этой связи отмечаем, что указанные положения законопроекта повлекут изменение права застрахованных лиц на получение более высокой страховой выплаты. В соответствии с пунктом 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года N 9-П нормы отменяющие или изменяющие определенные преимущества, компенсации и льготы, вносятся в текст того закона, которым они были установлены. Таким образом, предлагаемое законопроектом ухудшение правовых и социальных гарантий может происходить не иначе, как путем внесения изменений непосредственно в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Наименования кодов, используемых в Приложении 2 "Доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год", не соответствуют Федеральному закону от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
К предлагаемой редакции законопроекта имеются замечания юридико-технического характера, переданные в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.