Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам
от 12 октября 2004 г. по проекту федерального закона N 86862-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 86862-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2005 год сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями законодательства в области социального страхования, действующего налогового, бюджетного законодательства и нормами, вступающими в силу с 1 января 2005 года, а также проектом новой бюджетной классификации Российской Федерации.
В связи с этим следует отметить, что новая бюджетная классификация не предусматривает отражение остатков бюджетов фондов на начало и конец финансового года, а только их уменьшение или увеличение за год. Наименование кода классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов "Остатки средств бюджетов" фактически не отражают# сущности произведенных изменений остатков средств бюджетов за год, логичнее было бы назвать его "Изменение остатков средств бюджетов".
В целях сохранения "прозрачности" бюджета Фонда и наиболее полного контроля за его исполнением Комитет считает целесообразным сохранение кодов классификации источников внутреннего финансирования дефицитов, по которым отражаются остатки средств бюджета на начало и конец года.
Кроме того, Комитет считает, что в приложении 1 "Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" не должны приводиться коды классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, по которым отсутствуют числовые показатели.
Законопроектом предусматривается, что бюджет Фонда в 2005 году по доходам утверждается в размере 180,86 млрд. рублей (113,0% к уровню 2004 года), из них на обязательное социальное страхование 145,39 млрд. рублей, и по расходам в размере 183,83 млрд. рублей (115,7% к уровню 2004 года), из них на обязательное социальное страхование 148,72 млрд. рублей.
Фактически бюджет Фонда на 2005 год является консолидированным, включающим средства на осуществление обязательного социального страхования, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также субвенции федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и на выплату пособий гражданам, подвергшихся# воздействию радиации, которые производятся Фондом в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2005 год.
В связи с этим, по мнению Комитета, нуждается# в уточнении положения статьи 1 законопроекта в части отнесения к доходам по обязательному социальному страхованию (в сумме 145,39 млрд. руб.) субвенций федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и исключению из них доходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это же относится и к расходам Фонда на обязательное социальное страхование в сумме 148,72 млрд. руб., которые по существу представляют все расходы Фонда, за исключением расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Применяемую в статье 1 законопроекта терминологию следует соотнести с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 3).
Доходная часть бюджета Фонда в 2005 году сформирована с учетом поступления единого социального налога, исходя из уменьшения его ставки с 4,0% до 3,2%.
В связи с сокращением ставки единого социального налога и в целях сбалансированности бюджета Фонда статьей 8 законопроекта предусматривается, что за первые два дня нетрудоспособности за работником сохраняется средний заработок за счет работодателя.
Эта мера призвана перераспределить около 18 млрд. руб. средств Фонда с выплат по временной нетрудоспособности на иные цели, в том числе на нестраховые выплаты.
Признавая тот факт, что данная мера призвана оптимизировать расходы Фонда, Комитет отмечает, что она не имеет под собой нормативно-законодательной базы. Кроме того, что закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" формально не является документом, обязательным к исполнению для работодателей, и не устанавливает ответственность работодателей за неисполнение его положений, остается открытым вопрос о правомерности отнесения оплаты двух первых дней нетрудоспособности к фонду оплаты труда, то есть к издержкам работодателя. Не урегулированы также вопросы бухгалтерского учета и налогообложения указанных сумм.
В связи с изложенным Комитет считает, что необходимо ускорить принятие законодательного решения по оплате первых дней нетрудоспособности за счет средств работодателя. В случае не вступления в силу с 1 января 2005 года федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти" Комитет считает возможным рассмотрение вопроса о выделении средств из федерального бюджета на покрытие возникающего дефицита Фонда.
Необходимо также отметить, что поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2005 году рассчитаны, исходя из коэффициента сбора 0,97 (с учетом недоимки) и расчетного среднеотраслевого страхового тарифа в размере 0,71%. При этом поступление недоимки учтено всего в размере 0,69 млрд. рублей, в то время как задолженность постоянно растет и на 0.01.04 составляет по данным Счетной палаты РФ 9,9 млрд. рублей. Улучшение администрирования страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний позволит привлечь дополнительные средства на обеспечение расходов по этому виду страхования.
Примененная при расчете расходов Фонда бюджетная классификация не позволяет разделить расходы по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что не способствует прозрачности бюджета фонда и затрудняет процесс контроля за доходами и расходами внутри каждой системы обязательного социального страхования. По мнению Комитета в бюджетную классификацию расходов Фонда должны быть внесены соответствующие изменения.
Рассматривая бюджет Фонда в целом, Комитет отмечает, что бюджет имеет достаточные возможности по увеличению доходной части за счет усиления администрирования поступления налогов и страховых взносов, увеличения фонда оплаты труда за счет дальнейшей его легализации и иные резервы.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" к принятию в первом чтении с учетом доработки его при подготовке ко второму чтению.
Председатель комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.