г.Калуга |
|
15 февраля 2019 г. |
Дело N А14-15213/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании: |
Шабалиным И.А. |
от общества с ограниченной ответственностью "Созвездие" (г.Воронеж, ул.Переверткина, д.23, пом.4): Палютин М.И. - директор, выписка ЕГРЮЛ; Мурин И.Б. - представитель по доверенности от 14.06.2018 N 17-М;
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области (г.Воронеж, ул.Кирова, д.6"А"): Крыглов Ю.П. - представитель по доверенности от 24.12.2018;
от открытого акционерного общества "Управляющая компания Железнодорожного района" (г.Воронеж, ул.Минская, д.5"А"): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Созвездие" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.11.2018 (судья Домарева В.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 (судьи Малина Е.В., Протасов А.И., Семенюта Е.А.) по делу N А14-15213/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Созвездие" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, Инспекция, ответчик) N 69-05-22/340 от 10.07.2018 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области об управлении обществом с ограниченной ответственностью "Созвездие" (лицензия N 036-000254 от 16.05.2017) многоквартирным домом N 2 по ул.25 Января г.Воронежа и об обязании Государственной жилищной инспекции Воронежской области внести изменения в реестр лицензий Воронежской области сведения об управлении обществом с ограниченной ответственностью "Созвездие" многоквартирным домом N 2 по ул.25 Января г.Воронежа.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - открытое акционерное общество "Управляющая компания Железнодорожного района".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2018 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.11.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества без удовлетворения. Судом возвращена заявителю государственная пошлина в размере 1 500 рублей, как излишне уплаченная.
Не согласившись с решением и постановлением ООО "Созвездие" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт, поясняя, что судом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, так как воля собственников жилых помещений дома направлена на заключение договора с ООО "Созвездие", техническая возможность внести необходимые сведения в систему ГИС ЖКХ отсутствовала в следствие неисключения из неё информации об управляющей компании, с которой договор расторгнут по причине бездействия указанной компании и органа жилищного надзора.
Государственная жилищная инспекция Воронежской области в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, ссылаясь, что ООО "Созвездие" допущены нарушения части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Указали, что к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области об управлении многоквартирным домом, не приложены сведения о направлении в адрес инспекции в порядке части 1.1 статьи 46 ЖК РФ, подлинников решений и протокола общего собрания по выбору способа управления ТСН "ТСЖ "25 Января, 2".
ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" в отзыве, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, так как считает себя надлежащей управляющей компанией спорного дома.
Представители ООО "Созвездие" и Государственной жилищной инспекции Воронежской области в судебном заседании поддержали позиции изложенные в кассационной жалобе и отзыве соответственно. Представитель инспекции не смог пояснить, по каким причинам информация о прекращении договора с ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" не была реализована в системе ГИС ЖКХ.
ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" в судебное заседание представителя не направляло, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзыве на неё, выслушав представителей сторон по делу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции отменяет обжалуемые судебные акты и направляет дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Как следует из материалов дела, установлено судами, 19.06.2018 Правлением ТСН "ТСЖ "25 Января, 2" приняты решения о расторжении договора управления МКД N 2 по ул.25 Января г.Воронежа с ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" (протокол N 2); о заключении договора управления с ООО "Созвездие".
04.07.2018 от ТСН "ТСЖ "25 Января,2" в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области поступило уведомление о выборе способа управления многоквартирным домом: управление товариществом собственников недвижимости, и о принятии 19.06.2018 решения о заключении договора управления с управляющей компанией "Созвездие".
В Инспекцию 04.07.2018 поступило заявление самого общества о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области об управлении многоквартирным домом N 2 по ул.25 Января г.Воронежа. К заявлению были приложены: протокол N 2 заседания Правления товарищества собственников недвижимости "ТСЖ "25 Января, 2" от 19.06.2018 о расторжении договора управления МКД N 2 по ул.25 Января г.Воронежа с ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района", о заключении договора управления МКД N 2 по ул.25 Января г.Воронежа с ООО "Созвездие", также копия договора управления многоквартирным домом N 2 по ул.25 Января г.Воронежа, опись документов. Заявление и опись подписаны директором ООО "Созвездие".
По результатам проверки заявления ООО "Созвездие" решением ГЖИ Воронежской области N 69-05-22/340 от 10.07.2018 заявителю отказано во внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области на основании подпункта "г" пункта 5 "Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр) поскольку на дату принятия оспариваемого решения - 10.07.2018 - ООО "Созвездие" не размещены сведения об управлении многоквартирным домом N 2 по ул.25 лет Января г.Воронежа, в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Созвездие" 23.07.2018 обжаловало его в Арбитражный суд Воронежской области
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2018, оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018, в удовлетворении требований общества отказано.
Суды посчитали, что решение инспекции является законным и обоснованным, поскольку обществом на дату поступления заявления о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области и на момент принятия обжалуемого решения не соблюдено требование, установленное частью 2 статьи 198 ЖК РФ, подпунктом "г" пункта 5 Порядка N 938/пр, что является основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий на основании пункта 9 Порядка N 938/пр).
Не согласившись с решением и постановлением ООО "Созвездие" обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2, части 3 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу с части 9 статьи 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.
Пунктом 8 статьи 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Пунктом 1 части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья так же вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры.
В силу положений части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом (далее - МКД) N 2 по ул.25 Января г.Воронежа осуществляет товарищество собственников недвижимости "ТСЖ "25 Января, 2".
Исполняя вышеуказанные положения Правление товарищества собственников недвижимости "ТСЖ "25 Января, 2" провело заседание, по результатам которого принято решение о расторжении договора управления МКД N 2 по ул.25 Января г.Воронежа с ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" - протокол от 19.06.2018 N 2. Этим же протоколом Правление ТСЖ приняло решение о заключении договора управления, по спорному дому, с ООО "Созвездие".
Таким образом, установление воли собственников на выбор способа управления жилым домом и выбор конкретной управляющей компании являются существенным обстоятельством, которое подлежит установлению при разрешении настоящего спора.
В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Часть 3 статьи 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждён "Порядок и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
Из положений пункта 1 Порядка N 938/пр следует, что настоящий Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации
В пункте 2 предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, содержащего предусмотренные сведения.
Пунктом 3 Приказа N 938/пр, предусмотрен перечень документов прилагающихся к заявлению о внесении изменений в реестр.
Как верно указано судами, согласно пункту 5 названного Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в том числе, условий пункта "г": о выполнении заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (в редакции Приказа Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр).
Как установлено судами, по результатам проверки заявления ООО "Созвездие" о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области об управлении МКД N 2 по ул.25 Января г.Воронежа, Государственная жилищная инспекция Воронежской области решением N 69-05-22/340 от 10.07.2018 отказала лицензиату во внесении изменений на основании подпункта "г" пункта 5 Порядка N 938/пр в связи с тем, что по состоянию на 10.07.2018 (дата проведения проверки и принятия оспариваемого решения) сведения о МКД, договоре управления и о подаче заявки на внесение изменений в реестр лицензий на сайте www.dom.gosuslugi.ru не опубликованы.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривается подателем кассационной жалобы.
Вместе с тем, из пояснений ООО "Созвездие" в суде первой и апелляционной инстанций следует, что лицензиат не смог произвести размещение необходимых сведений на сайте www.dom.gosuslugi.ru, так как в системе ГИС ЖКХ сохраняется запись об управлении спорным домом ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района".
Указанный довод заявителя о наличии препятствий по размещению сведений не получил оценки судов первой и апелляционной инстанции.
При этом судами установлено, что по сведениям официального сайта "ГИС ЖКХ" МКД N 2 по ул.25 января по прежнему находится под управлением ОАО "УК Железнодорожного района".
В тоже время с учётом решения Правления ТСН "ТСЖ "25 Января, 2" от 19.06.2018 о расторжении договора управления МКД N 2 по ул.25 Января г.Воронежа с ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" на данной управляющей компании в силу части 2 статьи 198 ЖК РФ так же лежит обязанность по представлению сведений о расторжении договора управления многоквартирным домом.
Более того, данная обязанность лежит и на Инспекции в силу части 3 статьи 198 ЖК РФ.
Так, в случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Таким образом, в целях разрешения данного спора подлежали установлению обстоятельства того, по каким причинам сведения о расторжении договора управления домом со стороны ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" не были размещены третьим лицом, либо Инспекцией в системе ГИС ЖКХ.
Кроме того, с учётом правовых позиций изложенных в судебных актах по делу N А35-8721/2016, для правильного разрешения спора подлежат оценке действия ООО "Созвездие" по своевременному и полному информированию ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" и Инспекции о расторжении ранее действовавшего договора управления многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах в силу положений пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.11.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное, при необходимости привлечь к участию в деле ТСН "ТСЖ "25 Января, 2" и установить действительную волю собственников жилых помещений; причины невозможности внесения заявителем сведений в ГИС ЖКХ и их связь с бездействием инспекции или третьего лица, принять правомерный и обоснованный судебный акт по существу спора, распределить судебные расходы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.11.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 по делу N А14-15213/2018 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, по результатам проверки заявления ООО "Созвездие" о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области об управлении МКД N 2 по ул.25 Января г.Воронежа, Государственная жилищная инспекция Воронежской области решением N 69-05-22/340 от 10.07.2018 отказала лицензиату во внесении изменений на основании подпункта "г" пункта 5 Порядка N 938/пр в связи с тем, что по состоянию на 10.07.2018 (дата проведения проверки и принятия оспариваемого решения) сведения о МКД, договоре управления и о подаче заявки на внесение изменений в реестр лицензий на сайте www.dom.gosuslugi.ru не опубликованы.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривается подателем кассационной жалобы.
Вместе с тем, из пояснений ООО "Созвездие" в суде первой и апелляционной инстанций следует, что лицензиат не смог произвести размещение необходимых сведений на сайте www.dom.gosuslugi.ru, так как в системе ГИС ЖКХ сохраняется запись об управлении спорным домом ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района".
Указанный довод заявителя о наличии препятствий по размещению сведений не получил оценки судов первой и апелляционной инстанции.
При этом судами установлено, что по сведениям официального сайта "ГИС ЖКХ" МКД N 2 по ул.25 января по прежнему находится под управлением ОАО "УК Железнодорожного района".
В тоже время с учётом решения Правления ТСН "ТСЖ "25 Января, 2" от 19.06.2018 о расторжении договора управления МКД N 2 по ул.25 Января г.Воронежа с ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" на данной управляющей компании в силу части 2 статьи 198 ЖК РФ так же лежит обязанность по представлению сведений о расторжении договора управления многоквартирным домом.
Более того, данная обязанность лежит и на Инспекции в силу части 3 статьи 198 ЖК РФ.
Так, в случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Таким образом, в целях разрешения данного спора подлежали установлению обстоятельства того, по каким причинам сведения о расторжении договора управления домом со стороны ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" не были размещены третьим лицом, либо Инспекцией в системе ГИС ЖКХ.
Кроме того, с учётом правовых позиций изложенных в судебных актах по делу N А35-8721/2016, для правильного разрешения спора подлежат оценке действия ООО "Созвездие" по своевременному и полному информированию ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" и Инспекции о расторжении ранее действовавшего договора управления многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах в силу положений пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.11.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 февраля 2019 г. N Ф10-6485/18 по делу N А14-15213/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6485/18
23.07.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-9293/18
31.05.2019 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-15213/18
15.02.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6485/18
17.12.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-9293/18
06.11.2018 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-15213/18