Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике от 23 сентября 2004 г. N 3.2-2/21
на проект федерального закона N 86860-4 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" внесен Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2005 год.
Законопроектом предлагается в 2005 году повысить минимальный размер оплаты труда на 20%, установив его с 1 января 2005 года в сумме 720 рублей в месяц.
Поскольку из федерального бюджета планируется осуществлять повышение оплаты труда только работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, повышение минимального размера оплаты труда потребует увеличение средств на оплату труда только этой категории работников. В проекте бюджета предусматриваются дополнительные средства на повышение тарифных ставок ETC в 1,2 раза работникам учреждений, финансируемых из федерального бюджета, в объеме 19,8 млрд. рублей.
Намечаемое повышение минимального размера оплаты труда в 1,2 раза превышает прогнозируемые среднегодовые темпы роста розничных цен в 2005 году (109,0%). Однако предлагаемого повышения минимального размера оплаты труда недостаточно для сколь-нибудь существенного приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума.
Учитывая, что величина прожиточного минимума трудоспособного населения прогнозируется на уровне от 2940 рублей по действующему законодательству и до 3200 рублей с учетом предполагаемых изменений потребительской корзины, соотношение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму составит лишь от 24,4% до 22,5%.
В целях реального приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума Комитет по труду и социальной политике предлагает повысить минимальный размер оплаты труда, как минимум, в 1,5 раза и установить его с 1 января 2005 года в размере 900 рублей в месяц. В этом случае соотношение с прожиточном минимумом составит 30,6% при величине прожиточного минимума 2940 рублей и 28,1% при прожиточном минимуме 3200 руб. Для такого повышения необходимо предусмотреть в федеральном бюджете 29,7 млрд. рублей дополнительно, т.е. на 9,9 млрд. рублей больше, чем это предусмотрено.
Предполагается, что темпы роста заработной платы будут несколько превышать темпы роста производства. Рост среднемесячной заработной платы в 2005 году прогнозируется на 22,2% и ее величина к концу года должна достигнуть 8450 рублей в месяц.
При этом предполагается, что рост заработной платы будет достигаться, в том числе, за счет того, что 50% средств, сэкономленных при снижении ставки ЕСН, будет направлена работодателями в 2005-2006 годах на повышение оплаты труда. Однако опрос, проведенный рядом независимых экспертов, показывает, что эти ожидания необоснованны. Большинство опрошенных работодателей ответили, что не планируют повышение оплаты труда, т.к. по их мнению, самым актуальным в настоящее время являются возврат долгов, замена устаревшего оборудования и ремонт основных фондов, что в дальнейшем позволит существенно повысить заработную плату работников, но не в 2005 году. Комитет по труду и социальной политике считает, что прогнозируемый рост средней заработной платы, может быть достигнут за счет более значительного роста минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенных замечаний и предложений, Комитет по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.