г.Калуга |
|
25 февраля 2019 г. |
Дело N А83-472/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Левант" (ОГРН 1149102031297, ИНН 9103003200, ул. Киевская, д.24Б, г.Ялта, Республика Крым, 298612) - Бирюковой Н.В. (дов. от 09.01.2017), Кострикова Ю.В. (директор, приказ от 24.05.2017),
от администрации города Алушты Республики Крым (ОГРН 1149102091610, ИНН 9101003371, пл. Советская, д.1, г. Алушта, Республика Крым, 298516) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления земельных отношений администрации города Алушты Республики Крым (ОГРН 1149102111762, ИНН 9101004181, пл. Советская, д.1, г. Алушта, Республика Крым, 298516) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Левант" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.06.2018 (судья Евдокимова Е.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 (судьи Карев А.Ю., Голик В.С., Омельченко В.А.) по делу N А83-472/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Левант" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации города Алушты Республики Крым (далее - администрация) и управления земельных отношений администрации города Алушты Республики Крым (далее - управление), выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления ООО "Левант" от 14.07.2016 о переоформлении договора аренды, в не соблюдении действий, предусмотренных пунктами 13, 15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, пунктом 13 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Алушта, утвержденного решением 9 сессии 1 созыва Алуштинского городского совета N 9/54 от 25.03.2015 "О вопросах переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки" при рассмотрении обращения общества от 14.07.2016 о переоформлении прав на земельный участок площадью 1,9367 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. Набережная (Восточная набережная), напротив пляжей "Юность", "Нева", кадастровый номер 90:15:010101:261; обязании администрацию и управление в течение 14 дней с момента вступления судебного решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Левант" путем подготовки, подписания и направления в адрес общества проекта договора аренды земельного участка площадью 1,9367 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. Набережная (Восточная набережная), напротив пляжей "Юность", "Нева", кадастровый номер 90:15:010101: 261.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.06.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018, в удовлетворении заявленных требований ООО "Левант" отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление судов, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, указывая на неправильное применение норм материального права, поскольку суды не учли, что заявление общества от 15.07.2016 (вх.N 258/02.9-15) о переоформлении договора аренды не было надлежаще рассмотрено администрацией; полученный расчет размера годовой арендной платы не свидетельствует о направлении обществу надлежаще оформленного проекта договора по переоформлению права аренды.
В отзыве на жалобу администрация выражает несогласие с доводами общества, считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют, так как администрация направила проект договора, а также в ходе рассмотрения дела арбитражным судом вновь с сопроводительным письмом от 24.04.2018 направило три экземпляра проекта договора аренды, которые не возвращены в администрацию, протоколов разногласий не представлено.
В судебном заседании, проведенном 24.01.2019, были выслушаны пояснения представителя общества, который поддержал доводы кассационной жалобы. Рассмотрение кассационной жалобы отложено на 18.02.2019 в 14 часов 00 минут, о чем принято определение от 24.01.2019.
В судебном заседании, состоявшемся 18.02.2019, заслушаны пояснения представителя и директора общества.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы представителей для участия в судебных заседаниях не направили, однако, в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка представителей лиц не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, установлено судами, на основании решения 5 сессии 5 созыва Алуштинского горсовета от 28.09.2006 N 5/42 между Алуштинским городским советом и ООО "Левант" 24.10.2006 заключен договор аренды земли, в соответствии с которым обществу в аренду сроком на 49 лет передан земельный участок общей площадью 1,9367 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул.Набережная (Восточная набережная), напротив пляжей "Юность", "Нева", кадастровый номер 01103 000 00:01:001:0128. Земельный участок предоставлен для строительства и эксплуатации рекреационного комплекса (базы отдыха); целевое использование земельного участка - рекреационное (для строительства и эксплуатации рекреационного комплекса - базы отдыха) (п. 12, п. 13 договора аренды).
В соответствии с решением N 5/42 и условиями договора аренды наложены ограничения в пользовании на земельный участок в части соблюдения режима использования прибрежной защитной полосы Черного моря, на площадь 0,0970 га - ограничения для прокладки и ремонта линейных инженерных сооружений, а также запрет на изменение целевого назначения земельного участка.
Договор зарегистрирован в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли N 7 Алуштинского городского совета 26.01.2007 рег.N 040700200008.
ООО "Левант" зарегистрировало право собственности на нежилое здание площадью 31,3 кв.м, которое расположено на арендуемом земельном участке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.03.2016 на данное нежилое здание.
14.07.2016 ООО "Левант" обратилось в администрацию города Алушты с заявлением о переоформлении договора аренды на земельный участок площадью 1,9367 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. Набережная (Восточная набережная), напротив пляжей "Юность", "Нева", кадастровый номер 90:15:010101:261.
Считая, что вышеназванное заявление не было рассмотрено надлежащим образом, ООО "Левант" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с требованием о признании незаконным бездействия администрации г.Алушты и управления.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Левант", суд первой инстанции, оценив представленные обществом и администрацией доказательства, установив фактически обстоятельства спора, пришел к выводу, что заявителю на его обращение от 14.07.2016 в установленный действующим законодательством срок администрацией города Алушты был представлен проект договора аренды земельного участка от августа 2016 года, в связи с чем отсутствует факт незаконного бездействия органа местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, учитывая положения статьи 65 АПК РФ, заявитель также представляет суду доказательства неправомерного, в рассматриваемом случае, бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, и нарушения этим поведением прав и законных интересов при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым урегулированы Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон Республики Крым N 38-ЗРК).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
Порядком N 313 установлено, что переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - подлежащие переоформлению права). Виды подлежащих переоформлению прав, а также соответствующие им права, на которые допускается переоформление, определяются Законом.
Аналогичные нормы содержатся и в Порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденном решением 9 сессии 1 созыва Алуштинского городского совета Республики Крым от 25.03.2015 N 9/54 (далее - Порядок N 9/54).
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 9/54 (в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением), решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора, а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Судами установлено, что 14.07.2016 ООО "Левант" обратилось в администрацию города Алушты с заявлением о переоформлении договора аренды на земельный участок площадью 1,9367 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. Набережная (Восточная набережная), напротив пляжей "Юность", "Нева", кадастровый номер 90:15:010101:261 (вх.N 258/02.9-15 от 15.07.2016).
Администрацией города Алушты был подготовлен проект договора аренды земельного участка от августа 2016, с указанным в заявлении, видом разрешенного использования - гостиничное обслуживание (код 4.7), приложением расчета арендной платы, акта приема-передачи земельного участка.
На представленном в материалы дела расчете арендной платы имеется подпись законного представителя общества, заверенная печатью ООО "Левант".
Действительно, проект договора аренды, расчет арендной платы и акт приема - передачи земельного участка не подписаны администрацией города Алушты.
Однако, данный факт, на чем настаивал заявитель, не свидетельствует о незаконном бездействии администрации, поскольку в соответствии с Порядком N 9/54 подготовка проекта соответствующего договора осуществляется управлением земельных отношений, соответственно, размер арендной платы устанавливается арендодателем.
В ходе рассмотрения настоящего спора, что подтверждено материалами дела, 24.04.2018 администрацией в адрес общества повторно были направлены три экземпляра договора аренды земельного участка, что подтверждается реестром заказных писем и квитанцией.
В уточненных требованиях заявитель просил признать незаконным бездействие администрации и управления земельных отношений, выразившихся в нарушении сроков рассмотрения заявления, несоблюдении действий, предусмотренных пунктами 13,15 Порядка N 313 и пунктом 13 Порядка N 9/54.
Однако, учитывая представленные проекты договоров, направленные заявителю в 2016 и 2018 гг., доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, суд округа соглашается с выводом судов о том, что общество имеет материально-правовой интерес в рассматриваемых правоотношениях, который выражается в несогласии заявителя с указанным в расчете арендной платы видом разрешенного использования и размером арендной платы.
Действительно, обществом в материалы дела представлены кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 90:15:010101:261 (предыдущий номер 0110300000:01:001:0128) от 07.07.2016 N 90-02/2016-324664, согласно сведения которой разрешенное использование установлено гостиничное обслуживание, а согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.08.2017 N 90/ИСХ/2017-545180 земельный участок с кадастровым номером 90:15:010101:261 имеет вид разрешенного использования - туристическое обслуживание.
Вид разрешенного использования, в числе прочего, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226, влияет на определение кадастровой стоимости земельного участка и, соответственно, на размер арендной платы. Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что материально-правовой интерес заявителя не может быть разрешен выбранным по настоящему спору способом защиты нарушенного права, а в поведении администрации и управления земельных отношений не усмотрели нарушений нормативных актов, регулирующих порядок переоформления ранее возникшего права аренды.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены судами правильно, судебные акты следует признать законными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.06.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 по делу N А83-472/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 февраля 2019 г. N Ф10-6234/18 по делу N А83-472/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6234/18
18.02.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1803/18
24.01.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1803/18
06.11.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1803/18
01.06.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-472/18