г.Калуга |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А14-8864/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
В.Н. Шелудяева |
судей |
Е.В. Бессоновой |
|
Р.Г. Калуцких |
при участии:
от Индивидуального предпринимателя Аскерова Гошгар Аскер Оглы - Бухтаев Игорь Васильевич, представитель по доверенности от 15.05.2018 N 36АВ2508814;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Аскерова Гошгар Аскер Оглы на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.08.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018 по делу N А14-8864/2018,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - административный орган, заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Аскерова Гошгар Аскер Оглы (далее - ИП Аскеров Г.А. Оглы) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.08.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018, заявленные требования удовлетворены. ИП Аскеров Г.А. Оглы привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Не согласившись с указанными судебными актами, ИП Аскеров Г.А. Оглы обжаловал их в кассационном порядке
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ИП Аскеров Г.А. Оглы, судебная коллегия считает, что состоявшиеся по настоящему делу судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ИП Аскеров Г.А. Оглы осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с розничной продажей товаров в принадлежащем ему торговом павильоне, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Л. Шевцовой, 5а.
В ходе рассмотрения обращения гражданина по факту незаконной торговли последним спиртными напитками, поступившего 09.01.2018 по телефону "горячая линия", должностным лицом административного органа проведена проверка, в ходе которой в помещении вышеуказанного торгового павильона обнаружена алкогольная продукция различного наименования в количестве 209 бутылок.
Результаты осмотра зафиксированы соответствующим протоколом от 31.01.2018 с приложением видео и фотоматериалов.
Должностным лицом административного органа произведено изъятие обнаруженной алкогольной продукции, о чем свидетельствует протокол изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении N 33/2018-л от 31.01.2018.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении в адрес ИП Аскерова Г.А. Оглы были направлены соответствующее уведомление от 06.02.2018 N 187 и определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 06.02.2018 N 188, которые получены последним 12.02.2018.
В связи с неявкой последнего за незаконный оборот алкогольной продукции должностным лицом административного органа 27.02.2018 был составлен протокол N 273 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Материалы об административном правонарушении, совершенном ИП Аскеровым Г.А. Оглы, были направлены в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения по существу.
Удовлетворяя заявленные требования Департамента, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу о наличии в действиях ИП Аскерова Г.А. Оглы состава вменяемого административного правонарушения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами арбитражного суда в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.17 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные, юридические лица, ответственные за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся, в том числе осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя: лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции); государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 настоящего Федерального закона, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов; государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции (статья 23 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 18 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности.
Производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями (статья 11 Закона N 171-ФЗ).
Учитывая изложенные требования закона, производство и оборот алкогольной продукции, обнаруженной в торговой точке, принадлежащей ИП Аскерову Г.А. Оглы, для индивидуальных предпринимателей является запрещенным видом деятельности.
Как разъяснено в пункте 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, с 30.07.2017 за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 265-ФЗ.
Как следует из материалов дела, факт незаконного хранения ИП Аскеровым Г.А. Оглы алкогольной продукции в принадлежащем ему торговом павильоне подтвержден соответствующими доказательствами и последним не оспаривался.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, ИП Аскеров Г.А. считает, что у Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области отсутствовали полномочия на проведение проверки по факту незаконного хранения алкогольной продукции в торговой точке розничной продажи товаров, а поэтому протокол об административном правонарушении, составленный должностным лицом указанного органа власти, является не допустимым доказательством по делу.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части судебная коллегия считает ошибочными в связи со следующим.
Как указано выше, государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции возложен на региональные органы власти.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 08.09.2009 N 365, осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания возложено на указанный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье, в том числе должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 8 статьи 13.15, статьей 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.18, частью 3 статьи 14.43 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) (п.64 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, ИП Аскеров Г.А. Оглы осуществлял незаконное хранение алкогольной продукции в принадлежащей ему торговой точке. Указанная деятельность является запрещенной для индивидуальных предпринимателей. Факты розничной продажи данной алкогольной продукции установлены не были.
Учитывая вышеизложенные требования административного законодательства и обстоятельства спора, судебная коллегия считает, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, составлен должностным лицом органа государственной власти, уполномоченного на осуществление функций контроля за оборотом алкогольной продукции.
Заявитель кассационной жалобы, не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, считает, что факту незаконного хранения ИП Аскеровым Г.А. Оглы алкогольной продукции контролирующий орган вправе был провести внеплановую выездную проверку в порядке, предусмотренном нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части являлись предметом исследования и оценки арбитражным судом первой и апелляционной инстанций.
С выводами арбитражного суда обеих инстанций по данному вопросу судебная коллегия соглашается, так как на спорные правоотношения нормы Закона N 294-ФЗ не распространяются.
Как следует из материалов дела, по факту незаконного хранения ИП Аскеровым А.О. Оглы алкогольной продукции было возбуждено дело об административном правонарушении, а поэтому административное расследование проводилось в порядке, предусмотренном нормами КоАП РФ.
В остальной части, в том числе и избранном судом наказанием состоявшиеся судебные акты по настоящему делу не обжалуются.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой их отмену, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.08.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного суда апелляционного суда от 27.12.2018 по делу N А14-8864/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, ИП Аскеров Г.А. Оглы осуществлял незаконное хранение алкогольной продукции в принадлежащей ему торговой точке. Указанная деятельность является запрещенной для индивидуальных предпринимателей. Факты розничной продажи данной алкогольной продукции установлены не были.
Учитывая вышеизложенные требования административного законодательства и обстоятельства спора, судебная коллегия считает, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, составлен должностным лицом органа государственной власти, уполномоченного на осуществление функций контроля за оборотом алкогольной продукции.
Заявитель кассационной жалобы, не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, считает, что факту незаконного хранения ИП Аскеровым Г.А. Оглы алкогольной продукции контролирующий орган вправе был провести внеплановую выездную проверку в порядке, предусмотренном нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
...
С выводами арбитражного суда обеих инстанций по данному вопросу судебная коллегия соглашается, так как на спорные правоотношения нормы Закона N 294-ФЗ не распространяются."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 марта 2019 г. N Ф10-509/19 по делу N А14-8864/2018