г.Калуга |
|
20 марта 2019 г. |
Дело N А35-1918/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Аникиной Е.А., |
судей |
Елагиной О.К., Толкачевой И.Ю., |
|
|
при участии в судебном заседании: |
|
от МУП "Гортеплосеть": |
не явились, извещены надлежаще, |
от ООО "УК "Доверие": |
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие" на решение Арбитражного суда Курской области от 02.10.2018 (судья Сергеева С.Л.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 (судьи Маховая Е.В., Кораблева Г.Н., Серегина Л.А.) по делу N А35-1918/2018,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Гортеплосеть" муниципального образования "Город Железногорск" Курской области (ОГРН 1024601218300, ИНН 4633002394; далее - МУП "Гортеплосеть", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Независимая Управляющая Компания" (ОГРН 1164632054476, ИНН 4633038175; далее - ООО "НУК", ответчик, после переименования - ООО "УК "Доверие") о взыскании 82 282 руб. 73 коп. задолженности за поставленный коммунальный ресурс в период с 01.10.2017 по 31.12.2017 по договору горячего водоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги N 310/1 от 01.01.2017, пени за просрочку оплаты за поставленный с 01.10.2017 по 31.12.2017 коммунальный ресурс, в размере 66 304 руб. 47 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Курской области от 02.10.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018, исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ООО "УК "Доверие" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы заявитель выражает несогласие с методикой определения объема тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды для целей горячего водоснабжения, указывает на неправомерность применения в спорном периоде повышающего коэффициента в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета (ОДПУ).
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Гортеплосеть", ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Одновременно предприятие заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя. Указанное ходатайство рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.01.2017 между МУП "Гортеплосеть" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "НУК" (исполнитель) был заключен договор горячего водоснабжения N 310/1 в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась обеспечивать поставку горячего водоснабжения (коммунального ресурса), а исполнитель обязался оплачивать поставленный коммунальный ресурс, обеспечивать безопасность находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы, соблюдать режим потребления коммунального ресурса.
Согласно пункту 6.1 договора количество (объем) коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 6.2 договора количество (объем) коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний этого прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам (правообладателям) нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. При отсутствии ОДПУ объем коммунального ресурса определяется по утвержденным нормативам и ИПУ.
Ссылаясь на то, что во исполнение условий договора МУП "Гортеплосеть" в период 01.10.2017 по 31.12.2017 осуществило поставку горячей воды в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении общества, однако последнее принятую горячую воду оплатило частично, в результате чего образовалась задолженность в размере 82 282 руб. 73 коп., МУП "Гортеплосеть" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2012 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124), и пришли к выводу об обоснованном использовании предприятием норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в целях горячего водоснабжения, а также наличии оснований для использования повышающего коэффициента в домах, не оборудованных ОДПУ.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов правильными и соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьями 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В рассматриваемом случае факт поставки истцом ответчику горячей воды по договору горячего водоснабжения N 310/1 от 01.01.2017 в спорный период на сумму 82 282 руб. 73 коп. подтверждается материалами дела.
Возражений относительно объема поставленного ресурса и его качества ответчиком не заявлено, доказательств полной оплаты поставленной горячей воды не представлено (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Как усматривается из материалов дела, между сторонами возникли разногласия относительно порядка определения объема тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды для целей горячего водоснабжения.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Жилищное законодательство и нормы Закона об энергосбережении относят мероприятия по энергосбережению в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета ресурсов в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В пункте 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт "с" пункта 31 Правил N 354).
Расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Применение расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205).
В жилищном законодательстве средством стимулирования к установке общедомовых приборов учета является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления.
Согласно подпункту "ж" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем двух и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Как следует из материалов дела, при расчете объема потребления горячей воды по жилым домам за спорный период истец выделяет: дома для начисления повышающего коэффициента, дома с общедомовыми приборами учета, дома с неисправными общедомовыми приборами учета и дома без общедомовых приборов учета. При определении размера денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащего перечислению ресурсоснабжающей организации при отсутствии общедомового прибора учета, учитывается применение повышенного норматива в отношении потребителей. В многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета ресурса, расчеты между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг производятся на основании показаний общедомового прибора учета независимо от наличия индивидуальных приборов учета у потребителей. При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, которая должна быть подтверждена соответствующим актом, составленном по форме и в порядке, установленном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый норматив".
При расчете размера платы за услугу горячего водоснабжения, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду истец руководствуется разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 и производит расчет по формуле 23, что соответствует требованиям положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Используя ту же формулу, ответчик определил объем потребления посредством суммирования индивидуальных показателей приборов учета.
С учетом изложенного, поскольку Законом об энергосбережении обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к установке, в том числе общедомовых приборов учета, суды обоснованно указали, что именно ответчику, намеренному использовать в расчетах так называемый базовый норматив, следовало доказать, что в жилых домах под управлением ООО "УК "Доверие" отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета.
Доводы ответчика об отсутствии технической возможности установки общедомовых приборов учета в спорных многоквартирных жилых домах и, как следствие, неправомерном применении ресурсоснабжающей организацией коэффициента 1,5 при расчете стоимости поставленного коммунального ресурса, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и отклонены ими как опровергающиеся материалами дела. Оснований для иных выводов по указанным вопросам у суда округа не имеется.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы выводы судов с учетом установленных обстоятельств настоящего дела не противоречат действующему законодательству.
В отсутствие доказательств оплаты задолженности, суды правомерно удовлетворили требования МУП "Гортеплосеть".
С учетом положений статей 329, 330 ГК РФ, части 6.4 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении, суды пришли к правомерному выводу об обоснованности требования истца о взыскании 66 304 руб. 47 коп. пени за просрочку оплаты потребленного ресурса за период с 01.10.2017 по 31.12.2017.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 02.10.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 по делу N А35-1918/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, при расчете объема потребления горячей воды по жилым домам за спорный период истец выделяет: дома для начисления повышающего коэффициента, дома с общедомовыми приборами учета, дома с неисправными общедомовыми приборами учета и дома без общедомовых приборов учета. При определении размера денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащего перечислению ресурсоснабжающей организации при отсутствии общедомового прибора учета, учитывается применение повышенного норматива в отношении потребителей. В многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета ресурса, расчеты между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг производятся на основании показаний общедомового прибора учета независимо от наличия индивидуальных приборов учета у потребителей. При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, которая должна быть подтверждена соответствующим актом, составленном по форме и в порядке, установленном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый норматив".
При расчете размера платы за услугу горячего водоснабжения, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду истец руководствуется разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 и производит расчет по формуле 23, что соответствует требованиям положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
...
С учетом положений статей 329, 330 ГК РФ, части 6.4 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении, суды пришли к правомерному выводу об обоснованности требования истца о взыскании 66 304 руб. 47 коп. пени за просрочку оплаты потребленного ресурса за период с 01.10.2017 по 31.12.2017."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 марта 2019 г. N Ф10-582/19 по делу N А35-1918/2018