г.Калуга |
|
27 марта 2019 г. |
Дело N А83-7609/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Южстройсервис" (ОГРН 1149102037611, ИНН 9103003970, ул. Свердлова, д. 7Б, г.Ялта, Республика Крым, 298600) - Мирошниченко Н.С. (дов. от 20.08.2018 N 11), Беличенко М.В. (дов. от 04.10.2018),
от администрации города Ялта Республики Крым (ОГРН 1149102101609, ИНН 9103012029, пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым (ОГРН 1149102130264, ИНН 9103015492, пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым (ОГРН 1149102016425, ИНН 9102011431, ул. Свердлова, 21, г. Ялта, Республика Крым, 298600) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южстройсервис" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 (судьи Градова О.Г., Голик В.С., Малышева И.А.) по делу N А83-7609/2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южстройсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации города Ялта Республики Крым (далее - Администрация) от 14.04.2017 N 1841-п "О рассмотрении обращения общества с ограниченной ответственностью "Южстройсервис" о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Свердлова, 7-б, в порядке переоформления прав" и обязании Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым (далее - Департамент) в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу судебного решения направить в адрес общества подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 90:25:010106:176 из земель населенных пунктов общей площадью 2828 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Свердлова, 7-б, в трех экземплярах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.06.2018 (судья Колосова А.Г.) заявленные требования удовлетворены, признано недействительным постановление Администрации от 14.04.2017 N 1841-п, на Администрацию возложена обязанность в течение 65-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть обращение общества о предоставлении в аренду земельного участка.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 решение суда от 18.06.2018 отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, указывая, что в связи с принятием постановления от 14.04.2017 N 1841-п Администрацией было нарушено исключительное право ООО "Южстройсервис" на приобретение в аренду земельного участка с кадастровым номером 90:25:010106:176. Кроме того, к участию в деле не было привлечено муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детский Морской Центр" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, права и обязанности которого могут быть непосредственно затронуты принятыми судебными актами по настоящему делу.
Администрация г.Ялта отзыв на кассационную жалобу не представила.
В судебное заседание представители Администрации, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым и Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем, кассационная жалоба общества рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, установлено судами, 28 апреля 2005 года между Ялтинским городским Советом (арендодатель) и частным предприятием "Южстройсервис" (арендатор) на основании решения Ялтинского городского Совета от 11.04.2005 N 114 был заключен договор аренды земельного участка площадью 0,2828 га, расположенного по адресу: Автономная Республика Крым, г.Ялта, ул.Свердлова, 7-б, для реконструкции с расширением, увеличением этажности на базе водной станции клуба юных моряков под яхт-клуб "Марина", сроком на 25 лет.
15 ноября 2016 года общество обратилось в Департамент с обращением о предоставлении в порядке переоформления права на земельный участок площадью 2828 кв.м по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Свердлова, д.7б, ранее находящийся в пользовании на условиях аренды (договор аренды от 28.04.2005) с целевым назначением - для реконструкции с расширением, увеличением этажности на базе водной станции клуба юных моряков под яхт-клуб "Марина" и видом разрешенного использования, установленным согласно приложенным документам.
Постановлением Администрации от 14.04.2017 N 1841-п обществу отказано в предоставлении в аренду в порядке переоформления прав земельного участка с кадастровым номером 90:25:010106:176 общей площадью 2828 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Свердлова, 7-б, в границах, указанных в кадастровом паспорте.
Не согласившись с отказом Администрации, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым.
Признавая незаконным постановление от 14.04.2017 N 1841-п, суд первой инстанции пришел к выводу, что фактическим основанием для принятия Администрацией данного постановления послужило отсутствие вида разрешенного использования спорного земельного участка, который возможно определить только после утверждения Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, вместе с тем удовлетворил заявленное обществом требование ввиду непредставления в материалы дела доказательств, подтверждающих несоответствие вида функционального использования земельного участка градостроительной документации по установлению границ населенного пункта, утвержденной до 18 марта 2014 года.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, пришел к выводу о несоответствии места расположения предоставляемого для строительства спорного земельного участка градостроительной документации (Генеральному плану Большой Ялты, утвержденному решением Ялтинского городского совета от 27.11.2013 N 33), не предусматривающей такое строительство, в связи с чем в удовлетворении заявления общества отказал.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в ред. Федерального конституционного закона от 23.06.2016 N 5-ФКЗ) до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Пунктом 9 статьи 3 Закона N 38-ЗРК определено, что право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона N 38-ЗРК, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК (в редакции Закона Республики Крым от 28.06.2016 N 255-ЗРК/2016) стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного, обязаны до 1 января 2017 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Законом Республики Крым от 29.12.2018 N 560-ЗРК/2018 внесены изменения в пункт 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, продлен срок внесения изменений в договор аренды, заключенный до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января 2020 года.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден "Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N313).
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта установлена "Правилами предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", утвержденными решением Ялтинского городского совета от 30 марта 2015 N 37 (далее - Правила N37).
Согласно пунктам 2, 5 Порядка N 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пункт 4 Правил N 37).
Согласно пункту 8 Правил N 37 в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.
Основанием для отказа в удовлетворении заявления является: 1) нахождение испрашиваемого участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов; 2) несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства). Решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления (п.11, п.12 Правил N 37).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Департамент с обращением о предоставлении в порядке переоформления права на земельный участок площадью 2828 кв.м по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Свердлова, д.7б, ранее находящийся в пользовании на условиях аренды (договор аренды от 28.04.2005) с целевым назначением - для реконструкции с расширением, увеличением этажности на базе водной станции клуба юных моряков под яхт-клуб "Марина" и видом разрешенного использования, установленным согласно приложенным документам.
Принимая постановление об отказе ООО "Южстройсервис" в предоставлении в аренду в порядке переоформления прав спорного земельного участка, Администрация руководствовалась Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Крым от 21.08.2014 N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", Законом N 38-ЗРК, Порядком N 313, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", Правилами N 37, а также информацией, указанной в заключении Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты от 08.09.2016 N 02-08/8252, в кадастровом паспорте земельного участка от 13.07.2016 N 90-02/2016-335646, в договоре аренды земельного участка от 28.04.2005.
Согласно, представленному в материалы дела заключению Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты от 08.09.2016 N 02-08/8252, составленному на основании генерального плана г.Ялта, утвержденного решением 36-й сессии Ялтинского городского Совета 6-го созыва от 27.11.2013 N 33, земельный участок площадью 0,2828 га по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Свердлова, 7-б образован из земель муниципальной собственности, имеет вид функционального использования - существующая водная станция, разрешенное использование образуемого земельного участка - причалы для маломерных судов, на земельном участке расположена водная станция, ограничения (обременения) земельного участка - охранная зона исторического ядра "Старая Ялта".
Пунктом 2.5 договора аренды земельного участка от 28.04.2005 установлены ограничения и обременения права пользования землей: соблюдение режима 100 метровой охранной зоны Черного моря; соблюдение режима зоны регулирования застройки; охрана зеленых насаждений.
Согласно сведениям, содержащимся в разделе 4 кадастрового паспорта земельного участка от 13.07.2016 "Сведения о частях земельного участка и обременениях" на земельный участок существуют ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, спорный земельный участок расположен в границах 100-метровой водоохраной зоны Черного моря.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Наряду с иными ограничениями прав на землю являются: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных зонах (п. 1 ч. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Таким образом, водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного кодекса).
В силу части 8 статьи 65 Водного кодекса ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
Данные нормы водного законодательства корреспондируют с положениями пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, которым установлено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Таким образом, правовой режим береговой полосы водного объекта не предполагает ее использование в частных интересах без учета статуса территории общего пользования.
Учитывая цель предоставления спорного земельного участка - реконструкция водной станции в яхт-клуб, принадлежность его к водоохранной зоне и охранной зоне исторического ядра "Старая Ялта", отказ в предоставлении ООО "Южстройсервис" в аренду в порядке переоформления прав спорного земельного участка признан судом апелляционной инстанции обоснованным.
В кассационной жалобе общество ссылается на исключительное право приобретения спорного земельного участка, так на данном земельном участке расположены здания, принадлежащие обществу на праве собственности.
Суд округа отмечает, что учитывая специфику арендных отношений, возникших у заявителя до 18.03.2014, Порядком N 313, Правилами N 37, предусмотрена возможность именно переоформления заключенного до названной даты и продолжающего действовать договора аренды земельного участка, а не право арендатора заключить новый договор аренды, учитывая положения норм главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, наличие у собственника зданий преимущественного права на приобретение земельного участка не исключает необходимость соблюдения порядка предоставления в аренду земельного участка, предусмотренного нормами гражданского, земельного законодательства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым.
А также, заявитель кассационной жалобы не учитывает, что в соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закона N 38-ЗРК положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что судебные акты могут быть отменены на основании пункта 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы лица, не участвовавшего в деле, о правах и об обязанностях которого арбитражный суд принял судебный акт, поданной в порядке, предусмотренном статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не по жалобе лица, участвующего в деле, но заявляющего о нарушении судом охраняемых законом прав и интересов иных лиц.
Таким образом, вопрос о нарушении судебным актом прав и обязанностей муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детский Морской Центр" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, не привлеченного к участию в деле, мог быть оценен судом кассационной инстанции исключительно при обжаловании судебных актов указанным лицом либо его правопреемниками.
На основании вышеизложенного следует признать, что вывод суда апелляционной инстанции об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования является обоснованным и законным.
Доводы, изложенные в жалобе, выводы Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и применение норм права не опровергают, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данного судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 по делу N А83-7609/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 8 статьи 65 Водного кодекса ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
Данные нормы водного законодательства корреспондируют с положениями пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, которым установлено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
...
Суд округа отмечает, что учитывая специфику арендных отношений, возникших у заявителя до 18.03.2014, Порядком N 313, Правилами N 37, предусмотрена возможность именно переоформления заключенного до названной даты и продолжающего действовать договора аренды земельного участка, а не право арендатора заключить новый договор аренды, учитывая положения норм главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
А также, заявитель кассационной жалобы не учитывает, что в соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закона N 38-ЗРК положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 марта 2019 г. N Ф10-628/19 по делу N А83-7609/2017
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-628/19
20.03.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-765/18
22.11.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-765/18
18.06.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7609/17
16.04.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-765/18