г.Калуга |
|
18 апреля 2019 г. |
ДелоN А83-4409/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.04.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Калуцких Р.Г. Смирнова В.И. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Рихтер Е.А. |
при участии в заседании представителей:
от Государственного комитета ветеринарии Республики Крым:Сейдаметова А.С., представитель по доверенности от 11.04.2019 N 05-35/2-2138;
от Совета министров Республики Крым: Володькин С.А., представитель по доверенности от 29.03.2019 N 1/01-54/2026;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю: не явились, извещены надлежаще,
от Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Республиканский ветеринарный лечебно-профилактический центр": не явились, извещены надлежаще;
от Заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Крым и городу Севастополь Епанова Юрия Викторовича:не явились, извещены надлежаще,
от Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобуУправления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.08.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 по делу N А83-4409/2017,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Республиканский ветеринарный лечебно-профилактический центр" (далее -ГБУ РК "Республиканский ветеринарный лечебно-профилактический центр", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным и отмене приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Управление) от 13.04.2017 N 88/од и о признании незаконными действий по изданию и направлению заместителем руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю уведомления N УФС-ЮЕ-01/1047 от 14.04.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.08.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь от 13.04.2017 N 88/од "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя" назначено проведение внеплановой выездной проверки предприятия ГБУ РК "Республиканский ветеринарный лечебно-профилактический центр" на предмет соблюдения Государственным бюджетным учреждением Республики Крым "Республиканский ветеринарный лечебно-профилактический центр" и на обслуживаемых им объектахпункта 12 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и пункта 59 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме. О проведении проверки, заявитель уведомлен 14.04.2017.
Несогласие с названным приказом, а также действиями Управления по организации проведения проверки послужило поводом для обращения учреждения в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) осуществляется уполномоченными федеральными органами власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Под государственным ветеринарным надзором согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданамитребований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или устранению) последствий выявленных нарушений, идеятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно пункту 5.1.1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, федеральный государственный ветеринарный надзор, включающий в том числе ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, требований безопасности кормовых добавок и кормов, изготовленных с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, а также государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пределах своей компетенции, осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Одним из территориальных органов Россельхознадзора является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь.
Согласно пункта 9.3.1 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 02.02.2017 N 71, Управление на закрепленной территории осуществляет федеральный государственный ветеринарный надзор, включающий в том числе ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления <1>, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, требований безопасности кормовых добавок и кормов, изготовленных с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, а также государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пределах своей компетенции <*>.
Суды, проанализировав разъяснения ссылки <*> установили, что указанные полномочия, за исключением ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) в местах полного таможенного оформления, являются переданными и осуществляются органами исполнительной власти Республики Крым и города Севастополь в соответствии с Соглашением между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утверждено распоряжением Правительства РФ от 06.08.2014 N 1474-р.
Согласно пункту 3.34 Положения о Государственном комитете ветеринарии Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 163 (с учетом внесенных изменений постановлением от 25.09.2014 358), переданные Совету министров Республики Крым полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет Государственный комитет ветеринарии Республики Крым.
Таким образом, на момент проведения проверки Управление полномочиями по осуществлению государственного надзора наделено не было.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к основным принципам защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.
Учитывая изложенное суды верно пришли к выводу, что приказ управления от 13.04.2017 N 88/од, а также действия по его изданию и направлению являются незаконными.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.08.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 по делу N А83-4409/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В.Бессонова |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, проанализировав разъяснения ссылки <*> установили, что указанные полномочия, за исключением ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) в местах полного таможенного оформления, являются переданными и осуществляются органами исполнительной власти Республики Крым и города Севастополь в соответствии с Соглашением между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утверждено распоряжением Правительства РФ от 06.08.2014 N 1474-р.
...
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к основным принципам защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 апреля 2019 г. N Ф10-1017/19 по делу N А83-4409/2017
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1017/19
16.04.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2573/18
12.12.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2573/18
17.08.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4409/17
09.08.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4409/17
19.04.2017 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4409/17