Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73 действие настоящих норм отменено (кроме требований к специализированным зданиям) с 1 сентября 2001 г.
См. СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятые названным постановлением
Ведомственные строительные нормы ВСН 62-91*
"Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения"
(утв. приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 4 октября 1991 г. N 134)
16 июля 2001 г.
Срок введения в действие 1 января 1992 г.
Взамен типовой инструкции
по обеспечению передвижения инвалидов,
пользующихся креслами-колясками,
в проектах общественных зданий,
планировке и застройке населенных мест
См. также Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения
5. Специализированные здания и сооружения
5.1. Специализированные жилые здания
5.1.1. Жилые помещения в специализированных жилых зданиях следует проектировать непроходными и в составе жилых ячеек, которые должны объединяться в жилые группы вместимостью не более 25 чел.
5.1.2. В специализированных жилых зданиях для инвалидов и престарелых должны предусматриваться помещения культурно-бытового и медицинского обслуживания.
При проектировании специализированных жилых зданий в комплексе с учреждениями специализированных центров медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также учебно-производственного назначения помещения для указанных учреждений следует включать в состав жилых зданий или располагать их во встроенно-пристроенном либо отдельно стоящем блоке, связанном с жилыми зданиями крытым, а при необходимости и отапливаемым переходом.
5.1.3. Для обслуживания каждой жилой группы в домах-интернатах для инвалидов и престарелых следует предусматривать помещения площадью, не менее, :
ванную комнату - 12;
уборную - 4,5;
душевую кабину - 3 с местом для переодевания;
санитарную комнату - 16;
комнату для бытовых нужд - 12; кладовые для чистого и грязного белья. Кроме того, в составе жилой ячейки для способных к самообслуживанию инвалидов или престарелых должны предусматриваться комната общения расчетной площадью не менее 1,2 на каждого проживающего и кухня-буфетная (не менее 0,6 на каждого проживающего).
5.1.4. В домах-интернатах для инвалидов и престарелых следует предусматривать помещение или место площадью не менее 4 для хранения медицинских тележек и кресел-колясок.
5.1.5. При проектировании психоневрологических интернатов следует предусматривать отделения: реабилитационного профиля для свободного содержания пациентов; лечебно-восстановительного профиля для наблюдательного содержания пациентов; постельного содержания для пациентов, нуждающихся в постоянном уходе.
5.1.6. При размещении столовой психоневрологического интерната в отдельно стоящем здании следует предусматривать вестибюль с гардеробом, расчетную площадь которых следует принимать не менее 0,25 на каждое посадочное место в обеденном зале.
5.1.7.* В противопожарных перегородках и стенах, отделяющих группы жилых помещении от ведущих в блоки помещений обслуживания коридоров и переходов, а также в помещениях кладовых и мастерских, связанных с хранением и переработкой сгораемых материалов, следует предусматривать противопожарные двери 2-го типа.
5.2. Территориальные центры социального обслуживания
5.2.1. Территориальные центры социального обслуживания следует проектировать двух основных типов: надомного обслуживания и дневного пребывания, которые допускается объединять в одном здании в качестве отделений единого центра, а также включать в состав домов-интернатов для инвалидов и престарелых.
При объединении территориального центра со специализированным учреждением медицинской, социальной и профессиональной реабилитации или его отделениями следует совмещать аналогичные помещения и службы.
5.2.2. При включении территориального центра социального обслуживания или его отделений в состав жилого здания, рассчитанного на проживание инвалидов и престарелых, помещения территориального центра должны проектироваться с учетом обслуживания дополнительно не менее 30% численности инвалидов и престарелых, проживающих в здании.
5.2.3. При территориальном центре социального обслуживания должны предусматриваться регистратура-справочная и помещения для общих лечебных мероприятий площадью, не менее, в составе:
двух процедурных, каждая - 12;
перевязочной - 22;
трех кабинетов, каждый - 18;
лабораторных помещений - 14 (общая площадь);
двух помещений, каждое - 12 для примерки и подгонки протезов, а также раздельные кладовые чистого и грязного белья.
5.2.4.* Учебно-производственные классы и мастерские должны располагаться во встроенных, встроенно-пристроенных или отдельно стоящих блоках помещений с соблюдением условий эвакуации инвалидов и противопожарных требований, соответствующих профилю классов и мастерских.
5.2.5. В состав отделения дневного пребывания следует включать помещения площадью, не менее, :
гардеробной - 15;
комнат, каждая - 36 для пребывания инвалидов и престарелых;
комнат, каждая - 16 для дневного отдыха;
кухни-буфетной - 9;
душевой кабины с комнатой для переодевания.
5.2.6. Помещения для пребывания инвалидов и престарелых должны объединяться в группы вместимостью не более 25 чел. и располагаться, как правило, на первом этаже здания. При расположении помещений дневного пребывания выше второго этажа следует предусматривать лифт.
5.2.7. В составе центра или отделения надомного обслуживания следует предусматривать диспетчерский пункт и комнаты персонала с кладовыми для хранения продуктов, а также раздельные кладовые для чистого и грязного белья.
6. Специализированные учреждения реабилитации инвалидов
6.1. Специализированные учреждения реабилитации инвалидов должны проектироваться как центры медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в местах проживания инвалидов и санаторно-курортные учреждения для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата.
6.2.* В составе специализированных учреждений реабилитации инвалидов следует предусматривать мастерские по ремонту протезов и кресел-колясок, помещение для хранения кресел-колясок, а также помещения для профессиональной реабилитации.
Жилые помещения следует отделять от помещений учебно-производственного назначения противопожарными перекрытиями 3-го типа.
6.3. При проектировании специализированного центра медицинской, социальной и профессиональной реабилитации следует предусматривать основные группы помещений:
для оздоровительных мероприятий и занятий лечебной физкультурой;
медицинского назначения;
служебно-бытового назначения.
6.4. В группе помещений для оздоровительных мероприятий и занятий лечебной физкультурой следует предусматривать: универсальный спортивный зал для игр и занятий общей физической подготовкой, тренажерный зал и плавательный бассейн с набором вспомогательных помещений для подводного душа-массажа, массажа и мануальной терапии, баню-сауну.
6.5. В составе группы помещений медицинского назначения следует предусматривать: кабинет электро- и светолечения, кабинет теплолечения, помещение рефлексотерапии с кабинетом врача, кабинет групповой психотерапии.
В кабинете электро- и светолечения покрытие пола должно быть выполнено из электроизоляционных материалов. Облицовка стен кабинета керамической плиткой не допускается.
6.6. В специализированных санаториях для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата кроме помещений, общих для санаториев всех профилей, следует включать дополнительно: кабинет дуоденального зондирования и кабинет для взятия желудочного сока в составе диагностического отделения; кабинет для электростимуляции мышц и процедурные желудочно-кишечного профиля в составе отделения физиотерапии; отделения бактериологическое и грязелечения, а также кабинеты врачей проктолога и уролога.
6.7. В составе группы жилых помещений следует предусматривать помещения для занятий лечебной физкультурой, обучения ходьбе, массажные кабинеты.
6.8. Площадь комнат в санаторных учреждениях для инвалидов следует принимать, не менее, :
одноместных - 11;
двухместных - 16. При жилых комнатах должны предусматриваться прихожие площадью не менее 4,5 и санитарные узлы.
7. Специализированные детские учреждения
7.1. Общие требования
7.1.1. При проектировании специализированных детских учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и речи следует предусматривать группы помещений: для проживания детей; для физкультурных, музыкальных и специальных занятий; медицинского обслуживания; пищеблока; служебного и хозяйственно-бытового назначения.
7.1.2. В домах-интернатах для обучаемых детей и школах-интернатах следует предусматривать также учебные помещения и учебно-производственные мастерские.
7.1.3. В специализированных детских учреждениях при отсутствии возможности стирки белья в коммунальных прачечных должна предусматриваться прачечная либо постирочная. Прачечная должна проектироваться с учетом работы в две смены производительностью не менее 1 кг в день сухого белья на каждого передвигающегося воспитанника и 2 кг белья на лежачего.
7.2. Помещения для проживания детей
7.2.1. Группы помещений для проживания детей следует проектировать в составе:
групповых ячеек - для детей дошкольного возраста;
учебно-жилых ячеек - для детей младшего школьного возраста;
жилых ячеек - для детей среднего и старшего возраста в школах-интернатах и домах-интернатах.
7.2.2. В состав жилых и учебно-жилых ячеек следует включать помещения расчетной площадью на одного проживающего, не менее, :
спальные комнаты - 4;
в домах-интернатах для лежачих детей - 6;
комнаты дневного пребывания - 3;
классные комнаты в учебно-жилых ячейках - 2,5;
гардеробные - 1;
буфетные для необучаемых умственно отсталых детей - 0,5;
санитарно-гигиенические помещения - 1;
для сушки одежды - 0,35;
кладовые - 0,5, а также помещения дежурного воспитателя с кладовой личных детских вещей.
Состав и размеры групповых ячеек в дошкольных учреждениях следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89*
7.2.3. В составе жилой ячейки для учащихся старших классов школ-интернатов должны предусматриваться дополнительно комнаты для индивидуальных занятий расчетной площадью на 1 воспитанника не менее 1,5 , а для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей - не менее 1,8 .
7.3. Учебные и учебно-производственные помещения
7.3.1. В школах-интернатах следует предусматривать:
учебные кабинеты расчетной площадью на 1 учащегося не менее 2,5 - для детей с нарушениями слуха и интеллекта, не менее 3 - для детей с нарушениями зрения, последствиями полиомиелита и церебральных параличей;
учебные лаборатории расчетной площадью на 1 учащегося не менее 3 - для детей с нарушениями слуха и интеллекта, не менее 3,5 - для детей с нарушениями зрения, последствиями полиомиелита и церебральных параличей;
учебный кабинет для лепки и рельефного рисования расчетной площадью на 1 учащегося не менее 4 - для детей с нарушениями зрения.
7.3.2. При каждом учебном кабинете и лабораториях следует предусматривать помещения лаборантской площадью не менее 18 .
7.3.3. Размеры рекреационных помещений для детей среднего и старшего школьного возраста следует назначать из расчета не менее 1,2 на одного ребенка. В учебно-жилых ячейках для детей младшего школьного возраста в качестве рекреационных помещений допускается использовать комнаты дневного пребывания.
7.3.4. В составе учебно-производственных мастерских, которые должны располагаться в отдельном блоке при школе-интернате или доме-интернате и обеспечиваться удобной связью с учебными и жилыми помещениями, а также выходом на участок, следует предусматривать:
мастерские для учащихся младших классов расчетной площадью на 1 место, не менее, : 2 - для детей с нарушениями слуха и интеллекта и 2,5 - для детей с нарушениями зрения, последствиями полиомиелита и церебральных параличей;
мастерские для учащихся средних и старших классов расчетной площадью на 1 место, не менее, : 5 - для детей с нарушениями слуха и интеллекта; 5,5 - для детей с нарушениями зрения и последствиями полиомиелита и церебральных параличей;
мастерскую для производственного труда со складскими помещениями и кабинетом организатора работ, проектируемыми в соответствии с технологическими требованиями к производимым работам.
7.3.5. В дошкольных учреждениях следует предусматривать помещение площадью не менее 24 для предметно-практического обучения детей и один логопедический кабинет площадью не менее 12 на каждые 4 группы жилых или учебно-жилых ячеек.
7.4. Помещения для физкультурных, музыкальных и специальных занятий
7.4.1. В школах-интернатах должны проектироваться залы для физкультурных, музыкальных и ритмических занятий, бассейн.
7.4.2. В школах- и домах-интернатах следует предусматривать помещения для библиотеки, для кружковых занятий и актовый зал с эстрадой и кинопроекционной. Размеры актового зала должны определяться из расчета размещения в нем не менее 75% всех воспитанников исходя из площади не менее 0,8 на каждого ребенка.
7.5. Помещения медицинского обслуживания
7.5.1. В дошкольных учреждениях для обеспечения медицинского обслуживания детей должны предусматриваться кабинеты врача, физиотерапевтический, массажный, процедурный, а также изолятор.
7.5.2. В школах-интернатах и домах-интернатах в состав помещений медицинского обслуживания должны входить приемно-карантинное отделение, изолятор, кабинеты врачей и врачей-консультантов, комната старшей медицинской сестры, физиотерапевтический кабинет, общеклиническая лаборатория и помещение аптеки.
7.5.3. Карантинное отделение следует проектировать из расчета 1 место на каждые 30 детей в учреждении.
Помещения карантинного отделения и изолятор должны располагаться на первом этаже с отдельным входом и проектироваться по типу санитарного пропускника.
7.5.4. Вместимость изолятора должна приниматься из расчета 1 место на каждые 50 детей в дошкольном учреждении и на каждые 20 детей - в школе-интернате.
Палаты изолятора следует проектировать на одно или два места, каждая расчетной площадью не менее 6 на одно место.
В дошкольных учреждениях медицинская комната при изоляторе должна иметь отдельный вход из коридора и размещаться смежно с одной из палат изолятора.
7.6. Пищеблок
7.6.1. В составе пищеблока школ- и домов-интернатов следует предусматривать раздельные обеденные залы для детей и персонала, производственные, административно-бытовые и складские помещения.
7.6.2. Обеденные залы в школах-интернатах следует определять с учетом организации питания не менее 70% общего числа учащихся в две посадки расчетной площадью на 1 место, не менее, :
1,6 - для детей с нарушениями зрения, последствиями полиомиелита и церебральных параличей;
1,3 - для детей с нарушениями слуха и умственно отсталых детей.
В школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей, а также в домах-интернатах обеденные залы следует предусматривать только на самостоятельно передвигающихся воспитанников при организации их питания в одну смену.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственные строительные нормы ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения" (утв. приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 4 октября 1991 г. N 134)
Текст документа приводится по официальному изданию Госстроя России, ГУП ЦПП, Москва, 2000 г.
Срок введения в действие 1 января 1992 г.
Разработаны ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева (канд. архитектуры Н.Б. Мезенцева - руководитель темы, канд. архитектуры Е.М. Лось, архит. Н.А. Клементьев), ЦНИИП градостроительства (А.А. Бойченко), ЦНИИЭП жилища (канд. архитектуры Е.Ю. Пересветов, В.Г. Страшнов, Н.С. Милославская), ЦНИИЭП учебных зданий (кандидаты архитектуры Н.Н. Щетинина, М.Н. Тюричева), ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов (кандидаты архитектуры Н.О. Шенгелия, Е.М. Либерман), Госкомархитектуры (Ю.В. Колосов) при участии канд. архитектуры Ю.А. Федутинова и специалистов Республики Эстония (архит. Х.Ю. Калмета и канд. техн. наук Т.Х. Кару)
Внесены ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева
Подготовлены к утверждению Госкомархитектуры (Ю.В. Колосов)
С введением в действие ВСН 62-91* Госкомархитектуры "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения" утрачивает силу "Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах общественных зданий, планировке и застройке населенных мест"
ВСН 62-91* является переизданием ВСН 62-91 с изменениями, утвержденными приказом Госкомархитектуры 29 ноября 1991 г. N 166 и постановлением Минстроя России 26 июля 1994 г. N 18-3
Номера пунктов и приложений, в которые внесены изменения, отмечены звездочкой (*)
При пользовании ведомственными строительными нормами следует учитывать утвержденные изменения строительных норм и правил и государственных стандартов, публикуемые в "Бюллетене строительной техники" и информационном указателе "Государственные стандарты"
Взамен настоящих норм постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73 с 1 сентября 2001 г. введены в действие СНиП 35-02-2001 (кроме требований к специализированным зданиям)