г. Калуга |
|
6 июня 2019 г. |
Дело N А54-8598/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.06.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей
при участии в заседании: |
Стрегелевой Г.А. Смолко С.И. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-21" (390000, г.Рязань, ул. Вознесенская, д.50а, ОГРН 1046209019460, ИНН 6234008888) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица: Государственной жилищной инспекции Рязанской области (390006, г. Рязань, ул. Либкнехта, д.18, ОГРН 1186234004956, ИНН 6234176681) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц:
администрации города Рязани (390000, г. Рязань, ул. Радищева, д.28, ОГРН 1026201270260, ИНН 6227000292) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
Территориального управления - Префектуры Советского района администрации г. Рязани (390000, г.Рязань, ул. Вознесенская, д.51а, ОГРН 1156234006015, ИНН 6234144016) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-21" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.11.2018 (судья Костюченко М.Е.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А54-8598/2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-21" (далее - заявитель, Общество, ООО "ЖЭУ-21") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной инспекции жилищного и строительного надзора Рязанской области (далее - Инспекция, ГЖИ) от 25.10.2017 N 24-52.
Определением суда от 03.05.2018 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Государственной инспекции жилищного и строительного надзора Рязанской области ее правопреемником - Государственной жилищной инспекции Рязанской области.
Решением суда от 08.11.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.02.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ООО "ЖЭУ-21" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: г. Рязань, ул. Урицкого, д. 14, д. 16 корп. 1, д. N 21 и д. N 23.
С целью проверки обращения гражданина, проживающего в доме N 14 по ул. Урицкого г. Рязань, на основании приказа первого заместителя начальника инспекции от 24.10.2017 N 1910 Инспекцией в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки составлен акт и вынесено оспариваемое предписание, обязывающее Общество в срок до 10.11.2017 восстановить контейнерную площадку для сбора ТБО на прежнем месте, то есть на территории между домами N 14 и N 16 корп. 1 по ул. Урицкого г. Рязани.
Посчитав требование предписания незаконными и необоснованными, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как предусмотрено СанПиН 42-128-4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (пункт 2.1.3).
СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта (пункт 8.2.5).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами, допустило нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, зафиксированные Инспекцией в акте, так как из материалов дела следует, что Общество без согласования с собственниками вышеуказанных многоквартирных жилых домов перенесло мусорные контейнеры и контейнерную площадку с прилегающей территории жилых домов N 14 и N 16 корп. 1 по ул. Урицкого на территорию контейнерной площадки жилых домов N 21 и N 23 по ул. Урицкого.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания жилищному законодательству и законодательству в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Размер государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 1500 рублей.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.11.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 по делу N А54-8598/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-21" из федерального бюджета 1500 (одну тысячу пятьсот) рублей государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 09.04.2019 N 172.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.