г.Калуга |
|
3 июля 2019 г. |
Дело N А84-2338/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 июля 2019 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Бессоновой Е.В. |
судей |
Калуцких Р.Г. |
|
Смирнова В.И. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Бульвар" - Лебедева А.В. по доверенности от 01.06.2019;
от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя; Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 08.11.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 по делу N А84-2338/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бульвар" (далее - ООО "Бульвар", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Департамент) от 24.05.2018 об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.04.2018 NRU91-94102000-145-2018, выданного обществу для эксплуатации построенного объекта капитального строительства "Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополь. Корректировка ПК 5", расположенного по адресу: г. Севастополь, пр. Октябрьской Революции, д. 42-Б, на земельном участке с кадастровым номером 91:02:001013:680, оформленное приказом N 62 от 24.05.2018.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 08.11.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанции, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые решение и постановление и принять по делу судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ООО "Бульвар" возражал против доводов кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения представителя Общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Бульвар" являлся заказчиком строительства объектов капитального строительства, расположенных по адресу: г. Севастополь, пр. Октябрьской Революции, N 42-Б.
Строительство осуществлялось на земельном участке площадью 0,6667 га, предоставленном для строительства первой очереди бульвара с объектами торговли на основании Решения Севастопольского городского Совета N 3212 от 18.05.2005 и N 1679 от 14.03.2007 "О передаче в аренду земельного участка по ул. А. Кесаева (от пр. Октябрьской революции до Столетовского проспекта) для строительства первой очереди бульвара с объектами торговли ООО "Бульвар" и соответствующего договора аренды от 30.03.2007 сроком действия 25 (двадцать пять) лет.
После заключения договора аренды, Обществом были получены технические условия на водоснабжение и водоотведение, газоснабжение и электроснабжение объектов строительства.
26.01.2008 начальником Управления градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации было утверждено и выдано Заявителю Архитектурно-планировочное задание N 325 на проектирование объекта нового строительства; после получения исходных данных для проектирования по заказу ООО "Бульвар" частным предприятием "Строительная компания "Арка" был разработан рабочий проект строительства объекта "Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе", на который 04.04.2011 получено положительное заключение N С-136/11 Управления градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации. 10.06.2011 директором Севастопольского городского филиала ГП "Укргосстройэкспертиза" было утверждено положительное заключение N Е-27-003-10 комплексной государственной экспертизы по рабочему проекту "Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе".
30.11.2011 Инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе в соответствии с требованиями действовавшего на указанный период Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" была зарегистрирована Декларация N СТ 08311090325 о начале выполнения строительных работ на объекте "Бульвар с объектами торговли по проспекту Октябрьской Революции, N 42-Б", поданная заказчиком строительства - ООО "Бульвар".
В дальнейшем в рабочий проект вносились изменения, которые 18.09.2013 прошли государственную экспертизу.
11.02.2014 ООО "Бульвар" уведомило Инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля в г.Севастополе о внесении корректировки в рабочий проект "Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе"; копия экспертного отчета N Е-27-0428-13 от 18.09.2013 была направлена в приложении к уведомлению (вх.N 7/27-768 от 11.02.2014).
В связи с образованием в составе Российской Федерации двух самостоятельных субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь, в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ООО "Бульвар" привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 29.12.2014 была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
17.04.2014 Распоряжением Губернатора города Севастополя N 46 "О запрете осуществления капитального строительства на территории города Севастополя" было запрещено осуществление любого капитального строительства на территории города Севастополя, вплоть до особого распоряжения. Впоследствии Указом Губернатора г. Севастополя от 04.06.2014 N 19 "Об образовании комиссии при Правительстве Севастополя по мониторингу соблюдения градостроительного законодательства при осуществлении строительства в городе Севастополе", была создана комиссия, на рассмотрение которой нужно было предоставить определенный перечень документов.
Вследствие издания данных нормативных актов, по заказу ООО "Бульвар", ООО "Южный учебно-консультационный центр повышения квалификации" был подготовлен технический отчет по материалам обследования и оценки технического состояния строительных конструкций незаконченного строительством объекта: "Бульвар с объектами торговли по пр-ту Октябрьской Революции, N 42-Б в г. Севастополе. ПК-5". По результатам данного отчета, а также иных документов, представленных ООО "Бульвар" на комиссию, 25.06.2014 Губернатором г. Севастополя было издано распоряжение N 225, которым Заявителю было разрешено возобновление строительных работ на объектах капитального строительства согласно Протоколу заседания Комиссии по мониторингу соблюдения градостроительного законодательства при осуществлении строительства в городе Севастополе N 4 от 24.06.2014.
18.02.2015 земельные участки, находящиеся в аренде у ООО "Бульвар", были поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами: 91:02:001013:697 для участка площадью 1395 кв. м (разрешенное использование: для строительства первой очереди бульвара с объектами торговли); 91:02:001013:680 для участка площадью 5272 кв. м (разрешенное использование: для строительства первой очереди бульвара с объектами торговли).
03.12.2015 ООО "Бульвар" в соответствием с требованиями части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, Постановления Правительства Севастополя N 71 от 17.06.2014 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции "Осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства" (далее - Административный регламент N 71), действовавшим на момент подачи заявления, было подано извещение о начале выполнения строительных работ с приложением документов для постановки объекта капитального строительства под надзор Управления государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя.
03.12.2015 началось осуществление строительного надзора объекта "Бульвар с объектами торговли по пр. Октябрьской Революции, 42-Б в г. Севастополе. ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6".
Управлением государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя была проведена итоговая проверка законченного строительством объекта капитального строительства "Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе. ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5", по результатам которой было установлено, что объект капитального строительства "Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе. ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5" с количеством этажей: подвал + 3 этажа (ПК-1, ПК-2, ПК-4) и 2 этажа (ПК-5) был закончен строительством и соответствует требованиям проектной документации, шифр 53/08к-01, 53/08к-02, 53/08к-03, 53/08к-04, разработанной Частным предприятием "Строительная компания "Арка".
07.07.2017 ООО "Бульвар" было выдано Заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства, приборами учета используемых энергетических ресурсов, утвержденное приказом Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя от 07.07.2017 N 71-од, которым подтверждено, что объект капитального строительства "Бульвар с объектами торговли по ул. А.Кесаева в г. Севастополе. ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5" с количеством этажей: подвал + 3 этажа (ПК-1, ПК-2, ПК-4) и 2 этажа (ПК-5) закончен строительством и соответствует требованиям проектной документации, разработанной Частным предприятием "Строительная компания "Арка", шифр 53/08к-01, 53/08к-02, 53/08к-03, 53/08к-04.
Впоследствии Общество неоднократно обращалось в Департамент за получением государственной услуги "Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства", несколько раз получая отказы, в том числе, со ссылкой на несоответствие построенного объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, проектной документации и т.п.
Тем не менее, в итоге по результатам рассмотрения заявления общества от 17.04.2018 Департаментом 26.04.2018 было принято положительное решение и Заявителю было выдано разрешение NRU91-94102000-145-2018 на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства "Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе. Корректировка ПК-5".
Данное разрешение на ввод в эксплуатацию было направлено в Управление государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя для осуществления государственного кадастрового учета объекта капитального строительства и внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
24.05.2018 Департаментом был принят приказ N 62, которым было отменено разрешение на ввод в эксплуатацию от 26.04.2018 N RU91-94102000-145-2018.
Не согласившись с принятым Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя приказом, ООО "Бульвар" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, верно применив совокупность положений статей 198-201 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом 3.1.7 пункта 3.1 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 12.09.2016 N 858-1Ш, полномочия по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и разрешений на ввод их в эксплуатацию на территории города Севастополя были возложены на Департамент.
Статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 N 339-ПП было утверждено Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя (далее - Положение N 339).
Пункт 1 Положения N 339, устанавливает особенности выдачи исходно-разрешительной документации на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешительные документы на проектирование и/или строительство которых были выданы до 18.03.2014 в соответствии с законодательством Украины.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 339-ПП, заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства, разрешительные документы на проектирование и/или строительство которого были выданы до 18.03.2014 в соответствии с законодательством Украины, вправе подать заказчик. Пунктом 13 Положения N 339 установлен перечень необходимых документов для принятия решения уполномоченным органом о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства, разрешительные документы на которые были получены до 18.03.2014.
Одновременно пунктом 16 Положения N 339-ПП установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод построенного (реконструированного) объекта капитального строительства, разрешительные документы на который были получены до 18.03.2014.
В силу части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно статье 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Применяя указанные нормы права в совокупности к установленным по делу обстоятельствам, а также верно отмечая, что выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию производилась по процедуре, специально регламентированной нормативными актами Правительства Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства г.Севастополя, суды правильно указали на то, что Департамент, отменяя разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, должен был привести сведения, а в суде, исполняя обязанность, возложенную статьей 65 АПК РФ - доказать несоответствие отменяемого акта требованиям действующего законодательства, а отменяющего акта - закону. Кроме того, следовало учесть, что отменяющий акт (приказ) не должен нарушать права и законные интересы заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Иное толкование нормы статьи 48 Закона N 131-ФЗ допускало бы возможность произвольного прекращения права без судебной процедуры путем отмены муниципального акта, наделяющего данным правом, что противоречит части 1 статьи 19, части 1 статьи 46, части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации.
Суды бесспорно установили, что указанным требованиям оспариваемый приказ не отвечает, при том, что выданное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, как и приказ о его отмене, направлены в итоге на возникновение и прекращение гражданских прав.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Изложенное означает, что возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09.
В результате суды признали не основанным на нормах действующего законодательства доводы относительно того, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было отменено Департаментом в порядке самоконтроля по причине нарушения Обществом требований ст. 55 ГрК РФ.
Далее, на основе оценки по правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств, суды дали оценку основаниям для принятия спорного приказа, которые сформированы со ссылкой на нарушение Положения N 339-ПП и ГрК РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций было принято во внимание, что согласно проекту благоустройства, проектируемая территория которого находится на земельном участке, принадлежащем городу и не входит в состав землепользования ООО "Бульвар", следовательно, не имеет отношения к ПК-5, на который выдано разрешение на ввод в эксплуатацию.
Между тем, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя было принято распоряжение N 5778-РДЗ от 08.05.2018 о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополь, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения объекта - элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (скамейки, урны, озеленение, покрытия), расположенном по адресу г. Севастополь, пр. Октябрьской Революции, 42-Б согласно прилагаемой схемы границ, площадью 1624 кв. м.
В дальнейшем, своим распоряжением Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 23.05.2018 N 6807-РДЗ вышеуказанное распоряжение признал утратившим силу.
Относительно расхождения этажности, суды установили, что согласно декларации на начало строительных работ от 30.11.2011 N СТ08311090325 количество этажей составляет 3, при этом согласно данным предоставленного технического плана количество этажей составляет 2. Тем не менее, ранее, заключением Управления градостроительства и архитектуры СГГА от 04.04.2011 N С-136/11 было согласовано разрешение строительства 3-этажей; в рабочем проекте ПК-5 был запроектирован 3-х этажным. Однако 18.09.2013 изменения в рабочий проект прошли государственную экспертизу, вследствие чего директором Севастопольского городского филиала ГП "Укргосстройэкспертиза" было утверждено положительное заключение N Е-27-0428-13 комплексной государственной экспертизы относительно рассмотрения проектной документации в части жесткости, надежности и долговечности объекта строительства по рабочему проекту "Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе. Корректирование конструктивной части корп. N 3 и N 5".
Судами принято во внимание, что Законом Украины "О градостроительной деятельности", который действовал в период изменения проектной документации, не предусматривалось внесение изменений в декларацию о начале строительных работ в случае изменения технико-экономических показателей (общей площади, этажности и т.д.).
Довод Департамента относительно того, что согласно экспертизе проектной документации вдоль зданий за счет уширения существующего проезда размещены площадки для временной парковки автомашин, однако в разделе проектной документации "Генеральный план" парковочные места расположены в районе здания корпуса N 6, признан необоснованным исходя из того, что согласно раздела рабочего проекта генеральный план парковочные места расположены в районе здания N 6. В соответствии с эскизным проектом, утвержденным Управлением архитектуры и градостроительства Севастопольской городской государственной администрации, парковочные места вдоль корпусов не отображены, но в пояснительной записке информация о кратковременной стоянке вдоль корпусов отражено.
В отношении несоответствия размеров площадей исследуемого объекта капитального строительства на основе совокупной оценки материалов дела суды сделали вывод о неправомерности соответствующего довода Департамента, принимая во внимание, что расхождение проектной фактической площади помещений не связано с отклонением от проекта и вызвано разницей в методике подсчета площадей на этапе проектирования и по фактическим измерениям.
Одновременно обоснованно отмечено, что Департамент, установив расхождение площади застройки в проектной документации с площадью, которая указана во всех других исходно-разрешительных документах, в силу положений Административного регламента и Положения N 339-ПП имел право произвести осмотр построенного, реконструированного объекта капитального строительства на предмет его соответствия предоставленным документам, однако данным правом не воспользовался.
Оснований для переоценки данных выводов судов у суда округа не имеется в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали незаконным решение Департамента от 24.05.2018 об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.04.2018 NRU91-94102000-145-2018, оформленное приказом N 62 от 24.05.2018.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражных судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 08.11.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 по делу N А84-2338/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Изложенное означает, что возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09.
В результате суды признали не основанным на нормах действующего законодательства доводы относительно того, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было отменено Департаментом в порядке самоконтроля по причине нарушения Обществом требований ст. 55 ГрК РФ.
Далее, на основе оценки по правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств, суды дали оценку основаниям для принятия спорного приказа, которые сформированы со ссылкой на нарушение Положения N 339-ПП и ГрК РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 июля 2019 г. N Ф10-2718/19 по делу N А84-2338/2018