г.Калуга |
|
19 июля 2019 г. |
Дело N А35-6101/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.07.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 35 на решение Арбитражного суда Курской области от 31.01.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 по делу N А35-6101/2018,
установил:
фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области", ОГРН 1134600001029, ИНН 4632132778 (далее - Фонд капитального ремонта) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 30.10.2018, к жилищно-строительному кооперативу N 35, ОГРН 1034637017084, ИНН 4630014017 (далее - ЖСК-35) об обязании ЖСК-35 перечислить денежные средства в размере 822 837 руб. 24 коп., находящиеся на счете ЖСК-35 многоквартирного дома N 30, расположенного по адресу: г.Курск, ул.Ольшанского, полученные за вносы на капитальный ремонт спорного дома за период с августа 2015 года по август 2018 года, на счет Фонда капитального ремонта N 4070381013200000096 в Курском РФ АО "Россельхозбанк" г.Курск.
Определением от 16.10.2018 судом в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Курской области (далее - ГЖИ Курской области).
Определением от 06.11.2018 судом принято к совместному рассмотрению с первоначальным иском встречные исковые требования ЖСК-35 к Фонду капитального ремонта об обязании последнего перечислить денежные средства в размере 342 053 руб. 97 коп. на специальный счет N 40705810133000000008 в Курском отделении N 8596 ПАО Сбербанк, открытый на имя ЖСК-35.
Решением Арбитражного суда Курской области от 31.01.2019 (судья Беседина А.Ю.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 (судьи Ушакова И.В., Кораблева Г.Н., Щербатых Е.Ю.), первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме; в удовлетворении встречного иска отказано. Кроме того, с ЖСК-35 взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 13 457 руб.
00 коп.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ЖСК-35 обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Курской области от 31.01.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019, в удовлетворении первоначального иска отказать, встречный иск удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в силу статей 153, 154, 158, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязанность по содержанию помещений в многоквартирном доме, в том числе путем внесения платы за капитальный ремонт лежит на собственниках данных помещений, соответственно, правом распоряжения денежных средств, перечисленных в счет платы за капитальный ремонт обладают только собственники. Ссылается, что судами первой и апелляционной инстанций в нарушение статьи 71 АПК РФ и с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П, не дана надлежащая оценка представленным в материалы дела протоколу N 1 очередного общего собрания членов ЖСК-35 от 20.01.2015, протоколу N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Курск, ул. Ольшанского, д.30 от 08.07.2015, сведениям об открытом счете и перечислении на него денежных средств собственников, о проведении капитального ремонта за счет средств, собранных на специальном счете, исходя из которых собственниками было принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта путем перечисления денежных средств на специальный счет, владельцем которого определен ЖСК-35, о чем были надлежащим образом уведомлены Фонд капитального ремонта и ГЖИ Курской области и которое не было признано недействительным, в силу чего, указывает на неправомерное начисление взносов на капитальный ремонт Фондом капитального ремонта. Ссылается на необоснованное применение судами положений части 5 статьи 176 ЖК РФ.
ЖСК-35, Фонд капитального ремонта и ГЖИ Курской области надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению в связи со следующим.
Как установлено судами и видно из материалов дела, в управлении ЖСК-35 находится многоквартирный дом N 30, расположенный по адресу: г.Курск, ул.Ольшанского (далее - МКД N 30).
Постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 N 1038-па, опубликованным 30.12.2013 на официальном сайте Администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru), утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, в которую включены все многоквартирные дома, расположенные на территории субъекта Российской Федерации за исключением домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений должны выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта: либо путем перечисления взносов на капремонт на специальный счет, либо на счет регионального оператора.
Региональным оператором по сбору и аккумулированию взносов на капитальный ремонт в Курской области является Фонд капитального ремонта.
Собственники помещений спорного МКД N 30 должны были, с учетом положений части 5 статьи 170 ЖК РФ, в срок до 30.06.2014 выбрать способ формирования фонда капитального ремонта.
Однако специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта по спорному МКД N 30 был открыт ЖСК-35 в открытом акционерном обществе "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России") только 08.07.2015, то есть за пределами вышеуказанного срока, установленного действующим законодательством для реализации принятого решения.
В связи с нарушением срока для выбора способа формирования фонда МКД N 30 в реестр специальных счетов, который ведет ГЖИ Курской области, внесен не был.
Постановлением Администрации города Курска от 08.07.2014 N 2657 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов города Курска" принято решение о формировании фонда капитального ремонта спорного МКД N 30 с сентября 2014 года на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта.
В ходе проведенной прокуратурой города Курска проверкой по факту нарушения жилищного законодательства было установлено, что ЖСК-35 с августа 2015 года осуществляет начисление и сбор взносов на капитальный ремонт с жильцов дома N 30 по ул. Ольшанского, г. Курка, на банковский счет, открытый в ОАО "Сбербанк России".
Однако решения общего собрания об изменении способа формирования фонда капитального ремонта и владельца счета ни в ГЖИ Курской области, ни в Фонд капитального ремонта не поступало.
Полагая, что сбор средств в счет оплаты взносов на формирование фонда капитального ремонта на счете ЖСК-35, является незаконным, нарушает права собственников спорного МКД N 30, что не обеспечивает сохранность денежных средств, имеющих целевое назначение, Фонд капитального ремонта обратился в арбитражный суд с первоначальным иском.
В свою очередь, ЖСК-35 указывает, что 20.01.2015 на очередном общем собрании членов ЖСК N 35, являющихся собственниками помещений в МКД, расположенном по адресу: г.Курск, ул.Ольшанского, д.30, собственниками принято решение об изменении способа формирования капитального ремонта МКД N 30 со счета регионального оператора на специальный счет, владельцем которого определен ЖСК-35.
08.07.2015 на общем собрании собственников помещений МКД N 30, расположенного по адресу: г.Курск, ул.Ольшанского, д.30, собственниками повторно принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в МКД на специальном счете ЖСК-35.
Указанные решения оформлены соответствующими протоколами от 20.01.2015 N 1 и от 08.07.2015 N 2 соответственно.
На основании принятых решений, 08.07.2015 ЖСК-35 и ОАО "Сбербанк России" заключен договор специального банковского счета в валюте Российской Федерации для формирования фонда капитального ремонта.
Письмами от 31.07.2015 N 52, от 01.11.2015 N 68, направленными в адрес Фонда капитального ремонта, и письмом от 05.08.2015 N 53, направленным в адрес ГЖИ Курской области, ЖСК-35 уведомило об изменении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в спорном МКД N 30 на специальном счете и об открытии соответствующего специального счета.
В ответе от 05.10.2016 N 01.5 08-05/7772 ГЖИ Курской области сообщило о наличии сведений о принятии собственниками спорного МКД N 30 решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, однако в силу части 5 статьи 173 ЖК РФ данное решение вступает в силу лишь спустя 2 года после направления региональному оператору указанного решения, а до вступления решения в законную силу сбор взносов на капитальный ремонт осуществляется региональным оператором.
По мнению ответчика, решение собственников ЖСК-35 должно было вступить в силу ранее двухлетнего срока. Кроме того, указывает, что решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ЖСК-35 вступило в силу даже с применением двухлетнего срока, а именно 03.08.2017.
Полагая, что собственники спорного МКД N 30 исправно несут бремя содержания и ремонт своего дома, оплачивают взносы по капремонту на свой специальный счет, а в 2017 году провели капитальный ремонт крыши, ЖСК-35 считает неправомерным осуществление Фондом капитального ремонта сбор взносов на капитальный ремонт в период с сентября 2014 года до сентября 2018 года с жильцов спорного МКД N 30.
Указанные обстоятельства послужили основанием для ЖСК-35 обратиться в арбитражный суд со встречным иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя первоначальный иск и отказывая в удовлетворении встречного иска, исходили из следующего.
Жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11.1 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должно быть принято и реализовано собственниками помещений в этом доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен данный многоквартирный дом.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении данного дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 ЖК РФ сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Частью 5 статьи 176 ЖК РФ установлено право регионального оператора обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете многоквартирного дома, с перечислением их на другой специальный счет или на счет регионального оператора.
При этом подача данного иска возможна только в случае, если владельцем специального счета не расторгнут договор специального счета либо не подано заявление о перечислении остатка средств, находящихся на специальном счете, на счет регионального оператора или другой специальный счет в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 N 1038-па, опубликованным 30.12.2013 на официальном сайте Администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru), утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области.
Исходя из положений части 5 статьи 170 ЖК РФ и с учетом даты публикации указанного постановления, собственники помещений МКД N 30, расположенного по адресу: г.Курск, ул.Ольшанского, должны были в срок до 30.06.2014 определить способ формирования фонда капитального ремонта.
Однако решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в спорном МКД N 30 на специальном счете, открытом в ОАО "Сбербанк России", было принято собственниками только 21.01.2015, что подтверждается протоколом N 1 очередного общего собрания членов ЖСК N 35, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенным по адресу: г.Курск, ул.Ольшанская, д.30.
Таким образом, поскольку право собственников помещений на выбор способа формирования фонда капитального ремонта в установленный жилищным законодательством срок реализовано не было, то формирование фонда капремонта в отношении спорного МКД N 30, в соответствии с постановлением администрации Курской области от 08.07.2014 N 2657, осуществляется на счете регионального оператора, как у лица, уполномоченного в данном случае на аккумулирование денежных средств на своем счете.
В связи с изложенным, обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора возникла у собственников МКД N 30 с сентября 2014 года.
Вместе с тем, как было установлено в ходе проверки, проведенной прокуратурой города Курска, с августа 2015 года ЖСК-35 осуществляет начисление и сбор взносов на капитальный ремонт с жильцов МКД N 30 на банковский счет, открытый в ОАО "Сбербанк России".
Согласно части 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 173 ЖК РФ в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.
08.07.2015 собственники помещений МКД N 30 инициировали общее собрание собственников, которым принято решение по вопросам способа формирования фонда капитального ремонта, установленным в части 4 статьи 170 ЖК РФ, оформленное соответствующим протоколом от 08.07.2015 N 2.
На основании принятого решения, 08.07.2015 ЖСК-35 и ОАО "Сбербанк России" заключен договор специального банковского счета в валюте Российской Федерации для формирования фонда капитального ремонта.
Письмом от 31.07.2015 N 52 ЖСК-35 уведомил Фонд капитального ремонта об изменении способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, приложив к письму копию протокола общего собрания от 08.07.2015 N 2 и уведомление ОАО "Сбербанк России" об открытии специального счета.
Вместе с тем, судами было установлено, что решение собственников спорного МКД N 30 об изменении способа формирования фонда капитального ремонта было оформлено с нарушениями, установленными статьями 45-48 ЖК РФ, а также пунктом 22 приказа Минстроя России от 31.07.2014 N 411/пр "Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах", устанавливающие требования к оформлению протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, судами также правильно отмечено о пропуске ЖСК-35 срока предоставления решения региональному оператору (пятидневный), поскольку лишь 05.08.2015 ответчик сообщил ГЖИ Курской области, что собственниками помещений спорного дома выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, приложив к письму копию протокола общего собрания от 08.07.2015 и уведомление ОАО "Сбербанк России" об открытии специального счета.
Протокол от 20.01.2015 N 1 с решением об изменении способа формирования фонда капитального ремонта ЖСК-25 направило в адрес ГЖИ Курской области письмом от 03.09.2015 N 57 в ответ на письмо ГЖИ Курской области от 07.08.2015 N 07.308-02/5038.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что право собственников помещений на выбор способа формирования фонда капитального ремонта в установленный жилищным законодательством срок реализовано не было, а решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества МКД N 30 были приняты с нарушениями статьи 173 ЖК РФ и имеющие пороки в оформлении, в силу чего формирование фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома N 30 по ул. Ольшанского г. Курска правомерно осуществлялось на счете регионального оператора, как у лица, уполномоченного в данном случае на аккумулирование денежных средств на своем счете, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу об удовлетворении первоначального иска и об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска.
Принимая во внимание, что материалы дела судами первой и апелляционной инстанций исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Курской области и Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, в том числе перечисленных в части 4 статьи 288 АПК РФ и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 31.01.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 по делу N А35-6101/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.