г.Калуга |
|
19 июля 2019 г. |
Дело N А54-8781/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Калуцких Р.Г., Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Аммон" (ОГРН 1036212001605, ИНН 6228032280, ул.Лермонтова, 20, г. Рязань, 390011) - Артемова Ю.С. (директор, решение от 01.10.2015 N 23), Мирзаевой Н.М. (дов. от 18.09.2018), Иванова В.Н. (дов. от 22.11.2018),
от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Рязанской области (ОГРН 1166234073565, ИНН 6234162329, ул.Фирсова, 23а, г. Рязань, 390027) - Громады Д.Е. (дов. от 21.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Аммон" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.12.2018 (судья Соломатина О.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019 (судьи Тимашкова Е.Н., Большаков Д.В., Стаханова В.Н.) по делу N А54-8781/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Аммон" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным предписания управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Рязанской области (далее - управление Росгвардии по Рязанской области, управление) об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия от 31.08.2018 N 21300-3613.
Решением суда от 29.12.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление судов, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, указывая на неправильное применение норм материального права, поскольку суды пришли к необоснованному выводу о невозможности обеспечения сохранности, безопасности хранения оружия путем подключения рубежей охраны комнаты для хранения оружия на собственный пульт централизованной охраны.
В отзыве на жалобу управление выражает несогласие с доводами общества, считает, что основания для отмены судебных актов отсутствуют, так как нормы права судами применены верно, комнаты для хранения оружия в силу требований Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии, Закон N 150-ФЗ), Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 (далее - Правила оборота оружия), Приказа Министерства внутренних дел от 12.04.1999 N 288 "Об утверждении инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", не могут охраняться частными огранными предприятиями.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и управления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензии от 10.03.2014 N 1161-0077 на право оказания охранных услуг, указанных в приложении от 02.12.2013 N 8-Б/03648, на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, от 31.07.2017 N 1154 на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при условии обслуживания РСП ПАО завод "Красное знамя".
Директору общества Артемову Ю.С. выдано разрешение от 30.12.2014 РХИ N 0141609 на хранение и использование оружия и патронов к нему; адрес места хранения оружия: г. Рязань, ул. Лермонтова, д. 20.
На основании распоряжения ЦЛРР отдела Росгвардии по Рязанской области от 07.08.2018 N 133 "О проведении контрольно-профилактических мероприятий "Мониторинг", изданного в соответствии с Планом проведения комплекса организационно-практических и контрольно - профилактических мероприятий по линии лицензионно-разрешительной работы и государственного контроля, направленных на контроль (надзор) за оборотом оружия и соблюдение условий хранения оружия и боеприпасов к нему территориальными органами ЦО ВНГ РФ в период подготовки и проведения Дня знаний -2018 и единого дня голосования 9 сентября 2018 года, утвержденного командующим Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации, управлением в отношении общества 30.08.2018 проведена проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, по результатам которой составлен акт.
Проверкой установлено, что рубежи охранно-пожарной сигнализации комнаты хранения оружия (далее - КХО), расположенной на первом этаже здания по адресу: г. Рязань, ул. Лермонтова, д. 20, в нарушение требований пункта 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция N 288), не подключены на пульт централизованного наблюдения ОВО по г. Рязани по Рязанской области в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Кроме того, отделом вневедомственной охраны по г.Рязани - филиал ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии по Рязанской области" предоставлена информация (письмо от 30.08.2018 N 21304-646) об отсутствии подключения на пульт централизованного наблюдения ОВО по г.Рязани рубежей охранно-пожарной сигнализации комнаты хранения оружия ООО "ЧОО Аммон".
По результатам выявленного нарушения - не обеспечено соответствие КХО требованиям к технической укрепленности и соблюдение условий, обеспечивающих сохранности, безопасность хранения и исключение доступа посторонних лиц к оружию и патронам предприятия (охранно-пожарная сигнализация КХО не подключена на ПЦН ОВО г.Рязани или иной организации, занимающейся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и патроны, что является нарушением части 5 статьи 22 Закона об оружии, пунктов 55,58 Правил оборота оружия, управлением обществу выдано предписание от 31.08.2018 N 21300-3613 об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, которым обществу предложено в срок до 30.09.2018 устранить допущенные нарушения.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно не усмотрели правовых оснований для признания предписания управления незаконным.
В соответствии со статьей 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правилами оборота оружия, согласно пункту 55 которых оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
Пунктом 169.6 Инструкции N 288 предусмотрена обязанность оборудования КХО средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей), при этом все рубежи охранно-пожарной сигнализации должны быть подключены на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций, или на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Суды, исходя из системной правовой связи указанных положений, учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 N ГКПИ2003-1234, обоснованно указали, что охранно-пожарная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Суды установили, что общество не является организацией, занимающейся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны, так как ЧОП не осуществляют в силу закона деятельность по охране объектов, где размещается оружие и (или) патроны.
Поскольку рубежи охраны КХО общества не были подключены на ПЦН подразделения ОВО или на пульт охраны иной организации, занимающейся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны, суды правомерно согласились с выводами управления о нарушении обществом вышеназванных требований.
Довод кассатора, что охранно-пожарная сигнализация КХО подключена обществом на собственный ПЦО, что является соблюдением требований по технической укрепленности КХО, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на ошибочном толковании норм права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (в редакции постановления Правительства от 02.11.2009 N 886) утвержден Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Пункт 10 названного Перечня, включая служебное оружие в перечень объектов, подлежащих государственной охране, ограничивает сферу охранной деятельности частных организаций и определяет служебное оружие в качестве объекта, услуги по охране которого эти организации оказывать не могут.
На основании изложенного, суды сделали верный вывод о том, что комнаты для хранения оружия не могут охраняться частными охранными предприятиями.
Отклоняются как противоречащие материалам дела и установленными судами обстоятельствам доводы общества о том, что при расторжении договора на оказание охранных услуг с ОВО ВНГ по г.Рязани заявителем сохранено техническое подключение рубежей охраны КХО к ПЦН ОВО ВНГ и обеспечены все условия для участия ОВО, поскольку письмом от 30.08.2018 N 21304-646 отдел вневедомственной охраны по г.Рязани информировал управление об отсутствии подключения на пульт централизованного наблюдения ОВО по г.Рязани рубежей охранно-пожарной сигнализации комнаты хранения оружия ООО "ЧОО Аммон". Возможность подключения рубежей охраны КХО на ПЦН не означает исполнение обязанности общества по соблюдению требований к соблюдению режима безопасности в отношении КХО.
В кассационной жалобе общество настаивает на нарушении управлением порядка проведения проверки, поскольку оно не было уведомлено надлежащим образом в соответствии с пунктом 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также управлением нарушена часть 1 статьи 14 Закона.
Указанные доводы были предметом рассмотрения и оценки судов, которые не усмотрели в действиях управления, осуществившего проверку в соответствии с распоряжением ЦЛРР отдела Росгвардии по Рязанской области от 07.08.2018 N 133 "О проведении контрольно-профилактических мероприятий "Мониторинг", которое в свою очередь было вынесено на основании Плана мероприятий по линии лицензионно-разрешительной работы и государственного контроля, направленных на контроль (надзор) за оборотом оружия и соблюдение условий хранения оружия и боеприпасов к нему территориальными органами ЦО ВНГ РФ в период подготовки и проведения Дня знаний -2018 и единого дня голосования 9 сентября 2018 года, утвержденного командующим Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации, нарушений, обоснованно указав на неприменение к спорным правоотношениям положений Федерального закона N 294-ФЗ при проведении проверки.
Поскольку выводы судов основаны на всестороннем, полном, исследовании имеющихся в деле доказательств, судами правильно применены нормы материального права, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.12.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019 по делу N А54-8781/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Аммон" (ОГРН 1036212001605, ИНН 6228032280, ул.Лермонтова, 20, г. Рязань, 390011) излишне перечисленную по платежному поручению от 21.05.2019 N 346 государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе общество настаивает на нарушении управлением порядка проведения проверки, поскольку оно не было уведомлено надлежащим образом в соответствии с пунктом 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также управлением нарушена часть 1 статьи 14 Закона.
Указанные доводы были предметом рассмотрения и оценки судов, которые не усмотрели в действиях управления, осуществившего проверку в соответствии с распоряжением ЦЛРР отдела Росгвардии по Рязанской области от 07.08.2018 N 133 "О проведении контрольно-профилактических мероприятий "Мониторинг", которое в свою очередь было вынесено на основании Плана мероприятий по линии лицензионно-разрешительной работы и государственного контроля, направленных на контроль (надзор) за оборотом оружия и соблюдение условий хранения оружия и боеприпасов к нему территориальными органами ЦО ВНГ РФ в период подготовки и проведения Дня знаний -2018 и единого дня голосования 9 сентября 2018 года, утвержденного командующим Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации, нарушений, обоснованно указав на неприменение к спорным правоотношениям положений Федерального закона N 294-ФЗ при проведении проверки."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 июля 2019 г. N Ф10-2796/19 по делу N А54-8781/2018