г.Калуга |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А68-4658/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объёме 25.07.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
|
судей |
Аникиной Е.А. Толкачевой И.Ю. |
|
при участии в заседании от истца: АО "Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г.Шипунова"
от ответчика: ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКСПО ЛОГИСТИКА И ТУРИЗМ"
от третьих лиц: ООО "Хеви Лайн" ГУ ТО "Тулаавтодор" Министерства транспорта Российской Федерации |
Сальникова С.С. (дов. от 07.06.2018 N 114-18),
Попова В.Р. (дов. от 01.07.2019 N 17/19),
не явились, извещены надлежаще, не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКСПО ЛОГИСТИКА И ТУРИЗМ" на решение Арбитражного суда Тульской области от 07.12.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 по делу N А68-4658/2018,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г.Шипунова", ОГРН 1117154036911, ИНН 7105514574, (далее - АО "Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г.Шипунова") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКСПО ЛОГИСТИКА И ТУРИЗМ", ОГРН 1157746412724, ИНН 7724317580, (далее - ООО "МЭЛТ") о взыскании 4 026 295 руб. 08 коп., в том числе, 3 818 252 руб. 62 коп. неосновательного обогащения и 208 042 руб. 46 коп. процентов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Хеви Лайн", ГУ ТО "Тулаавтодор", Министерство транспорта Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 07.12.2018 (судья Глазкова Е.Н.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 (судьи Мордасов Е.В., Большаков Д.В., Еремичева Н.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, ООО "МЭЛТ" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тульской области от 07.12.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель истца доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, считая принятые решение и постановление законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, открытом для публичного просмотра, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё истца, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.12.2017 между и АО "Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г.Шипунова" (заказчик) и ООО "МЭЛТ" (экспедитор) заключен договор N ООПС/370-4, по условиям которого экспедитор обязался по поручению заказчика самостоятельно или с привлечением третьих лиц обеспечить оказание услуг в организации по доставке негабаритной спецтехники на тралах по маршруту: г.Тула, ул.Щегловская засека, д. 31б - м/п Усть-Луга, Кингисеппский район Ленинградской области.
В соответствии с п. 1.2 договора для доставки груза экспедитор предоставляет 8 тралов для доставки БМ на шасси КАМАЗ-6560 в количестве 8 единиц и 2 трала для ТЗМ на шасси КАМАЗ-6350 в количестве 2-х единиц.
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что транспортно-экспедиционные услуги экспедитора включают в себя организацию по доставке груза на тралах с оформлением специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также предоставление других услуг, неразрывно связанных с выполнением данных поручений.
Согласно п. 2.1 договора в обязанности экспедитора входит обеспечение перевозки грузов с оформлением специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, и оплата за нанесенный ущерб дорожному покрытию, после получения на расчетный счет экспедитора предоплаты, указанной в п.п. 5.1-5.3 договора.
В соответствии с п.п. 5.1 - 5.3 договора общая стоимость услуг за перевозку составляет 12 010 000 руб., в том числе, за транспортно-экспедиционные услуги по доставке на трале одного изделия БМ на шасси КАМАЗ-6560 - 1 350 000 руб. и одного изделия ТЗМ на шасси КАМАЗ-6350 - 605 000 руб.
В течение 5-ти банковских дней заказчик оплачивает предоплату в размере 80%. Окончательный расчет за оказанные услуги осуществляется после прибытия груза в конечную точку маршрута (пункты 5.4, 5.6 договора).
Платежным поручением от 06.12.2017 N 23286 заказчик перечислил экспедитору 9 608 000 руб. в качестве предоплаты по договору.
Окончательный расчет в сумме 2 402 000 руб. произведен истцом платежным поручением от 01.02.2018 N 1876.
ООО "МЭЛТ" (заказчик) и ООО "Хеви Лайн" (перевозчик) заключили самостоятельный договор от 16.06.2016 N 0621 по организации перевозок грузов всеми видами транспорта.
05.12.2017 ООО "МЭЛТ" и ООО "Хеви Лайн" подписано поручение экспедитору N 1205 на перевозку груза истца на тралах одной колонной - 10 изделий в колонне.
Для отправки груза ООО "Хеви Лайн" во исполнение договора от 05.12.2017, заключенного с ответчиком, передало истцу специальные разрешения N N 0102107, 0102108, 0102126, 0102127, 0102128, 0102129, 0102130, 0102131, 0102132, 0102133, выданные ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального Дорожного Агентства" и разрешения NN 0041774, 0041775, 0041776, 0041777, 0041778, 0041779, 0041780, 0041781, 0041782, 0041783, выданные ФКУ "Упрдор Москва-Бобруйск".
В ходе проверки указанных разрешений на предмет их достоверности, проведенной АО "Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г.Шипунова", установлено, что специальные разрешения N N 0041774, 0041775, 0041776, 0041777, 0041778, 0041779, 0041780, 0041781, 0041782, 0041783 ФКУ "Упрдор Москва-Бобруйск" не выдавало.
Ссылаясь на то, что требование о возврате денежных средств в связи с неисполнением экспедитором своих обязательств, предусмотренных договором по получению специальных разрешений, изложенное в претензии от 28.02.2018 N 08264-18/юр, не исполнено ответчиком в добровольном порядке, АО "Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г.Шипунова" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента- грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза; договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой; в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
В силу п. 2 ст. 801 ГК РФ правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Согласно ст. 805 Гражданского кодекса РФ, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
Таким образом, заключенный сторонами договор направлен на организацию перевозки грузов в интересах заказчика и предназначен для урегулирования взаимоотношений грузополучателя и перевозчика по подаче транспортных средств, предъявлению грузов, осуществлению их перевозки, а также на оказание услуг, которые экспедитор обязуется выполнить для клиента или выполнение которых обязуется организовать.
Статьей 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) предусмотрено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения, для получения которого требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Выдача специального разрешения осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог (п. 3 ч. 10 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ").
В соответствии с п. 6 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 24.07.2012 N 258, заявление о выдаче специального разрешения подается в уполномоченные органы владельцем транспортного средства или его представителем. К заявлению должна быть приложена копия платежного поручения, подтверждающего уплату госпошлины за выдачу специального разрешения (пп. 4 п. 9 Порядка).
В силу ч.ч. 12, 13 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в РФ, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
До заключения договора ответчик письмом от 30.11.2017 N 464 направил истцу коммерческое предложение о стоимости услуг по доставке груза с оформлением всех необходимых разрешительных документов.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ФКУ "Упрдор Москва-Харьков" выдало специальные разрешения N N 0102107, 0102108, 0102126, 0102127, 0102128, 0102129, 0102130, 0102131, 0102132, 0102133 на часть маршрута, за получение которых уплачено 768 218 руб.
Как следует из ответа ФКУ "Росдормониторинг" специальные разрешения N N 0041774, 0041775, 0041776, 0041777, 0041778, 0041779, 0041780, 0041781, 0041782, 0041783 переданы ФКУ "Упрдор Азов" заявителю на основании акта от 11.12.2017.
Вместе с тем, ФКУ "Упрдор Москва-Волгоград" сообщило о выдаче специальных разрешений в период с 01.02.2018 по 26.02.2018, лицам, не имеющим отношения к спорной перевозке.
При указанных обстоятельствах, суд установил, что специальные разрешения были получены только на часть маршрута, что подтвердил в ходе рассмотрения дела перевозчик и не оспаривал заявитель.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Условиями спорного договора сторон от 01.12.2017 предусмотрено, что в обязанности экспедитора (ООО "МЭЛТ") входило обеспечение перевозки груза, включающее в качестве самостоятельной услуги экспедитора - оформление специального разрешения и оплату за нанесение ущерба дорожному покрытию, после получения на расчетный счет экспедитора предоплаты, указанной в пунктах 5.1-5.3 договора (пункт 2.1).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что именно ответчик предоставил истцу копии специальных разрешений, в том числе, не имеющих отношения к спорной перевозке, что также подтверждает осведомленность заявителя о наличии его обязанности по оформлению данных документов.
В стоимость договора от 01.12.2017, подлежащей оплате экспедитору, входила и стоимость услуг, связанных с получением ответчиком специальных разрешений на весь маршрут, которая составила 4 586 470 руб. 62 коп. Указанная сумма была перечислена истцом ответчику.
Установив, что специальные разрешения N N 0041774, 0041775, 0041776, 0041777, 0041778, 0041779, 0041780, 0041781, 0041782, 0041783 для перевозки груза истца уполномоченным органом ответчику не выдавались, суд правомерно признал, что ответчик не понес реальные расходы на их получение в размере 3 818 252 руб. 62 коп., и доказательства обратного заявителем жалобы не были представлены и в деле отсутствуют.
Оценив обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, учитывая, что спорная сумма была получена ответчиком от истца, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцом понесены фактические убытки в указанной сумме в связи с неисполнением ответчиком своего обязательства, предусмотренного договором, в части получения специальных разрешений на перевозку, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
Расчет спорной суммы, полученной ответчиком от истца в счет неисполненного обязательства, проверен судом и признан арифметически верным. Возражений относительно расчета ООО "МЭЛТ" не заявляло, контррасчет не представило.
Руководствуясь ст. 395 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в п.п. 51, 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", установив, что истцом во исполнения условий договора произведена оплата, в том числе за услуги, которые ответчиком не были оказаны, суд верно удовлетворил требования истца о взыскании с заявителя процентов за пользование чужими денежными средствами.
Расчет процентов проверен арбитражным судом и признан обоснованным в размере 208 042 руб. 46 коп. за период с 09.03.2018 по 04.12.2018
Ссылка заявителя на то, что оформление и предоставление истцу специальных разрешений являлось обязанностью ООО "Хеви Лайн", был предметом исследования арбитражного суда, получил надлежащую оценку и правомерно отклонен, поскольку именно ООО "МЭЛТ" является стороной договора транспортной экспедиции от 01.12.2017, заключенного с истцом, а привлечение заявителем к перевозке ООО "Хеви Лайн" не влечет освобождение ответчика от исполнения возложенных на него договором обязательств по получению специальных разрешений на весь маршрут.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки арбитражного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятых судебных актах, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемых решения и постановления, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 07.12.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 по делу N А68-4658/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
Е.А.Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 6 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 24.07.2012 N 258, заявление о выдаче специального разрешения подается в уполномоченные органы владельцем транспортного средства или его представителем. К заявлению должна быть приложена копия платежного поручения, подтверждающего уплату госпошлины за выдачу специального разрешения (пп. 4 п. 9 Порядка).
В силу ч.ч. 12, 13 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в РФ, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
...
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 июля 2019 г. N Ф10-2864/19 по делу N А68-4658/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2864/19
29.04.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-195/19
22.02.2019 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-246/19
07.12.2018 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-4658/18