г.Калуга |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А36-49/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Р.Г.Калуцких Н.Н.Николаевой |
при участии:
от Индивидуального предпринимателя Гаврилова П.С. - Гаврилов П.С., личность удостоверена паспортом;
от Администрации города Липецка - Шурупов А.В., представитель по доверенности от 13.02.2019 N 13-01-16;
от Муниципального казенного учреждения "Городской Центр Рекламы" -
Шурупов А.В., представитель по доверенности от 11.01.2019;
от Управления внутренней политики Липецкой области - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гаврилова Павла Сергеевича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 08.11.2018 и на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 по делу N А36-49/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гаврилов Павел Сергеевич (далее - заявитель, ИП Гаврилов П.С.) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Липецка (далее - администрация, орган местного самоуправления), выраженного в письме должностного лица муниципального казенного учреждения "Городской центр рекламы" от 11.10.2017 N 630/1-03-03, во внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории города Липецка мест установки рекламных конструкций на земельных участках с кадастровыми номерами - 48:20:0210507:40, 48:20:0210507:107, 48:20:0210507:245, расположенных на территории СНТ "Надежда" в городе Липецке. Для устранения нарушенного права оспариваемым решением заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления включить в схему размещения рекламных конструкций на территории города Липецка вышеуказанные места установки рекламных конструкции (уточненное заявление).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 08.11.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ИП Гаврилов П.С. обжаловал их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя лиц, участвующих в деле, и заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ИП Гаврилову П.С. принадлежат: земельные участки с кадастровыми номерами - 48:20:0210507:40, 48:20:0210507:107 на праве собственности и земельный участок с кадастровым номером 48:20:0210507:245, находящийся во владении и пользовании последнего.
ИП Гаврилов П.С. 10.08.2017 обратился в администрацию города Липецка с заявлением о внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории города Липецка мест размещения рекламных конструкций на принадлежащих ему вышеуказанных земельных участках.
Письмом органа местного самоуправления от 25.08.2017 за исх. N 2/2-181 заявителю было сообщено о том, что заявление о включении в схему размещения рекламных конструкций предложенных им мест будет рассмотрено после формирования нового состава комиссии по рекламе.
Письмом руководителя МКУ "Городской центр рекламы" от 11.10.2017 за исх. N 630/1-03-03 ИП Гаврилову П.С. отказано во включении в схему размещения рекламных конструкций предложенных им мест размещения рекламных конструкций. Как следует из содержания указанного письма, основанием для отказа послужило решение комиссии по рекламе, которым заявителю отказано в согласовании мест размещения рекламных конструкций на принадлежащих ему земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, что исключает возможность осуществления предпринимательской деятельности, связанной с размещением рекламных конструкций на данных земельных участках.
Не согласившись с указанным решением органа местного самоуправления, ИП Гаврилов П.С. обжаловал его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что действующим законодательством не установлены порядок, основания и условия включения органом местного самоуправления в схему размещения рекламных конструкций соответствующих мест размещения рекламных конструкций по заявлениям заинтересованных лиц.
Выводы арбитражного суда обеих инстанций в этой части судебная коллегия считает ошибочными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Учитывая, что в соответствии с требованиями вышеуказанной нормы закона в утверждаемую органом местного самоуправления схему размещения рекламных конструкций допускается включение мест размещения рекламных конструкций, расположенных, в том числе на земельных участках любой формы собственности, обращения заинтересованных лиц с заявлениями о включении мест размещения рекламных конструкции на принадлежащих им земельных участках подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним соответствующих решений.
При этом основания включения (отказа во включении) мест размещения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций пунктом 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ также предусмотрены.
В частности, в утверждаемую органом местного самоуправления схему размещения рекламных конструкций подлежат включению места размещения рекламных конструкций, соответствующие документам территориального планирования и обеспечивающие соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.
Как следует из содержания обжалуемых судебных актов, основания отказа ИП Гаврилову во включении в схему размещения рекламных конструкций на территории города Липецка предложенных заявителем мест размещения рекламных конструкций на предмет их соответствия нормам Закона N 38-ФЗ, другим нормативным правовым актам, принятым уполномоченными органами по данному вопросу, арбитражным судом первой и апелляционной инстанций исследованы не были и правовая оценка им не дана.
Изложенные обстоятельства служат основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 08.11.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 по делу N А36-49/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Р.Г.Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.