г. Калуга |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А83-11308/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ешиевой С.Б.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Фундамент" (г. Симферополь, переулок Лавандовый, д. 2, ИНН 9102054548, ОГРН 1149102113698): Волик М.В. (доверенность от 27.08.2018);
от Министерства транспорта Республики Крым: Лукашенко Н.Н. (доверенность от 17.12.2018), Потапова Д.В. (доверенность от 20.05.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фундамент" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2019 года (судьи Карев А.Ю., Привалова А.В., Омельченко В.А.) по делу N А83-11308/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фундамент" (далее - ООО "Фундамент", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства транспорта Республики Крым (далее - министерство), выразившегося в невыдаче разрешительных документов для осуществления регулярных перевозок на маршрутах регулярного сообщения "Симферополь-Джанкой", "Симферополь-Армянск", "Ялта-Джанкой"; об обязании выдать разрешительные документы для осуществления регулярных перевозок на маршрутах регулярного сообщения "Симферополь-Джанкой", "Симферополь-Армянск", "Ялта-Джанкой" (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21 декабря 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2019 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Фундамент" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители министерства возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.12.2015 между ООО "Фундамент" и министерством заключены договоры N N 293-В/2015, 294-В/2015, 295-В/2015, 296-В/2015 на право осуществления пассажирских перевозок на автобусном маршруте регулярного сообщения, на основании которых осуществляло деятельность по перевозке пассажиров по маршрутам "Симферополь-Джанкой", "Симферополь-Армянск", "Ялта-Джанкой", "Евпатория-Армянск".
29.06.2016 ООО "Фундамент" обратилось с заявлением о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров по автобусным маршрутам регулярных перевозок "Симферополь-Джанкой", "Симферополь-Армянск", "Ялта-Джанкой", "Евпатория-Армянск" и карт соответствующих маршрутов регулярных перевозок.
Письмом министерства от 26.07.2016 с целью обеспечения непрерывности перевозочного процесса при истечении срока действия ранее выданных временных договоров на право осуществления пассажирских перевозок на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пригородного сообщения обществу рекомендовано руководствоваться нормами Временного порядка организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 20.04.2015 N 210. Кроме того, министерство указало, что для открытия автобусных маршрутов перевозчикам необходимо предоставить в министерство заявление об открытии межмуниципального маршрута регулярных перевозок пригородного сообщения.
27.02.2017, 04.04.2017 ООО "Фундамент" обратилось с заявлениями N N 26, 28, 29, 41 об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок сообщением "Симферополь-Джанкой", "Симферополь-Армянск", "Ялта-Джанкой", "Евпатория-Армянск".
Министерство письмами от 03.04.2017, 03.05.2017 сообщило обществу о принятии решения об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок междугородного сообщения по нерегулируемому тарифу "Симферополь-Джанкой", "Симферополь-Армянск", "Ялта-Джанкой", "Евпатория-Армянск".
Приказом от 09.08.2017 N 442 утверждены изменения в приказ министерства от 26.12.2016 N 352 "Об утверждении Реестра межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Республики Крым".
10.07.2017, 31.07.2017, 28.03.2018, 18.05.2018, 03.07.2018 ООО "Фундамент" повторно обращалось в министерство с заявлениями о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров по автобусным маршрутам регулярных перевозок и карт соответствующих маршрутов регулярных перевозок, в ответ на которые министерство направляло письма от 10.08.2017, 30.08.2017, 30.03.2018, 09.06.2018 с соответствующими разъяснениями. В частности, письмом от 10.08.2017 министерство сообщило о том, что реестр межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Крым сформирован по состоянию на 15.07.2015; не позднее чем через 90 дней со дня установления межмуниципального маршрута регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым объявляет открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и по результатам открытого конкурса выдает свидетельство об осуществлении перевозок и карты маршрута; планируемый период проведения конкурсных процедур по спорным маршрутам определен на 3-4 квартал 2017 года.
ООО "Фундамент", полагая, что министерством допущено бездействие, выразившееся в невыдаче разрешительных документов для осуществления регулярных перевозок на маршрутах регулярного сообщения "Симферополь-Джанкой", "Симферополь-Армянск", "Ялта-Джанкой", обратилось в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что при наличии оснований для включения в реестр у общества в соответствии с положениями статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) возникло право на получение свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрутов.
Суд апелляционной инстанции не согласился с позицией суда первой инстанции, решение суда первой инстанции отменил. Суд указал, что после истечения установленного законодательством об организации перевозок срока выдача разрешительных документов на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок может быть осуществлена по результатам проведения конкурса.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Закон N 220-ФЗ, предусматривающий основания и порядок установления, изменения, отмены маршрутов регулярных перевозок, а также допуска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, вступил в силу 14.07.2015.
В соответствии с Законом N 220-ФЗ допуск перевозчиков к оказанию услуг по перевозке на регулярных маршрутах осуществляется на конкурсной основе. Порядок приведения деятельности всех участников правоотношений по организации регулярных перевозок в соответствии с новыми требованиями определяется переходными положениями Закона N 220-ФЗ (глава 8).
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования данного закона (14.07.2015) юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня его официального опубликования осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, обязаны направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 названного закона.
Частями 2 и 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ установлено, что по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования и до истечения ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: 1) организуют проверку указанных в части 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; 2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования названного Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной данным Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ.
Таким образом, как следует из буквального толкования частей 1 и 2 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, для сохранения действующей на момент вступления в силу названного закона маршрутной сети, включая обслуживающих ее перевозчиков, последние обязаны в срок до 13.08.2015 направить уполномоченному органу сведения об обслуживаемых ими маршрутах в объеме, необходимом для формирования нового реестра, а уполномоченный орган - в срок до 10.01.2016 - проверить представленные сведения, принять решение о включении или об отказе во включении сведений в соответствующий реестр.
Следовательно, предусмотренные частью 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ сроки установлены в целях выявления тех из осуществлявших регулярные перевозки в соответствии с ранее действовавшим порядком перевозчиков, которые желают продолжать осуществление этой деятельности в соответствии с условиями Закона N 220-ФЗ. Для этого такие перевозчики должны были в установленный указанной нормой срок направить в уполномоченный орган сведения, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ.
В случае, когда такие сведения о маршрутах, включенных в реестр маршрутов регулярных перевозок до дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ, перевозчиками не были представлены, либо были представлены с нарушением требований части 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, уполномоченный орган в целях обеспечения бесперебойного осуществления перевозок, по смыслу главы 3 Закона N 220-ФЗ обязан провести открытый конкурс, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту, совпадавшему с маршрутом, по которому ранее осуществлял перевозку такой перевозчик. Следовательно, только по истечении установленного статьей 39 Закона N 220-ФЗ сроков на представление перевозчиком сведений и их проверку уполномоченным органом, последний вправе считать, что никто из перевозчиков, осуществлявших на момент официального опубликования названного закона регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам, не изъявил желания продолжать осуществление перевозок по таким маршрутам, и приступить к выбору соответствующих перевозчиков на конкурсной основе. Переходный характер положений главы 8 Закона N 220-ФЗ, в том числе положений статьи 39, не допускает одновременное осуществление уполномоченным органом в отношении одного и того же маршрута процедуры конкурсного отбора перевозчиков и процедуры переоформления в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ прав перевозчиков, осуществлявших регулярные перевозки по такому маршруту на момент официального опубликования Закона N 220-ФЗ.
Иное толкование вышеприведенных положений названного закона по существу заблокировало бы на неопределенный срок начало процедуры проведения открытого конкурса и, следовательно, не обеспечило бы бесперебойное осуществление регулярных перевозок по спорным маршрутам.
Данные выводы соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 11.07.2018 N 305-КГ18-3503 по делу N А41-69835/2016.
Судом установлено, что сведения, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ, ООО "Фундамент" в установленный законом срок (в том числе в ответ на письмо министерства от 28.10.2015 N 03.2/1091, направленное автомобильным перевозчикам для обеспечения реализации норм Закона N 220-ФЗ) не представлены.
Приказом министерства от 26.12.2016 N 352 утвержден Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и задекларированы маршруты по состоянию на 14.07.2015.
В 2017 году обществом направлены заявления об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок сообщением "Симферополь-Джанкой", "Симферополь-Армянск", "Ялта-Джанкой", "Евпатория-Армянск", по результатам рассмотрения которых министерством приказом от 09.08.2017 N 442 внесены изменения в приказ от 26.12.2016 N 352 "Об утверждении Реестра межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Республики Крым".
Впоследствии общество уведомлено министерством о проведении конкурсной процедуры на право получения свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрутов.
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, принимая во внимание приведенное правовое регулирование, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие, выразившееся в невыдаче разрешительных документов для осуществления регулярных перевозок на маршрутах регулярного сообщения "Симферополь-Джанкой", "Симферополь-Армянск", "Ялта-Джанкой", не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы ООО "Фундамент".
Суд исходил из того, что в соответствии с нормами Закона N 220-ФЗ после истечения установленного названным законом срока право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок определяется на конкурсной основе и выдача свидетельств и карт соответствующих маршрутов производится уполномоченными органами только по итогам открытого конкурса.
Доводы о том, что при наличии оснований для включения в реестр межмуниципальных маршрутов у общества возникло право на получение свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрутов являются ошибочными, поскольку в силу статьи 8 Закона Республики Крым от 06.06.2016 N 251-ЗРК/2016 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом в Республике Крым и признании утратившим силу Закона Республики Крым от 13.05.2015 N 98-ЗРК/2015 "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом в Республике Крым" со дня установления межмуниципального маршрута регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым объявляет открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и по результатам открытого конкурса выдает свидетельство об осуществлении перевозок и карты маршрута.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебного акта, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
На основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2019 года по делу N А83-11308/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Фундамент" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 16 мая 2019 года N 331.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.