г.Калуга |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А23-1562/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 27.08.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (ОГРН 1025000653920, ИНН 5003028028, п. Газопровод, д. 101, корп. 1, поселение Сосенское, г.Москва, 108814) - Воронцова С.А. (дов. от 10.10.2018),
от Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1026700922555, ИНН 6725000810, ул.Космонавта Комарова, д.24/50, г.Калуга, 248600) -- Стульпинас Е.Ю. (дов. от 09.01.2019 N 01-19),
от индивидуального предпринимателя Кузнецова Александра Игоревича (ОГРНИП 30432508600386, ИНН 323400937281, г.Брянск) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Федерального дорожного агентства (ОГРН 1047796331494, ИНН 7717509757, ул.Бочкова, д.4, г.Москва,129085) -- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от администрации Брянского района Брянской области (ул. П.М. Яшенина, д. 9, с. Глинищево, Брянский район, Брянская область, 241525) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от публичного акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003, ул.Наметкина, д. 16, г. Москва, 117420) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Брит Галины Алексеевны (Брянская область) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда Калужской области от 09.01.2019 (судья Сахарова Л.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 (судьи Заикина Н.В., Дайнеко М.М., Капустина Л.А.) по делу N А23-1562/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение, ФКУ Упрдор Москва-Бобруйск), индивидуальному предпринимателю Кузнецову Александру Игоревичу (далее -предприниматель) о признании недействительным разрешения на строительство объекта капитального строительства от 10.11.2017 N 32-02-04-2017, выданного ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва- Бобруйск" ИП Кузнецову А.И.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, администрации Брянского района Брянской области, Брит Галины Алексеевны, публичного акционерного общества "Газпром".
В ходе судебного разбирательства общество уточнило заявленные к учреждению требования и просило признать недействительным разрешение на строительство от 10.11.2017 N 32-02-04-2017 в части строительства станции технического обслуживания и автомагазина. От требований к ИП Кузнецову А.И. общество отказалось. Уточненные требования приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 09.01.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019, разрешение ФКУ Упрдор Москва-Бобруйск на строительство от 10.11.2017 N 32-02-04-2017 в части строительства станции технического обслуживания и автомагазина признано недействительным. Производство по делу в отношении требований, заявленных к ИП Кузнецову А.И., прекращено.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение и постановление в части признания недействительным выданного предпринимателю разрешения на строительство, указывая, что судами не обоснованно не принято во внимание отсутствие сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП) о наличии на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0180402:36 охранных зон магистрального газопровода, а акты, составленные 17.05.2010 между обществом и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, 20.12.2006, 12.11.2009 - между обществом Управлением Роснедвижимости по Брянской области, 12.02.2013 - между обществом и муниципальным образованием Брянского района Брянской области, являются недопустимыми доказательствами, поскольку не являются документами, свидетельствующими о государственной регистрации объектов и охранных зон. В связи с тем, что охранная зона магистрального газопровода не была установлена, а Росавтодором было издано распоряжение от 19.03.2014 N 442-р о предоставлении предпринимателю земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-141 Брянск-Смоленск до границы с Республикой Беларусь (через Рудню, на Витебск) кс.112+600 (слева) для строительства дорожного сервиса (станции технического обслуживания и автомагазина), предпринимателем представлено положительное экспертное заключение на объект строительства, учреждением правомерно выдано разрешение на строительство. Общество "Газпром трансгаз Москва" не представило доказательств нарушения оспоренным разрешением на строительство его прав и законных интересов.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Газпром трансгаз Москва" не согласно с доводами учреждения, поскольку суды при правильном применении норм материального права верно установили, что представленный предпринимателем градостроительный план земельного участка, подготовленный МУП "Градостроительство и землеустройство", не был утвержден администрацией Брянского района, разрешение выдано на объект, находящийся в зоне минимального расстояния от оси магистрального газопровода.
Росавтодор в пояснениях на кассационную жалобу считает, что имеются основания для отмены обжалованных учреждением судебных актов, поскольку общество не представило доказательств в чем заключается нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности выданным предпринимателю ФКУ Упрдор Москва-Бобруйск разрешением на строительство. При выдаче разрешения на строительство учреждение руководствовалось Градостроительным кодексом Российской Федерации и Административным регламентом Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации; выдаче разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, утвержденным приказом Минтранса России от 28.06.2012 N 186 (далее - Административный регламент N 186).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзывах на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей учреждения и общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, установлено судами, ПАО "Газпром" является собственником магистрального газопровода "Шебелинка-Белгород-Курск-Брянск" протяженностью 94 км, от 447 до 541 км, состав объектов которого определен техническим паспортом по состоянию на 28.02.2005, инвентарный номер 14776, месторасположение Брянская область, Карачевский, Брянские районы, кадастровый номер 32-32-02/011/2005- 575 (далее - магистральный газопровод), что подтверждается свидетельством от 26.01.2006 серии 32 АГ N 068796.
Согласно техническому паспорту от 28.02.2005 N 14776 магистральный газопровод введен в эксплуатацию в 1976 году, рабочее давление 5,5 МПа, диаметр трубы - 700 мм.
В соответствии со свидетельством о регистрации от 04.02.2014 N А01-13306, выданным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, эксплуатирующей организацией опасного производственного объекта "участок магистрального газопровода Брянского ЛПУМГ А01-13306-0098 1 класс опасности" является ООО "Газпром трансгаз Москва", которое также имеет бессрочную лицензию на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов от 28.01.2009 N ВП-00-009518.
По договору аренды имущества от 30.11.2017 N 01/1600-Д-20/18/4-05-03-49-17 магистральный газопровод передан ПАО "Газпром" во временное владение и пользование ООО "Газпром трансгаз Москва".
По акту от 12.02.2013 общество передало муниципальному образованию Брянского района Брянкой области материалы по фактическому нахождению трубопроводов с привязкой охранных зон и зон минимальных расстояний, входящих в его состав коммуникаций и объектов магистральных газопроводов, газопроводов-отводов, газораспределительных станций, компрессорных станций, находящихся на территории Брянского муниципального образования.
07.11.2016 ИП Кузнецов обратился в администрацию Брянского района за утверждением градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу : автомобильная дорога А-141 Брянск -Смоленск км 112+600 (слева) для строительства станции технического обслуживания (далее -СТО) и автомагазина.
Администрация Брянского района письмом от 15.11.2016 сообщила о невозможности утверждения градостроительного плана земельного участка, так как он выполнен не в соответствии с Правилами землепользования и застройки Свенского сельского поселения, утвержденного решением Брянского районного Совета народных депутатов от 25.06.2014 N 5-10-3, в чертеже неверно указаны минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство. Также, администрация сообщила предпринимателю о необходимости согласования возможности размещения объектов на земельном участке с филиалом ООО "Газпром Трансгаз Москва" Брянское управление магистральных газопроводов, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180402:36 частично входит в охранную зону магистрального газопровода; для дополнительных согласований администрацией направлено письмо в филиал Брянское УМГ ООО "Газпром Трансгаз Москва".
Обществом 22.11.2016 получено обращение Администрации Брянского района (исх. N 4-1482А от 15.11.2016) с просьбой сообщить входит ли в охранную зону магистрального газопровода земельный участок, расположенный в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-141 Брянск-Смоленск до границы с Республикой Беларусь на км. 112+600 (слева) (далее - автомобильная дорога А-141); в случае частичного расположения участка в охранной зоне сообщить о возможности размещения объектов капитального строительства на данном земельном участке для эксплуатации объектов дорожного сервиса (станции технического обслуживания и автомагазина). К обращению прилагались копии заявления предпринимателя, обзорная схема и выписка из ЕГРП, о том, что на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0180402:36 в пользу предпринимателя установлен сервитут на 49 лет.
В ответе от 23.11.2016 N 43-02/1571 общество сообщило администрации, что на данном земельном участке параллельно автомобильной дороге расположен магистральный газопровод; в соответствии с требованиями СНиП 2.05.06-85*."Магистральные трубопроводы" расстояние от оси такого магистрального газопровода до объектов должно составлять не менее 200 метров; поскольку фактическое расстояние от магистрального газопровода до полотна дороги составляет от 110 до 120 метров, филиал не согласовывает строительство и возведение каких-либо построек, в том числе временных на указанном участке.
ФКУ Упрдор Москва Бобруйск выдало предпринимателю Кузнецову разрешение на строительство от 10.11.2017 N 32-02-04-2017, в соответствии с которым разрешено строительство станции технического обслуживания и автомагазина и примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-120 Орел-Брянск-Смоленск до границы с Республикой Беларусь на км 112+600 (слева).
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденному Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 928, в отношении автомобильной дороги А-141 применяется учетный номер Р-120.
12.12.2017 комиссией филиала общества Брянское ЛПУМГ в присутствии исполняющего обязанности главного архитектора администрации Брянского района, предпринимателя Кузнецова в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", статьей 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, проведена проверка соблюдения особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон и зон минимальных расстояний от магистральных газопроводов, о чем составлен соответствующий акт.
Проведенным при проверке контрольным обследованием магистрального газопровода эксплуатируемого филиалом общества, установлено, что расстояние от оси магистрального газопровода до строящихся СТО и автомагазина на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0180402:36, расположенном км 112+600 (слева) автомобильной дороги Р-120, составляет 140 метров.; в момент осмотра земельный участок огорожен по всему периметру профлистом, смонтирован фундамент. К акту проверки составлен план-схема.
В связи с тем, что в результате обследования установлено несоблюдение предпринимателем пункта 3.16 Свода правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*.Магистральные трубопроводы", пункта 22 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, Брянское ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Москва" письмом от 14.12.2017 (исх.N43-052/4429) уведомило предпринимателя о незамедлительном прекращении работ по возведению на земельном участке зданий, строений и сооружений до получения необходимых согласований с собственником системы газоснабжения или уполномоченной им организацией.
Поскольку при проверке предпринимателем было представлено разрешение на строительство СТО и автомагазина и примыкания к автомобильной дороге Р-130, выданное учреждением с нарушением требований градостроительного и земельного законодательства, и этим актом нарушаются права и законные интересы эксплуатирующей опасный производственные объект - магистральный газопровод организации, ООО "Газпром трансгаз Москва" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным разрешения на строительство от 10.11.2017 N 32-02-04-2017 в части строительства СТО и автомагазина.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что разрешение на строительство в оспоренной части выдано учреждением в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК), статьи 74 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 22 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083.
Суд округа не усматривает оснований для несогласия с выводами судов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном ЗК РФ порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 3.1 статьи 90 ЗК РФ).
Из абзаца 2 пункта 6, пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса следует, что границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Из части 4 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) следует, что земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 25 данного Закона. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление.
Учреждением не оспаривается, что магистральный газопровод проложен параллельно автомобильной дороге Р-130, является опасным производственным объектом 1 класса опасности.
Поскольку планированный к размещению предпринимателем объект- СТО и автомагазин должен быть расположен в полосе отвода автомобильной дороги федерального значения Р-130, в соответствии с Административным регламентом N 186, уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство объектов дорожного сервиса в отношении автодороги А-141 (в настоящее время Р-130) являлось учреждение.
Согласно пункту 5 Регламента N 186 выдача разрешений на строительство, реконструкцию дорог осуществляется уполномоченными органами в части выдачи разрешений на строительство, реконструкцию и ввод объектов в эксплуатацию, а также продление срока действия разрешений на строительство в отношении инженерных коммуникаций в случае их прокладки и переустройства в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство (часть 2).
Согласно пункту 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса к заявлению о выдаче разрешение на строительства в числе прочих документов представляется градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.
Аналогичное требование о предоставлении градостроительного плана земельного участка содержится в пункте 10 Регламента N 186.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 57.3 ГрК РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Суды верно установили, предпринимателем в учреждение представлен градостроительный план, подготовленный МУП "Градостроительство и Землеустройство", однако, надлежащий градплан земельного участка, подготовленный и утвержденный администрацией Брянского района не был представлен. Более того, материалами дела подтверждено, что администрация Брянского района отказала предпринимателю в утверждении представленного градостроительного плана письмом от 15.11.2016.
Таким образом, отсутствие надлежащего градостроительного плана являлось основанием для отказа в соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ в выдаче предпринимателю разрешения на строительство.
Однако, учреждение в нарушение закона такого основания не усмотрело, вследствие чего выданное разрешение на строительство является незаконным.
Доводы учреждения о том, что на представленном предпринимателем градостроительном плане, а также в сведениях из ЕГРП о земельном участке с кадастровым номером 32:02:0180402:36, расположенном км 112+600 (слева) автомобильной дороги Р-120, отсутствовали сведения о наличии охранных зон магистрального газопровода, а обществом не представлено надлежащих доказательств государственной регистрации охранных зон магистрального газопровода, судом округа отклоняются как несостоятельные.
Судами установлено, учреждением не опровергнуто, что магистральный газопровод "Шебелинка-Белгород-Курск-Брянск" введен в эксплуатацию в 1959 г., в 1975 году осуществлен перенос участка газопровода Карачев-Брянск, входящего в состав магистрального газопровода. Однако, законодательство до принятия Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не содержало требований к оформлению правоустанавливающих документов, подтверждающих факт создания таких объектов в качестве объектов недвижимости.
Кроме того, факт отсутствия сведений в ЕГРП об охранных зонах магистрального газопровода не влияет на их наличие у опасного производственного объекта в силу закона.
Факт наличия охранных зон на земельном участке, на котором предпринимателю было разрешено строить СТО и автомагазин, мог подтвердить орган местного самоуправления - администрация Брянского района, в полномочия которой входит предоставление утвержденного градостроительного плана земельного участка, для актуализации сведений которого уполномоченный орган в силу статьи 57.3 Градостроительного кодекса осуществляет запрос собственникам соответствующих объектов.
Материалами дела подтверждено, что исполняя муниципальную услугу по утверждению представленного предпринимателем в 2016 году градплана земельного участка сообщила последнему о необходимости получения согласования с собственником системы газоснабжения.
Однако, предприниматель представил градплан, подготовленный иным лицом (ГУП "Градостроительство и Землеустройство"), а учреждение в соответствии с полномочиями по проверке представленных заявителем документов не убедилось, что данный документ в установленном законом порядке утвержден соответствующим органом местного самоуправления.
Доводы о том, что акты, заключенные обществом с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управлением Роснедвижимости по Брянской области, муниципальным образованием Брянского района Брянской области, являются недопустимыми доказательствами, судом округа отклоняются, поскольку указанные доказательства были оценены судами в соответствии с положениями ст. 71 АПРК РФ наряду с иными доказательствами, которые в совокупности свидетельствуют, что уполномоченные органы осведомлены о наличии охранных зон магистрального газопровода, указанные акты, действительно, не являются доказательствами регистрации охранных зон, свидетельствуют об иных фактах.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса и частью 6 статьи 28 Закона N 69-ФЗ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29 апреля 1992 г., Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9 (далее - Правила охраны), предусмотрено установление охранных зон для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки).
Пунктом 4.4 Правил охраны установлен запрет на возведение любых построек и сооружений в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта.
На основании абзаца 4 статьи 32 Закона N 69-ФЗ здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Согласно пункту 7.15 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
Пунктом 3 таблицы 4 пункта 3.8 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* предусмотрено, что минимальное расстояние от оси газопровода 1 класса опасности диаметром св.600 до 800 мм до отдельно стоящего нежилого строения (согласно пункту 2 примечания к таблице N 4 под отдельно стоящим зданием или строением следует понимать здание или строение, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий и сооружений) должно составлять 100 м.
Материалами дела подтверждено, что осуществленные обществом замеры фактического расстояния с учетом примечания к таблице N 4 СП 36.13330.2012 нахождения СТО и автомагазина в охранной зоне магистрального газопровода предпринимателем и учреждением не оспорены, ходатайство проведении судебной технической экспертизы в ходе рассмотрения дела в суде не заявлено.
Оценив, представленные в обоснование своих требований и возражений лицами, участвующими в деле, доказательства в совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив обстоятельства и правильно применив нормы права, суды обоснованно признали недействительным оспоренное обществом разрешение на строительство.
Доводы учреждения и Росавтодор о том, что обществом не представлено доказательств нарушения разрешением на строительство СТО и автомагазина прав и законных интересов заявителя, были предметом рассмотрения судов и правомерно отклонены, поскольку в силу гражданского законодательства, законодательства о газоснабжении, о промышленной безопасности на организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, лежит бремя его надлежащего содержания и ответственности, как владельца источника повышенной опасности.
Кроме того суд округа отмечает, что особенности регулирования правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, установлены совокупностью правовых норм, что необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением.
Поскольку, дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 09.01.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 по делу N А23-1562/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.