г.Калуга |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А68-13861/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.09.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Лукашенковой Т.В. Власова Е.В. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Навигатор-Тула" (300044, г. Тула, ул. М. Горького, д.27, пом.II, ком.8, почтовый адрес: 300012, г. Тула, пр-т Ленина, д.85, корп.6, оф.203, ОГРН 1177154000715, ИНН 7103049716) - Александров В.А. (дов. от 09.07.2019 N 3);
от заинтересованного лица: администрации муниципального образования город Тула (300041, г. Тула, пл. Ленина, д.2, ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032) - не явились;
от третьего лица: управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы (300034, г. Тула, ул. Гоголевская, д.73, ОГРН 1147154070645, ИНН 7106005146) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования город Тула на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.02.2019 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 (судьи Еремичева Н.В., Большаков Д.В., Мордасов Е.В.) по делу N А68-13861/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Навигатор-Тула" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Тулы (далее - администрация) от 13.11.2018 N УАТН-2415 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - одностороннего экрана площадью 18 кв.м по адресу: г. Тула, Красноармейский проспект, д. 11 А и о возложении на администрацию обязанности выдать разрешение на установку рекламной конструкции.
Третьим лицом по делу без самостоятельных требований выступало управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы (далее - управление архитектуры).
Решением суда от 18.02.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы возражения на кассационную жалобу.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 25.09.2018 общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции: тип конструкции - односторонний экран размером (ш * в) 6-м х 3-м, площадью 18 кв. м, по адресу: г. Тула, Красноармейский проспект, 11 А (т.1 л.д.16).
5 октября 2018 г. общество представило в администрацию необходимые документы к заявлению о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, в том числе паспорт рекламного места, чертеж конструкции, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (т.1 л.д.21-34).
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключен обществом с ООО "Берег" - собственником нежилого здания - торгово-остановочного комплекса, на крыше которого предполагается установить рекламную конструкцию.
Решением администрации от 13.11.2018 N УАТН-2415 обществу отказано в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Отказ мотивирован тем, что данная конструкция выглядит неэстетично, искажает целостность восприятия архитектурного облика сложившейся застройки. Размеры рекламной конструкции не соответствуют размерам здания, на котором она будет размещена: отношение высоты здания и высоты конструкции 1:1, длина конструкции в 1,5 раза превышает размеры отдельных входных групп здания. Рекламная конструкция нарушает основные законы объемно-пространственной композиции, такие как масштабность и пропорции (т.1 л.д.39).
Полагая, что отказ администрации является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что в отказе администрации не конкретизировано каким образом размещение рекламной конструкции нарушает архитектурный облик сложившейся застройки и в чем заключается это нарушение.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами, так как в них не дана оценка всем указанным в оспариваемом отказе администрации основаниям, свидетельствующим о нарушении в результате установки рекламной конструкции архитектурного облика существующей застройки.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), статьями 6, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Пунктами 2, 22 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тула, аннулирование таких разрешений", утвержденного постановлением администрации города Тулы от 02.03.2011 N 454 (далее - Административный регламент) предусмотрено, что органом, предоставляющим указанную муниципальную услугу на территории муниципального образования город Тула, является администрация города Тулы в лице управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы.
Исходя из изложенного, суды установили, что именно администрация имеет полномочия на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций.
В силу части 13 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет с уполномоченными органами согласование, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.
Пунктом 3 Административного регламента установлено, что муниципальная услуга по подготовке и выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций осуществляется администрацией с участием управления по административно-техническому надзору администрации, управления архитектуры администрации, главных управлений администрации по соответствующим территориальным округам.
Согласно пунктам 69, 70 Административного регламента управление по административно-техническому надзору проверяет все представленные документы, регистрирует паспорт рекламной конструкции и направляет документы в управление архитектуры для согласования соответствия рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану, а также сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования город Тула; управление архитектуры принимает решение о согласовании или отказе в согласовании размещения рекламной конструкции.
Письмом от 07.11.2018 N УАТН-2117/1 управление архитектуры отказало в согласовании внешнего вида и места размещения рекламной конструкции на фасаде здания по адресу: г.Тула, Красноармейский проспект, 11А, обосновав свой отказ тем, что рекламная конструкция ведет к нарушению основных законов объемно-пространственной композиции, такие как масштабность и пропорции. Размеры рекламной конструкции (6-м х 3-м) не соответствуют размерам здания, на котором она будет расположена: отношение высоты здания и высоты конструкции 1:1, длина конструкции в 1,5 раза превышает размеры отдельных входных групп. Данная конструкция претендует на доминант относительно окружающей застройки и здания, на котором она будет расположена, искажает целостность восприятия архитектуры своей крупногабаритностью. Конструкция нарушает единство вида, так как не координирована относительно основных архитектурно-планировочных элементов (окон, входных групп, облицовочных панелей фасада). Из-за крупногабаритности рекламной конструкции нарушается безопасность её эксплуатации. Существует возможность угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей и их имуществу в случае разрушения элементов здания (т.1 л.д.67).
В силу части 15 статьи 19 Закона о рекламе одним из оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
На основании указанного выше решения управления архитектуры администрация отказала обществу в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Суды не дали оценки всем основаниям, по которым обществу было отказано в выдаче разрешения на установку конструкции.
Кроме того, в кассационной жалобе администрация сослалась на Правила благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 N 47/1156, которыми установлен запрет на изменение внешнего вида фасада здания без предварительного согласования (пункт 8.6.14). Размещение крупногабаритной конструкции над зданием ведет к изменению внешнего вида фасада здания.
Так как суды не исследовали все основания отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости обжалуемые судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении учесть отмеченные недостатки.
Руководствуясь п. 3 ч.1 ст.287, ч.1 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 18.02.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 по делу N А68-13861/2018 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.