г.Калуга |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А83-14974/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Смирнова В.И. Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Панковой О.М. |
при участии: от ООО "Комфорт-ЮГ" - директора Зиркаева А.П., Полякова И.И. по доверенности от 12.03.2019 N 2; в отсутствие представителей Администрации города Алушты Республики Крым, Алуштинского городского совета Республики Крым, ООО "Совместное предприятие по строительству и эксплуатации пансионата "Нева", Управления земельных отношений Администрации города Алушты Республики Крым и ООО "Нева-Каскад-2008", надлежащим образом уведомленных о дне и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Администрации г. Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.01.2019 (судья Чумаченко С.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 (судьи Голик В.С., Малышева И.А., Градова О.Г.) по делу N А83-14974/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Юг" (далее- общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, с учетом уточнений, в котором просит: признать отказ, оформленный письмом Администрации города Алушта Республики за N 2176/02-3536 от 29.08.2018 по заявлению ООО "Комфорт - Юг" об отказе в оформлении договора аренды земельного участка незаконными и понудить Администрацию города Алушта Республики (далее - Администрация) заключить договор аренды на земельный участок общей площадью - 0,3399 га, в том, в числе по участку N 1, площадью - 2972+/- 11 кв.м, кадастровый номер: 90:15:010101:226, по участку N 2, площадью - 426 +/- 4 кв. м, кадастровый номер: 90:15:010101:456, сроком на 49 (сорок девять) лет, расположенный по адресу: Республика Крым, город Алушта, переулок Перекопский, 9, в районе недостроенного объекта пансионата "Нева" на условиях прилагаемого проекта договора аренды земельного участка.
Спор рассматривался с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Алуштинского городского совета, общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие по строительству и эксплуатации пансионата "Нева", Управления земельных отношений Администрации г.Алушты Республики Крым, общества с ограниченной ответственностью "Нева-Каскад-2008".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.01.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019, заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися решением и постановлением, Администрация обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители общества письменным мотивированным отзывом оспорили доводы кассационной жалобы, наставая на законности и обоснованности решения и постановления.
В настоящем судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого Арбитражного суда, общество поддержало доводы, изложенные в письменном отзыве.
Администрация и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда округа представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела на основании решений: 35 и 36 сессий 5 созыва N 35/34 от 17 декабря 2008 и N 36/50 между ООО "Комфорт-Юг и Алуштинским городским советом был заключен договор аренды земли от 15.04.2009 на земельный участок общей площадью - 0,3399 га, в том числе по участку N 1 площадью - 0,2973 га и участку N 2 площадью -0,0426 га, расположенный по адресу: Республика Крым, город Алушта, переулок Перекопский, 9, в районе недостроенного объекта пансионата "Нева".
Пунктом 3 Договора закреплено следующее: на земельном участке имеется недвижимое имущество: нет; а также объекты инфраструктуры: - санитарно-защитная зона инженерно - технических сооружений и коммуникаций (водовод) площадью 0,0106 га; - санитарно-защитная зона инженерно - технических сооружений и коммуникаций (0,4кВ) площадью 0,0032; - санитарно-защитная зона инженерно- технических сооружений и коммуникаций (0,4 кВ) площадью 0,0200 га.
Договор договор аренды земельного участка заключен на 49 лет (п. 6).
27.07.2010 года за N 0410001 00088 договор прошел государственную регистрацию, о чем свидетельствует запись в книге записей государственной регистрации договоров аренда земли N 7 Алуштинского городского совета.
Согласно акту приема-передачи земельного участка от 26.07.2010, арендатор принял земельный участок общей площадью 0,3399 га, расположенный в г. Алуште, ул. Октябрьская, в районе недостроенного объекта пансиона "Нева", без каких-либо зданий и сооружений.
В связи с принятием Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38 - ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", ООО "Комфорт-Юг" 27.07.2018 обратилось к главе Администрации г. Алушты Огневой Г.И. с заявлением о переоформлении прав на земельный участок.
29.08.2018 Администрацией г. Алушты Республики Крым письмом за N 2176/02-19-3536 ООО "Комфорт-Юг" было отказано в переоформлении договора аренды земельного участка общей площадью - 0,3399 га, в том числе по участку N 1 площадью - 0,2973 га и участку N 2 площадью -0,0426 га, расположенного по адресу: Республика Крым, город Алушта, переулок Перекопский, 9, в районе недостроенного объекта пансионата "Нева".
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Верно применив совокупность положений статей 198-201 АПК РФ, удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым.
Частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким правовым актом в области регулирования особенностей земельных отношений на территории Республики Крым является Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Пунктом 9 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (ред. от 28.12.2017, далее - Закон N 38-ЗРК) определено, что право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. В силу пункта 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 01.01.2019 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (пункт 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).
Согласно пункту 17 статьи 3 Закона N 38-ЗРК порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Порядок переоформления прав на земельные участки регламентирован Постановлением Совета министров республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" (далее по тексту - Порядок N 313).
Пунктом 2 названного Порядка установлено, что переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - подлежащие переоформлению права).
Согласно абзацу второму пункта 5 Порядка возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее по тексту - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктами 6 и 7 Порядка N 313 установлены требования к оформлению заявления и перечень документов, необходимых при подаче соответствующего заявления в уполномоченный орган.
Согласно пп. 2 п. 13 Порядка N 313, подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права).
Сроки договора аренды и договора об установлении сервитута, заключенных в порядке переоформления прав, определяются сроком окончания действия ранее заключенных договоров (аренды, эмфитевзиса, суперфиция, сервитута) (п. 14 Порядка N 313).
В силу п. 15 Порядка N 313, решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Проект соответствующего договора (соглашения) направляется подписанным уполномоченным органом в трех экземплярах.
Передача земельного участка по возмездному договору (купля-продажа или аренда) осуществляется на основании акта о передаче земельного участка, который составляется в течение десяти дней со дня поступления платежа (очередного платежа - в случае передачи земельного участка по договору аренды) (п. 18 Порядка N 313).
Пунктом 12 Порядка определено, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
Как верно указали суды, частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей: - предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; - несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Принимая во внимание приведенные нормы, суды обоснованно заключили, что на уполномоченный орган, не установивший указанных частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, возлагается обязанность по заключению договора аренды в отношении соответствующего земельного участка по заявлению лица, с которым ранее заключен договор аренды земельного участка, на срок, определенный условиями такого договора.
Судами было установлено, договор аренды земельного участка от 15.04.2009, заключенный между ООО "Комфорт-Юг" и Администрацией города Алушты Республики Крым никем не признан недействительным не расторгнут, является действующим.
Испрашиваемые земельные участки были поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера 90:15:010101:226 и 90:15:010101:456.
22.04.2015 и 24.07.2015 года на основании заявления заказчика кадастровых работ ООО "Комфорт-Юг" кадастровым инженером Полуэктовой Т.П. были подготовлены межевые планы, в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельных участков с кадастровыми номерами: 90:15:010101:226 и 90:15:010101:456 расположенных по адресу: Республика Крым, город Алушта, в районе недостроенного объекта пансионата "Нева". Исходя из положений планов, здания, объекты, сооружения незавершенного строительства, на земельных участках отсутствуют. Так же, на момент формирования межевого плана, предельные минимальный и максимальный размер, соответствующие виду разрешения использования земельных участков муниципальным органом не определены.
Судами обоснованно обращено внимание, что письмом N 2176/02-19-3536 ООО "Комфорт-ЮГ" отказано в переоформлении договора аренды земельного участка в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право собственности, пользования, оперативного управления на недвижимое имущество, а именно на часть подпорной стены.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации (пункт 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016).
Из приведенных выше норм права и разъяснений следует, что для признания объекта недвижимой вещью и самостоятельным объектом гражданских прав, подлежащим вводу в эксплуатацию посредством регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, необходимо установить не только факт невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, но и наличие у него самостоятельного функционального назначения.
Принимая во внимание изложенное, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды заключили, что спорное сооружение не подпадает под определение недвижимости, выполняя функции подпорной стены.
Иных оснований для отказа в переоформлении прав на земельный участок не приведено.
В этой связи, а также принимая во внимание ранее приведенные нормы права, коллегия отклоняет доводы о имевшем место наложении земельных участков, как не имеющие правого значения для рассмотрения настоящего спора.
Таким образом, учитывая, что действующее законодательство устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков в пользование, суды признали соответствующий отказ Администрации незаконным. При этом судами избран способ восстановления нарушенного права в соответствии с положениями Главы 24 АПК РФ.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.01.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 по делу N А83-14974/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым.
...
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 сентября 2019 г. N Ф10-3997/19 по делу N А83-14974/2018
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3997/19
10.09.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1027/19
23.05.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1027/19
24.01.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-14974/18