г.Калуга |
|
12 июля 2019 г. |
Дело N А23-1751/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Бессоновой Р.Г.Калуцких |
при участии:
от Управления экономики и имущественных отношений города Калуги - Шевелев С.Ю., представитель по доверенности N 814/16-18 от 27.02.2018;
от Городской Управы города Калуги - Шевелев С.Ю., представитель по доверенности N 01/23-18-д от 14.02.2018;
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калужской - области не явились, извещены надлежаще,
от Индивидуального предпринимателя Морачеой О. Н. - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.09.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 по делу N А23-1751/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Морачева Ольга Николаевна (далее - ИП Морачева О.Н., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калужской области к Управлению экономики и имущественных отношений города Калуги (далее - управление) с заявлением о признании незаконным отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, изложенного в письме от 21.12.2017 N 5592/16-17.
Определением суда первой инстанции от 10.08.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калужской области (далее - уполномоченный по защите прав предпринимателей) и городская управа города Калуги (далее - управа).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 24.09.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018, в удовлетворении заявления ИП Морачевой О.Н. отказано.
Не согласившись с состоявшимися по настоящему делу решением и постановлением арбитражного суда, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калужской области обжаловал их в кассационном порядке.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2019 кассационная жалоба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калужской области принята к производству суда.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 03.04.2019 производство по кассационной жалобе приостановлено до рассмотрения Верховным судом Российской Федерации жалоб на судебные акта, принятые по делу N 2а-4963/1/2017.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 01.07.2019 производство по кассационной жалобе возобновлено, судебное разбирательство назначено на 11 июля 2019 года на 15 часов 30 минут, зал N 802.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калужской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился, своего представителя в судебное заседание также не направил, заявив ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд кассационной инстанции не находит оснований для его удовлетворения в связи с тем, что указанные заявителем причины неявки суд считает неуважительными.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) допускается рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие не явившегося лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте ее рассмотрения.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления экономики и имущественных отношений города Калуги и городской Управы города Калуги, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между городской управой города Калуги (арендодатель) и ИП Марычевой О.Н. (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, занятого временными строениями, сооружениями (палатками, павильонами и т.д.) от 15.03.2007 N 89/07 (далее - договор), в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым N 40:26:000185:0009, общей площадью 9 кв. м, расположенный по адресу (имеющий адресные ориентиры): г. Калуга, ул. Московская, д. 219, для торговли овощами, фруктами и консервациями.
Срок аренды земельного участка сторонами установлен с 01.01.2007 по 01.01.2012.
После истечения срока действия вышеуказанного договора аренды ни одна из сторон не заявила о прекращении арендных отношений, в связи с чем данное соглашение считается возобновленным на неопределенный срок.
Уведомлением от 24.10.2016 N 8519/06-16 арендодатель сообщил арендатору о прекращении срока действия договора аренды земельного участка от 15.03.2007 N89/07 по истечении трех месяцев с момента получения настоящего уведомления, которое получено последним 29.10.2016.
В связи с изложенными обстоятельствами ИП Морачева О.Н. 13.12.2016 обратилась в Управление экономики и имущественных отношений города Калуги с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Московская, д. 219, на новый срок.
Управлением в адрес предпринимателя направлен ответ от 21.12.2016 N 5653/16-16, в котором разъяснен порядок и сроки обращения для заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов.
В целях заключения данного договора ИП Морачева О.Н. 19.12.2017 повторно обратилась в городскую управу города Калуги с заявлением о заключении договора на размещение торгового объекта, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Московская, д. 219.
Письмом от 21.12.2017 N 5592/16-17 Управление экономики и имущественных отношений города Калуги сообщило заявителю о невозможности заключения договора на размещение торгового объекта ввиду отсутствия у последней действующего договора аренды земельного участка, дающего право на заключение такого договора посредством реализации преимущественного права, а также о невозможности рассмотрения вопроса об организации и проведении открытого конкурса на право заключения указанного договора в связи с тем, что предполагаемое место размещения не свободно от прав третьих лиц.
Не согласившись с действиями органа местного самоуправления, изложенными в указанном письме, ИП Морачева О.Н. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу требований части 3 статьи 3 Закон N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Во исполнение вышеизложенных требований действующего законодательства городской управой города Калуги принято постановление от 17.06.2015 N 176-п "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов, объектов по оказанию бытовых услуг на территории города Калуги" (далее - Положение), которое определяет порядок размещения торговых объектов и объектов по оказанию бытовых услуг (далее - объекты услуг) на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, либо собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Калуга".
В соответствии с пунктом 1.4 Положения торговые объекты и объекты услуг на территории города Калуги размещаются в местах, установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Калуги (далее - схема торговых объектов) и схемой размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг на территории города Калуги (далее - схема объектов услуг), на основании договора на размещение торговых объектов (объектов бытового обслуживания) на территории города Калуги (далее - договор размещения объекта).
Договоры аренды земельных участков на размещение торговых объектов и объектов услуг на территории города Калуги, заключенные до утверждения настоящего Положения, также являются основанием для размещения вышеуказанных объектов вплоть до окончания срока действия данных договоров.
Согласно пункту 1.5 Положения по договору размещения объекта владельцу торгового объекта и (или) объекта услуг предоставляется право установить и эксплуатировать объект в порядке и на условиях, определенных данным договором. Договор размещения объекта заключается на срок, определенный в схеме торговых объектов и схеме объектов услуг для конкретного места размещения таких объектов.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Положения основаниями заключения договора размещения объекта являются: предоставление места размещения торгового объекта и (или) объекта услуг на основании конкурса; предоставление места размещения торгового объекта и (или) объекта услуг при реализации права на заключение договора размещения объекта на новый срок; предоставление места размещения торгового объекта и (или) объекта услуг при реализации преимущественного права на заключение договора размещения объекта; предоставление места размещения торгового объекта и (или) объекта услуг без проведения конкурса.
Договор размещения объекта посредством реализации преимущественного права, договор размещения объекта на новый срок может быть заключен при наличии действующего договора, указанного в пункте 1.4 Положения, и срока, определенного в схеме торговых объектов и схеме объектов услуг для конкретного места размещения таких объектов, позволяющего заключить, перезаключить (продлить) договор размещения объекта (пункт 3.3.2 Положения).
В соответствии с пунктом 3.3.3 Положения при желании заключить договор размещения объекта посредством реализации преимущественного права, договор размещения объекта на новый срок заинтересованное лицо подает заявление в свободной форме в уполномоченный орган не ранее 45 и не позднее 30 календарных дней до окончания срока действия договора. К заявлению прилагается копия действующего договора, дающего право на размещение торговых объектов и (или) объектов услуг.
Согласно пункту 3.3.5 Положения уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора размещения объекта посредством реализации преимущественного права, договора размещения объекта на новый срок в случаях: обращения с заявлением о заключении договора размещения объекта по уже продленному (перезаключенному) договору размещения объекта (договору размещения объекта посредством реализации преимущественного права), кроме договоров размещения объекта, заключенных, продленных (перезаключенных) в соответствии с подпунктом 3.4.5 пункта 3.4 Положения; нарушения сроков подачи заявления, установленных подпунктом 3.3.3 пункта 3.3 Положения; исключения из схемы торговых объектов и (или) схемы объектов услуг места размещения торгового объекта (объекта бытового обслуживания), по которому ранее размещался объект; отсутствия срока, определенного в схеме торговых объектов и схеме объектов услуг для конкретного места размещения таких объектов, позволяющего перезаключить (продлить) договор размещения объекта, заключить договор размещения объекта посредством реализации преимущественного права; наличия задолженности по действующему договору, дающему право размещения торговых объектов и (или) объектов услуг.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, по заявлению ИП Морачевой О.Н. от 23.12.2016 уполномоченным органом был подготовлен проект договора на размещение торговых объектов, от подписания которого заявительница отказалась.
Вместе с тем, повторное обращение ИП Морачевой О.Н. с заявлением от 19.12.2017 о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта поступило в уполномоченный орган с пропуском срока, установленного пунктом 3.3.3 Положения, что в силу требований пункта 3.3.5 данного Положения служит основанием для отказа в заключении договора.
Учитывая изложенное, выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о правомерности действий Управления экономики и имущественных отношений города Калуги, выраженных в оспариваемом письме, судебная коллегия считает законными и обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несоответствии Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов, объектов по оказанию бытовых услуг на территории города Калуги, утвержденного постановлением городской управы города Калуги от 17.06.2015 N 176-п, нормам действующего федерального законодательства судебной коллегией отклоняются, так как данный нормативный правовой акт являлся предметом судебного спора, по которому решением Калужского районного суда от 10.08.2017 по делу N 2а-4963/1/2017 отказано в удовлетворении требований заявителей. Указанный судебный акт вступил в законную силу и должен учитываться при разрешении спора по настоящему делу.
В остальной части доводы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калужской области направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебной коллегией также отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 24.09.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 по делу N А23-1751/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу требований части 3 статьи 3 Закон N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 июля 2019 г. N Ф10-932/19 по делу N А23-1751/2018